Билеты для итоговой аттестации по химии в 9 классе
БИЛЕТ - 1
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Закономерности изменения свойств элементов малых периодов и главных подгрупп в зависимости от атомного (порядкового) номера.
Опыт. Получение и собирание углекислого газа. Проведение реакций, подтверждающих его характерные свойства.
БИЛЕТ – 2
Металлы, их положение в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома ( на примере натрия, магния, алюминия). Характерные физические и химические свойства металлов.
Задача. Вычисление количества ( или массы) какого-либо соединения, необходимого для реакции с определенным количеством вещества ( или массы) другого вещества.
БИЛЕТ – 3
Неметаллы, их положение в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атомов ( на примере хлора, кислорода, азота). Отличие физических свойств неметаллов от металлов. Взаимодействие неметаллов с простыми веществами (на примере реакций соединения серы с металлами, водородом и кислородом).
Задача. Вычисление количества вещества одного из продуктов реакции, если известна масса исходного вещества.
БИЛЕТ – 4
Виды химической связи: ковалентная ( полярная, неполярная), ионная, их сходство и различие.
Опыт. Проведение реакций, характерных для кислот ( на примере хлороводородной или серной кислот).
БИЛЕТ – 5
Электролитическая диссоциация кислот, оснований, солей.
Опыт. Получение и собирание кислорода. Доказательство наличия этого газа в сосуде.
БИЛЕТ – 6
Простые и сложные неорганические вещества, их состав и классификация.
Опыт. Распознавание с помощью характерной реакции соли угольной кислоты среди трех выданных солей.
БИЛЕТ – 7
Взаимосвязь между классами неорганических веществ.
Опыт. Проведение реакций, подтверждающих качественный состав выданной соли ( на примере хлорида меди (II) ).
БИЛЕТ – 8
Классификация химических реакций.
Опыт. Проведение реакций, характеризующих свойства нерастворимых оснований на примере гидроксида меди (II).
БИЛЕТ - 9
Реакции ионного обмена. Условия их протекания до конца. Отличие реакций ионного обмена от окислительно-восстановительных.
Опыт. Получение и собирание водорода. Доказательство наличия этого газа в пробирке.
БИЛЕТ – 10
Кислоты, их классификация. Химические свойства кислот. Взаимодействие с металлами, основными оксидами, основаниями, солями (на примере серной или хлороводородной кислот)
Задача. Вычисление массовой доли ( в процентах) химического элемента в веществе, формула которого приведена.
БИЛЕТ – 11
Амфотерные гидроксиды ( на примере гидроксида цинка или алюминия). Взаимодействие их с кислотами, щелочами, разложение при нагревании.
Задача. Вычисление количества вещества ( или массы) полученного продукта, если известна масса исходного вещества.
БИЛЕТ – 12
Основания, их классификация. Химические свойства оснований. Взаимодействие с оксидами неметаллов и кислотами.
Опыт. Выделение чистой поваренной соли из смеси ее с песком.
БИЛЕТ – 13
Соли угольной кислоты: карбонаты натрия, калия, кальция, их практическое значение. Распознавание карбонатов.
Задача. Вычисление количества вещества продукта реакции, если известна масса одного из вступивших в реакцию веществ.
БИЛЕТ – 14
Оксиды, их классификация и химические свойства: отношение к воде, кислотам, щелочам.
Опыт. Распознавание с помощью характерной реакции соли серной кислоты среди трех выданных растворов солей.
БИЛЕТ - 15
Строение атома: ядро, электронная оболочка. Химический элемент. Схемы строения атома на примере химических элементов трех малых периодов.
Опыт. Проведение реакций, подтверждающих качественный состав выданной кислоты.
БИЛЕТ – 16
Натрий, его положение в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Строение его атома. Физические и химические свойства: взаимодействие с неметаллами, водой.
Опыт. Проведение реакций, позволяющих осуществить следующие превращения: растворимая соль – нерастворимое основание – оксид металла.
БИЛЕТ – 17
Углерод, его положение в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение его атома, аллотропные видоизменения углерода. Оксиды углерода.
Задача. Вычисление массы продукта реакции, если известно количество вещества одного из вступивших в реакцию.
БИЛЕТ – 18
Кальций, его положение в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение атома, физические и химические свойства: взаимодействие с кислородом, водой, кислотами.
Опыт. Определение с помощью характерной реакции соли хлороводородной кислоты среди трех выданных растворов солей.
БИЛЕТ – 19
Железо, его положение в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Взаимодействие с серой, хлороводородной кислотой, растворами солей.
Опыт. Распознавание кислоты и щелочи среди трех выданных веществ.
БИЛЕТ – 20
Вода: ее состав, строение молекулы, физические свойства. Химические свойства: разложение, отношение к натрию, оксиду кальция, оксиду серы (IV). Основные загрязнители воды.
Опыт. Получение реакцией обмена нерастворимого основания и проведение реакций, характеризующих его свойства.
БИЛЕТ – 21
Водород: положение его в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева, строение его атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода. Получение и применение водорода.
Задача. Вычисление количества вещества ( или объема) полученного газа, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей.
БИЛЕТ – 22
Получение металлов из их оксидов с помощью восстановителей: водорода, алюминия, оксида углерода (II). Роль металлов и сплавов в современной технике.
Задача. Вычисление массы продукта реакции, если для его получения дан раствор с определенной массовой долей исходного вещества ( в процентах).
Приложение к практической части
государственной итоговой аттестации
по химии в 9 классе
БИЛЕТ -1
Опыт. Получите и соберите углекислый газ. Проведите реакции, подтверждающие его характерные свойства.
БИЛЕТ – 2
Задача. Какое количество аммиака получится, если в реакцию с азотом полностью вступит 0,6 моль водорода?
БИЛЕТ – 3
Задача. Вычислите количество гидроксида железа (III), которое образуется при взаимодействии раствора хлорида железа (III) и 240 г раствора гидроксида натрия.
БИЛЕТ – 4
Опыт. Проведите реакции, характерные для хлороводородной кислоты.
БИЛЕТ – 5
Опыт. Получите и соберите кислород. Докажите наличие этого газа в сосуде.
БИЛЕТ – 6
Опыт. Распознайте с помощью характерной реакции соль угольной кислоты среди трех выданных солей:
хлорида натрия
сульфата натрия
карбоната натрия
БИЛЕТ – 7
Опыт. Проведите реакции, подтверждающие качественный состав
хлорида меди (II)
БИЛЕТ – 8
Опыт. Проведите реакции, характеризующие свойства нерастворимых оснований на примере
гидроксида меди (II)
БИЛЕТ – 9
Опыт. Получите и соберите водород. Докажите наличие этого газа в пробирке.
БИЛЕТ – 10
Задача. Вычислите массовую долю ( в процентах) химического элемента калия в калийной селитре, формула которого KNO3.
БИЛЕТ -11
Задача. Вычислите количество водорода, который может быть получен при взаимодействии магния с 196 г раствора серной кислоты.
БИЛЕТ – 12
Опыт. Выделите чистую поваренную соль из смеси ее с песком.
БИЛЕТ – 13
Задача. К раствору, содержащему 40 г сульфата меди (II), добавили раствор гидроксида натрия. Какое количество осадка получилось?
БИЛЕТ - 14
Опыт. Определите с помощью характерной реакции соль серной кислоты среди трех растворов:
хлорида натрия
сульфата натрия
карбоната натрия
БИЛЕТ – 15
Опыт. Проведите реакции, подтверждающие качественный состав серной кислоты.
БИЛЕТ – 16
Опыт. Осуществите превращения:
C uSO4 Cu (OH)2 CuO
БИЛЕТ – 17
Задача. К раствору сульфата меди (II) количеством вещества
0,25 моль, добавили раствор гидроксида натрия. Какова масса осадка?
БИЛЕТ – 18
Опыт. Определите с помощью характерной реакции соль хлороводородной кислоты среди растворов:
хлорида натрия
сульфата натрия
карбоната натрия
БИЛЕТ – 19
Опыт. Распознайте кислоту и щелочь среди трех выданных веществ:
соляной кислоты
гидроксида натрия
оксида водорода
БИЛЕТ – 20
Опыт. Получите реакцией обмена
гидроксид алюминия
и проведите реакции, характеризующие его свойства.
БИЛЕТ – 21
Задача. Вычислите объем углекислого газа, который получили при разложении 200 г карбоната магния, содержащего
16 % примесей.
БИЛЕТ – 22
Задача. 245 г раствора серной кислоты с массовой долей растворенного вещества 20 % полностью вступили в реакцию с хлоридом бария. Вычислите массу образовавшегося осадка.
План ответа к практическим и расчетным заданиям для государственной итоговой аттестации
по химии в 9 классе
БИЛЕТ 1
Опыт. Получение углекислого газа:
C aCO3 + 2 HCL = CaCL2 + CO2 + H2O
Мел соляная оксид
Кислота углерода(IV)
C aCO3 + 2H+ = Ca2+ + CO2 + H2O
Обнаружение углекислого газа:
Ca(OH)2 + CO2 = CaCO3 + H2O
Известковая помутнение
вода
Свойства углекислого газа: б/ц газ, б/з, в 1,5 раза тяжелее воздуха, хорошо растворяется в воде
C O2 + H2O H2CO3
Угольная кислота
H 2CO3 2 H+ + CO32-
2 H+ + фиолетовый лакмус краснеет
БИЛЕТ 2
Задача. Какое количество аммиака получится, если в реакцию с азотом полностью вступит 0,6 моль водорода?
Дано: п( Н2) = 0,6 моль
Найти: п (NH3)- ?
Решение: 0,6 моль х моль
1. 3 Н2 + N2 = 2 NH3
моль 2 моль
по уравнению:
3 моль Н2 образует 2 моль NH3
по условию:
0, 6 моль Н2 - х моль NH3,
отсюда х = 0,6 моль * 2 моль /3 моль= 0,4 моль.
Ответ: получится аммиак количеством вещества 0,4 моль.
БИЛЕТ 3
Задача. Вычислите количество гидроксида железа (III), которое образуется при взаимодействии раствора хлорида железа (Ш) и 240 г раствора гидроксида натрия.
Дано: m ( NaOH) = 240 г
Найти: п ( Fe(OH)3 ) = ?
Р ешение: 240 г х моль
FeCL3 + 3 NaOH = Fe(OH)3 + 3 NaCL
3 моль 1 моль
40 г/моль 107 г/моль
п(NaOH)= 240 г/40 г/моль = 6 моль
по уравнению:
3 моль NaOH образует 1 моль Fe(OH)3
По условию:
6 моль NaOH - х моль Fe(OH)3, отсюда
Х = 6 моль * 1 моль / 3 моль = 2 моль
Ответ: получился гидроксид железа (Ш) количеством вещества 2 моль.
БИЛЕТ 4
Опыт. Проведите реакции, характерные для хлороводородной кислоты.
НСL- соляная или хлороводородная кислота
Реакции:
НСl = Н+ + CL-
Н+ + лакмус = краснеет
Zn + 2 HCl = ZnCL2 + H2
CuO + 2 HCl = CuCl2 + H2O
NaOH + HCl = NaCl + H2O
CaCO3 + 2 HCl = CaCL2 + CO2 + H2O
A gNO3 + HCl = AgCl + HNO3
Творожистый
осадок
Ag+ + Cl- = AgCl
БИЛЕТ 5
Опыт. Получите и соберите кислород. Докажите наличие этого газа в пробирке.
Получение кислорода: разложением пероксида водорода в присутствии катализатора – оксида марганца (IV)
MnO2
2Н2О2 2 Н2О + О2
Cобирание кислорода : методом вытеснения воздуха
Доказательство наличия: тлеющая лучина в сосуде с кислородом ярко вспыхивает вновь.
Свойства кислорода: бесцветный газ, без запаха, тяжелее воздуха, малорастворим в воде, поддерживает горение.
БИЛЕТ 6
Опыт. Распознать с помощью характерной реакции соль угольной кислоты среди трех предложенных солей: хлорида, сульфата, карбоната натрия.
NA2CO3 – карбонат натрия
П робирка № 1:
Na2CO3 + 2 HCl = 2 NaCl + CO2 + H2O
C O32- + 2 H+ = CO2 + H2O
“шипение»
Пробирка № 2, 3 – изменений нет
БИЛЕТ 7
Опыт. Проведите реакции, подтверждающие качественный состав хлорида меди(II)
CuCl2 – хлорид меди (II)
CuCl2 = Cu2+ + 2 Cl-
Катион анион
Меди кислотного остатка ( хлорид – ион)
Д оказательство наличия катиона меди (II) – Cu2+
CuCl2 + 2 NaOH = Cu(OH)2 + 2 NaCL
1-2 капли
Сu2+ + 2 OH- = Cu(OH)2
Осадок небесно-голубого цвета
Д оказательство наличия хлорид – ионов CL-
CuCl2 + 2 AgNO3 = 2 AgCl + Cu(NO3)2
Белый, творожистый осадок
БИЛЕТ 8
Опыт. Проведите реакции, характеризующие свойства нерастворимых оснований на примере гидроксида меди ( II)
Получение гидроксида меди(II):
СuSO4 + 2 NaOH = Cu(OH)2 + Na2SO4
Нерастворимое
Основание
Свойства гидроксида меди (II):
Взаимодействует с кислотами
Cu(OH)2 + 2 HCl = CuCL2 + 2 H2O
Осадок голубого осадок
Цвета растворился
Разлагается при нагревании:
t0
Cu(OH)2 = CuO + H2O
Порошок
Черного цвета
БИЛЕТ 9
О пыт. Получите и соберите водород. Докажите наличие этого газа в пробирке.
Получение: Zn + 2 HCl = ZnCL2 + H2
Cобрать водород: методом вытеснения воздуха, пробирку -вверх дном
Доказательство: при внесении лучины в пробирку с водородом слышится характерный хлопок- «п-пых»
Свойства водорода: бесцветный газ, без запаха, легче воздуха. Плохо растворим в воде, горюч.
БИЛЕТ 10
Задача. Вычислите массовую долю ( в процентах) химического элемента калия в калийной селитре, формула которой КNO3.
Дано: KNO3, Ar (K)=39, Ar (N)=14, Ar (O)= 16
Найти: w (K) -?
Решение: 1)Mr(KNO3)= 101; 2) W = n* Ar(элемента)/ Mr(вещества);
W(K)= 1* 39/ 101=0,386 или 38,6% (39%)
Ответ: массовая доля калия в калийной селитре составляет 39%
БИЛЕТ 11
Задача. Вычислите количество водорода, который может быть получен при взаимодействии магния со 196 г раствора серной кислоты.
Дано: m (H2SO4) = 196 г
Найти: n (H2)- ?
Решение: 196г х моль
Mg + H2SO4 = MgSO4 + H2
1 моль 1 моль
98 г/моль
n= (H2SO4) =m/M= 196 г / 98 г/моль = 2 моль, так как
по уравнению 1 моль кислоты образует 1 моль водорода, а по условию задачи 2 моль кислоты – х моль водорода, то х = 2 моль
Ответ: получено 2 моль водорода.
БИЛЕТ 12
Опыт. Получите чистую поваренную соль из смеси ее с песком и землей.
Очистка смеси следующими методами:
Отстаивание смеси
Растворение смеси в воде
Фильтрование смеси
Выпаривание солевого раствора
Вывод: для очистки смесей используют физико-химические методы.
БИЛЕТ 13
Задача. К раствору, содержащему 40 г сульфата меди (II), добавили раствор гидроксида натрия. Какое количество осадка получилось?
Дано: m ( CuSO4) = 40 г
Н айти: n (осадка) -? 40 г х моль
Решение: CuSO4 + 2 NaOH = Cu(OH)2 + Na2SO4
1 моль 1 моль
160 г/моль 98 г/моль
n(CuSO4) = m/ M= 40 г/ 160 г/ моль= 0,25 моль, так как по уравнению соотношение 1 : 1 , а по условию задачи – 0,25 : х, отсюда
х = 0,25 моль
Ответ: получился осадок количеством вещества 0,25 моль.
БИЛЕТ 14
Опыт. Определите с помощью характерной реакции соль серной кислоты среди трех выданных растворов:
хлорида натрия, сульфата натрия, карбоната натрия.
П робирка № 1:
Na2SO4 + BaCL2 = BaSO4 + 2 NaCl
S O42- + Ba2+ = BaSO4
Молочно-белый осадок
Пробирка № 2,3 – осадка нет, значит соль серной кислоты – сульфат натрия Na2SO4 - находится в 1 пробирке
БИЛЕТ 15
Опыт. Проведите реакции, подтверждающие качественный состав серной кислоты.
H2SO4 - серная кислота
Состав: H2SO4 = 2 H+ + SO42-
катион анион
водорода кислотного
остатка ( сульфат-ион)
доказательство наличия катиона водорода Н+:
H2SO4 + лакмус = краснеет, значит среда раствора – кислотная
д оказательство наличия сульфат –иона SO42-
H 2SO4 + Ba(OH)2 = BaSO4 + 2 H2O
SO42- + Ba2+ = BaSO4
Молочно-белого
Цвета
БИЛЕТ 16
Опыт. Провести реакции, позволяющие осуществить превращения: CuSO4 - Cu(OH)2 - CuO
Реакции: 1) CuSO4 + 2 NaOH = Cu(OH)2 + Na2SO4
t0
2)Cu(OH)2= CuO + H2O
БИЛЕТ 17
Задача. К раствору сульфата меди (II) количеством вещества 0,25 моль, добавили раствор гидроксида натрия. Какова масса осадка?
Дано: n ( CuSO4) = 0, 25 моль
Н айти: m (осадка) -? 0,25 моль х г
Решение: CuSO4 + 2 NaOH = Cu(OH)2 + Na2SO4
1 моль 1 моль
98 г/моль, так как
по уравнению: 1 моль соли образует 1 моль осадка, а по условию задачи: 0,25 моль соли образует х моль осадка, значит, х = 0,25 моль.
Найдем массу осадка: m (Cu(OH)2) = n* M = 0, 25 моль * 98 г/моль = 24,5 г
Ответ: получился осадок массой 24,5 г
БИЛЕТ 18
Опыт. Определите с помощью характерной реакции соль хлороводородной кислоты среди трех выданных растворов солей: хлорида натрия, сульфата натрия, карбоната натрия.
П робирка № 1:
NaCL + AgNO3 = AgCl + NaNO3
Белый, творожистый осадок
Пробирка № 2,3 – осадка характерного нет, значит соль хлороводородной кислоты – хлорид натрия NaCl - находится в 1 пробирке.
БИЛЕТ 19
Опыт. Распознайте кислоту и щелочь среди трех выданных веществ: соляной кислоты, гидроксида натрия, оксида водорода.
Пробирка № 1 : НСl + лакмус = краснеет, значит среда раствора кислотная;
Пробирка № 2 : NaOH + фенолфталеин = малиновый раствор, значит среда раствора щелочная;
Пробирка № 3 : H2O + индикатор = окраска не изменяется, значит среда раствора нейтральная.
БИЛЕТ 20
Опыт. Получите реакцией обмена гидроксид алюминия и проведите реакции, характеризующие его свойства.
П олучение:
AlCL3 + 3 NaOH = Al(OH)3 + 3 NaCl
2 капли гелеобразный
A l3+ + 3 OH- = Al(OH)3
Cвойства: 1) как нерастворимое основание взаимодействует с кислотами
Al (OH)3 + 3 HCl = AlCl3 + 3 HOH
Al(OH)3 + 3 H+ = Al3+ + 3 HOH
Осадок растворился
Как нерастворимая кислота взаимодействует со щелочами
H3AlO3 + 3 NaOH = Na3AlO3 + 3 H2O
Избыток
H3AlO3 + 3 OH- = AlO33- + 3 H2O
Осадок растворился, значит
Al(OH)3 – амфотерное соединение, т.е. проявляет свойства как оснований, так и кислот.
БИЛЕТ 21
Задача. Вычислите объем углекислого газа, который получили при разложении 200 г карбоната магния, содержащего 16 % примесей.
Дано: m (cмеси) = 200 г
W( примесей) = 16 %
Найти: V( CO2) - ? 200г,84% х л
Решение: MgCO3 = MgO + CO2
1 моль 1 моль
84 г/моль 22,4 л/моль
Найдем массу чистого вещества – карбоната магния:
m(чистого MgCO3)= W* m(смеси)/100%= 84 % * 200 г /100% = 168 г
найдем количество вещества: n (MgCO3) = m/M= 168 г /84г/моль=2 моль, так как по уравнению соотношение 1:1,то
n (CO2) = 2 моль, отсюда найдем объем углекислого газа
V(СO2) = Vm* n= 22,4л/моль * 2 моль = 44,8 л
Ответ: при разложении смеси выделился углекислый газ объемом 44,8 л.
БИЛЕТ 22
Задача. 245 г раствора серной кислоты с массовой долей растворенного вещества 20 % полностью вступили в реакцию с хлоридом бария. Вычислите массу образовавшегося осадка.
Дано: m (раствора) = 245 г
W(H2SO4) = 20 % или 0,2
Н айти: m( осадка)-? 245 г,20% х г
Решение: H2SO4 + BaCl2 = BaSO4 + 2 HCl
1 моль 1 моль
98 г/моль 233 г/моль
m(вещества) = W * m(раствора)/100%
m(H2SO4) = 20% * 245 г/ 100% = 49 г
n(H2SO4) = m/M= 49 г / 98 г/моль = 0,5 моль, так как по уравнению 1 моль кислоты образует 1 моль осадка, а по условию задачи 0,5 моль кислоты – х моль осадка, тогда
х= 0,5 моль , отсюда найдем массу осадка:
m(BaSO4) = M* n= 233 г/моль * 0,5 моль = 116,5 г
Ответ: масса образовавшегося осадка равна 116,5 г.