СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка «Формирование алгоритмических умений у детей дошкольного возраста посредством цифровой образовательной среды «ПиктоМир»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная Владимировская школа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

«Формирование алгоритмических умений у детей дошкольного возраста посредством

цифровой образовательной среды «ПиктоМир»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Тынянских Татьяна Ивановна

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. В ведение
  2. Алгоритмическая грамотность как эффективное средство развития

предпосылок к учебной деятельности у дошкольников

  1. Организация предметной игровой среды с основами алгоритмизации и программирования

             3.1.Дидактическое наполнение предметной игровой среды с основами алгоритмизации    

                  и программирования в цифровой образовательной среде «ПиктоМир»

 

  1. Введение

Актуальность  внедрения алгоритмики значима в свете внедрения ФГОС ДОУ, так как:

  • является эффективным средством для интеллектуального развития дошкольников,
  • позволяет   педагогу   сочетать   образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры: учиться и обучаться в игре;
  • позволяет воспитаннику проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.
  • объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляет ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Одна из важнейших задач в развитии ребенка - это развитие интеллекта, формирование мыслительных умений и способностей, которые легко позволяют осваивать новое. Дошкольный возраст является началом получения знаний для успешного обучения детей в школе. Интеллектуальное развитие дошкольника сегодня невозможно представить без компьютера, который является для него современным игровым инструментом, служит мощным техническим средством обучения и играет роль помощника в воспитании и развитии. Техника заняла прочные позиции во многих областях современной жизни, проникла в школы и дома. В 21 веке ребенку трудно гармонично развиваться без овладения навыков работы с электронными средствами. В современном мире грамотным человеком считается тот человек, который не только пишет, читает, считает, но и умеет пользоваться компьютером. Сегодняшние дети уже с раннего возраста имеют опыт управления бытовыми приборами с помощью пульта - телевизорами, проигрывателями, электронными игрушками. Так совсем недалеко и до понятия «программа». Программирование – одно из самых интересных и полезных занятий. Чтобы написать код, даже самый простой, необходимо:

  • Понимание: что означают команды в используемом языке.
  • Умение планировать: нужно придумать план решения задачи.
  • Креативность: способность придумывать новые идеи и их реализовывать.
  • Аналитическое мышление: способность логически мыслить, следить за ходом выполнения плана, находить и исправлять ошибки.

Все эти навыки – не специфичны. Они пригодятся в любой области и сфере. Когда у ребенка получается решить какую-то задачу с помощью компьютера, его воодушевление способно сыграть роль искорки, из которой, как известно, может разгореться пламя. Желание запрограммировать что-то на компьютере мотивирует его узнать новое, разобраться с тем, что раньше казалось скучным и трудным. Умение программировать откроет ребенку огромное количество новых возможностей.

Первые шаги в программировании сложны для ребенка, так как алгоритмический стиль мышления не развит с рождения. Однако его можно сформировать. Это вполне реальная задача, даже в дошкольном возрасте.

Овладение на первых ступенях развития простейшими алгоритмами, как обобщенными способами действий, является необходимым условием успешного освоения любой деятельности.

Ц ель методической разработки: описание технологии работы с алгоритмами.

Ц ель работы с детьми: обучение дошкольников умению «видеть» алгоритмы и осознавать алгоритмическую сущность действий.

З адачи.

О бучающие:

  • формировать навыки пространственной ориентировки у дошкольников: схемы тела, схемы пространства, уход от эгоцентрической позиции,
  • формировать       умение      видеть,      анализировать       и    создавать      порядок

действий,

Развивающие:

  • развивать       логику,      мышление,        речь,      сенсорные       возможности        и эмоционально-волевую сферу,

Воспитательные:

  • воспитывать умение взаимодействовать друг с другом в решении практических задач,
  • воспитывать творческие способности ребенка,
  • воспитывать в детях уверенности в себе, своих силах,

У детей формируются следующие алгоритмические умения:

  • Ставлю цель и формирую образ результата.
  • Планирую действия.
  • Умею исполнить и составить алгоритм.
  • Умею работать по образцу и правилу.
  • Могу рассказать о своем способе решения.
  • Решаю задачу творчески.
  • Владею логическими операциями.
  • Вижу ошибки и могу их исправить.

        В методической работе рассматриваются условия, для формирования алгоритмических умений у детей дошкольного возраста. Раскрывается такое понятие, как «алгоритмические умения» и обозначается взаимосвязь с понятием «алгоритмическое мышление».

Условия формирования алгоритмических умений у дошкольников:

  • игры с правилами и организация игровой деятельности по заданным педагогом алгоритмам,
  • создание развивающей предметно-пространственной среды,
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей,
  • обучение детей действиям контроля и оценки своей деятельности,
  • интеграция в процессе формирования алгоритмических умений различных видов детской деятельности.

Новизна работы: изучение программирования и алгоритмики в детском саду является относительно новым направлением для дошкольного образования.

        В настоящее время много говорится о необходимости нового типа образовательного результата, ориентированного на решение реальных жизненных задач. Под этим понимается личность, которая обладает набором ключевых компетенций или общеучебных умений, в том числе и сформированным интеллектуальным аппаратом, который, кроме всего прочего, включает развитое логическое и алгоритмическое мышление.

         Алгоритмическое мышление – это искусство рассуждать об алгоритмических процессах окружающей действительности, способность планировать свои действия, умение предвидеть различные сценарии и поступать соответственно им (С. Е. Царева).       Зачем ребенку алгоритмическое мышление? Алгоритмическая грамотность необходима детям с дошкольного возраста. Чтобы малышу решить практическую задачу и получить ответ, необходимо выполнить ряд действий. Если дети учатся этому в дошкольном возрасте, то когда они придут в школу, обучение им будет даваться гораздо легче.

В от некоторые умения, которые требуются во многих сферах:

  • Разбивать общую задачу на подзадачи.
  • Планировать этапы и время своей деятельности.
  • Оценивать эффективность деятельности.
  • Искать информацию.
  • Перерабатывать и усваивать информацию.
  • Понимать последовательные, параллельные действия

Именно алгоритмы помогают ребёнку объяснить сложные явления в доступной форме, воспроизводить необходимую информацию, развивают такие психические процессы как память, внимание, образное мышление.

Н авыки алгоритмического мышления способствуют формированию

о собого стиля культуры человека, составляющими которого являются:

  • Целеустремлённость и сосредоточенность;
  • Объективность и точность;
  • Логичность и последовательность в планировании и выполнении своих действий;
  • Умение чётко и лаконично выражать свои мысли;
  • Правильно ставить задачу и находить окончательные пути её решения;
  • Быстро ориентироваться в стремительном потоке информации. Заанятия, в которых могут быть использованы алгоритмы:
  • Математика
  • Развитие речи
  • Ознакомление с окружающим миром
  • Конструирование
  • Рисование
  • Аппликация
  • Лепка

 2. Алгортмическая грамотность как эффективное средство развития предпосылок к  учебной деятельности у дошкольников.

Эффективным средством развития предпосылок к учебной деятельности у дошкольников в процессе обучения являются алгоритмы и формирование у детей алгоритмических умений. Овладение алгоритмом обеспечивает возможность переноса метода решения данной задачи на похожие задачи. Действия контроля, самоконтроля и коррекции также свойственны при алгоритмической деятельности людей.

Алгоритмика - это наука, которая способствует развитию у детей алгоритмического мышления, что позволяет строить свои и понимать  чужие алгоритмы. Что, в свою очередь, помогает ребенку освоить различные компетенции. Занятия алгоритмикой развивают умение планировать этапы и время своей деятельности, разбивать одну большую задачу на подзадачи. Позволяют оценивать эффективность своей деятельности. Дают возможность понять буквально, что такое последовательные действия, более того, практически ощутить понятие «функция». Повышают мотивацию к познанию окружающего мира. В сочетании с физической активностью снижают дефицит движений у современных детей. Работа в команде развивает коммуникативные способности.

 Так что же такое алгоритм?

Алгоритм - точное предписание о том, какие действия и в какой последовательности надо выполнить, чтобы достичь результата в любой

из задач определенного вида; последовательность команд для решения поставленной задачи; система правил, сформулированных на языке понятном исполнителю и определяющих цепочку действий, в результате которой мы приходим     от исходных данных к нужному результату. Эта цепочка действий - алгоритмический процесс, а каждое действие - шаг. Число шагов для           достижения результата           конечно. Процесс разработки алгоритма- а лгоритмизация.

О бщие свойства алгоритмов:

  • Массовость алгоритма (предназначен для решения группы подобных задач);
  • Определенность и обусловленность (алгоритм - точная и строго определенная последовательность шагов, нет свободы выбора действий);
  • Результативность (любая задача из группы однотипных будет решена с помощью алгоритма);
  • Понятность (предписание сформулировано так, что оно одинаково понятно всем исполнителям той категории, на которую рассчитано);
  • Дискретность (раздельность: пошаговый характер);
  • Понятие «шаг» - относительно: не всегда один шаг соответствует одному элементарному действию. Это может быть действие, требующее разбивки на еще более простые.

 Основные виды шагов:

  • Простые (предписывающие выполнения некоторых действий)
  • Составные (определяющие разветвление процесса решения задач)

 Виды алгоритмов:

  • Линейный: все действия выполняются последовательно по одному разу.
  • Разветвляющийся: алгоритм, в котором проверяется какое-то условие, если оно выполняется, осуществляется одна последовательность. Если не выполняется - реализуется другая.
  • Циклический: содержит часть действий, которые необходимо повторить несколько раз, пока не будет реализовано некоторое условие.

 Значение алгоритмов:

  • Придают развивающий характер обучения.
  • Развивают умения планировать свою деятельность и прогнозировать результат.
  • Развивают речь (точность, краткость, доступность).

Ф ормы проявления алгоритмов:

  • Словесные: т.е. выраженная вербально последовательность: например указания;
  • Наглядные: схемы, формулы.

Алгоритмы можно записать словесно, при помощи таблицы, формулы, на языке блок-схем или программ. Словесная запись алгоритма наиболее понятна и приемлема для детей дошкольного возраста. Последовательность действий можно изобразить с помощью рисунков или карточек, на которых изображен каждый шаг алгоритма.

У дошкольников следует формировать представления о последовательности действий, знакомить детей с понятиями: «правила», «алгоритм». Формировать осознание ребенком значимости правил в своей жизни (режим дня; правила умывания, одевания и т.п.), в учебной деятельности (правила счета, измерения длины, массы, решения задач и т.д.), в игровой деятельности (игры с правилами) и знакомить детей с этими правилами в форме алгоритмов. Формировать осознание ребенком значимости правил (алгоритмов) в жизни любого человека (правила дорожного движения, этикет, кулинарные рецепты и т. п.), формировать умения работать с алгоритмами и составлять их самостоятельно; формировать умения решать логические задачи с помощью алгоритмов.

Целенаправленную работу по формированию алгоритмических умений можно начинать с детьми 5-го года жизни.

 На первом этапе термины «алгоритм», правила», «план» не вводятся. Педагог сообщает детям определенный алгоритм (только линейный), одновременно показывая называемые действия. Например, последовательность изготовления бутерброда. Детям дается установка на запоминание последовательности действий. Воспитатель просит детей показать, что они запомнили и как правильно сделать бутерброд. Следует учить детей сопровождать свои действия речью, а педагог должен помогать им в этом, сопровождая действия детей комментариями. Проверка запоминания алгоритма может осуществляться разными способами: дети показывают последовательность названных воспитателем действий (одевания, умывания, поливки цветов, кормления рыбок и т.п.), либо воспитатель готовит карточки с нарисованными действиями, раскладывает их в произвольном порядке, а дети должны восстановить порядок действий. Каждый выполненный алгоритм воспитатель оценивает, отслеживает, была ли достигнута поставленная цель.

На занятиях по математике дети так же знакомятся с различными линейными алгоритмами:

  • правилами выполнения приемов наложения и приложения
  • правилами счета
  • алгоритмом сравнения по величине
  • выполнением сериации

 На втором этапе идет работа по формированию у детей умений составлять различные алгоритмы (линейные, разветвляющиеся и циклические).

Начинать обучение следует с линейных алгоритмов. В качестве подготовительных упражнений, способствующих формированию у детей умений строить алгоритмы, используют игры-упражнения на выстраивание последовательности событий, например, такие, как: «А что было дальше?»,

«Кто знает, тот дальше сказку продолжает». Во время игры ребенок может сказать 1-2 предложения, затем продолжает другой ребенок. Для того, чтобы облегчить рассказывание, можно предложить набор картинок.

В процессе работы дети учатся осмысливать линейные алгоритмы и применять их в образовательной деятельности и повседневной жизни. Например, в игре «Зоопарк» можно выстроить систему правил: При покупке билета у воспитателя в зоопарк, дошкольник сначала должен произнести: «Здравствуйте», а потом протянуть деньги, попросить билет, взять билет, получить сдачу, пройти к контролеру, протянуть билет, зайти в зоопарк. Если последовательность действий (алгоритм) будет нарушен, то дошкольнику будет запрещено посещать зоопарк сегодня.

Для закрепления умений составлять линейные алгоритмы, в которых пропущены какие-либо действия, нарушен их порядок, используются игры. Примером игры с неполным составом действий является игра «Научи робота кушать». Чтобы робот выполнил команду, она должна быть очень четкой, а чтобы получился требуемый результат, необходим правильный порядок. В роли робота выступает воспитатель: «Робот» –это машина, которая слушается человека и выполняет все его команды. С этим персонажем педагоги организует различные игры. Робот необходим для того, чтобы показать детям, что команды должны быть четкими и в правильном порядке.

После проведения дошкольниками любой игры или задания на выполнение алгоритма воспитатель анализирует с ними реализацию всех этапов и достижение поставленной цели. Воспитатель корректирует, если необходимо, алгоритм, внося изменения в представленные на доске карточки (меняя их местами, дополняя). Затем просит детей выполнить алгоритм, и вместе с ними подводит итог: определяет, чему научились дети, что вызывает наибольшие трудности, что не получается и почему.

Когда дети научатся работать с линейными алгоритмами, необходимо познакомить их с разветвляющимися алгоритмами.

Перед ознакомлением необходимо провести подготовительную работу, включающую игру «да - нет». Воспитатель говорит, что в речи иногда употребляются вопросы,  на которые достаточно  ответить только  «да» или «нет», например, «Вы уже завтракали?» (Ребята сами придумывают такие вопросы и задают их друг другу). Затем воспитатель говорит, что имеются и такие вопросы, на которые нельзя ответить только «да» или «нет», например, «Сколько тебе лет?» и предлагает каждому ребенку придумать такой вопрос и задать кому-нибудь из детей. Затем детям предлагаются игры с условиями, настольные игры. Условия могут быть разными: «У тебя светлые волосы?», «Тебе 6 лет?», «Твое имя начинается с гласной буквы?» и т.п. Меняя условия, воспитатель добивается понимания того, что в зависимости от ответа на вопрос условия, выполняется то или иное действие.

После  того  как  дети   усвоили   разветвляющийся   алгоритм,   можно переходить к циклическому алгоритму. Самый простой вариант циклического алгоритма - это построение сериационных рядов, т.е. расположение предметов в последовательности по какой-либо величине. Данные ряды дошкольники строят на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Но и в других образовательных областях приходится сталкиваться с подобными заданиями. Например, занятие по физическому развитию начинается с выстраивания дошкольников по росту. Художественно-эстетическое развитие предполагает

выстраивание цветов или нот по тону. Главное нужно научить детей записать этот алгоритм в виде блок-схемы, обратив внимание, что некоторые действия повторяются несколько раз. Поэтому же алгоритму можно расставить числа по возрастанию, буквы по алфавиту, игрушки по высоте.

 На третьем этапе обучения происходит закрепление приобретенных алгоритмических умений (осуществляется в учебной и игровой деятельности). Ребенок, получив какое-либо задание, для его выполнения применяет известный ему алгоритм, однако если он не знает соответствующего алгоритма, то может попытаться составить его самостоятельно.

Выстраивая работу по алгоритмике с детьми дошкольного возраста, необходимо учитывать их возрастные особенности.

Дети дошкольного возраста 3-4 лет еще не способны к усвоению алгоритмов, основы алгоритмической деятельности им трудны. Они не могут продолжительное время удерживать цель и план деятельности, точно следовать образцу, инструкции. Усвоение алгоритмов можно свести лишь к формированию данных умений. Например, в процессе игровой деятельности дошкольники осваивают нормы и правила поведения за столом во время еды, правила умывания, культурно-гигиенических навыки по использованию предметов личной гигиены, то есть действия, носящие алгоритмический характер.

Подготовительную работу по формированию алгоритмических умений нужно начинать с детьми среднего дошкольного возраста. В этом возрасте особое внимание необходимо уделять играм, направленным на развитие пространственной ориентации. Формируем у детей умение ориентироваться и фиксировать предметы на листе бумаги. Например: использование игр на ориентировку на листе бумаги: «Положи красный круг в середине листа, положи синий треугольник слева от круга; справа положи зеленый квадрат, в верхний угол положи красный квадрат». Можно  использовать  игры  –  лабиринты,  с  различными вариантами сложности. Начать знакомство детей с лабиринта, где всего один путь следования. Например, ребенку предлагается помочь какому-то герою дойти до определенного места. Ребенок, используя пальчик, карандаш или небольшие фигурки и проходит по намеченному пути от начала до конечного пункта назначения. Потом задания усложняются, в лабиринте появляется препятствие. Затем можно перейти к лабиринтам-дорожкам, где появляется множество вариантов прохождения от входа до выхода. Ребенок учится ориентироваться в пространстве, обобщать и анализировать, развивает интеллектуальные способности, контролирует свои действия.

В старшем дошкольном возрасте, основная работа проводится с целью подготовки к формированию у детей навыков работы на листе бумаги в клетку.

  1. Знакомство с понятиями: лист, страница, тетрадь (лист состоит из двух страниц, тетрадь состоит из листов).
  2. Повторение названий сторон и углов листа и страницы.
  3. Воспитатель рассматривает с детьми лист с размеченными клеточками.

В дальнейшем осваиваются игры с составлением алгоритма маршрута движения исполнителя.

Для этого, мы должны познакомить детей с роботом, который ходит вперёд, направо, налево. Чтобы робот заработал, ему необходима программа. Она пишется с помощью пиктограмм. Таким образом, мы подводим ребенка к моделированию пространства с помощью графического знака, т. е. все движения, которые будет выполнять робот, ребенок кодирует с помощью пиктограмм. Начинать нужно буквально с двух ходов. Усложнение игровых задач идет за счет  постепенного  увеличения  количества  ходов  робота. Все эти задачи ребенок решает с помощью практических действий, которые он может выполнять как на магнитной доске, так и у себя на столе, на уменьшенной карте, используя вместо робота обыкновенную шашку, фишку и т. д. Все свои действия ребенок должен проговаривать. Так же он должен уметь «читать» программы. Педагог  организует действие:  один ребенок  читает          программу, а остальные передвигают исполнителя по карте, повторяя команды вслух. Можно организовать работу в парах. Когда ребенок проговаривает свои действия,  выполняя движения, а другой ребенок фиксирует движения, а следующий этап предполагает переход речи во внутреннюю и без практических действий. Педагог берет на себя роль читающего программу, а дети «передвигаются» по карте без    исполнителя, только взглядом. Количество ходов увеличивается постепенно. Усложняется программа с появлением поворотов. Ребенок учится записывать программу на листе бумаги с помощью стрелок, программируя мини–робота. Такие игры способствуют развитию логического мышления и пространственного воображения.

Таким образом, на выходе из детского сада, мы хотим получить личность, готовую к школьному обучению. Развитое алгоритмическое мышление помогает обеспечить преемственность со школьным образованием и помогает более легкому прохождению адаптации к школьному обучению.

    1. Дидактическое наполнение предметной    игровой среды с основами алгоритмизации и программирования в цифровой образовательной среде «ПиктоМир»

Дидактическая игра «Лото» «ПиктоМир»

Дидактическая игра «Лото» для детей одна из наиболее известных и популярных.  Игра представляет собой набор из 6 карточек и 60 фишек с изображением элементов цифровой образовательной среды «ПиктоМир»

Цель: закрепление основных определений и понятий элементов цифровой образовательной среды «ПиктоМир».

Задачи: корригировать умение анализировать, сопоставлять, делать выводы. Упражнять в диалогической речи, закрепить умение отвечать на вопросы. Развивать мелкую моторику.

Правила игры:

      В лото играют минимум 2, максимум 6 детей. Каждый игрок получает 1-3 карты с общими изображениями, соответствующими теме. Фишки нужно повернуть лицевой стороной вниз. Ведущий поочередно показывает по одной фишке. Изображение на ней должно совпасть с объектом, нарисованным на одной из больших карт. Игрок, у которого находится эта карта, и забирает фишку, прикладывает ее к свободной ячейке. Тот, кто первым заполнит все ячейки изображениями, будет назван победителем.

Дидактическая игра «Судоку»

Цель: развитие пространственного и логического мышления.

Задачи: развивать умение структурировать алгоритма решения судоку; формировать умение планировать свою деятельность; развивать умение ориентировки на плоскости; развивать внимательность.

     Ход игры: Ребенку предлагается, используя картинки подсказки на поле, заполнить оставшиеся клетки так, чтобы в каждой строке и столбце каждая картинка встречалась только один раз.

Игра «Пиксели»

Рисование по клеточкам – это способ развития у ребенка пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости. Выполняя такие задания, дети учатся ориентироваться в тетради.

Цель: развитие ориентации на листе бумаги в клетку (активизирование пространственных представлений: вверх, вниз, вправо, влево.);

Задачи: учить проводить прямые линии определённой длины в заданном направлении; развивать зрительно-пространственное восприятие, мелкую моторику пальцев рук, умение понимать и точно выполнять указания взрослого.

Игра «Найди, сосчитай и запиши»

Цель: ориентирование в пространстве, закрепление навыка счета.

Задачи: развивать умение соотносить цифру с количеством предметов, закреплять навыки счета. Развивать умение согласовывать в речи числительные с существительными. Развивать пространственные представления (ориентирование на листе бумаги): «выше», «ниже», «слева», «справа»; употреблять предлоги над, под, между, до, за, «перед», «около». Ход игры: Ребенку предлагается рабочая карта, на которой размещено 6 картинок, которые повторяются в разном количестве.

Игра «Лабиринт»

Цель: развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук, зрительно-пространственной ориентировки на листе бумаги.

Задачи: развивать зрительно-пространственную ориентировку на листе бумаги; закреплять ориентировку и понятия: вверх, вниз, влево, вправо. Пособие представляет собой карточки формата А 4 с изображением лабиринтов различной сложности и конфигурации.

     Ход игры: Игроку дается карточка с лабиринтом и. предлагается выполнить игровое задание (Помоги герою найти дорогу, Выбери правильный путь и т.д.).

 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Формирование алгоритмических умений у детей дошкольного возраста посредством цифровой образовательной среды «ПиктоМир»»




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная Владимировская школа»























Методическая разработка

«Формирование алгоритмических умений у детей дошкольного возраста посредством

цифровой образовательной среды «ПиктоМир»























Автор: Тынянских Татьяна Ивановна


СОДЕРЖАНИЕ:

  1. В ведение

  2. Алгоритмическая грамотность как эффективное средство развития

предпосылок к учебной деятельности у дошкольников

  1. Организация предметной игровой среды с основами алгоритмизации и программирования

3.1.Дидактическое наполнение предметной игровой среды с основами алгоритмизации

и программирования в цифровой образовательной среде «ПиктоМир»


  1. Введение

Актуальность внедрения алгоритмики значима в свете внедрения ФГОС ДОУ, так как:

  • является эффективным средством для интеллектуального развития дошкольников,

  • позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры: учиться и обучаться в игре;

  • позволяет воспитаннику проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.

  • объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляет ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Одна из важнейших задач в развитии ребенка - это развитие интеллекта, формирование мыслительных умений и способностей, которые легко позволяют осваивать новое. Дошкольный возраст является началом получения знаний для успешного обучения детей в школе. Интеллектуальное развитие дошкольника сегодня невозможно представить без компьютера, который является для него современным игровым инструментом, служит мощным техническим средством обучения и играет роль помощника в воспитании и развитии. Техника заняла прочные позиции во многих областях современной жизни, проникла в школы и дома. В 21 веке ребенку трудно гармонично развиваться без овладения навыков работы с электронными средствами. В современном мире грамотным человеком считается тот человек, который не только пишет, читает, считает, но и умеет пользоваться компьютером. Сегодняшние дети уже с раннего возраста имеют опыт управления бытовыми приборами с помощью пульта - телевизорами, проигрывателями, электронными игрушками. Так совсем недалеко и до понятия «программа». Программирование – одно из самых интересных и полезных занятий. Чтобы написать код, даже самый простой, необходимо:

  • Понимание: что означают команды в используемом языке.

  • Умение планировать: нужно придумать план решения задачи.

  • Креативность: способность придумывать новые идеи и их реализовывать.

  • Аналитическое мышление: способность логически мыслить, следить за ходом выполнения плана, находить и исправлять ошибки.

Все эти навыки – не специфичны. Они пригодятся в любой области и сфере. Когда у ребенка получается решить какую-то задачу с помощью компьютера, его воодушевление способно сыграть роль искорки, из которой, как известно, может разгореться пламя. Желание запрограммировать что-то на компьютере мотивирует его узнать новое, разобраться с тем, что раньше казалось скучным и трудным. Умение программировать откроет ребенку огромное количество новых возможностей.

Первые шаги в программировании сложны для ребенка, так как алгоритмический стиль мышления не развит с рождения. Однако его можно сформировать. Это вполне реальная задача, даже в дошкольном возрасте.

Овладение на первых ступенях развития простейшими алгоритмами, как обобщенными способами действий, является необходимым условием успешного освоения любой деятельности.

Ц ель методической разработки: описание технологии работы с алгоритмами.

Ц ель работы с детьми: обучение дошкольников умению «видеть» алгоритмы и осознавать алгоритмическую сущность действий.

З адачи.

О бучающие:

  • формировать навыки пространственной ориентировки у дошкольников: схемы тела, схемы пространства, уход от эгоцентрической позиции,

  • формировать умение видеть, анализировать и создавать порядок

действий,

Развивающие:

  • развивать логику, мышление, речь, сенсорные возможности и эмоционально-волевую сферу,

Воспитательные:

  • воспитывать умение взаимодействовать друг с другом в решении практических задач,

  • воспитывать творческие способности ребенка,

  • воспитывать в детях уверенности в себе, своих силах,

У детей формируются следующие алгоритмические умения:

  • Ставлю цель и формирую образ результата.

  • Планирую действия.

  • Умею исполнить и составить алгоритм.

  • Умею работать по образцу и правилу.

  • Могу рассказать о своем способе решения.

  • Решаю задачу творчески.

  • Владею логическими операциями.

  • Вижу ошибки и могу их исправить.

В методической работе рассматриваются условия, для формирования алгоритмических умений у детей дошкольного возраста. Раскрывается такое понятие, как «алгоритмические умения» и обозначается взаимосвязь с понятием «алгоритмическое мышление».

Условия формирования алгоритмических умений у дошкольников:

  • игры с правилами и организация игровой деятельности по заданным педагогом алгоритмам,

  • создание развивающей предметно-пространственной среды,

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей,

  • обучение детей действиям контроля и оценки своей деятельности,

  • интеграция в процессе формирования алгоритмических умений различных видов детской деятельности.

Новизна работы: изучение программирования и алгоритмики в детском саду является относительно новым направлением для дошкольного образования.

В настоящее время много говорится о необходимости нового типа образовательного результата, ориентированного на решение реальных жизненных задач. Под этим понимается личность, которая обладает набором ключевых компетенций или общеучебных умений, в том числе и сформированным интеллектуальным аппаратом, который, кроме всего прочего, включает развитое логическое и алгоритмическое мышление.

Алгоритмическое мышление – это искусство рассуждать об алгоритмических процессах окружающей действительности, способность планировать свои действия, умение предвидеть различные сценарии и поступать соответственно им (С. Е. Царева). Зачем ребенку алгоритмическое мышление? Алгоритмическая грамотность необходима детям с дошкольного возраста. Чтобы малышу решить практическую задачу и получить ответ, необходимо выполнить ряд действий. Если дети учатся этому в дошкольном возрасте, то когда они придут в школу, обучение им будет даваться гораздо легче.

В от некоторые умения, которые требуются во многих сферах:

  • Разбивать общую задачу на подзадачи.

  • Планировать этапы и время своей деятельности.

  • Оценивать эффективность деятельности.

  • Искать информацию.

  • Перерабатывать и усваивать информацию.

  • Понимать последовательные, параллельные действия

Именно алгоритмы помогают ребёнку объяснить сложные явления в доступной форме, воспроизводить необходимую информацию, развивают такие психические процессы как память, внимание, образное мышление.

Н авыки алгоритмического мышления способствуют формированию

о собого стиля культуры человека, составляющими которого являются:

  • Целеустремлённость и сосредоточенность;

  • Объективность и точность;

  • Логичность и последовательность в планировании и выполнении своих действий;

  • Умение чётко и лаконично выражать свои мысли;

  • Правильно ставить задачу и находить окончательные пути её решения;

  • Быстро ориентироваться в стремительном потоке информации. Заанятия, в которых могут быть использованы алгоритмы:

  • Математика

  • Развитие речи

  • Ознакомление с окружающим миром

  • Конструирование

  • Рисование

  • Аппликация

  • Лепка

2. Алгортмическая грамотность как эффективное средство развития предпосылок к учебной деятельности у дошкольников.

Эффективным средством развития предпосылок к учебной деятельности у дошкольников в процессе обучения являются алгоритмы и формирование у детей алгоритмических умений. Овладение алгоритмом обеспечивает возможность переноса метода решения данной задачи на похожие задачи. Действия контроля, самоконтроля и коррекции также свойственны при алгоритмической деятельности людей.

Алгоритмика - это наука, которая способствует развитию у детей алгоритмического мышления, что позволяет строить свои и понимать чужие алгоритмы. Что, в свою очередь, помогает ребенку освоить различные компетенции. Занятия алгоритмикой развивают умение планировать этапы и время своей деятельности, разбивать одну большую задачу на подзадачи. Позволяют оценивать эффективность своей деятельности. Дают возможность понять буквально, что такое последовательные действия, более того, практически ощутить понятие «функция». Повышают мотивацию к познанию окружающего мира. В сочетании с физической активностью снижают дефицит движений у современных детей. Работа в команде развивает коммуникативные способности.

Так что же такое алгоритм?

Алгоритм - точное предписание о том, какие действия и в какой последовательности надо выполнить, чтобы достичь результата в любой

из задач определенного вида; последовательность команд для решения поставленной задачи; система правил, сформулированных на языке понятном исполнителю и определяющих цепочку действий, в результате которой мы приходим от исходных данных к нужному результату. Эта цепочка действий - алгоритмический процесс, а каждое действие - шаг. Число шагов для достижения результата конечно. Процесс разработки алгоритма- а лгоритмизация.

О бщие свойства алгоритмов:

  • Массовость алгоритма (предназначен для решения группы подобных задач);

  • Определенность и обусловленность (алгоритм - точная и строго определенная последовательность шагов, нет свободы выбора действий);

  • Результативность (любая задача из группы однотипных будет решена с помощью алгоритма);

  • Понятность (предписание сформулировано так, что оно одинаково понятно всем исполнителям той категории, на которую рассчитано);

  • Дискретность (раздельность: пошаговый характер);

  • Понятие «шаг» - относительно: не всегда один шаг соответствует одному элементарному действию. Это может быть действие, требующее разбивки на еще более простые.

Основные виды шагов:

  • Простые (предписывающие выполнения некоторых действий)

  • Составные (определяющие разветвление процесса решения задач)

Виды алгоритмов:

  • Линейный: все действия выполняются последовательно по одному разу.

  • Разветвляющийся: алгоритм, в котором проверяется какое-то условие, если оно выполняется, осуществляется одна последовательность. Если не выполняется - реализуется другая.

  • Циклический: содержит часть действий, которые необходимо повторить несколько раз, пока не будет реализовано некоторое условие.

Значение алгоритмов:

  • Придают развивающий характер обучения.

  • Развивают умения планировать свою деятельность и прогнозировать результат.

  • Развивают речь (точность, краткость, доступность).

Ф ормы проявления алгоритмов:

  • Словесные: т.е. выраженная вербально последовательность: например указания;

  • Наглядные: схемы, формулы.

Алгоритмы можно записать словесно, при помощи таблицы, формулы, на языке блок-схем или программ. Словесная запись алгоритма наиболее понятна и приемлема для детей дошкольного возраста. Последовательность действий можно изобразить с помощью рисунков или карточек, на которых изображен каждый шаг алгоритма.

У дошкольников следует формировать представления о последовательности действий, знакомить детей с понятиями: «правила», «алгоритм». Формировать осознание ребенком значимости правил в своей жизни (режим дня; правила умывания, одевания и т.п.), в учебной деятельности (правила счета, измерения длины, массы, решения задач и т.д.), в игровой деятельности (игры с правилами) и знакомить детей с этими правилами в форме алгоритмов. Формировать осознание ребенком значимости правил (алгоритмов) в жизни любого человека (правила дорожного движения, этикет, кулинарные рецепты и т. п.), формировать умения работать с алгоритмами и составлять их самостоятельно; формировать умения решать логические задачи с помощью алгоритмов.

Целенаправленную работу по формированию алгоритмических умений можно начинать с детьми 5-го года жизни.

На первом этапе термины «алгоритм», правила», «план» не вводятся. Педагог сообщает детям определенный алгоритм (только линейный), одновременно показывая называемые действия. Например, последовательность изготовления бутерброда. Детям дается установка на запоминание последовательности действий. Воспитатель просит детей показать, что они запомнили и как правильно сделать бутерброд. Следует учить детей сопровождать свои действия речью, а педагог должен помогать им в этом, сопровождая действия детей комментариями. Проверка запоминания алгоритма может осуществляться разными способами: дети показывают последовательность названных воспитателем действий (одевания, умывания, поливки цветов, кормления рыбок и т.п.), либо воспитатель готовит карточки с нарисованными действиями, раскладывает их в произвольном порядке, а дети должны восстановить порядок действий. Каждый выполненный алгоритм воспитатель оценивает, отслеживает, была ли достигнута поставленная цель.

На занятиях по математике дети так же знакомятся с различными линейными алгоритмами:

  • правилами выполнения приемов наложения и приложения

  • правилами счета

  • алгоритмом сравнения по величине

  • выполнением сериации

На втором этапе идет работа по формированию у детей умений составлять различные алгоритмы (линейные, разветвляющиеся и циклические).

Начинать обучение следует с линейных алгоритмов. В качестве подготовительных упражнений, способствующих формированию у детей умений строить алгоритмы, используют игры-упражнения на выстраивание последовательности событий, например, такие, как: «А что было дальше?»,

«Кто знает, тот дальше сказку продолжает». Во время игры ребенок может сказать 1-2 предложения, затем продолжает другой ребенок. Для того, чтобы облегчить рассказывание, можно предложить набор картинок.

В процессе работы дети учатся осмысливать линейные алгоритмы и применять их в образовательной деятельности и повседневной жизни. Например, в игре «Зоопарк» можно выстроить систему правил: При покупке билета у воспитателя в зоопарк, дошкольник сначала должен произнести: «Здравствуйте», а потом протянуть деньги, попросить билет, взять билет, получить сдачу, пройти к контролеру, протянуть билет, зайти в зоопарк. Если последовательность действий (алгоритм) будет нарушен, то дошкольнику будет запрещено посещать зоопарк сегодня.

Для закрепления умений составлять линейные алгоритмы, в которых пропущены какие-либо действия, нарушен их порядок, используются игры. Примером игры с неполным составом действий является игра «Научи робота кушать». Чтобы робот выполнил команду, она должна быть очень четкой, а чтобы получился требуемый результат, необходим правильный порядок. В роли робота выступает воспитатель: «Робот» –это машина, которая слушается человека и выполняет все его команды. С этим персонажем педагоги организует различные игры. Робот необходим для того, чтобы показать детям, что команды должны быть четкими и в правильном порядке.

После проведения дошкольниками любой игры или задания на выполнение алгоритма воспитатель анализирует с ними реализацию всех этапов и достижение поставленной цели. Воспитатель корректирует, если необходимо, алгоритм, внося изменения в представленные на доске карточки (меняя их местами, дополняя). Затем просит детей выполнить алгоритм, и вместе с ними подводит итог: определяет, чему научились дети, что вызывает наибольшие трудности, что не получается и почему.

Когда дети научатся работать с линейными алгоритмами, необходимо познакомить их с разветвляющимися алгоритмами.

Перед ознакомлением необходимо провести подготовительную работу, включающую игру «да - нет». Воспитатель говорит, что в речи иногда употребляются вопросы, на которые достаточно ответить только «да» или «нет», например, «Вы уже завтракали?» (Ребята сами придумывают такие вопросы и задают их друг другу). Затем воспитатель говорит, что имеются и такие вопросы, на которые нельзя ответить только «да» или «нет», например, «Сколько тебе лет?» и предлагает каждому ребенку придумать такой вопрос и задать кому-нибудь из детей. Затем детям предлагаются игры с условиями, настольные игры. Условия могут быть разными: «У тебя светлые волосы?», «Тебе 6 лет?», «Твое имя начинается с гласной буквы?» и т.п. Меняя условия, воспитатель добивается понимания того, что в зависимости от ответа на вопрос условия, выполняется то или иное действие.

После того как дети усвоили разветвляющийся алгоритм, можно переходить к циклическому алгоритму. Самый простой вариант циклического алгоритма - это построение сериационных рядов, т.е. расположение предметов в последовательности по какой-либо величине. Данные ряды дошкольники строят на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Но и в других образовательных областях приходится сталкиваться с подобными заданиями. Например, занятие по физическому развитию начинается с выстраивания дошкольников по росту. Художественно-эстетическое развитие предполагает

выстраивание цветов или нот по тону. Главное нужно научить детей записать этот алгоритм в виде блок-схемы, обратив внимание, что некоторые действия повторяются несколько раз. Поэтому же алгоритму можно расставить числа по возрастанию, буквы по алфавиту, игрушки по высоте.

На третьем этапе обучения происходит закрепление приобретенных алгоритмических умений (осуществляется в учебной и игровой деятельности). Ребенок, получив какое-либо задание, для его выполнения применяет известный ему алгоритм, однако если он не знает соответствующего алгоритма, то может попытаться составить его самостоятельно.

Выстраивая работу по алгоритмике с детьми дошкольного возраста, необходимо учитывать их возрастные особенности.

Дети дошкольного возраста 3-4 лет еще не способны к усвоению алгоритмов, основы алгоритмической деятельности им трудны. Они не могут продолжительное время удерживать цель и план деятельности, точно следовать образцу, инструкции. Усвоение алгоритмов можно свести лишь к формированию данных умений. Например, в процессе игровой деятельности дошкольники осваивают нормы и правила поведения за столом во время еды, правила умывания, культурно-гигиенических навыки по использованию предметов личной гигиены, то есть действия, носящие алгоритмический характер.

Подготовительную работу по формированию алгоритмических умений нужно начинать с детьми среднего дошкольного возраста. В этом возрасте особое внимание необходимо уделять играм, направленным на развитие пространственной ориентации. Формируем у детей умение ориентироваться и фиксировать предметы на листе бумаги. Например: использование игр на ориентировку на листе бумаги: «Положи красный круг в середине листа, положи синий треугольник слева от круга; справа положи зеленый квадрат, в верхний угол положи красный квадрат». Можно использовать игры – лабиринты, с различными вариантами сложности. Начать знакомство детей с лабиринта, где всего один путь следования. Например, ребенку предлагается помочь какому-то герою дойти до определенного места. Ребенок, используя пальчик, карандаш или небольшие фигурки и проходит по намеченному пути от начала до конечного пункта назначения. Потом задания усложняются, в лабиринте появляется препятствие. Затем можно перейти к лабиринтам-дорожкам, где появляется множество вариантов прохождения от входа до выхода. Ребенок учится ориентироваться в пространстве, обобщать и анализировать, развивает интеллектуальные способности, контролирует свои действия.

В старшем дошкольном возрасте, основная работа проводится с целью подготовки к формированию у детей навыков работы на листе бумаги в клетку.

  1. Знакомство с понятиями: лист, страница, тетрадь (лист состоит из двух страниц, тетрадь состоит из листов).

  2. Повторение названий сторон и углов листа и страницы.

  3. Воспитатель рассматривает с детьми лист с размеченными клеточками.

В дальнейшем осваиваются игры с составлением алгоритма маршрута движения исполнителя.

Для этого, мы должны познакомить детей с роботом, который ходит вперёд, направо, налево. Чтобы робот заработал, ему необходима программа. Она пишется с помощью пиктограмм. Таким образом, мы подводим ребенка к моделированию пространства с помощью графического знака, т. е. все движения, которые будет выполнять робот, ребенок кодирует с помощью пиктограмм. Начинать нужно буквально с двух ходов. Усложнение игровых задач идет за счет постепенного увеличения количества ходов робота. Все эти задачи ребенок решает с помощью практических действий, которые он может выполнять как на магнитной доске, так и у себя на столе, на уменьшенной карте, используя вместо робота обыкновенную шашку, фишку и т. д. Все свои действия ребенок должен проговаривать. Так же он должен уметь «читать» программы. Педагог организует действие: один ребенок читает программу, а остальные передвигают исполнителя по карте, повторяя команды вслух. Можно организовать работу в парах. Когда ребенок проговаривает свои действия, выполняя движения, а другой ребенок фиксирует движения, а следующий этап предполагает переход речи во внутреннюю и без практических действий. Педагог берет на себя роль читающего программу, а дети «передвигаются» по карте без исполнителя, только взглядом. Количество ходов увеличивается постепенно. Усложняется программа с появлением поворотов. Ребенок учится записывать программу на листе бумаги с помощью стрелок, программируя мини–робота. Такие игры способствуют развитию логического мышления и пространственного воображения.

Таким образом, на выходе из детского сада, мы хотим получить личность, готовую к школьному обучению. Развитое алгоритмическое мышление помогает обеспечить преемственность со школьным образованием и помогает более легкому прохождению адаптации к школьному обучению.

    1. Дидактическое наполнение предметной игровой среды с основами алгоритмизации и программирования в цифровой образовательной среде «ПиктоМир»

Дидактическая игра «Лото» «ПиктоМир»

Дидактическая игра «Лото» для детей одна из наиболее известных и популярных. Игра представляет собой набор из 6 карточек и 60 фишек с изображением элементов цифровой образовательной среды «ПиктоМир»

Цель: закрепление основных определений и понятий элементов цифровой образовательной среды «ПиктоМир».

Задачи: корригировать умение анализировать, сопоставлять, делать выводы. Упражнять в диалогической речи, закрепить умение отвечать на вопросы. Развивать мелкую моторику.

Правила игры:

В лото играют минимум 2, максимум 6 детей. Каждый игрок получает 1-3 карты с общими изображениями, соответствующими теме. Фишки нужно повернуть лицевой стороной вниз. Ведущий поочередно показывает по одной фишке. Изображение на ней должно совпасть с объектом, нарисованным на одной из больших карт. Игрок, у которого находится эта карта, и забирает фишку, прикладывает ее к свободной ячейке. Тот, кто первым заполнит все ячейки изображениями, будет назван победителем.

Дидактическая игра «Судоку»

Цель: развитие пространственного и логического мышления.

Задачи: развивать умение структурировать алгоритма решения судоку; формировать умение планировать свою деятельность; развивать умение ориентировки на плоскости; развивать внимательность.

Ход игры: Ребенку предлагается, используя картинки подсказки на поле, заполнить оставшиеся клетки так, чтобы в каждой строке и столбце каждая картинка встречалась только один раз.

Игра «Пиксели»

Рисование по клеточкам – это способ развития у ребенка пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости. Выполняя такие задания, дети учатся ориентироваться в тетради.

Цель: развитие ориентации на листе бумаги в клетку (активизирование пространственных представлений: вверх, вниз, вправо, влево.);

Задачи: учить проводить прямые линии определённой длины в заданном направлении; развивать зрительно-пространственное восприятие, мелкую моторику пальцев рук, умение понимать и точно выполнять указания взрослого.

Игра «Найди, сосчитай и запиши»

Цель: ориентирование в пространстве, закрепление навыка счета.

Задачи: развивать умение соотносить цифру с количеством предметов, закреплять навыки счета. Развивать умение согласовывать в речи числительные с существительными. Развивать пространственные представления (ориентирование на листе бумаги): «выше», «ниже», «слева», «справа»; употреблять предлоги над, под, между, до, за, «перед», «около». Ход игры: Ребенку предлагается рабочая карта, на которой размещено 6 картинок, которые повторяются в разном количестве.

Игра «Лабиринт»

Цель: развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук, зрительно-пространственной ориентировки на листе бумаги.

Задачи: развивать зрительно-пространственную ориентировку на листе бумаги; закреплять ориентировку и понятия: вверх, вниз, влево, вправо. Пособие представляет собой карточки формата А 4 с изображением лабиринтов различной сложности и конфигурации.

Ход игры: Игроку дается карточка с лабиринтом и. предлагается выполнить игровое задание (Помоги герою найти дорогу, Выбери правильный путь и т.д.).























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!