Конспект урока
Тема урока: Биогенетический закон
Учитель: Чердинцева Т.М.
Место работы: ГКООУ «Санаторная школа-интернат №4» г. Оренбург
Класс: 9а/б
Тема и номер урока в теме: Раздел 4 урок № 6
Предмет: биология
Тип урока: открытия нового знания.
Методы: словесные, частично поисковый.
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Применяемая технология: здоровьесберегающие технологии, технология активного обучения.
Оборудование: УМК Н.И. Сонин, С.Г. Мамонтов, В.Б. Захарова, И. Б. Агафонова. «Биология. Общие закономерности. 9 класс»; компьютер, проектор, раздаточный материал, презентация.
Цели урока: формирование общих закономерностей развития, суть биологического закона.
Задачи урока:
1. Образовательные:
- актуализировать, расширить и обобщить знания о сущности и проявлениях биогенетического закона;
- сформировать понятие об эмбриональной дивергенции как отражении эволюции систематической группы животных;
- продолжить формирование представлений о материальном единстве живой природы.
2. Развивающие:
- способствовать овладению культурой и способами взаимодействия в группе;
- развивать умение высказывать оценочные суждения, аргументировать точку зрения;
- формировать навыки самооценки и самоанализа учебной деятельности;
- развивать способности к творческой поисковой деятельности.
3. Воспитательные:
- воспитывать понимание взаимозависимости членов группы, ответственность за коллективное решение, партнерский стиль взаимодействия;
- способствовать созданию системы научного мировоззрения ученика;
- воспитывать деловитость, умение продуктивно действовать в условиях ограниченного времени.
УУД:
Регулятивные УУД: умение ставить цели урока, планировать свою деятельность, достигать результата в процессе учебной деятельности, корректировать деятельность в процессе урока, анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной или неуспешной деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.
Коммуникативные УУД: воспринимать текст с учетом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения поставленной задачи, высказывать и аргументировать свою точку зрения по вопросу.
Познавательные УУД: сформировать представление о биогенетическом законе и закономерностях индивидуального и исторического развития живых организмов. Планируемые результаты:
Знать: понятия онтогенез и филогенез, формулировку биогенетического закона развития.
Уметь: уметь делать выводы, ориентироваться в тексте учебника, работать с таблицами, схемами, раздаточным материалом, выслушивать чужое мнение, соблюдать дисциплину на уроке.
Личностные: соблюдать правила поведения на уроке, мотивировать свои действия, проявлять терпение и доброжелательность, сравнивать разные точки зрения, применять правила делового сотрудничества.
Метапредметные: умение ставить цели, достигать их с помощью планирования своей деятельности, оценивать свою деятельность в процессе изучения, корректировать работу на уроке в случае необходимости.
Основные понятия и термины: эмбрион, онтогенез (индивидуальное развитие), филогенез (историческое, эволюционное развитие), биогенетический закон.
Методы контроля на уроке: фронтальный, устный, письменный.
Ход урока.
1.Организационный этап (1 мин).
-приветствие;
- проверка отсутствующих;
- проверка готовности класса к уроку.
2. Актуализация опорных знаний, формулирование темы и задач урока, мотивация к изучению новой темы (2-4 мин).
Слайд с набором картинок (живые организмы)
-Что изображено на слайде? (перечисляют)
- Как в общем мы можем назвать все изображенные организмы? (живые организмы)
- Что значит «живые»?
- Давайте попробуем разобраться, что значит слово «жизнь»?
| | жизнь | | |
этапы | | | |
эмбриональный | постэмбриональный | | | |
- существование отдельного конкретного организма ОНТОГЕНЕЗ | Взаимосвязаны ли ??? | - как развитие живых организмов на планете (историческое или эволюционное) ФИЛОГЕНЕЗ |
- Как Вы считаете, два этих процесса взаимосвязаны между собой? (ответы обучающихся). Сообщение темы и задач урока.
3. Этап открытия новых знаний. (15-20мин.)
Онтогенез (индивидуальное развитие) – весь период жизни особи от момента слияния сперматозоида с яйцеклеткой и образования зиготы до гибели организма.
Филогенез (историческое, эволюционное развитие) - Процесс развития органического мира в целом или отдельных его форм с момента возникновения жизни.
1. Закон зародышевого сходства.
Рассмотрите схему «Зародышевое сходство у позвоночных животных» на странице 167 учебника, на слайде презентации. Сравните эмбрионы различных позвоночных.
-Какую здесь можно выявить закономерность?
- О чем говорит сходство зародышей у различных позвоночных животных?
Обратите внимание на то, что на ранних стадиях развития зародыши очень похожи.
Карл Максимович Бэр закон зародышевого сходства: эмбрионы обнаруживают уже начиная с самых ранних стадий, известное общее сходство в пределах типа.
Но с дальнейшим развитием различий становится больше, так как приобретаются признаки класса, рода, вида, индивидуального организма. Это явление получило название эмбриональной дивергенции – расхождение признаков зародышей в процессе развития.
Таким образом, мы видим, что индивидуальное развитие и историческое развитие организмов взаимосвязаны. Эта взаимосвязь отражена в биогенетическом законе, сформулированным Фриц Мюллером и Эрнест Геккелем.
Биогенетический закон: онтогенез (индивидуальное развитие) есть краткое и быстрое повторение филогенеза (исторического развития) вида к которому относиться данная особь.
Алексей Николаевич Северцов установил, что в онтогенезе повторяются признаки не взрослых особей предков, а их зародышей.
Видеоролик. Развитие эмбриона курицы. (3 мин)
4. Первичная проверка понимания (2-3 мин.)
Упражнение «утверждение». Согласен или нет, почему? (цветные карточки. Да, согласен – зеленый, нет не согласен – красный)
Утверждение: Закон эмбрионального сходства К. Бэра является «эмбриологическим доказательством эволюции» и свидетельством происхождения животных одного типа от общего предка.
Утверждение: у многих видов позвоночных животных ранние стадии развития зародышей (бластула и гаструла) — различны, значит биогенетический закон и закон эмбрионального сходства являются ошибочными. (у многих видов позвоночных животных ранние стадии развития зародышей (бластула и гаструла) — различны, и лишь на более поздних стадиях развития наблюдается «узел сходства» — стадия, на которой закладывается план строения, характерный для позвоночных, и зародыши всех классов действительно похожи друг на друга. Различия ранних стадий связаны с разным количеством желтка в яйцеклетках: при его увеличении дробление становится сначала неравномерным, а затем (у рыб, птиц и рептилий) неполным поверхностным. В результате меняется и строение бластулы — целобластула имеется у видов с маленьким количеством желтка, амфибластула — со средним и дискобластула — с большим. Кроме того, ход развития на ранних стадиях резко изменяется у наземных позвоночных в связи с появлением зародышевых оболочек).
Утверждение: у всех современных видов млекопитающих животных в эмбриогенезе закладываются жабры и хвост.
5. Динамическая пауза(2мин)
6. Этап применения новых понятий. (5-7 мин.)
Упражнение пресс-конференция. Для выполнения заданий рабочей карты необходимо объединиться в группы и, внимательно поработав с текстами, подготовить выступления по темам, указанным в рабочей карте:
1 группа. Выступающие на пресс конференции ученые. (заранее готовятся к выступлению по теме: факторы влияющие на развитие эмбриона)
2 группа. Журналисты. Задают вопросы.
3 группа. Эксперты. Разрабатывают рекомендации.
Рекомендации по предотвращению аномалий в развитии будущего потомства:
-Содействовать сохранению нормальной экологической обстановки;
-Не ухудшать ни сейчас, ни в будущем экологию родного края;
-Не употреблять алкогольные напитки;
-Не курить;
-Не принимать наркотические средства;
-Полноценно питаться;
-Заниматься спортом.
Трудно ли соблюдать такие рекомендации? Нет. Легко. Ваше здоровье и здоровье будущих поколений в ваших руках!
7. Этап. Первичное закрепление нового знания.
Индивидуальная письменная работа по разноуровневым карточкам. Самопроверка.
8. Этап. Домашнее задание. (2 мин.).
1. Параграф 34, с 166-169 – обязательное для всех
2. Составьте 5 тестовых заданий по теме «Индивидуальное и историческое развитие организмов».
3. По желанию: Нарисуйте комикс (серию рисунков с пояснениями) на тему «Онтогенез лягушки»
9. Этап. Рефлексия (1-2 мин)
В конце учебного занятия учащимся предлагается устно закончить следующие предложения:
*На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался...
*На этом уроке меня порадовало...
*Я похвалил бы себя за ...
*Особенно мне понравилось...
*Сегодня мне удалось...
*Я сумел...
*Было интересно то, что...
*Было трудно...
*Я понял, что...
*Теперь я могу...
*Я почувствовал, что...
*Я научился...
*Меня удивило….
10. Этап. Итоги урока. (2мин.)
Выставление оценок, подведение итогов урока..
Приложение 1.
Карточка 1.
1. Выберите 1 правильный ответ.
Взаимосвязь индивидуального развития (онтогенеза) и исторического развития (филогенеза) отражает закон
1) биогенетический
2) расщепления
3) сцепленного наследования
4) независимого наследования
2.Выберите 1 правильный ответ.
Наличие хвоста у зародыша человека на ранней стадии развития свидетельствует о
1) возникших мутациях
2) проявлении атавизма
3) нарушении развития плода в организме
4) происхождении человека от животных
3. Выберите 3 правильных ответа
Эмбриологическим доказательством эволюции позвоночных животных служит
1) развитие зародыша из зиготы
2) развитие зародыша соматической клетки
3) наличие в эмбриогенезе у зародышей всех позвоночных животных жаберных щелей
4) закладка хорды у эмбрионов всех позвоночных животных
4. Установите соответствие
А. Индивидуальное развитие (онтогенез) | Б. Историческое развитие (филогенез) |
| |
Определения:
1. включает этап постэмбрионального развития
2. у всех эмбрионов любых позвоночных животных закладывается хорда и нервная трубка
3. является эмбриональным доказательством эволюции
4.начанается с момента слияния мужских и женских половых клеток и заканчивается смертью особи
5.Продолжите определение
Индивидуальное развитие организмов – это…
*6. Дайте объяснение возникновения у эмбрионов современных животных черт строения , свойственных их далеким предкам.
Карточка 2.
1. Выберите 1 правильный ответ.
Развитие многоклеточных организмов из зиготы служит доказательством
1) происхождения многоклеточных организмов от одноклеточных
2) приспособленности организмов к среде обитания
3) схожести индивидуального развития растений и животных
4) влияния окружающей среды на развитие организмов
2. Выберите 3 правильных ответа.
Одним из доказательств эволюции организмов может служить
1) обтекаемость формы тела у водных животных
2) жаберное дыхание ракообразных и рыб
3) сходство в типах питания грибов и животных
4) сходство зародышей хордовых на ранних стадиях развития
3. Выберите 3 правильных ответа.
Примером аналогичных органов могут служить
1) крыло летучей мыши и крыло бабочки
2) колючки на стебле розы и колючки на стебле кактуса
3) роговая чешуя ящерицы и панцирь черепахи
4) передняя пара ног крота и первая пара ног медведки
4. Установите соответствие
А.Постэмбриональное развитие | Б. Индивидуальное развитие (онтогенез) |
| |
Определения:
1. включает этапы эмбрионального и постэмбрионального развития
2. иногда сопровождается метаморфозами
3.начанается с момента слияния мужских и женских половых клеток и заканчивается смертью особи
4. сопровождается ростом организма
5.Продолжите определение
Историческое развитие организмов – это…
*6. Дайте объяснение возникновения у эмбрионов современных животных черт строения , свойственных их далеким предкам.
Карточка 3.
1.Выберите 1 правильный ответ.
В чём сущность биогенетического закона Геккеля — Мюллера?
1) генотип проявляется при взаимодействии фенотипа и среды
2) онтогенез есть краткое повторение этапов эмбриогенеза
3) онтогенез есть краткое повторение филогенеза
4) фенотип проявляется при взаимодействии генотипа и среды
2.Выберите 1 правильный ответ.
Примером гомологичным органов не является
1) лепестки розы и листья капусты
2) листья паслена и усы гороха
3) шипы розы и кактуса
4) шишку ели и стробил хвоща
3.Верны ли утверждения. Выберите 1 правильный ответ
А. Сходство зародышей рыб и земноводных животных на этапах зародышевого развития является эмбриологическим доказательством эволюции
Б.У всех хордовых на ранних стадиях эмбрионального развития существует(ют) жаберные щели
1) Верно только А.
2) Верно толь Б.
3) Оба суждения верны.
4) Оба суждения не верны.
4. Установите соответствие
А.Закон зародышевого сходства К. Бера | Б. Эмбриональная дивергенция |
| |
Определения:
1 у всех позвоночных животных в эмбриогенезе имеется сходства
2 отражает историю развития данного вида
3 у всех позвоночных в эмбриогенезе происходит закладка хорды и жаберных щелей
4 на последних этапах развития эмбриона крицы идет закладка перьевого покрова .
5.Сформулируйте закон
Биогенетический закон Ф. Мюллера и Э. Геккеля гласит – что…
*6. Дайте объяснение возникновения у эмбрионов современных животных черт строения , свойственных их далеким предкам.
Интересные факты:
1.Древние греки полагали, что мальчики вырастают в правой стороне живота, а девочки – в левой. С тех пор медицина шагнула далеко вперед, но, тем не менее, человеческий организм остается источником постоянного удивления. 10 место: Взять хотя бы тот факт, что, несмотря на УЗИ и развитие эмбриологии, только один ребенок из 20 рождается в день, предписанный доктором. При этом, случаи, когда ребенок «задерживается» больше, чем на месяц, после чего рождается абсолютно здоровым, без каких-либо отклонений, до сих пор не имеют исчерпывающего объяснения.
2.Почти у 95 процентов младенцев существует плавательный рефлекс до 6 месяцев.
Во время плавания частота сердцебиения ребенка уменьшается на 20 процентов, а также сокращается кровоток к пальцам рук и ног. Также во время рефлекса ныряния сохраняется кислород для сердца и легких, замедляя наступление гипоксического повреждения мозга. Благодаря этому рефлексу, младенцы способны выжить под водой короткий период времени.
3.У ребенка вырастают усы, когда он еще находится в утробе матери. Это происходит в период, когда длина плода составляет примерно 135 мм,а вес - 170 грамм.
Тонкие волоски появляются над верхней губой и в течение следующего месяца волоски вырастают по всему телу. Этот волосяной покров, называющийся лануго, начинает постепенно пропадать до и вскоре после рождения. Волоски, которые выпадают, поглощаются плодом и превращаются в вещество, называемое меконий, который выходит во время первого опорожнения кишечника ребенка.
Ключ
Презентация
Текст для сообщения