СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Билет 15 трудные времена

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Билет 15 трудные времена»

Тема: «Трудные времена на Русской земле»


Цель: привести детей к пониманию того, что в связи с тем, что Русь была раздроблена в 13 веке она попала в зависимость от Золотой Орды; познакомить с исторической личностью Александра Невского, битвами – Невская и Ледовое побоище; развивать кругозор учащихся, устную речь, память, логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, делать выводы, работать с картой и хронологией; воспитывать у детей чувство патриотизма и интерес к изучению истории.


Планируемые результаты:

Личностные: формирование эмоционального настроя на урок, чувство сопричастности к истории;

Предметные: освоение приёмов исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого, умение работать с лентой времени; овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;

Метапредметные: умение ориентироваться в своей системе знаний, умение наблюдать, читать, слушать, умение описывать, обобщать устанавливать причинно-следственные связи, умение извлекать информацию из текста, умение систематизировать свои знания и применять их на практике; умение формулировать учебные задачи, умение оценивать качество и уровень усвоения материала, умение взаимодействовать с учителем, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, умение высказывать свои предположения, умение обобщать и делать выводы.


Тип урока: комбинированный.


Оборудование:

  1. для учителя – проектор, интерактивная доска, компьютер, презентация,наглядность на доску, конспект;

  2. для учащихся – учебник, письменные принадлежности, раздаточный материал.


Литература:

  1. Окружающий мир. 4 класс. Учебник. В 2 ч. Ч. 2 / А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. – 12-е изд. - М.: Просвещение, 2021. – 160 с.: ил. – (Школа России).



Ход урока


Этапы, время

Содержание

Деятельность учащихся/УУД

  1. Организационный момент(1 мин.)

Словесный (инструктаж)

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Михаил Александрович, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

- Прежде чем мы начнем, давайте проверим вашу готовность к уроку. У вас на партах должны лежать учебники, карточка № 1 одна на парту и ваши письменные принадлежности. Поднимите руку те, у кого чего-то не хватает. Отлично, можем начинать урок.

Слушают учителя, проверяют готовность к уроку.

Личностные: формирование эмоционального настроя на урок.

  1. Повторение изученного,проверка домашнего задания(7 мин.)

Словесный (беседа)


- С какой темой вы познакомились на прошлом уроке? («Из книжной сокровищницы Руси»)

- Отлично, сейчас мы проверим как хорошо вы усвоили материал по этой теме.

- Кто создал славянскую письменность? (Кирилл и Мефодий)

- Как называлась первая Азбука? (Глаголица)

- Назовите название азбуки, которой мы пользуемся до сих пор? (Кириллица)

- Что такое летопись? (описание событий по годам)

- Как называлась самая известная летопись? («Повесть временных лет»)


- Отлично, я вижу, что вы хорошо усвоили материал прошлого урока.


Детиотвечают на вопросы.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний.

  1. Актуализация знаний (2 мин.)

Словесный (беседа)














- Как возникло Древнерусское государство?

(В 882 году князь Олег объединил под своей властью Новгород и Киев. Так и возникло государство Русь со столицей в Киеве).

- А кто может назвать первых князей Древней Руси?(Князь Олег и князь Владимир)

-А вы помните с кем воевали первые князья?

(Воевали с Византией, с печенегами, с половцами)

Князья всегда из-за всех сил боролись за своё государство.


Дети слушают учителя, отвечают на вопросы.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний.








  1. Сообщение темы, постановка задач (3 мин.)

Словесный (беседа)

Сегодня вам предлагаю побыть историками и помочь мне разобраться с одним вопросом.(Почему были трудные времена на Руси)

- Ребята, как вы думаете, какая тема нашего урока?(«Трудные времена на Русской земле»)

-А какие мы с вами можем поставить цели на урок?

Цели:

1. Почему13 век был трудным временем на Руси;

2. Что происходило в это время;

3. Кто нападал на Русь.


Дети слушают учителя, отвечают на вопросы, называют тему, ставят задачи.

Регулятивные: умение формулировать учебные задачи.


V.Открытие нового знания (25 мин.)

Наглядный (работа с картой)




















Словесный (беседа)























Наглядный (анализ карты)













































Наглядный (работа с лентой времени)












Наглядный (сравнение иллюстраций)









Наглядный (работа с лентой времени, работа с картой)









Словесный (беседа)






















Словесный (выборочное чтение)





























Словесный (работа с карточкой)




































- Теперь давайте разбираться, что же это были за трудные времена.

- Ребята, откройте учебник на странице 41.

- Что вы видите? (Древнерусское государство)

- А теперь давайте сравним эту карту с картой на странице 61.

- А на ней что изображено?(Древнерусское государство)

-Какие между ними отличия? (на одной карте государство единое, обозначено зелёным цветом, а на другой-раздроблено на много частей, разного цвета)

- А значит, что произошло с Русью? (она распалась)

- Действительно, к середине 12 века Древняя Русь распалась на отдельные княжества. Князья хотели быть самостоятельными и никому не подчиняться.

- Давайте рассмотрим карту на странице 61 повнимательнее.

-Найдите в условных обозначениях, что означают коричневые стрелки?(походы войск монголов)

-А с какой стороны они напали?(с востока)

- В 13 веке на Русь обрушались тяжёлые испытания. С востока, из Азии, напали степные кочевники-монголы.

-Найдите в условных изображениях, что означает красный крест (2 скрещённых меча)?

(места важнейших сражений)

-Найдите на карте в каком году это было? (1223г.)

-Какой это век? (13в.)

- Верно, давайте отметим эту дату на нашей ленте времени.

- Действительно, в 1223 году монголы напали на половецкие степи во главе с Чингисханом.

- Половцы обратились за помощью к русским князьям. Битва длилась 3 дня и закончилась поражением совместных сил русских и половцев.

- Ребята, а что означает огонь на карте в условных обозначениях?

(города, оказавшие наиболее упорное сопротивление войскам монгольских ханов)

-Ребята, так какой же первый город встретил нашествие монголо-татар? ( Рязань)

- Посмотрите на слайд, это нападение монголов на Рязань. В какое время года это было? (Зима).

-Куда после Рязани направились войска Батыя? (Владимир)

- В феврале 1238 полчища Батыя осадили, а затем сожгли Владимир.

-Перечислите, на какие города напали монголы после Владимира?(Москва, Суздаль, Переяславль, Тверь, Ярославль, Ростов).

- У вас на партах лежит карточка№ 1. Она у вас одна на парту.

«Великий Новгород был спасён по ряду догадок. Хан Батый уж очень боялся, что его войска увязнут в новгородских землях из-за наступления весны.

Вторая догадка-Батый видел, что его войска ослаблены и не смогли бы в полной мере сражаться. Ну и наконец, монголо-татары не хотели селиться в лесистой местности из-за непригодных условий для содержания скота».

-Так почему же они не пошли на Новгород?(Хан Батый боялся, что его войска увязнут в новгородских землях из-за наступления весны, боялся, что его войска ослаблены и не смогут сражаться и монголо-татары не хотели селиться в лесистой местности )

-Какой город оказал сопротивление на обратном пути? (Козельск)

Действительно, одним из таких городов стал Козельск, встретившийся им на юге.

Козельск прозвали «злым» городом.

-Почему же Козельск прозвали «злым» городом?

(Этот маленький городок не отступал целых 7 недель. Поэтому Батый назвал его злым городом.)

Но всё же монголо-татары захватили Козельск. После этого, они поняли, что их силы окончательно иссякли и вернулись к себе в степи, в низовье Волги.

Где Хан Батый основал своё государство под названием – Золотая Орда.)

- Восстановили силы, и монголы снова напали на Русь. Это случилось в 1239 году.

-Через сколько лет состоялся второй поход Батыя на Русь?(через 2 года)

-Давайте снова рассмотрим карту, какие города подверглись нападению на этот раз? (Переяславль, Киев, Чернигов, Владимир-Волынский, Галич.)

- Затем монголы отправились в Восточную Европу. Завоевав города и в Европе, они вернулись обратно.В итоге после двух походов, Русь попала в зависимость и была вынуждена выплачивать дань монголам.(Дань-натуральный или денежный побор с покорённых племён и народов)

-Ребят, а почему так произошло?(Потому что государство не было едино, не было силы, не смогли объединиться)

- Но как говориться «беда не приходит одна».

В это же время Русь подвергается не только набегами монголо-татар.

-Посмотрите на карту, что происходит на севере-западе государства? Что обозначено синей и фиолетовой стрелками?

(завоевательные походы шведских и немецких рыцарей)

-Какие две значимые битвы произошли в то время?

(Невская битва и Ледовое побоище)

-В какие годы это происходило?

(1240-1242г.г.)

- А как происходили сражения мы узнаем из учебника. Читаем на странице 62 второй абзац.

-Кто первым нанёс удар? (шведы)
-Кто оказал им сопротивление?

(князь Александр Ярославович с дружиной)

-Какой был итог битвы? (Александр одержал победу)

-Какое прозвище получил Александр за победу на реке Неве?(Невский)

-Давайте посчитаем, сколько лет назад была битва? (783 года назад)

- Ещё одна победа, в которой прославился Александр Невский, это Ледовое побоище.


Слушают учителя, отвечают на вопросы, работают с учебником, с исторической картой, с лентой времени.

П: проверять и находить информацию; уметь находить нужную информацию из различных источников; развивать умения работать с исторической картой.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

































Дети работают с иллюстрацией, слушают учителя.

К: умение взаимодействовать с учителем, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

По: умение сравнивать, обобщать;

Умение работать с исторической картой























Дети читают летопись.

П: умение извлекать информацию из наглядных пособий

























К: умение работать в парах;

Л: иметь навыки сотрудничества со сверстниками при работе в группах






































VI. Первичное закрепление(5 мин.)

Практический (текст с ошибками)


- Теперь я предлагаю выполнить вам задание. Возьмите карточку №2. Вам нужно вставить пропущенные слова в тексте, можете пользоваться учебником. Это задание в парах.


В 13 веке на Русь обрушились_______________ испытания. С востока из Азии напали степные кочевники- ________________. Поход на Русь возглавил . Первым они разрушили и сожгли город. В феврале осадили город. В летописи сказано:

«». На обратном пути истребили всех горожан города . Такая же печальная участь ожидала и город . Почти вся Русь была разорена. Большинство русских земель попало в зависимость отОрды.

(тяжелые, монголы, хан Батый, Рязань, Владимир, «Не было места, где бы они не повоевали», Козельск, Киев, монголами, Золотой)


Дети выполняют задание на карточке.

Познавательные: умение систематизировать свои знания и применять их на практике.

VII. Закрепление изученного (3 мин.)

Словесный (беседа).
























- Давайте вспомним тему нашего урока(«Трудные времена на Русской земле»)

-Ребята, а теперь давайте вспомним цели, которые ставили сегодня на урок?

Цели:

1. почему 13 век был трудным временем на Руси;

2. что происходило в это время;

3. кто нападал на Русь.

-Итак, о чём мы сегодня говорили? (О трудных временах на Русской земле)

-Что произошло с Русью в 13 в.? (Русь распалась на отдельные княжества)

-Кто напал на Русь? (монголы и немецко-шведские рыцари)

- Кто такие монголы? Кто их возглавлял? (Хан Батый)

- Что произошло с Русью в результате похода Батыя?(Русь попала в зависимость от Золотой Орды )

-В каком году напал Батый?(1237)

- Кто напал с северо-запада? (немецко-шведские рыцари)

-А в каком году напали немецко-шведские рыцари?(1240)

- Какой итог борьбы был с крестоносцами? (отстояли независимость)

- Почему Русь не могла оказать должного сопротивления и попала в зависимость? (Потому что Русь была разъединена и не было единства)

Ребят, давайте сделаем вывод.

(По причине того, что Русь была раздроблена и не было единства, они не смогли выдержать натиск с востока.)

А теперь, давайте сравним наш вывод с выводом в учебнике на стр.42.

- Мы с вами достигли целей урока?


Дети вспоминают тему, цели, новый материал.

Познавательные: умение обобщать и делать выводы

IX.Подведение итогов, рефлексия (1 мин.)

- Наш урок подошел к концу. Я предлагаю оценить вашу работу на уроке закончив предложения:

Сегодня я узнал(а)…

У меня получилось…

Было трудно…

Было интересно…

Дети оценивают свою работу на уроке.

Регулятивные: умение оценивать качество и уровень усвоения материала



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!