Инструктивно-методическое письмо по проведению итоговой государственной аттестации обучающихся IX и XI классов по государственному и официальному языкам.
Министерство образования и науки Кыргызской Республики, в целях организованного проведения итоговой государственной аттестации обучающихся в общеобразовательных организациях Кыргызской Республики направляет для использования методистами районных (городских) отделов образования, руководителями и учителями школ следующее инструктивно-методическое письмо:
(1) по проведению Итоговой государственной аттестации обучающихся IX и XI классов по государственному и официальному языкам;
(2) по оцениванию письменных работ (комплексный письменный тест) по государственному и официальному языкам.
Согласно Положению об итоговой государственной аттестации в 2018-2019 учебном году, утвержденному приказом Министерства образования и науки Кыргызской Республики от 22 марта 2019 года № 304/1 Итоговая государственная аттестация обучающихся IX и XI классов по государственному и официальному языкам будет проводиться в форме тестирования, включающего проверку функциональной грамматики и лексики, а также навыков чтения и понимания текста.
Экзаменационные материалы предоставляются министерством по согласованию с Национальным центром оценки качества образования и информационных технологий (далее по тексту – НЦОКОиИТ) и Кыргызской академии образования (далее по тексту – КАО). Школьная предметная комиссия (далее по тексту – ПК) осуществляет проведение и оценивание экзаменационных работ обучающихся в установленном порядке.
Дата проведения тестирования для обучающихся IX и XI классов – 10 июня 2019 года.
Класс | Время | Разделы теста | Количество баллов за раздел | Максимальный балл за тест |
9 класс | 1,5 часа | Лексика. Грамматика. Чтение и понимание | 40 баллов 30 баллов | 70 баллов |
11 класс | 2,5 часа | Лексика. Грамматика. Чтение и понимание Диктант с заданием | 60 баллов 40 баллов 10 баллов | 110 баллов |
Оценка за экзамен выставляется комплексно:
9 класс
Отметка «5» | 59 – 70 б. |
Отметка «4» | 49 – 58 б. |
Отметка «3» | 35 – 48 б. |
Отметка «2» | 0 – 34 б. |
11 класс
Отметка «5» | 93 – 110 б. |
Отметка «4» | 77 – 92 б. |
Отметка «3» | 55 – 76 б. |
Отметка «2» | 0 – 54 б. |
Комплексный письменный тест по государственному/официальному языкам направлен на проверку у обучающихся 9, 11-х классов функциональной грамотности в области языковой компетентности и функциональной грамотности чтения.
Функциональная грамотность в области языковой компетентности – это способность ученика определять функции единиц языка и закономерности их использования во взаимодействии с их окружением в высказывании и в целостном тексте.
Функциональная грамотность чтения – способность учащегося понимать письменный текст, интерпретировать его, размышлять о прочитанном, а также использовать чтение для достижения своих собственных целей в жизни.
Тест состоит из следующих частей:
Часть 1. Лексика. Грамматика
Цель теста – проверка уровня сформированности языковой компетенции, необходимой для решения определенных коммуникативных задач в соответствии с предметными стандартами и программами. В процессе тестирования проверяются умения:
различать значения лексических единиц и использовать их в заданном контексте;
правильно употреблять предложно-падежные формы имен в контексте высказывания;
правильно использовать глагольные формы в определенном контексте и ситуациях;
использовать структуру простого и сложного предложения в предложенных контекстах.
Класс | Время выполнения теста | Содержание | Количество и типы заданий |
Лексика. Грамматика |
9 класс | 40 мин. | Род, число (имя, глагол) Словосочетание Падежные формы (И.п., Р.п., Д.п., В.п, Т.п., П.п.) Предложно-падежные формы Структура предложения Письменный текст (грамматические формы и средства связи) и др. | 40 заданий на выбор одного варианта из четырех |
11 класс | 50 мин. | Род, число (имя, глагол) Структура предложения Предложно-падежные формы в тексте Письменный текст (грамматические формы и средства связи) Модальность Видовременные формы глагола в тексте Средства текстовой связи и др. | 60 заданий на выбор одного варианта из четырех |
Процедура проведения первой части теста
Количество заданий: 9 класс – 40, 11 класс – 60.
Время выполнения: 9 класс – 30 минут, 11 класс – 50 мин.
Перед тестированием обучающимя раздаются тестовые тетради/тестовые материалы, проводится инструктаж по выполнению теста, после знакомства с которым (не более 10 минут) разрешается задавать вопросы по процедуре проведения теста.
Затем начинается отсчет времени. В ходе выполнения теста задавать вопросы не разрешается. При выполнении теста пользоваться словарем нельзя. По истечении времени тестовые материалы сдаются учителю.
Обработка результатов тестирования
Обработка и оценка результатов тестирования осуществляется при помощи ключей, в которых указан правильный вариант ответа.
Засчитывается вариант ответа, обведенный учеником кружочком. Если выбор ученика зафиксирован в дополнительной графе, он принимается за окончательный вариант ответа.
Количество баллов, полученное тестируемым, фиксируется в соответствующей графе тестовой тетради.
Каждое правильно выполненное задание оценивается в 1 балл.
Максимальный балл за часть «Лексика. Грамматика»:
9 класс – 40.
11 класс – 60.
Часть 2. Чтение и понимание.
Цель теста – проверка уровня сформированности речевых навыков и умений в чтении для решения определенных коммуникативных задач.
Объектами контроля являются следующие умения:
понять основную информацию, содержащуюся в тексте, а также некоторые детали, несущие важную смысловую нагрузку;
адекватно воспринимать предложенную интерпретацию текста;
полно, точно, глубоко понять основную информацию и важные элементы дополнительной информации текста.
Класс | Время выполнения теста | Содержание | Количество и типы заданий |
Чтение и понимание текста |
9 класс | 50 мин. | Полное понимание содержания (биографический текст или художественный текст) Понимание выборочной информации (научно-популярный, публицистический или общественно-политический текст) | Два текста и 15 заданий на выбор одного варианта из четырех |
11 класс | 60 мин. | Полное понимание (новостной текст, реклама, объявление, анонс или прогноз погоды) Полное понимание содержания (биографический или художественный текст) Понимание выборочной информации (научно-популярный, публицистический или общественно-политический текст) | Три текста и 20 заданий на выбор одного варианта из четырех |
Характеристика текстов
Объем текста для чтения (художественный, общественно-политический или научно-популярный) не превышает 350 слов.
В тексте не более 3% незнакомых слов, о значении которых можно догадаться из контекста.
Предлагаемые тексты для чтения отвечают следующим требованиям:
соответствуют предметно-тематическому содержанию учебной программы;
характеризуются смысловой законченностью, связанностью и целостностью;
не перегружены терминами, именами собственными, цифровыми данными;
соответствуют уровню подготовки экзаменуемых, определенному стандартом и действующей учебной программой.
Процедура проведения второй части теста
Количество заданий: 9 класс – 2 текста и 15 заданий, 11 класс – три текста и 20 заданий.
Время выполнения: 9 класс – 50 минут, 11 класс – 60 мин.
Ученику предъявляются тестовые материалы, проводится инструктаж по выполнению теста. При выполнении теста тестируемый может пользоваться словарем.
Обработка результатов тестирования
Обработка и оценка результатов тестирования производится при помощи ключей.
Каждое правильно выполненное задание оценивается в 2 балла.
9 класс
Максимальный балл за часть 2 – 30.
11 класс
Максимальный балл за часть 2 – 40.
Часть 3. Диктант с заданием (только для учащихся 11 классов)
Цель проведения диктанта:
проверка умения вести запись воспринимаемого на слух текста,
умение использовать на письме изученные орфограммы и пунктуацию,
умение определять последовательность изложения материала на основе прослушанного текста.
Процедура проведения диктанта:
Время выполнения работы – до 40 минут
1. Учитель сообщает цель проведения диктанта, акцентирует внимание учащихся на орфограммах, которые будут использованы в диктанте и на задании, которое им предстоит выполнить (задание на установление последовательности изложения материала). Учащиеся внимательно слушают и вникают в содержание.
2. Учитель выразительно, медленно, четко читает весь текст, но не подсказывает орфограммы и пунктуационные знаки. Читать нужно, соблюдая правила произношения, но не искажая нарочито фонетическое звучание слов.
3. Учитель задает вопросы на понимание текста, объясняет незнакомые слова (если такие встретились в тексте диктанта). В случае наличия в тексте сложносокращенных слов, обозначающих названия учреждений и организаций, со значением собственного имени или образованных из названий букв иноязычного алфавита, учитель записывает их на доске вместе с аббревиатурой.
4. Чтение текста под запись. Учитель читает каждое предложение по 3 раза: первый раз – для понимания смысла предложения, второй раз – под запись, третий раз – для проверки написанного. Если предложение слишком длинное и трудно воспринимается на слух, его следует прочитать по частям. Нельзя разрешать писать, пока чтение предложения еще не окончено.
5. В конце учитель еще раз читает весь текст, но в этот раз паузы между предложениями нужно увеличить, чтобы учащиеся успели проверить правописание всех слов или дописать пропущенное.
6. Учитель собирает работу учащихся и раздает листочки с заданием на установление последовательности изложения материала.
Обработка результатов
Диктант оценивается по пятибалльной системе.
Объем диктанта для 11 класса – 110–125 слов.
Нормированное оценивание диктанта проводится согласно приказу Министерства образования и науки Кыргызской Республики от 19 апреля 2017 года № 473/1:
5 баллов | ставится, если в работе орфографических ошибок нет или допущена 1 негрубая орфографическая или 1 грамматическая ошибка или 2 пунктуационные ошибки, одно-два исправления; |
4 балла | ставится, если допущено не более двух орфографических и двух пунктуационных ошибок или 1 орфографическая и 3 пунктуационных ошибок, одно-два исправления; |
3 балла | ставится, если допущено четыре орфографические ошибки и четыре пунктуационные или 3 орфографические и 5 пунктуационных или 8 пунктуационных ошибок при отсутствии грамматических, допускается до 4 грамматических ошибок, одно-два исправления; |
2 балла | до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок. Кроме этого, допущено более 4 грамматических ошибок, три-четыре исправления. |
Примечание: учителю предоставляется право повышать или снижать отметку в зависимости от характера ошибок, их однотипности. Отметка может быть снижена на 1 балл, если работа выполнена небрежно, сделано более 2-х исправлений, зачеркиваний, помарок. И наоборот, отметка может допускать превышение указанных количественных норм ошибок, если работа выполнена аккуратно, в ней нет исправлений и зачеркиваний, имеются 3-4 однотипные ошибки.
Задание на установление последовательности также оценивается в 5 баллов.
5 баллов | Последовательность определена верно |
4 балла | Последовательность определа, но имеется 1 нарушение |
3 балла | Последовательность определена, но имеется 2 нарушения |
2 балла | Последовательность определена неверно или имеется более 2-х нарушений |
В приложении представлен пример комплексного теста в трех частях со всеми видами тестовых заданий и критериями оценивания.
Информация о датах проведения комплексного экзамена, демонстрационные варианты тестов размещаются на официальных сайтах МОН КР и НЦОКОиИТ.
Проверка письменных экзаменационных работ и их оценивание занимает не более двух рабочих дней, не считая дня приема экзамена.
Все результаты ИГА, полученные по балльной системе переводятся в отметки.
Проверка письменных экзаменационных работ обучающихся 9 и (или) 11 класса осуществляется ПК согласно присланному руководству по оцениванию.
На письменные экзаменационные работы ИГА обучающихся 9 и (или) 11 класса, оцененные баллами «2» (неудовлетворительно) и «5» (отлично), пишутся рецензии.
Все экзаменационные работы хранятся в специально отведенном для этого месте (в несгораемом сейфе). Решения ПК оформляются протоколом и подписываются ее членами.
Порядок проведения ИГА
1. Пакет экзаменационных документов состоит из: инструкции- руководства по проведению тестирования, тестового буклета и руководства по оцениванию, который доставляется до региональных органов государственного управления образованием и общеобразовательных организаций в срок до 20 мая 2019 года.
2. Пакеты с экзаменационными документами формируются строго по предметам, языкам обучения, внутри школы по классам. Пакет запечатывается и скрепляется печатью. Общеобразовательные организации несут административную ответственность за преждевременное вскрытие экзаменационных материалов, разглашение информации, содержащейся в текстах и заданиях.
2. Организационные мероприятия по ИГА осуществляются за 1 час до начала экзаменов (регистрация, рассадка и инструктирование выпускников, вскрытие пакетов, копирование КИМов, заполнение титульных листов и другие).
3. На титульном листе тестового материала ставится штамп школы.
4. Ученики должны явиться к месту проведения комплексного тестирования не позднее чем за 30 минут до начала тестирования.
5. В назначенный день перед началом тестирования проводится инструктаж о прохождении тестирования, информирование учеников о продолжительности, порядке и форме проведения, о времени и месте ознакомления с результатами теста.
6. Ознакомление с экзаменационными материалами (зачитывание) осуществляется до начала экзаменов в присутствии членов ПК. Затем необходимо размножить тестовые материалы согласно количеству присутствующих выпускников. Размножение тестовых буклетов производится на ксерокипировальном аппарате в каждой школе по присланному оригиналу в пакете.
7. Время выполнения отдельных компонентов теста регулируется в соответствии с настоящим инструктивно-методическим письмом.
8. В продолжительность экзамена не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия.
9. Комплексное тестирование проводится в школьных классах. Для каждого ученика выделяется отдельное рабочее место.
10. По завершении времени, отведенного на сдачу комплексного экзамена, тестовые буклеты сдаются комиссии.