СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Бинарный урок (математика + русский язык)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Подготовка к ОГЭ: работа с микротекстом на примере математических  задач».

Цель урока: применение интеграции в учебном процессе как способа развития аналитических и творческих способностей.

Цели урока:

Образовательная: обобщение и систематизация ЗУН обучающихся по темам «Решение задач», «Работа с микротекстом: речь и грамматика»,  «Языковой анализ текста»;  закрепление языковедческого материала путем выполнение заданий к микротексту, аналогичных тем, что встречаются в демонстрационных материалах  для подготовки к ОГЭ, отработка умений и навыков при решении задач.

 Развивающая: развивать аналитическое и логическое мышление, сообразительность, внимательность, быстроту реакции, творческое воображение; развивать  принципы мыслительной деятельности, развивать грамотность речи, правильность написания математических терминов; развивать способность переключаться с одного вида деятельности на другой.

Воспитательная: воспитывать  культуру умственного труда, культуру поведения; воспитывать интерес к русскому языку и математике; повышать интерес к предмету через нетрадиционные формы обучения.

Форма организации урока: урок-практикум.

Техническое оборудование урока:

  • компьютер,
  • мультимедийный проектор,
  • экран.

Просмотр содержимого документа
«Бинарный урок (математика + русский язык)»

Бинарный урок (математика + русский язык)

Тема: «Подготовка к ОГЭ: работа с микротекстом на примере математических задач».

Учитель русского языка: Митюшкина Т.В.

Учитель математики: Анкудимова Р.С.

Цель урока: применение интеграции в учебном процессе как способа развития аналитических и творческих способностей.

Цели урока:

Образовательная: обобщение и систематизация ЗУН обучающихся по темам «Решение задач», «Работа с микротекстом: речь и грамматика»,  «Языковой анализ текста»; закрепление языковедческого материала путем выполнение заданий к микротексту, аналогичных тем, что встречаются в демонстрационных материалах для подготовки к ОГЭ, отработка умений и навыков при решении задач.

Развивающая: развивать аналитическое и логическое мышление, сообразительность, внимательность, быстроту реакции, творческое воображение; развивать принципы мыслительной деятельности, развивать грамотность речи, правильность написания математических терминов; развивать способность переключаться с одного вида деятельности на другой.

Воспитательная: воспитывать культуру умственного труда, культуру поведения; воспитывать интерес к русскому языку и математике; повышать интерес к предмету через нетрадиционные формы обучения.

Форма организации урока: урок-практикум.

Техническое оборудование урока:

  • компьютер,

  • мультимедийный проектор,

  • экран.

Ход урока.

Спор математика и филолога.

Математик:

Нет ничего важнее той науки,

что люди математикой зовут. 
Что людям могут дать пустые звуки? 
Писать слова… Но разве это труд? 
Филолог:

Нет ничего ужасней чисел скучных,

Каких-то формул, множества нулей. 
А слово нужное? Оно ведь лечит душу, 
И в трудный час нас делает сильней. 
Математик:

Нет! Миром числа управляют.

Они в порядок наш приводят ум. 
И истину лишь математики познают, 
Как Архимед, Евклид, Паскаль и Юнг. 
Филолог:

Есть листьев шум и мир под облаками.

Рассвет. Туман. Осеннее ненастье. 
Числом не скажешь все, что выразишь словами - 
И боль, и страх, и счастье, и любовь
Учитель русского языка:

Друзья мои! не надо ссор, 
Не разрешить вам этот спор.

Учитель математики и русского языка вместе:

Решение всего одно

И лишь в гармонии оно!

I. Организационный момент. 

Учитель математики.

- Добрый день, ребята! Добрый день, уважаемые гости! Наверное, вы ждёте, когда же из нас кто- нибудь пройдёт, присядет, и начнётся урок математики или русского языка. Так? Сегодня будет всё не так. Сегодня мы с Татьяной Викторовной будем вести урок вместе! Неожиданно? Согласна! Сегодня мы проводим не совсем обычный урок: два учителя по разным предметам. Обычно на одном уроке мы изучаем в основном предметные вопросы. А в жизни – наоборот решаются вопросы разных областей знаний.

Учитель русского языка.

- Решение задач требует не только собственно математических навыков и умений, но и определённой языковой культуры, хорошего владения естественным языком. Речь идёт об умении подойти к тексту задачи как к особому типу текста, то есть фактически решать традиционную лингвистическую проблему, называемую анализом текста. Человек, приступающий к решению задачи, должен не только видеть в ней математическую проблему, но и относиться к ней как  к языковому материалу, требующему лингвистической расшифровки. Поэтому сегодня на уроке мы будем рассматривать математические модели с позиции русского языка.

Учитель математики.

- Действительно, непосредственно к математической деятельности относится сам процесс решения уравнений, неравенств, вычисления значений числовых выражений, тогда как способ их получения в значительной мере связан с лингвистическим разбором текста поставленной задачи. Чем лучше человек знает языковые законы и умеет работать с текстом, тем лучше он умеет решать математические задачи. Поэтому тема нашего урока «Подготовка к ОГЭ: работа с микротекстом на примере математических задач».

Учитель русского языка.

- Сегодня на уроке мы обобщим и систематизируем знания по темам «Решение задач», «Работа с микротекстом: речь и грамматика»,  «Языковой анализ текста».

II. Словарная работа.

-Начнем мы нашу работу со словарного диктанта.

Биссектриса, классика, катет, квартира, гипотенуза, препятствие, касательная, хорда окружности, профессия.

Проверка

- Выделите слова, которые относятся к математике.

Биссектриса, катет, гипотенуза, касательная, хорда окружности.

III. Работа с терминами.

- Как называются слова, относящиеся к определенной области науки, техники, искусства:

- Те́рмин (от лат. terminus — предел, граница) — слово или словосочетание, являющееся названием некоторого понятия какой-нибудь области науки, техники, искусства.

- Один словарный состав без грамматики еще не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение. (Лев Васильевич Успенский)

Учитель математики.

- Давайте вспомним определения этих слов (ответы обучающихся)

- Биссектриса - (от лат. bi- «двойное», и sectio «разрезание») угла — луч с началом в вершине угла, делящий угол на два равных угла. 

- Катет - одна из двух сторон прямоугольного треугольника, образующих прямой угол. Противоположная прямому углу сторона называется гипотенузой.

- Гипотенуза-  самая длинная сторона прямоугольного треугольника, противоположная прямому углу. Длина гипотенузы прямоугольного треугольника может быть найдена с помощью теоремы Пифагора...

- Касательная - прямая, имеющая с окружностью единственную общую точку.

- Хорда окружности - отрезок прямой линии, соединяющий две точки данной кривой (например, окружности, эллипса, параболы). Хорда находится на секущей прямой — прямой линии, пересекающей кривую в двух или более точках.

Учитель русского языка. Вы повторили лексическое значение слов.

IV. Работа с синтаксическими конструкциями.

- Выполнив следующее задание, мы повторим синтаксические конструкции, встречающиеся в 9 задании ОГЭ.

Найдите предложения с обособленным согласованным определением. Укажите их номера.(2,3) Вспомните, что относится к обособленным определениям. (Обособленные определения – это выделяемый запятыми причастный оборот или прилагательное с зависимыми словами)

  1. Угол между биссектрисами смежных углов равен 900.

  2. Катет, лежащий против угла 300, равен половине гипотенузы.

  3. Угол между касательной и хордой, проходящих через одну точку, равен угловой величине дуги, заключенной между ними.

Учитель математики.

- Укажите номера предложений неверных утверждений

  1. Угол между биссектрисами смежных углов равен 900.

  2. Катет, лежащий против угла 300, равен половине гипотенузы.

  3. Угол между касательной и хордой, проходящих через одну точку, равен угловой величине дуги, заключенной между ними.

V. Языковой анализ текста.

Учитель русского языка.

- Работать с текстом задачи мы будем по принципу анализа микротекста из заданий ОГЭ по русскому языку

Работа с текстом задачи 1.

Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Определить высоту сооружения можно, засекая время падения небольших камушков с вершины сооружения до поверхности земли. (2)Приближённая зависимость высоты от времени падения имеет вид h=4,9t2, где h-высота в метрах, t- время в секундах. (3)С вершины первого сооружения камень падал 6 с. (4)На сколько метров второе сооружение выше первого, если с вершины второго сооружения камень падал на 1 с дольше?

ОГЭ. 5 задание. Из предложений 1-4 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «Два Н пишется в прилагательном, образованном от существительного с помощью суффикса -ЁНН- ». (приближённая)

Прежде чем мы приступим к выполнению следующего задания, давайте вспомним способы подчинительной связи в словосочетании (согласование – способ связи при котором при изменении формы главного слова изменяется и зависимое; управление – способ связи при котором зависимое слово ставится при главном в определённом падеже; примыкание – способ связи, при котором зависимое неизменяемое слово связывается с главным только по смыслу)

ОГЭ. 7 задание. Замените словосочетание «до поверхности земли», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите это словосочетание.(до земной поверхности)

ОГЭ. 9 задание. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленным распространённым обстоятельством. Напишите номер этого предложения(1), подчеркните обособленное обстоятельство. Чем могут быть выражены обособленные обстоятельства? (Обособленные обстоятельства могут быть выражены одиночным деепричастием, деепричастным оборотом, сравнительным оборотом)

Учитель русского языка. Ребята, ещё раз внимательно прочитайте задачу и выделите основную информацию. Теперь текст задачи обрёл смысловую цельность, связность и информативность.

VI. Решение задачи №1.

Учитель математики.

- Текстовые задачи – наиболее трудный раздел математики. Для того чтобы решить задачу необходимо:

  • понять смысл происходящего;

  • установить связь между объектами;

  • выбрать из текста задачи дополнительную информацию.

Прочитайте условие задачи, обратите внимание на выделенные фрагменты текста.

Работает с задачей №1 (слайды 5-10)

Учитель русского языка. Любое условие задачи представляет собой текст, поэтому внимательность при чтении условия является предпосылкой к пониманию алгоритма и нахождению верного способа решения задачи.

VII. Языковой анализ микротекста. (задача № 2)

Прежде чем решать 2 задачу, проведём языковой анализ текста с выполнением заданий из ОГЭ по русскому языку.

Работа с текстом задачи №2 (слайд 11-15)

(1) Пригородный поезд и скорый поезд дальнего следования выехали в 11:05 утра в один день из населённых пунктов А и В соответственно и встретились в точке между А и В в 11: 25 того же дня.(2) С какой скоростью двигался пригородный поезд, если скорый поезд прибыл в пункт А на 19, 5 минут раньше, чем пригородный в В?(3)Расстояние между А и В равно 65 км.

Учитель русского языка.

- Давайте вспомним какие у нас бывают приставки. (пре-, при-, на с-, з-, приставки, которые пишутся одинаково)

Прочитайте текст и выполните задания.

ОГЭ. Задание 4. Из предложений 1-3 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «близость к чему-то» (пригородный). Объясните написание приставки в слове пригородный. (Толковый словарь Ожегова. О транспорте: не дальний, обслуживающий близкие к городу районы)

- Что такое грамматическая основа предложения? (Грамматическая основа – это подлежащее и сказуемое. Предложения бывают двусоставными и односоставными и тогда грамматическая основа может состоять из подлежащего и сказуемого, или только из подлежащего, или только из сказуемого)

ОГЭ. Задание 11. Укажите количество грамматических основ в предложении 2. Ответ запишите цифрой. (2)

ОГЭ. Задание 8. Выпишите грамматические основы из предложения 2. (поезд двигался, поезд прибыл)

- А теперь давайте вспомним, какие предложения называются СПП. (Если на границе простых предложений находится подчинительный союз, то предложение СПП. Подчинительные союзы: что, чтобы, когда, потому что, если и т.д.)

ОГЭ. Задание 14.

Среди предложений 1-3 найдите сложное предложение с подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(Из первого предложения выписать все словосочетания со связью согласование.

Пригородный поезд, скорый поезд, один день, населенных пунктов, того дня).

Учитель русского языка. Языковой анализ текста связан с его смысловым анализом.

VIII. Решение задачи №2.

Учитель математики. Решение задачи №2 ( Слайд 16-20)

IX. Подведение итогов урока, рефлексия.

Учитель русского языка. Перед вами лист самооценки. Заполните соответствующие графы, исходя из результатов работы в рабочем листе. Ставьте знак «+», где вы точно знаете ответ на вопрос, знак « - » там, где у вас возникли проблемы (этот материал нужно еще раз проработать, в этом вам поможет «Карта успеха»). Подсчитайте количество баллов и оцените свою деятельность отметкой: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

Вспомните, с чего начался урок. Это был урок русского языка или математики?

Что мы делали на уроке?

- Мы учились выполнять комплексный анализ текста, благодаря чему развивали свои языковые способности и навыки.

- Мы совершенствовали и развивали свои умения, знания, учились применять их на практике.

Продолжили подготовку к ОГЭ.

X. Домашнее задание.

Учитель математики.

Дорешать задачу №2

Учитель русского языка.

- Исходя из результатов работы и самооценки, вы выбираете себе уровень домашнего задания.

1.Сложный уровень: к любой математической задаче составить задания подобные заданиям ОГЭ.

2. Средний: выполнить тест из типовых экзаменационных вариантов

3. Простой: выполнить задания 4, 5, 7, 8, 9, 11 из 3 варианта типовых экзаменационных вариантов.


Мы благодарны каждому из вас за тот вклад, который вы внесли в нашу совместную деятельность. Мы желаем вам больших побед и отличных конечных результатов. Спасибо. До свидания.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!