СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Бинарный урок 7 классе «Линейная функция в физических законах».

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок обобщения и закрепления знаний по физике и математике. Практическое применение знаний по математике при решении задач по физике.

Просмотр содержимого документа
«Бинарный урок 7 классе «Линейная функция в физических законах».»

Бинарный урок по алгебре и физике в 7 классе.

Учитель физики Рыбальченко Татьяна Николаевна

МБОУ «СОШ-ДС №37 им. И.Г. Генова» г. Симферополь


Тема: «Линейная функция в физических законах».

Оформление класса высказываниями ученых.

Сближение теории с практикой дает самые благотворные результаты, и не одна только практика от этого выигрывает»

П.Л.Чебышев

Математика – это язык, на котором говорят все точные науки.

Н.И. Лобачевский



Слеп физик без математики.

М.В.Ломоносов

Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит. М.В.Ломоносов


Цель:

Образовательные:

  1. Повторить, обобщить, закрепить, проверить знания и умения по теме «Линейная функция»;

  2. Формировать умение синтезировать и обобщать полученные знания на уроках математики и физики.

Развивающие:

  1. Развитие навыков построения графиков функции у = kx + b; и х=хо + ʋ t

  2. Развитие логического мышления, инициативы, самостоятельности;

  3. Развитие умений анализировать и делать выводы.

Воспитательные:

  1. Воспитывать аккуратность, графическую культуру, культуру речи;

  2. Воспитывать умение работать в группах, прислушиваться к мнению напарника.

Оборудование:

  • Раздаточный материал (ручки с красной пастой и цветные карандаши, смайлики, маршрутные листы со станциями и критериями оценок, листы для исследовательской работы;

  • Мультимедиа - проектор;

  • Компьютер;

  • Лабораторное оборудование: динамометры, грузики 100г.

Тип урока: закрепление и обобщение знаний по физике и математике.

Форма работы: фронтальная групповая

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент. ( Слайд №2)

Учитель математики:

Я бесхитростна, проста -

Такой характер у меня;

Смеются надо мной друзья;

Мол, нет извилин у меня.

Но я с дороги не сверну;

Ведь жить иначе не могу

Ребята, как вы думаете, о каком математическом понятии идет речь? Почему вы так решили? Какая же тема урока? Перед вами стоят 2 учителя. По каким предметам? Какова же более конкретней тема нашего урока?

Линейная функция в физических процессах. Давайте запишем число и тему урока.

Учитель объявляет тему урока.

  1. Постановка задач и целей урока. (Слайд № 3)

Учитель физики совместно с учениками формулируют цели и задачи урока.

- Сегодня мы проводим необычный урок: на одном занятии мы повторим, закрепим и значительно расширим знания одновременно по двум предметам – По каким предметам?

(учащиеся отвечают -алгебре и физике).

Поэтому наш урок называется бинарным.

Что сегодня нам предстоит вспомнить и закрепить ?

( учащиеся :свойства линейной функции и как они проявляются в физических законах и явлениях

Какая основная цель этого бинарного урока? (добиться ответа учащимися : показать, что физика и математика – это инструменты познания свойств этого мира.)

Учитель математики:

Сегодня на нашем уроке мы будем заниматься различными видами деятельности: мы поиграем в математический футбол, заполним тест по свойствам линейной функции, проведем исследовательскую работу по физике, узнаем некоторые интересные факты, связанные со здоровьем, об этом нам расскажут некоторые ребята, которые подготовили информацию дома, мы займемся самопроверкой, взаимопроверкой, поработаем индивидуально и в группах. Приготовьте, пожалуйста ручки с красной пастой и цветные карандаши. На столах у каждого находятся смайлики, маршрутные листы со станциями и критериями оценок, листы для исследовательской работы. Итак, начинаем наш урок.

Учитель физики:

Выберите из предложенных смайликов тот, который соответствует вашему настроению на начало урока и отметьте его.

Если вам хорошо, вы готовы к изучению нового материала

и вы думаете, что все вопросы вам будут понятны, то выбираете смайлик счастья.

Если вы переживаете, что вы недостаточно готовы к изучению нового материала и тревожитесь, что не все вопросы вам будут понятны, то выбираете смайлик печали.

Если вы тревожитесь о том, что вы совсем не готовы к изучению нового материала и большинство вопросов вам будут непонятны, то выбираете плачущего смайлика.

Учитель математики: Сначала повторим теорию по математике.

  1. Устное повторение узловых вопросов алгебры.

Фронтальная работа с классом. ( математический футбол) ( Слайд № 5). Ребята по очереди передают пас в виде вопросов, которые высвечивает файл.

  • Какая функция называется линейной?

  • Её область определения?

  • При каком условии линейная функция становиться прямой пропорциональностью?

  • Что является графиком линейной функции и прямой пропорциональности?

  • Как построить график линейной функции (прямой пропорциональности)?

  • Чем обусловлено различие графиков этих функций?

  • Какие виды линейной функции y = kx + b вы знаете? ( Слайд № 6)

  1. Самостоятельная работа.

  2. Разбиваемся на три команды по рядам. Выбираем одного капитана от ряда. Все будут работать самостоятельно за партами, капитаны команд за кафедрой.

  1. Учашимся предлагается письменно выполнить следующие задания в форме теста. ( Слайды № 7 - 15) При выполнении теста учащиеся заполняют бланк ответов. (См. приложение).

  • График какой функции лишний? ( Слайд № 8)

  • На каком рисунке коэффициент k в уравнении линейной функции отрицателен? ( Слайд № 9)

  • На каком рисунке свободный член b в уравнении линейной функции положителен? ( Слайд № 10)

  • Составьте уравнения прямых, изображенных на рисунках. ( Слайд № 11)

  • На каком рисунке изображён график прямой пропорциональности у = kx? Ответ объяснить. ( Слайд № 12)

  • Ученик допустил ошибку при построении графика одной функции. На каком рисунке? ( Слайд № 13)

  • На рисунке изображены графики функций: у = 3х, у = - 3х, у = х – 3. Под каким номером изображен график функции у = -3х? ( Слайд № 14)

  • Задать формулой линейную функцию, график которой параллелен прямой у = -8х + 11 и проходит через начало координат. ( Слайд № 15)

  1. Выполняется взаимопроверка выполненной работы, количество баллов заносится в маршрутный лист. Капитаны проверяют работы, сверяя со своей.

  2. Учитель отмечает наилучшие результаты и также заносит свой балл в маршрутный лист. Подводит промежуточный итог

  1. Работа с классом.

  1. Составьте математическую модель для решения задачи.

В организме человека всегда есть определенное число бактерии, их около 10 тысяч. Во время эпидемии гриппа, если больной не принимает антибиотики, то количество бактерий в организме каждый день увеличивается на 50 тысяч.

Сколько бактерий будет в организме человека через 3 дня, через 4 дня?

Запишите формулу в тетрадь и ответьте на следующие вопросы:

  • Будет ли данная зависимость линейной?

  • Что вы можете сказать о поведении графика данной функции?

  • Постройте данный график в тетради.

Учащиеся самостоятельно выполняют данное задание. После этого решение обсуждается со всеми учащимися. (Слайд № 26 )

ФИЗМИНУТКА!!!!!!!!!!!!!!!

Учитель физики

  1. Математика – наука прикладная и сейчас вы рассмотрите применение линейной функции на уроках физики.

Задача. Записать формулу зависимости массы стеклянной пробки от её объема, если

V – объем балки , m - его масса, плотность стекла 2,5 г/см3 . Построить график этой зависимости.

Решение: m = ρ V , ρ =2,5 , m =2,5V ( Учащиеся строят график, сравнивают формулу

m = ρ V с у = k· х )

Делается вывод.

Работа с классом.

  1. Выполняется по группам практическое исследование: Лабораторное исследование зависимости силы тяжести от массы тела

Цель исследования: установить зависимость силы тяжести , действующей на тело от его массы. F = mg (Слайды № 33 - 36);

Оборудование: штатив, грузы, динамометр.

Инструкция ОТ

Ход работы:

    1. Соберите установку. На штативе закрепляем динамометр.

    2. К крючку динамометра последовательно подвешиваем четыре груза, фиксируя показания динамометра.

    3. Результаты измерений заносим в таблицу

    4. Строим график зависимости: по вертикали откладываем значения силы , а по горизонтали массы в кг (100г =0,1 кг)

    5. Определим коэффициент g, из соотношения F/m

Какую зависимость F и m мы получили?

Номер груза

1

2

3

4

Масса, кг

0

0,1

0,2

0,3

Сила, Н

0

1

2

3

g=F/m

0

10

10

10

Видим прямо пропорциональную зависимость между силой тяжести и массой тела. Является ли эта зависимость линейной функцией? Конечно, да. Коэффициентом прямо пропорциональности является гравитационная постоянная Земли g=10 Н/м

Ребята, хочется отметить, что линейная функция применяется во многих других физических явлениях, таких как: Зависимость силы упругости от деформации пружины согласно закону Гука. Зависимость пути от времени и скорости S= ʋ t , а также зависимость силы трения от силы реакции опоры Fтр.= μ ⋅ N и мрогое другое .

  1. Применение линейной функции в других науках и сферах нашей жизни. Некоторые ребята поготовили сообщение и несколько слайдов. Попросим их рассказать нам об этом.

Работа с классом. Рефлексия









Вывод.

Итак, сегодня на уроке мы рассмотрели применение линейной функции в разных науках и сферах деятельности

  1. Подведение итога урока.

Учитель: Еще раз давайте повторим.
Что вы узнали нового?
Чему научились?
Что показалось особенно трудным?

  1. Домашнее задание.

Учитель: С каким настроением вы уходите с урока вы покажите с помощью выбора смайлика. Ученики прикрепляют их на доску при помощи магнитов

Учитель: Урок окончен! Всего вам доброго! Спасибо за урок.

  1. Литература :

  • Учебник «Алгебра – 7», Ю.Н.Макарычев, Н.Г. Миндюк, К. И. Нешков, С.Б. Суворова, Москва, «Просвещение», 2009 год.

  • Учебник «Физика – 7», Н.В. Перышкин, Москва, «Дрофа» 2009 год.

  • «Сборник задач по физике для 7 – 9 классов», В.И. Лукашик, Е.В. Иванова, Москва, «Просвещение», 2008 год.

  • Фронтальные лабораторные занятия по физике в 7 -11 классах, Москва, «Просвещение», 2008 г.

  • Ресурсы Интернет.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!