Бинарный урок (математика + русский язык) по теме "Подготовка к ГИА: работа с микротекстом на примере математических задач"
Учитель русского языка и литературы: Алибалаев К.М.
Учитель математики: Гасратов Ф.Г..
Цель урока: применение интеграции в учебном процессе как способа развития аналитических и творческих способностей.
Цели урока:
Образовательная: обобщение и систематизация ЗУН учащихся по темам «Решение задач», «Работа с микротекстом: речь и грамматика», «Языковой анализ текста».
Развивающая: развитие познавательного интереса, развитие принципов мыслительной деятельности, развитие речи, развитие эмоциональной сферы.
Воспитательная: воспитание культуры умственного труда, культуры поведения, сознательной дисциплины.
Форма организации урока: урок-практикум.
Техническое оборудование урока:
компьютер,
мультимедийный проектор,
экран.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель математики. Сегодня мы проводим не совсем обычный урок: два учителя по разным предметам.
Наша задача – доказать, что такие уроки дают возможность повышения эффективности обучения.
Учитель русского языка. Решение задач требует не только собственно математических навыков и умений, но и определённой языковой культуры, хорошего владения естественным языком. Речь идёт об умении подойти к тексту задачи как к особому типу текста, то есть фактически решать традиционную лингвистическую проблему, называемую анализом текста. Человек, приступающий к решению задачи, должен не только видеть в ней математическую проблему, но и относиться к ней как к языковому материалу. Поэтому сегодня на уроке мы будем рассматривать математические модели с позиции русского языка. И начнем мы нашу работу со словарного диктанта:
- Биссектриса, классика, катет, квартира, гипотенуза, препятствие, касательная, хорда окружности, миллиард.
Проверка
- Выделите слова, которые относятся к математике.
Биссектриса, катет, гипотенуза, касательная, хорда окружности, миллиард.
- Как называются слова, относящиеся к определенной области, науке:
- Те́рмин (от лат. terminus — предел, граница) — слово или словосочетание, являющееся названием некоторого понятия какой-нибудь области науки, техники, искусства
- Один словарный состав без грамматики еще не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение. (Лев Васильевич Успенский)
- Давайте вспомним определения этих слов(ответы учащихся)
- Биссектриса - (от лат. bi- «двойное», и sectio «разрезание») угла — луч с началом в вершине угла, делящий угол на два равных угла.
- Катет - одна из двух сторон прямоугольного треугольника, образующих прямой угол. Противоположная прямому углу сторона называется гипотенузой.
- Гипотенуза- самая длинная сторона прямоугольного треугольника, противоположная прямому углу. Длина гипотенузы прямоугольного треугольника может быть найдена с помощью теоремы Пифагора...
- Касательная - прямая, имеющая с окружностью единственную общую точку.
- Хорда окружности - отрезок прямой линии, соединяющий две точки данной кривой (например, окружности, эллипса, параболы). Хорда находится на секущей прямой — прямой линии, пересекающей кривую в двух или более точках.
Учитель русского языка. Мы повторили задание А2 Лексическое значение слов.
- Следующее задание на повторение синтаксических конструкций. В4.
Найти предложения с причастным оборотом.(2,3)
Укажите номера предложений неверных утверждений
Угол между биссектрисами смежных углов равен 900.
Катет, лежащий против угла 300, равен половине гипотенузы.
Угол между касательной и хордой, проходящих через одну точку, равен угловой величине дуги, заключенной между ними.
Учитель математики.
Укажите номера предложений неверных утверждений
Угол между биссектрисами смежных углов равен 900.
Катет, лежащий против угла 300, равен половине гипотенузы.
Угол между касательной и хордой, проходящих через одну точку, равен угловой величине дуги, заключенной между ними.
Учитель русского языка. Работать с текстом задачи мы будем по принципу анализа микротекста из части А,В ГИА по русскому языку
Работа с текстом задачи 1.
Прочитайте текст и выполните задания
(1)Определить высоту сооружения можно, засекая время падения небольших камушков с вершины сооружения до поверхности земли. (2)Приближённая зависимость высоты от времени падения имеет вид h=4,9t2, где h-высота в метрах, t- время в секундах. (3)С вершины первого сооружения камень падал 6 с. (4)На сколько метров второе сооружение выше первого, если с вершины второго сооружения камень падал на 1 с дольше?
А4. Укажите ошибочное суждение
в слове засекая звуков больше, чем букв
в слове время количество букв и звуков совпадает
в слове падал все звуки звонкие
А5. Найти в 3 предложении слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.
А6. Из первого предложения выпишите слово, в котором НЕ пишется слитно, потому что можно подобрать синоним без НЕ
В4. Найти предложение с ДО.
Проверка
Падал
Вершины
Небольших
1.
Учитель русского языка. Теперь текст задачи обрёл смысловую цельность, связность и информативность.
Учитель математики.
Работает с этой задачей.слайды 5-10
Учитель русского языка. Любое условие задачи представляет собой текст, поэтому внимательность при чтении условия является предпосылкой к пониманию алгоритма и нахождению верного способа решения задачи.
Прежде чем решать задачу 2, проведём языковой анализ текста с выполнением заданий части В по русскому языку.
Работа с текстом задачи 2.слайд 11-15
(1) Пригородный поезд и скорый поезд дальнего следования выехали в 11:05 утра в один день из населённых пунктов А и В соответственно и встретились в точке между А и В в 11: 25 того же дня.(2) С какой скоростью двигался пригородный поезд, если скорый поезд прибыл в пункт А на 19, 5 минут раньше, чем пригородный в В?(3)Расстояние между А и В равно 65 км.
Учитель русского языка.
Прочитайте текст и выполните задания
Объясните написание приставки в слове пригородный
В2. Из первого предложения выписать все словосочетания со связью согласование
Пригородный поезд, скорый поезд, один день, населенных пунктов, того дня.
В3. Из предложения 2 выпишите грамматическую основу: поезд двигался, поезд прибыл
В7. Среди предложений текста найдите сложноподчиненное предложение .
Учитель русского языка. Языковой анализ текста связан с его смысловым анализом.
Учитель математики. Решение задачи 2. Слайд 16-20
V. Контроль. Учитель русского языка.21-25
Учитель математики. Слад 26-36
VI. Подведение итогов урока, рефлексия.
Учитель русского языка. Вспомните, с чего начался урок. Это был урок русского языка или математики?
…….
Что мы делали на уроке?
…….
Наш урок доказал возможность расширения предметных рамок. Обычно на одном уроке мы изучаем в основном предметные вопросы.
А в жизни – наоборот решаются вопросы разных областей знаний.
VII. Информация и инструктаж по домашнему заданию.
И закончить хочется словами русского писателя Константина Александровича Федина «Точность является не только требованием стиля, требованием вкуса,, прежде всего, требованием смысла»
Учитель математики. Домашнее задание – творческое. Действия ваши будут обратными тем, которые вы выполняли в классе.
Домашнее задание.
Задание к задаче 22. (1)
А) найти предложение с деепричастным оборотом
Б) найти слово, в котором звуков больше, чем букв.
В) дать характеристику последнему предложению
2. задание к задаче 22 (2)
А) выписать слова, образованные с помощью сложения основ
Б) выписать слово, правописание приставки в котором зависит от последующего согласного
Дать характеристику последнего предложения.