Промежуточная итоговая аттестация по географии в 6 классах
Пояснительная записка
Промежуточная итоговая аттестация по географии (комбинированная форма) за курс 6 класса проводится в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по географии, Примерной программы основного общего образования по географии и соответствует учебным возможностям учащихся данной ступени обучения и возраста.
Цель промежуточной аттестации : установление фактического уровня теоретических знаний обучающихся по географии; установление соответствия уровня ЗУН обучающихся требованиям Государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Задачи промежуточной аттестации:
• определение успешности выполнения обучающимися учебного плана и решение вопроса о продолжении обучения в рамках программ данного уровня в следующем классе.
• подготовка обучающихся к успешной сдаче экзаменов, предусмотренных итоговой аттестацией через обретение ими опыта участия в промежуточных формах аттестации.
Промежуточная аттестация предназначена для проверки следующих знаний и умений учащихся:
- знание основных географических понятий и терминов; различий плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результатов выдающихся географических открытий и путешествий;
- понимание географических следствий движений Земли, географических явлений и процессов в геосферах, взаимосвязей между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
- определение на местности, плане и карте расстояний, направлений высоты точек; географических координат и местоположения географических объектов;
- выделение, описывание и объяснение существенных признаков географических объектов и явлений.
Аттестационный материал представлен в форме билетов, включающих 2 вопроса - №1,№2 -теоретических , № 3 –практический вопрос.
Учащийся должен при ответе на вопросы билета показать:
знание терминов и понятий,
логику изложения материала,
знание географических объектов по теме,
знание особенностей географических объектов,
умение правильно показывать объект на карте (оптимальный темп показа объектов),
культуру речи, навыки публичного выступления.
На подготовку ответа вопроса билета аттестационной работы дается 10 минут. Ответ учащегося- 5-10 минут.
Критерии оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.
Оценка знаний предполагает учѐт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объѐма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2. Умеет выделять главные положения, подтверждает ответ конкретными
примерами, фактами; аргументировано делает анализ, обобщения, выводы.
3.Последовательно, чѐтко, связно, обоснованно и безошибочно излагает
материал; дает ответ в логической последовательности с использованием
принятой терминологии; делает собственные выводы; формулирует точное
определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе излагает материал литературным языком, правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя.
4.Использует наглядные пособия, справочные материалы, применяет
систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использует для доказательства выводы и наблюдения из опытов.
5. Допускает не более одного недочѐта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами,
чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
6. Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даѐт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочѐты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.
2.Материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя.
3.Подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
4. Умеет обобщать, делать выводы, соблюдает основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использует научные термины.
5. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала .
2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие.
5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), недостаточно понимает отдельные положения , допуская одну-две грубые ошибки.
9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
11. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание вопроса билета.
2. Не делает выводов и обобщений.
3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов.
4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач .
5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Оценка "1" ставится, если ученик:
1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
2. Полностью не усвоил материал.
Литература:
- Летягин А.А., Душина И.В., Пятунин В.Б., Бахчиева О.А., Таможняя Е.А. Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2008.
– А.А. Летягин. География. Начальный курс. 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. -2 –е изд., дораб. И доп. – 1.: Вентана-Граф, 2013.- 288 с
Вопросы билетов на проведение промежуточной аттестации по предмету география в 6 класс.
(составил учитель географии Нурашова Ж.Б.)
№ билета
Вопрос 1
Вопрос 2
Вопрос 3
Билет № 1
Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления. Уникальные географические объекты. Зарождение древней географии
Географические достижения в Китае и на арабском Востоке
Объяснить принцип изготовления самодельного нивелира и последовательность ь проведения измерения относительной высоты холма с использованием самодельного нивелира на местности. Объяснить практическое применение измерений.
Билет № 2
Как географы изучают объекты и процессы? Наблюдения — способ изучения географических объектов и процессов
Расширение географического кругозора в Средние века. Открытия викингов. Торговые пути в Азию
Определить правила ухода за комнатными растениями с учётом природных условий их произрастания
Билет № 3
Положение Земли в Солнечной системе. Планеты земной группы.
Продолжение эпохи Великих географических открытий. Первые научные экспедиции. Экспедиционный метод в географии
Описать как собирается модель и схема проведения опытов, показывающих шарообразность Земли
Билет № 4
Земная ось и географические полюсы. Географические следствия движения Земли вокруг Солнца.
Три пути в Индию. Первое кругосветное плавание
Объяснить проведение опыта, показывающего, что вода просачивается в различных горных породах с разной скоростью.
(глина, песок, суглинок).
Билет № 5
Смена времён года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Тропики и полярные круги
Появление и развитие человечества в географической оболочке. Расселение человека на Земле.
Образование рас в разных природных условиях
Определить масштаб, измерить длину экватора и меридианов, определить расстояния между объектами, протяжённость Африки с севера на юг
Билет № 6
Возникновение Земли. Форма и размеры Земли. Метод географического моделирования.
Современное научное представление о возникновении и развитии жизни на Земле
Исследование полярных областей Земли.
Изучение Мирового океана. Космическое землеведение.
Определить по глобусу с помощью широтной линейки широту Северного и Южного тропиков, Северного и Южного полярных кругов.
Появление и развитие человечества в географической оболочке. Расселение человека на Земле.
Образование рас в разных природных условиях
Билет № 7
Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора.
Различные способы изображения местности. Дистанционный метод изучения Земли
Определить географические долготы. Определить положение географического центра России по географическим координатам
Билет № 8
Проявления внутренних процессов на земной поверхности. Вулканы и гейзеры
Ориентиры и ориентирование на местности с помощью компаса.
Объяснение изготовление модели гномона и порядок проведения наблюдения за изменением направления и длины тени гномона в течение некоторого времени.
Билет № 9.
Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород.
Масштаб топографического плана и карты.
Объяснить этапы проведения опыта, доказывающего существование атмосферного давления.
Билет № 10.
Материковая и океаническая земная кора. Нарушения слоёв земной коры.
Солёность и температура морской воды. Движения морских вод: течения, приливы и отливы. Тёплые и холодные течения
Изготавливать самодельные измерители направления и скорости ветра (флюгер), количества осадков (дождемер), изменения температуры воздуха (термометр).
Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измерений направления и скорости ветра, количества осадков и температуры воздуха самодельными приборами
Билет № 11
Рельеф. Формы рельефа. Относительная высота форм рельефа.
Условия жизни человека в горах и на равнинах. Полезные ископаемые
Определение расстояний на местности различными способами.
Условные знаки плана и карты. Главная точка условного знака
Работа с коллекцией минералов и горных пород (составить описание свойства одного минерала, определить его твёрдость.
Билет № 12
Биологический круговорот веществ.
Природное окружение человека. Природные особо охраняемые территории.
Виды съемок местности (инструментальная , глазомерная, полярная и маршрутная).
Описать Кавказские горы с использованием плана.
Билет № 13
Мировой океан. Береговая линия. Части Мирового океана. Суша в океане
Абсолютная высота точек земной поверхности. Способы показа рельефа на топографических картах.
Определять интенсивность землетрясений по описаниям и таблице 12-балльной шкалы
Билет № 14
Разнообразие вод суши. Река, речная система, речная долина, бассейн реки, водораздел. Горные и равнинные реки. Пороги и водопады. Питание и режим реки.
Разнообразие планов (план города, туристические планы, военные и исторические, автомобильные и транспортные планы)
Объяснить изготовление самодельного барометра и как измеряется атмосферное давление.
Билет № 15
Магматические, осадочные и метаморфические горные породы
География в античное время. Развитие картографии. Картографический метод
Продемонстрировать схематично на рисунке движение Земли по околосолнечной орбите и вращение вокруг земной оси.
Билет № 16
Литосфера — твёрдая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин
Вода — основа жизни на Земле. Использование человеком энергии воды. Отдых и лечение «на воде»
Назвать народные приметы , по которым можно составит прогноз погоды .
Билет № 17
Что такое озеро? Озёрная вода. Происхождение озерных котловин. Питание озер.
Горизонтали и бергштрихи. Чтение карты местности.
Составить рассказ по плану о четырёх особых положениях Земли
Билет № 18
Виды движения земной коры. Землетрясения. Сила землетрясения
Географическая широта и географическая долгота, их обозначения на глобусе
Описывать представителей различных рас по упрощённому плану с использованием фотографий и описаний расовых признаков. Назвать типичные расовые признаки.
Билет № 19
Метод моделирования в географии. Глобус. Масштаб и градусная сеть глобуса
Примеры способов определения расстояний по глобусу. Ориентирование глобуса.
Биосфера. Вещественный состав и границы биосферы.
Описывать географическое положение реки Нил по глобусу или физической карте на основе плана .
Билет № 20
Многолетняя мерзлота. Подземные воды. Условия образования межпластовых вод. Болота
Способы изображения рельефа на глобусе. Изогипсы и изобаты. Шкала высот и глубин
Описать Северный Ледовитый океана по плану.
Билет № 21
Круговорот вещества на Земле. Природно-территориальный комплекс. Географическая оболочка Земли. А.А. Григорьев о географической оболочке. Состав и строение географической оболочки.
Степи. Лиственные леса. Тайга
Описать Индийский океана по плану.
Билет № 22
Растительный и животный мир Земли. Влажные экваториальные леса. Саванны. Тропические пустыни
Способы перехода от сферической поверхности глобуса к плоскости географической карты. Картографические проекции. Географические карты. Масштаб географической карты. Линии градусной сетки на картах. Примеры работы с географическими картами
Описать опыт, показывающий, как образуется туман.
Билет № 23
Условные знаки мелкомасштабных географических карт. Разнообразие географических карт и их использование людьми разных профессий. Географический атлас. Система космической навигации
Почва. Образование почвы. Плодородие почв.
Почвенные организмы. В.В. Докучаев. Рождение науки о почвах
Описать результаты
Таблицы данных о количестве осадков в различных городах мира, объяснить причины выявленных особенностей годового распределения осадков.
Билет № 24
Ледники. Горные и покровные ледники. Айсберги. Подземные воды
Распределение солнечных лучей в атмосфере Земли. Подстилающая поверхность. Нагрев поверхности суши и океана. Как нагревается атмосферный воздух. Изменение температуры воздуха в течение суток. Суточная амплитуда температуры воздуха
Объяснить устройство и правила работы с барометром-анероидом.
Билет № 25
Водяной пар. Влажность воздуха. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Изменение относительной влажности воздуха с высотой. Уровень конденсации.
Равнинный рельеф. Разнообразие равнин по высоте. Формы равнинного рельефа. Крупнейшие по площади равнины мира
Объяснить способы измерения атмосферного давление на разных этажах здания.
Билет № 26
Виды выветривания. Деятельность ветра, воды и льда по перемещению и откладыванию обломочного материала. Деятельность человека, преобразующая земную поверхность
Как изучают рельеф океанического дна. Части подводных окраин материков. Срединно-океанические хребты. Ложе океана, его рельеф
Решить задачи на определение высоты по разности атмосферного давления.
Билет № 27
Что такое атмосферное давление и как его измеряют. Изменение атмосферного давления с высотой. Сведения о температуре воздуха и атмосферном давлении на карте погоды
Разрушение и изменение горных пород и минералов под действием внешних процессов.
Определить суточную амплитуду температуры воздуха по данным своего дневника погоды.
Сравнить значения амплитуды температуры воздуха при безоблачной и при пасмурной погоде.
Объяснить отмеченные различия
Билет № 28
Что такое климат. Причины разнообразия климата на Земле. Как рассчитывают климатические показатели
Формирование рельефа земной поверхности как результат действия внутренних и внешних сил. Горный рельеф. Различия гор по высоте. Высочайшие горы мира
Описать географическое положение Амазонской низменности по глобусу или физической карте на основе плана с примерами.
Билет № 29
Минералы и их свойства.
Восходящие и нисходящие потоки воздуха. Ветер — движение воздуха вдоль земной поверхности. Направление и скорость ветра. Сведения о ветре на карте погоды. Роза ветров. Бризы. Муссоны
Описать Западно-Сибирскую равнину с использованием плана.
Билет № 30
Тундра. Арктические и антарктические пустыни. Жизнь в океане
Образование облаков. Облака и их виды. Туман. Образование и выпадение осадков. Виды атмосферных осадков. Измерение осадков. Сведения об облаках и осадках на карте погоды. Изменение количества осадков в течение года
Описать географическое положение Анд по глобусу или физической карте на основе плана с примерами