Тема урока «Строение и разнообразие цветков»
Цель:
Познакомить учащихся со строение цветка, многообразие строения цветков, их значение в жизни растений.
Задачи:
Образовательные:
• Изучить особенности строения цветка;
• Показать связь строение цветка с выполняемой функцией;
• Сформировать у учащихся новые знания о строении растений;
Воспитательные:
• Умения ценить красоту и многообразие окружающего мира;
• Прививать бережное отношение к природе;
• Воспитывать стремления к знаниям, общей культуре.
Развивающие:
• Развивать умение самостоятельно приходить к логическим выводам;
• Оценивать и сравнивать;
Оборудование: Таблица «Строение цветка», иллюстрации цветов, карточки, музыкальное произведение Чайковского «Вальс Цветов»
Базовые понятия и термины: Цветок, околоцветник, чашечка, венчик, тычинка, пестик, однодомный, двудомный, сростнолепестной, раздельнолепестной.
Тип урока: Бинарный «Биология + Русский Язык»
Структура урока
Организационный этап
Проверка домашнего задания
Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности
Изучение нового материала
Обобщение, систематизация, контроль знаний и умений учащихся
Домашнее задание
Подведение итогов урока
Ход урока
Организационный этап
Проверка домашнего задания
• Какие вы знаете органы растений?
• На какие группы делятся органы у растения?
• Что относится к генеративным органам?
• Какую роль выполняют генеративные органы?
Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности
Беседа
Вы знаете, что в праздничные дни принято дарить друг другу цветы. Иногда нам кажется, что цветы для того и существуют, чтобы мы могли ими любоваться. Но цветок у растений возник задолго до того, как на «Земле» появился человек. Почему же он такой красивый и для чего он нужен?
Раздаются карточки
Изучение нового материала:
Сегодня на уроке мы познакомимся со строением цветка и его значением в жизни растений.
Цветок – генеративный орган растений обеспечивающий половое размножение цветковых растений (опыление и оплодотворение).
На планете существует огромное разнообразие цветков: У всех у них разные размеры, разная окраска.
Но все цветы имеют сходное строение:

Цветоножка – часть, с помощью которой прикрепляется цветок к побегу.
Цветоложе – расширенная часть цветоножки на которой находятся все части цветка
Чашечка – обычно зелёная (фотосинтез);
защищает внутренние части цветка до распускания бутона.
Венчик – состоит из лепестков; чаще он яркий и крупный
Чашечка + Венчик = Околоцветник
Околоцветник бывает:
А) Двойной (Чашечка +Венчик)
Б) Простой (Только чашечка или только лепестки):
• Венчиковидный (Тюльпан, ландыш, лилия) – яркая окраска
• Чашечковидный (Свекла, крапива) – зелёный
Цветок без околоцветника называется «Голый» (Ива)
Венчик может быть:
• Сростнолепестной (Ландыш)
Работа с ландышем (Словарь)
Ландыш – лекарственное растение занесённый в красную книгу Украины.
Ландыш имеет широкое применение в медицине при лечении глазных заболеваний, нервных расстройствах и лечении сердечно сосудистых заболеваний.
• Раздельнолепестной (Шиповник)
Разбор предложения.
Главные части цветка:
Тычинка и пестик.
• Тычинка – состоит из тычиночной нити и пыльника (Пыльца = пыльцевое зерно)
Тычинки могут разной формы, размера и их бывает разное количество (У Кан – 1, у Мимозы – много)
• Пестик: Рыльце, столбик, завязь
Вставляется псевдо текст.
Цветки бывают разных типов:
Однополые: или тычиночные или пестичные (Кукуруза)
Обоеполые: Тычинки и пестики (Вишня)
Бесполые: Нет тычинок и пестиков (Подсолнечник)
Однодомные – тычиночные и пестичные цветки на одном растении (Кукуруза, огурец)
Двудомные – тычиночные и пестичные цветки на разных растениях (Тополь, облепиха)
Логическая задача (Публицистический стиль)
Обобщение, систематизация, контроль знаний и умений учащихся
Сегодня на уроке мы познакомились с цветком: мы узнали как устроен цветок, познакомились с разнообразием цветков и узнали какие функции цветок выполняет
Притча о цветке
Д/З § 27, выучить строение цветка.