СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Билеты по химии для итоговой аттестации"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа содержит 22 билета по два вопроса в каждом: один вопрос - теоретический, по курсу химии О,С,Габриеляна, второй вопрос - практический, реальный эксперимент, или задача. В приложение включены цепочки превращений с участием неорганических веществ, и задачи: " на примеси", и " на растворы"

Просмотр содержимого документа
«"Билеты по химии для итоговой аттестации"»

Билеты для итоговой аттестации по химии в 9 классе



БИЛЕТ - 1

  1. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Закономерности изменения свойств элементов малых периодов и главных подгрупп в зависимости от атомного (порядкового) номера.

  2. Опыт. Получение и собирание углекислого газа. Проведение реакций, подтверждающих его характерные свойства.



БИЛЕТ – 2

  1. Металлы, их положение в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома ( на примере натрия, магния, алюминия). Характерные физические и химические свойства металлов.

  2. Задача. Вычисление количества ( или массы) какого-либо соединения, необходимого для реакции с определенным количеством вещества ( или массы) другого вещества.



БИЛЕТ – 3

  1. Неметаллы, их положение в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атомов ( на примере хлора, кислорода, азота). Отличие физических свойств неметаллов от металлов. Взаимодействие неметаллов с простыми веществами (на примере реакций соединения серы с металлами, водородом и кислородом).

  2. Задача. Вычисление количества вещества одного из продуктов реакции, если известна масса исходного вещества.



БИЛЕТ – 4

  1. Виды химической связи: ковалентная ( полярная, неполярная), ионная, их сходство и различие.

  2. Опыт. Проведение реакций, характерных для кислот ( на примере хлороводородной или серной кислот).



БИЛЕТ – 5

  1. Электролитическая диссоциация кислот, оснований, солей.

  2. Опыт. Получение и собирание кислорода. Доказательство наличия этого газа в сосуде.







БИЛЕТ – 6

  1. Простые и сложные неорганические вещества, их состав и классификация.

  2. Опыт. Распознавание с помощью характерной реакции соли угольной кислоты среди трех выданных солей.





БИЛЕТ – 7

  1. Взаимосвязь между классами неорганических веществ.

  2. Опыт. Проведение реакций, подтверждающих качественный состав выданной соли ( на примере хлорида меди (II) ).





БИЛЕТ – 8

  1. Классификация химических реакций.

  2. Опыт. Проведение реакций, характеризующих свойства нерастворимых оснований на примере гидроксида меди (II).









БИЛЕТ - 9

  1. Реакции ионного обмена. Условия их протекания до конца. Отличие реакций ионного обмена от окислительно-восстановительных.

  2. Опыт. Получение и собирание водорода. Доказательство наличия этого газа в пробирке.



БИЛЕТ – 10

  1. Кислоты, их классификация. Химические свойства кислот. Взаимодействие с металлами, основными оксидами, основаниями, солями (на примере серной или хлороводородной кислот)

  2. Задача. Вычисление массовой доли ( в процентах) химического элемента в веществе, формула которого приведена.





БИЛЕТ – 11

  1. Амфотерные гидроксиды ( на примере гидроксида цинка или алюминия). Взаимодействие их с кислотами, щелочами, разложение при нагревании.

  2. Задача. Вычисление количества вещества ( или массы) полученного продукта, если известна масса исходного вещества.



БИЛЕТ – 12

  1. Основания, их классификация. Химические свойства оснований. Взаимодействие с оксидами неметаллов и кислотами.

  2. Опыт. Выделение чистой поваренной соли из смеси ее с песком.




БИЛЕТ – 13

  1. Соли угольной кислоты: карбонаты натрия, калия, кальция, их практическое значение. Распознавание карбонатов.

  2. Задача. Вычисление количества вещества продукта реакции, если известна масса одного из вступивших в реакцию веществ.





БИЛЕТ – 14

  1. Оксиды, их классификация и химические свойства: отношение к воде, кислотам, щелочам.

  2. Опыт. Распознавание с помощью характерной реакции соли серной кислоты среди трех выданных растворов солей.

БИЛЕТ - 15

  1. Строение атома: ядро, электронная оболочка. Химический элемент. Схемы строения атома на примере химических элементов трех малых периодов.

  2. Опыт. Проведение реакций, подтверждающих качественный состав выданной кислоты.




БИЛЕТ – 16

  1. Натрий, его положение в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Строение его атома. Физические и химические свойства: взаимодействие с неметаллами, водой.

  2. Опыт. Проведение реакций, позволяющих осуществить следующие превращения: растворимая соль – нерастворимое основание – оксид металла.




БИЛЕТ – 17

  1. Углерод, его положение в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение его атома, аллотропные видоизменения углерода. Оксиды углерода.

  2. Задача. Вычисление массы продукта реакции, если известно количество вещества одного из вступивших в реакцию.




БИЛЕТ – 18

  1. Кальций, его положение в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение атома, физические и химические свойства: взаимодействие с кислородом, водой, кислотами.

  2. Опыт. Определение с помощью характерной реакции соли хлороводородной кислоты среди трех выданных растворов солей.




БИЛЕТ – 19

  1. Железо, его положение в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Взаимодействие с серой, хлороводородной кислотой, растворами солей.

  2. Опыт. Распознавание кислоты и щелочи среди трех выданных веществ.




БИЛЕТ – 20

  1. Вода: ее состав, строение молекулы, физические свойства. Химические свойства: разложение, отношение к натрию, оксиду кальция, оксиду серы (IV). Основные загрязнители воды.

  2. Опыт. Получение реакцией обмена нерастворимого основания и проведение реакций, характеризующих его свойства.




БИЛЕТ – 21

  1. Водород: положение его в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева, строение его атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода. Получение и применение водорода.

  2. Задача. Вычисление количества вещества ( или объема) полученного газа, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей.





БИЛЕТ – 22

  1. Получение металлов из их оксидов с помощью восстановителей: водорода, алюминия, оксида углерода (II). Роль металлов и сплавов в современной технике.

  2. Задача. Вычисление массы продукта реакции, если для его получения дан раствор с определенной массовой долей исходного вещества ( в процентах).


Приложение к практической части

государственной итоговой аттестации

по химии в 9 классе


БИЛЕТ -1

Опыт. Получите и соберите углекислый газ. Проведите реакции, подтверждающие его характерные свойства.




БИЛЕТ – 2

Задача. Какое количество аммиака получится, если в реакцию с азотом полностью вступит 0,6 моль водорода?



БИЛЕТ – 3

Задача. Вычислите количество гидроксида железа (III), которое образуется при взаимодействии раствора хлорида железа (III) и 240 г раствора гидроксида натрия.



БИЛЕТ – 4

Опыт. Проведите реакции, характерные для хлороводородной кислоты.




БИЛЕТ – 5

Опыт. Получите и соберите кислород. Докажите наличие этого газа в сосуде.



БИЛЕТ – 6

Опыт. Распознайте с помощью характерной реакции соль угольной кислоты среди трех выданных солей:

хлорида натрия

сульфата натрия

карбоната натрия

БИЛЕТ – 7

Опыт. Проведите реакции, подтверждающие качественный состав

хлорида меди (II)



БИЛЕТ – 8

Опыт. Проведите реакции, характеризующие свойства нерастворимых оснований на примере

гидроксида меди (II)




БИЛЕТ – 9

Опыт. Получите и соберите водород. Докажите наличие этого газа в пробирке.




БИЛЕТ – 10

Задача. Вычислите массовую долю ( в процентах) химического элемента калия в калийной селитре, формула которого KNO3.




БИЛЕТ -11

Задача. Вычислите количество водорода, который может быть получен при взаимодействии магния с 196 г раствора серной кислоты.



БИЛЕТ – 12

Опыт. Выделите чистую поваренную соль из смеси ее с песком.



БИЛЕТ – 13

Задача. К раствору, содержащему 40 г сульфата меди (II), добавили раствор гидроксида натрия. Какое количество осадка получилось?

БИЛЕТ - 14

Опыт. Определите с помощью характерной реакции соль серной кислоты среди трех растворов:

хлорида натрия

сульфата натрия

карбоната натрия



БИЛЕТ – 15

Опыт. Проведите реакции, подтверждающие качественный состав серной кислоты.





БИЛЕТ – 16

Опыт. Осуществите превращения:


C uSO4 Cu (OH)2 CuO





БИЛЕТ – 17

Задача. К раствору сульфата меди (II) количеством вещества

0,25 моль, добавили раствор гидроксида натрия. Какова масса осадка?


БИЛЕТ – 18

Опыт. Определите с помощью характерной реакции соль хлороводородной кислоты среди растворов:

хлорида натрия

сульфата натрия

карбоната натрия



БИЛЕТ – 19

Опыт. Распознайте кислоту и щелочь среди трех выданных веществ:

соляной кислоты

гидроксида натрия

оксида водорода




БИЛЕТ – 20

Опыт. Получите реакцией обмена

гидроксид алюминия

и проведите реакции, характеризующие его свойства.




БИЛЕТ – 21

Задача. Вычислите объем углекислого газа, который получили при разложении 200 г карбоната магния, содержащего

16 % примесей.




БИЛЕТ – 22

Задача. 245 г раствора серной кислоты с массовой долей растворенного вещества 20 % полностью вступили в реакцию с хлоридом бария. Вычислите массу образовавшегося осадка.











План ответа к практическим и расчетным заданиям для государственной итоговой аттестации

по химии в 9 классе

БИЛЕТ 1

Опыт. Получение углекислого газа:


C aCO3 + 2 HCL = CaCL2 + CO2 + H2O

Мел соляная оксид

Кислота углерода(IV)


C aCO3 + 2H+ = Ca2+ + CO2 + H2O


Обнаружение углекислого газа:


Ca(OH)2 + CO2 = CaCO3 + H2O

Известковая помутнение

вода

Свойства углекислого газа: б/ц газ, б/з, в 1,5 раза тяжелее воздуха, хорошо растворяется в воде


C O2 + H2O H2CO3

Угольная кислота

H 2CO3 2 H+ + CO32-

2 H+ + фиолетовый лакмус краснеет

БИЛЕТ 2

Задача. Какое количество аммиака получится, если в реакцию с азотом полностью вступит 0,6 моль водорода?

Дано: п( Н2) = 0,6 моль

Найти: п (NH3)- ?

Решение: 0,6 моль х моль

1. 3 Н2 + N2 = 2 NH3

  1. моль 2 моль

по уравнению:

3 моль Н2 образует 2 моль NH3

по условию:

0, 6 моль Н2 - х моль NH3,

отсюда х = 0,6 моль * 2 моль /3 моль= 0,4 моль.

Ответ: получится аммиак количеством вещества 0,4 моль.

БИЛЕТ 3

Задача. Вычислите количество гидроксида железа (III), которое образуется при взаимодействии раствора хлорида железа (Ш) и 240 г раствора гидроксида натрия.

Дано: m ( NaOH) = 240 г

Найти: п ( Fe(OH)3 ) = ?

Р ешение: 240 г х моль

FeCL3 + 3 NaOH = Fe(OH)3 + 3 NaCL

3 моль 1 моль

40 г/моль 107 г/моль

п(NaOH)= 240 г/40 г/моль = 6 моль

по уравнению:

3 моль NaOH образует 1 моль Fe(OH)3

По условию:

6 моль NaOH - х моль Fe(OH)3, отсюда

Х = 6 моль * 1 моль / 3 моль = 2 моль

Ответ: получился гидроксид железа (Ш) количеством вещества 2 моль.

БИЛЕТ 4

Опыт. Проведите реакции, характерные для хлороводородной кислоты.

НСL- соляная или хлороводородная кислота

Реакции:

  1. НСl = Н+ + CL-

  2. Н+ + лакмус = краснеет

  3. Zn + 2 HCl = ZnCL2 + H2

  4. CuO + 2 HCl = CuCl2 + H2O

  5. NaOH + HCl = NaCl + H2O

  6. CaCO3 + 2 HCl = CaCL2 + CO2 + H2O

  7. A gNO3 + HCl = AgCl + HNO3

Творожистый

осадок


Ag+ + Cl- = AgCl





БИЛЕТ 5

Опыт. Получите и соберите кислород. Докажите наличие этого газа в пробирке.

Получение кислорода: разложением пероксида водорода в присутствии катализатора – оксида марганца (IV)

MnO2

2О2 2 Н2О + О2


Cобирание кислорода : методом вытеснения воздуха

Доказательство наличия: тлеющая лучина в сосуде с кислородом ярко вспыхивает вновь.

Свойства кислорода: бесцветный газ, без запаха, тяжелее воздуха, малорастворим в воде, поддерживает горение.

БИЛЕТ 6

Опыт. Распознать с помощью характерной реакции соль угольной кислоты среди трех предложенных солей: хлорида, сульфата, карбоната натрия.

NA2CO3 – карбонат натрия

П робирка № 1:

Na2CO3 + 2 HCl = 2 NaCl + CO2 + H2O

C O32- + 2 H+ = CO2 + H2O

“шипение»

Пробирка № 2, 3 – изменений нет

БИЛЕТ 7

Опыт. Проведите реакции, подтверждающие качественный состав хлорида меди(II)

CuCl2 – хлорид меди (II)

CuCl2 = Cu2+ + 2 Cl-

Катион анион

Меди кислотного остатка ( хлорид – ион)

  1. Д оказательство наличия катиона меди (II) – Cu2+

CuCl2 + 2 NaOH = Cu(OH)2 + 2 NaCL

1-2 капли

Сu2+ + 2 OH- = Cu(OH)2

Осадок небесно-голубого цвета

  1. Д оказательство наличия хлорид – ионов CL-

CuCl2 + 2 AgNO3 = 2 AgCl + Cu(NO3)2

Белый, творожистый осадок


БИЛЕТ 8

Опыт. Проведите реакции, характеризующие свойства нерастворимых оснований на примере гидроксида меди ( II)

Получение гидроксида меди(II):

СuSO4 + 2 NaOH = Cu(OH)2 + Na2SO4

Нерастворимое

Основание

Свойства гидроксида меди (II):

  1. Взаимодействует с кислотами

Cu(OH)2 + 2 HCl = CuCL2 + 2 H2O

Осадок голубого осадок

Цвета растворился

  1. Разлагается при нагревании:

t0

Cu(OH)2 = CuO + H2O

Порошок

Черного цвета

БИЛЕТ 9

О пыт. Получите и соберите водород. Докажите наличие этого газа в пробирке.

Получение: Zn + 2 HCl = ZnCL2 + H2

Cобрать водород: методом вытеснения воздуха, пробирку -вверх дном

Доказательство: при внесении лучины в пробирку с водородом слышится характерный хлопок- «п-пых»

Свойства водорода: бесцветный газ, без запаха, легче воздуха. Плохо растворим в воде, горюч.

БИЛЕТ 10

Задача. Вычислите массовую долю ( в процентах) химического элемента калия в калийной селитре, формула которой КNO3.

Дано: KNO3, Ar (K)=39, Ar (N)=14, Ar (O)= 16

Найти: w (K) -?

Решение: 1)Mr(KNO3)= 101; 2) W = n* Ar(элемента)/ Mr(вещества);

  1. W(K)= 1* 39/ 101=0,386 или 38,6% (39%)

  2. Ответ: массовая доля калия в калийной селитре составляет 39%





БИЛЕТ 11

Задача. Вычислите количество водорода, который может быть получен при взаимодействии магния со 196 г раствора серной кислоты.

Дано: m (H2SO4) = 196 г

Найти: n (H2)- ?

Решение: 196г х моль

Mg + H2SO4 = MgSO4 + H2

1 моль 1 моль

98 г/моль

n= (H2SO4) =m/M= 196 г / 98 г/моль = 2 моль, так как

по уравнению 1 моль кислоты образует 1 моль водорода, а по условию задачи 2 моль кислоты – х моль водорода, то х = 2 моль

Ответ: получено 2 моль водорода.

БИЛЕТ 12

Опыт. Получите чистую поваренную соль из смеси ее с песком и землей.

Очистка смеси следующими методами:

  1. Отстаивание смеси

  2. Растворение смеси в воде

  3. Фильтрование смеси

  4. Выпаривание солевого раствора

Вывод: для очистки смесей используют физико-химические методы.

БИЛЕТ 13

Задача. К раствору, содержащему 40 г сульфата меди (II), добавили раствор гидроксида натрия. Какое количество осадка получилось?

Дано: m ( CuSO4) = 40 г

Н айти: n (осадка) -? 40 г х моль

Решение: CuSO4 + 2 NaOH = Cu(OH)2 + Na2SO4

1 моль 1 моль

160 г/моль 98 г/моль

n(CuSO4) = m/ M= 40 г/ 160 г/ моль= 0,25 моль, так как по уравнению соотношение 1 : 1 , а по условию задачи – 0,25 : х, отсюда

х = 0,25 моль

Ответ: получился осадок количеством вещества 0,25 моль.

БИЛЕТ 14

Опыт. Определите с помощью характерной реакции соль серной кислоты среди трех выданных растворов:

хлорида натрия, сульфата натрия, карбоната натрия.

П робирка № 1:

Na2SO4 + BaCL2 = BaSO4 + 2 NaCl

S O42- + Ba2+ = BaSO4

Молочно-белый осадок

Пробирка № 2,3 – осадка нет, значит соль серной кислоты – сульфат натрия Na2SO4 - находится в 1 пробирке

БИЛЕТ 15

Опыт. Проведите реакции, подтверждающие качественный состав серной кислоты.

H2SO4 - серная кислота

Состав: H2SO4 = 2 H+ + SO42-

катион анион

водорода кислотного

остатка ( сульфат-ион)

  1. доказательство наличия катиона водорода Н+:

H2SO4 + лакмус = краснеет, значит среда раствора – кислотная

  1. д оказательство наличия сульфат –иона SO42-

H 2SO4 + Ba(OH)2 = BaSO4 + 2 H2O

SO42- + Ba2+ = BaSO4

Молочно-белого

Цвета

БИЛЕТ 16

Опыт. Провести реакции, позволяющие осуществить превращения: CuSO4 - Cu(OH)2 - CuO

Реакции: 1) CuSO4 + 2 NaOH = Cu(OH)2 + Na2SO4

t0

2)Cu(OH)2= CuO + H2O



БИЛЕТ 17

Задача. К раствору сульфата меди (II) количеством вещества 0,25 моль, добавили раствор гидроксида натрия. Какова масса осадка?

Дано: n ( CuSO4) = 0, 25 моль

Н айти: m (осадка) -? 0,25 моль х г

Решение: CuSO4 + 2 NaOH = Cu(OH)2 + Na2SO4

1 моль 1 моль

98 г/моль, так как

по уравнению: 1 моль соли образует 1 моль осадка, а по условию задачи: 0,25 моль соли образует х моль осадка, значит, х = 0,25 моль.

Найдем массу осадка: m (Cu(OH)2) = n* M = 0, 25 моль * 98 г/моль = 24,5 г

Ответ: получился осадок массой 24,5 г

БИЛЕТ 18

Опыт. Определите с помощью характерной реакции соль хлороводородной кислоты среди трех выданных растворов солей: хлорида натрия, сульфата натрия, карбоната натрия.

П робирка № 1:

NaCL + AgNO3 = AgCl + NaNO3

Белый, творожистый осадок

Пробирка № 2,3 – осадка характерного нет, значит соль хлороводородной кислоты – хлорид натрия NaCl - находится в 1 пробирке.

БИЛЕТ 19

Опыт. Распознайте кислоту и щелочь среди трех выданных веществ: соляной кислоты, гидроксида натрия, оксида водорода.

Пробирка № 1 : НСl + лакмус = краснеет, значит среда раствора кислотная;

Пробирка № 2 : NaOH + фенолфталеин = малиновый раствор, значит среда раствора щелочная;

Пробирка № 3 : H2O + индикатор = окраска не изменяется, значит среда раствора нейтральная.




БИЛЕТ 20

Опыт. Получите реакцией обмена гидроксид алюминия и проведите реакции, характеризующие его свойства.

П олучение:

AlCL3 + 3 NaOH = Al(OH)3 + 3 NaCl

  1. 2 капли гелеобразный

A l3+ + 3 OH- = Al(OH)3

Cвойства: 1) как нерастворимое основание взаимодействует с кислотами


Al (OH)3 + 3 HCl = AlCl3 + 3 HOH

Al(OH)3 + 3 H+ = Al3+ + 3 HOH

Осадок растворился

  1. Как нерастворимая кислота взаимодействует со щелочами

H3AlO3 + 3 NaOH = Na3AlO3 + 3 H2O

Избыток

H3AlO3 + 3 OH- = AlO33- + 3 H2O

Осадок растворился, значит

Al(OH)3 – амфотерное соединение, т.е. проявляет свойства как оснований, так и кислот.

БИЛЕТ 21

Задача. Вычислите объем углекислого газа, который получили при разложении 200 г карбоната магния, содержащего 16 % примесей.

Дано: m (cмеси) = 200 г

W( примесей) = 16 %

Найти: V( CO2) - ? 200г,84% х л

Решение: MgCO3 = MgO + CO2

1 моль 1 моль

84 г/моль 22,4 л/моль

Найдем массу чистого вещества – карбоната магния:

m(чистого MgCO3)= W* m(смеси)/100%= 84 % * 200 г /100% = 168 г

найдем количество вещества: n (MgCO3) = m/M= 168 г /84г/моль=2 моль, так как по уравнению соотношение 1:1,то

n (CO2) = 2 моль, отсюда найдем объем углекислого газа

V(СO2) = Vm* n= 22,4л/моль * 2 моль = 44,8 л

Ответ: при разложении смеси выделился углекислый газ объемом 44,8 л.

БИЛЕТ 22

Задача. 245 г раствора серной кислоты с массовой долей растворенного вещества 20 % полностью вступили в реакцию с хлоридом бария. Вычислите массу образовавшегося осадка.

Дано: m (раствора) = 245 г

W(H2SO4) = 20 % или 0,2

Н айти: m( осадка)-? 245 г,20% х г

Решение: H2SO4 + BaCl2 = BaSO4 + 2 HCl

1 моль 1 моль

98 г/моль 233 г/моль

m(вещества) = W * m(раствора)/100%

m(H2SO4) = 20% * 245 г/ 100% = 49 г

n(H2SO4) = m/M= 49 г / 98 г/моль = 0,5 моль, так как по уравнению 1 моль кислоты образует 1 моль осадка, а по условию задачи 0,5 моль кислоты – х моль осадка, тогда

х= 0,5 моль , отсюда найдем массу осадка:

m(BaSO4) = M* n= 233 г/моль * 0,5 моль = 116,5 г

Ответ: масса образовавшегося осадка равна 116,5 г.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!