интегрированный урок
по математике и информатике
в 6 классе
разработала и провела
учитель математики и информатики
специализированной школы №2
Покрищук Ж.В.
2017г
Тема урока: Диаграммы.
Тип урока: урок изучения нового материала, интегрированный урок по математике и информатике.
Цели урока: предметные: познакомить учащихся с видами диаграмм, их ролью в иллюстрации соотношений между величинами, показать применение ППО при построении диаграмм, продемонстрировать возможности современных технологий при объяснении нового материала и тесной связи предметов математики и информатики. Развивать познавательную активность, положительную мотивацию к предмету.
личностные: формировать интерес к изучению темы, желание применять приобретённые знания и умения, навыки работы в группе и умения осуществлять совместную деятельность;
метапредметные: формировать первоначальные представления об идеях и методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов, формировать умение находить информацию, необходимую для решения математических задач и представлять её в наглядном виде.
Формы организации работы на уроке: индивидуальная работа, работа в малых группах.
Оборудование: мультимедийная доска, персональные компьютеры. карточки с заданиями.
Ход урока.
Организационный этап. Приветствие.
Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Слово учителя математики:
Во многих областях науки, техники, экономики, средствах массовой информации для наглядного изображения числовых значений различных величин используют диаграммы. Психологи утверждают, что рисунки воспринимаются и запоминаются лучше, чем слова и цифры. (демонстрируются различные диаграммы)
Диаграмма - слово греческого происхождения, оно означает "рисунок". Диаграмма - символический рисунок, который наглядно иллюстрирует соотношения между значениями величин.
Чаще всего используют линейные, столбчатые и круговые диаграммы.
(В это время учитель информатики демонстрирует на интерактивной доске различные виды уже готовых диаграмм, синхронно с объяснениями учителя математики).
Линейная диаграмма состоит из нескольких отрезков. Большему значению соответствует больший отрезок.
Столбчатая диаграмма отличается от линейной тем, что в ней отрезки заменены прямоугольниками одинаковой ширины, но различной высоты.
Круговая диаграмма имеет вид круга , разделённого радиусами на части (сектора).
Мы на уроках математики часто пользуемся диаграммами Эйлера.
Примеры диаграмм, которые иллюстрируют итоги успеваемости данного класса в I семестре: столбчатая - средний балл каждого ученика по итогам семестра, линейная - демонстрирует рейтинг ученика в кассе, круговая - показывает количество учащихся, имеющих определённый балл по отдельным предметам.
Слово учителя информатики.
На уроке математики вы строите диаграммы вручную: сами выбираете масштаб, сами рассчитываете высоту каждого столбца или длину отрезка ( если это линейная или столбчатая диаграмма). вычисляете градусную меру всех центральных углов для круговой диаграммы. Современные компьютерные технологии приходят в этом вопросе на помощь человеку и позволяют быстро и практически без усилий построить диаграммы различных видов для иллюстрации любых связей между величинами. От человека требуется только правильно записать условие задачи.
Сегодня мы с вами разберём, как выполняется построение диаграммы в программе MO Excel. Рассказ совмещается с демонстрацией на сенсорной доске.
Задача: Построить диаграмму по имеющимся данным.
Двойной щелчок ЛКМ по ярлыку программы Excel запускает эту программу. Открывается окно программы. Оно представляет собой таблицы, которая состоит из строк и столбцов. На пересечении строки и столбца находится ячейка таблицы, в которую и записываются данные.
Ячейка, в которую происходит запись, называется активной и она выделена жирной рамкой. С клавиатуры записываем краткое условие задачи, занося в первый столбик текст, а во второй столбик - числовые значения величин (не разделяя их знаками препинания).
| А | В |
1 | Озёра | Глубина (м) |
2 | Байкал | 1620 |
3 | Онежское | 127 |
4 | Иссык-Куль | 668 |
5 | Ладожское | 225 |
Выделяем диапазон ячеек, протягивая мышью от левого верхнего(А2) до правого нижнего(В5) края получившейся таблицы.
На панели инструментов находим значок "Мастер диаграмм" и нажимаем его.
Появляется диалоговое окно мастера построения диаграмм. На первой странице можно выбрать вид диаграммы, которую мы хотели бы построить. ( Показать различные виды диаграмм и выбрать одну из них). Нажимаем кнопку Далее.
Выбираем подпись диаграммы - Глубина озёр, подписи данных - значения и другие особенности оформления. Нажимаем кнопку Далее.
В конце выбираем размещение диаграммы В том же окне. Нажимаем кнопку Готово.
Построенная диаграмма появляется на фоне таблицы. и ей придаётся удобный для восприятия вид.
Сейчас вы разбиваетесь на группы по 3 человека, садитесь за компьютеры и выполняете практическую работу "Построение столбчатой и круговой диаграмм".
Задача 1: Построить столбчатую диаграмму "Средняя температура"
(№793 Математика 6 Мерзляк)
Задача 2: Построить круговую диаграмму "Суточная норма питания"
(по А.В.Суворову: завтрак солдата должен составлять 25 % суточной нормы, обед – 40 %, полдник – 15 % и ужин – 20 %)
Итоги Урока. Вопросы классу: 1) Что такое диаграмма?
2) Какие виды диаграмм вы знаете?
3) Как построить диаграмму на компьютере?
4) Понравилось ли вам работать на компьютере?
5) Какие впечатления от урока?
6. Домашнее задание: §27, №786, №788, №790, построить соответствующие диаграммы на компьютере и прислать учителю на электронный адрес