СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Бинарный урок на тему: "АХ, ВОЙНА… ЧТО ТЫ СДЕЛАЛА, ПОДЛАЯ… " (Акция в знак памяти и скорби о погибших детях, молодежи и педработниках). для учащихся 9-11 классов

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

бинарный урок на тему: "Ах,война, что ты сделала подлая" урок разработан совместно с Кочуковой Ириной Валентиновной

Просмотр содержимого документа
«Бинарный урок на тему: "АХ, ВОЙНА… ЧТО ТЫ СДЕЛАЛА, ПОДЛАЯ… " (Акция в знак памяти и скорби о погибших детях, молодежи и педработниках). для учащихся 9-11 классов»

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа № 9 г. Снежное





Номинация: «Лучший социально-

ориентированный школьный проект по теме

«Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики».




Тема: АХ, ВОЙНА… ЧТО ТЫ СДЕЛАЛА, ПОДЛАЯ… (Акция в знак памяти и скорби о погибших детях, молодежи и педработниках).

для учащихся 9-11 классов (15-17лет )





Кочукова Ирина Валентиновна

учитель русского языка и литературы

Шишкова Ольга Станиславовна

учитель истории и обществознания








Дата проведения: 01.10.2020

Тема: АХ, ВОЙНА… ЧТО ТЫ СДЕЛАЛА, ПОДЛАЯ… (Акция в знак памяти и скорби о погибших детях, молодежи и педработниках)


Цель:

показать ученикам старшей возрастной группы (10, 11 классы) катастрофические последствия военных действий, начиная со времен Древней Руси и заканчивая современными событиями; особое внимание обратить на самую незащищенную категорию населения: женщин, стариков, детей;

на примерах прослушанных произведений, аудио- и видеозаписей способствовать воспитанию и развитию чувств глубокого патриотизма, гуманизма, гордости за мужество и отвагу людей, оказавшихся в зоне военных действий, сострадания к людям, пережившим трагедию; способствовать формированию духовности и вечных человеческих ценностей в учениках;

продолжить развивать умения декламировать стихотворения и выразительного чтения прозы, способствовать развитию понимания «живого русского слова» и умения использовать его в речи.


Вид урока: бинарный (воспитательное мероприятие и урок гражданственности);


Тип урока:

урок – реквием;

Место проведения:

кабинет Христианской этики;


Оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор (телевизор), методический материал для участников и ведущих.


План урока:


I. Вступительное слово учителя.

II. Основная часть урока:

1. Чтение отрывка из стихотворения С.А.Есенина «Тебе одной плету венок…»

2. Просмотр видеоролика «Невская битва».

3. Чтение отрывков из произведения Александра Нечволодова «Сказание о земле Русской. От начала времен до Куликовской битвы».

4. Просмотр видеоролика о гражданской войне (военные хроники) 1918-1922 гг. «Гражданская война».

5. Чтение отрывков из романа Ю. Яновского «Всадники».

6. Просмотр видеоролика «Казаки. Гражданская война: белые против красных».

7. Чтение отрывков из романа А.Веселого «Россия, кровью умытая».

8. Просмотр фотокадра с дальнейшим прочтением стихотворения.

9. Слово учителя.

10. Просмотр фотокадра 2. Чтение стихотворения с кадра.

11. Чтение отрывка из произведения И.С.Костыри «Дума о Саур-Могиле».

12. Чтение стихотворения «Что происходит на Донбассе» в сопровождении музыки из кинофильма «Москва слезам не верит»

13. Просмотр видеоролика «Памяти погибших детей Донбасса».

14. Чтение стихотворения «Горчит полынь».

15. Просмотр видеофильма «Дети Донбасса».

15.1. « Минута памяти»: дети зажигают свечи и кладут игрушки на импровизированную Аллею Ангелов.

16. Просмотр видеоролика «Свеча погибшим детям Донбасса».

III. Заключительная часть урока.

  1. Фотокадр «Укутайте Донбасс мой в тишину» с прочтением стихотворения.

  2. Заключительное слово учителя.


Ход урока:


I.Вступительное слово учителя:

«…совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие. Миллионы людей совершали друг против друга такое бесчисленное количество злодеяний, обманов, измен, воровства, подделок, грабежей, поджогов и убийств, которого в целые века не соберет летопись всех судов мира и на которые, в этот период времени, люди, совершившие их, не смотрели как на преступление».

- Этими словами я хочу сегодня открыть наш урок, словами замечательного писателя и истинного патриота, которому одинаково больно и обидно было наблюдать, как постепенно все более нищим становится крестьянский народ; как обеспеченные, в погоне за собственническими интересами, идут на преступления ради славы и обогащения.

- Именно так начинает третий том романа-эпопеи «Война и мир» Лев Николаевич Толстой.

- К сожалению, и наше поколение не миновало это противное разуму и природе событие, названное страшным словом ВОЙНА.

- 1 октября по всей территории Донецкой Народной Республики проходит Памятная Акция в знак скорби о погибших детях, молодежи и педработниках, и мы хотим вместе с вами полистать страницы истории, запятнанные кровью и залитые слезами, навсегда сохранившиеся в сердцах живых настоящих и будущих поколений.

II. Основная часть.

1. Отрывок из стихотворения С.А.Есенина «Тебе одной плету венок…»

Тебе одной плету венок,

Цветами сыплю стежку серую.

О Русь, покойный уголок,

Тебя люблю, тебе и верую.


  1. Просмотр видеоролика «Невская битва»


  1. Чтение отрывков из произведения Александра Нечволодова «Сказание о земле Русской. От начала времен до Куликовской битвы».

«… так как славяне были народом воинственным, а войны происходили в разных концах земли беспрерывно, то мы и можем найти довольно часто у писателей того или другого народа сведения о наших предках.

Из этих сведений мы видим, что славянские племена всегда и при всех обстоятельствах сохраняли за собою славу бесстрашных и искусных воителей и высокочестных людей…





«Правосудие у них было запечатлено в умах», – говорил один из этих писателей.

«Они превосходные воины, потому что военное дело становится у них суровой наукой во всех мелочах. Высшее счастье в их глазах погибнуть в битве. Умереть от старости или от какого-либо случая – это позор, унизительнее которого ничего не может быть. ».

«Племена славян, – пишет другой писатель, – ведут образ жизни одинаковый, имеют одинаковые нравы, любят свободу и не выносят рабства. Они особенно храбры и мужественны в своей стране и способны ко всяким трудам и лишениям».

«Часто делают набеги, нечаянные нападения и различные хитрости днем и ночью и, так сказать, играют войной».

  1. Видеоролик о гражданской войне 1918 – 22 гг. «Гражданская война»

  2. Чтение отрывков из романа Ю. Яновского «Всадники»

- «Лютовали шашки, и кони носились без седоков, и Половцы не узнавали друг друга, а с неба палило солнце, и гиканье бойцов напоминало ярмарочный гул, и пыль вставала, как над стадом; но вот все рассеялись по степи, и Оверко победил. Черный шлык бился у него по плечам. “Рубай, братва, белую кость!”
   - Пыль оседала. Кто из отряда Андрия сбежал. Кто простирал руки, и ему рубили руки, подымал к небу покрытое пылью и потом лицо, и ему рубили шашкой лицо, валился на землю и грыз землю, захлебываясь в предсмертной тоске, и его рубили по чему попало и топтали конем.
  -  Отряды сшиблись в открытой степи под Компаниевкой. И лазоревыми башнями стояло вокруг небо. Был август тысяча девятьсот девятнадцатого года…
   “Сюда веди!” И подводили статных степняков, и летели с них головы, точно арбузы (а под ногами — баштан, и лошади останавливались около арбузов), кто очумело кричал надрывным, неслышным, как во сне, голосом, кто валился, как подрубленный вяз, начисто сдирая кору и роняя листья.
   Взвизгивали клинки, хрустели кости…»

6. Просмотр видеоролика «Казаки. Гражданская война: белые против красных»

7. Чтение отрывков из романа А.Веселого «Россия, кровью умытая»

«Сотрясаемый ураганом войны, шатался мир, от крови пьян…

С заоблачных высот рука летчика метала горячие головни в ульи людских скопищ, в костры городов.

Дороги… По размокшим от крови и слез дорогам шли и ехали войска, артиллерия, обозы, лазареты, беженцы.

Серп войны пожинал жизни колосья.

Церкви и мечети, кирки и костелы были переполнены плачущими, скорбящими, стенающими, распростертыми ниц.

В клещах голода и холода корчились города, к самому небу неслись стоны деревень,

но неумолкаючи грохотали военные барабаны и гневно рыкали орудия, заглушая писк гибнущих детей, вопли жен и матерей.

Горе гостило, и беды свивали гнездо…

Над всем миром развевались знамена горя и, как зарево огромного пожара, стоял стон, полыхали надсадные, рвущие душу крики отчаянья…

Кресты и могилы, могилы и кресты.

Страна была пьяна горем.

8. Фотокадр 1. Степь с последующим чтением стихотворения в кадре


9. Слово учителю

-Страна была пьяна горем…Какое неподходящее слово «была» для нас, нынешних жителей Донбасса, нас, переживающих самую страшную из войн – братоубийственную Гражданскую!!!


10. Фотокадр 2. Степь с чтением стихотворения.



11. Чтение отрывка из произведения И.С.Костыри «Дума о Саур-Могиле»:

«Едва показывается солнце над широкой донецкой степью, из белесой дымки медленно вырастает величественный курган… Утренний туманец сползает с его склонов, покидая дубовый лес у подножия, тянется к Миус – реке… У Миус-реки кони воду пьют. Над Миус-рекою туман застыл. И не понять – изведать, по каким векам в белом мареве струятся тихие прохладные воды..

…какие ветры ласку ковылями шепчут…

…кому цвет бессмертник поклон кладет».


12. Чтение стихотворения «Что происходит на Донбассе» в сопровождении музыки из кинофильма «Москва слезам не верит»


- Что происходит в Донбассе? – А просто война…

- Просто война, полагаете? – Да, полагаю…

Я уже третий год под нее засыпаю,

Долго ворочаясь ночью в кровати без сна.

- Что же за всем этим будет? – А будут бои…

- Будут бои, вы считаете? – Да, я считаю…

Я ведь не зря по утрам наши сводки читаю –

Страшные хроники многострадальной земли.

- Чем же все это окончится? – Будет весна…

- Будет весна, вы уверены? – Да, я уверен…

Лишь бы не сглазить, ведь стал я теперь суеверен –

Право, для нас столько раз отменялась она.

- Что же из этого следует? – Следует ждать,

Жить терпеливо, с надеждой встречая рассветы.

- Вы полагаете, нами заслужено лето?

- Я полагаю, что люди устали страдать…

Следует ждать, ибо сколько ни длиться войне,

Мир непременно у нас воцарится однажды.

И настоящий, а не понарошку – бумажный,

Нами за годы заслуженный, ценный вдвойне…


13. Видеоролик «Памяти погибших детей Донбасса»


14. Чтение стихотворения


ГОРЧИТ ПОЛЫНЬ

 

Горчит полынь в степи нехоженой,

И пыль горячая столбом…

А холм еще неогороженный,

Портрет под треснувшим стеклом….

Скупа улыбка, напряжение –

Фотограф школьный поспешил…

Две тыщи пятый год рождения -

Еще не жил… Совсем не жил….

Безвольно пали руки-веточки,

Застыли в воздухе слова…

Не верит мать: «Послушай, деточка,


Проснись… Пора уже… Вставай…»

Горчит полынь в степи нехоженой

И пыль горячая столбом…

А холм, еще не огороженный,

Нелепым смотрится горбом…

Не на земле горбом – на совести…

Как наказанье, как упрек

За неоконченные повести,

За рано прерванный урок…

За неприкаянное творчество,

За незабитый кем-то гол…

За тот осколок неразборчивый,

За этот неостывший холм -

Никто не будет непокаранным…

А мать все шепчет: «Ты поспи…»,

Но третий день собака старая

Скулит и воет на цепи…

Горчит полынь в степи нехоженой,

И пыль горячая столбом…

Друзья, родные, как положено,

Сидят за траурным столом….

Все как обычно в детской комнате -

Портфель, застелена кровать…

Который час – ей только вспомнить бы:

«Проснись сынок… Пора вставать…»

Ведь завтра в школу – все уж сложено:

Дневник, учебники, альбом…

 

Горчит полынь в степи встревоженной,

И ангел в небе.

Пыль столбом...


15. Просмотр видеофильма «Дети Донбасса».



«Мы помним, мы скорбим»… - участники урока зажигают свечи в знак памяти о погибших и кладут игрушки на импровизированную Аллею Ангелов(стол со свечами и игрушками)


16. Просмотр видеоролика «Свеча погибшим детям Донбасса»


III. Заключительная часть урока.


1. Фотокадр «Укутайте Донбасс мой в тишину» с прочтением стихотворения.



2. Слово учителя:


- Сегодня мы наш урок начали с кадров исторического прошлого нашей земли. Имя одного из величайших полководцев Руси не прозвучало, но его личность легко угадывается в кадре – Александр Невский. Видимо, те, кто пришел к нам на Донбасс с войной, не знакомы с историческими словами этого славного воина: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!»

- Потому что не «в силе Бог, а в правде»! И наши земляки готовы отстаивать эту правду даже ценой собственной жизни!







Литература:


  1. Л.Н.Толстой. Роман-эпопея «Война и мир», т.3.

  2. Ю.Яновский. Роман «Всадники».

  3. Стихотворение «Горчит полынь». https://poembook.ru/poem/806578..

  4. Алина Баева. Стихотворение «Что происходит на Донбассе».

  5. Александр Нечволодов. «Сказание о земле Русской. От начала времен до Куликовской битвы».

  6. С.А.Есенин. Стихотворение «Тебе одной плету венок…»

  7. И.С.Костыря. «Дума о Саур-Могиле».

  8. И.Вязовая-Быковская. Стихотворение «Укутайте Донбасс мой в тишину».

  9. А.Веселый. Роман «Россия, кровью умытая».



Видео - и аудиоматериалы:



  1. Видеоролик «Свеча погибшим детям Донбасса»: https://youtu.be/cEAejE1acQY

  2. Видеофильм «Дети Донбасса»: https://www.youtube.com/watch?v=SxK2fNOet70

  3. Видеоролик «Памяти погибших детей Донбасса»: https://www.youtube.com/watch?v=x7nShG2bgIY

  4. Музыка из кинофильма «Москва слезам не верит» (минус): сцена «На пикнике».

  5. Видеоролик «Казаки. Гражданская война: белые против красных»: фрагмент боя из советско-югославского фильма «Олеко Дундич». https://www.youtube.com/watch?v=fW8qisv7gnk

  6. Видеоролик о гражданской войне 1918 – 22 гг. «Гражданская война»: https://www.youtube.com/watch?v=llmWH99cJBo

  7. Видеоролик «Невская битва»: https://www.youtube.com/watch?v=6ZRmYRxAllY