СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальное развитие организмов Биогенетический закон».

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальное развитие организмов Биогенетический закон».»

Технологическая карта изучения темы:

«Индивидуальное развитие организмов Биогенетический закон».

Тема

«Индивидуальное развитие организмов Биогенетический закон».

Цели

сформировать –

Специальную компетентность:

  • углубить и систематизировать знания учащихся об онтогенезе организмов; охарактеризовать содержание этапов онтогенеза: эмбрионального периода и его стадий; показать роль внутренних факторов в изменении нормального хода онтогенеза; раскрыть зависимость онтогенеза от условий окружающей среды.

Ключевую компетентность:

формирование положительной мотивации и интереса к предметам;

  • развитие коммуникативности, навыков само- и взаимоконтроля;

  • умение сотрудничать и работать в парах;

  • использование информационных технологий;

  • расширение кругозора у учащихся.

Тип урока:  урок изучения нового материала и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.

Оборудование и оформление: мультимедийный проектор, компьютер с загруженным тестовым заданием, раздаточный материал.

Планируемые результаты

Личностные:

Умения проводить самооценку на основании критерия успешности учебной деятельности

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение

( Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах работы в группе (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, раздаточный материал, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Основные понятия

онтогенез, эмбриональный период, бластула, гаструла, дробление, бластомеры, гаструляция, инвагинация, энтодерма, эктодерма, мезодерма, нейрула, органогенез, характеризовать особенности этапов эмбрионального развития

Межпредметные связи

Биология ,история, химия, обж

Внутридисциплинарные связи:

эмбриология, гистология, анатомия, валеология

Ресурсы урока

учебник, презентация, маршрут урока, раздаточные материалы.

Кейс - задания.

Организация пространства

Индивидуальная, парная и групповая работа









Эпиграф: «Мы живем среди природы, мы друзья ее. Она беспрестанно с нами беседует, но тайны своей нам не выдает. Мы постоянно оказываем на нее действие, однако не имеем над ней никакой власти». ( И. В. Гёте)

I. Самоопределение к деятельности. Орг. момент.

Организационный момент: приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

Учитель: Вы взяли кружки и по цвету садитесь в команды. Выбираете командира. Для этого Вы разделись на 2 группы (команды). Я прошу Вас выбрать командира.

Учитель: Ребята, перед вами Карта нашего маршрута. Давайте начнем её заполнять (подпишем и выберем из предложенных смайликов тот, который соответствует вашему настроению на начало урока). В ней указаны номера заданий, на которых мы будем останавливаться и, выполнив задание, оценивать. а командир группы должен будет следить за правильностью их заполнения. После последней остановки мы посчитаем количество набранных баллов и переведем их в оценки. Таким образом, каждый из вас получит оценку за урок.

II Проверка знаний

Вспомните: выполнив задание верно, неверно. в маршрутных листах запишите количество правильных ответов.

Самопроверка с карандашом в руках.

Не забываем подвести итог в маршрутном листе.

Какую мы задачу выполнили, выполняя это задание?

Подведем итог: мы справились с задачей?

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Учитель: Чтобы назвать тему урока Вы должны отгадать ребус. А пока я расскажу вам правдивую и удивительную историю! Французский ученый П. Генио в своей книге «Чтобы жить сто лет» рассказывает о том, что «31 июля 1554 года кардинал д'Арманьяк, проходя по улице, увидел плачущего на пороге своего дома 80-летнего старика. На вопрос кардинала старик ответил, что его побил отец. Удивленный кардинал пожелал увидеть отца. Ему представили очень бодрого старика 113 лет. Старик объяснил кардиналу, что побил сына за неуважение к деду, мимо которого он прошел, не поклонившись. Войдя в дом, кардинал увидел там еще одного старика 143 лет». Вопрос: Какое отношение имеет данный эпизод к нашему уроку? (на него вы можете ответить на любом этапе урока? Я помогу Вам с этим .Приём "Что бы это значило?" (Слайд 2)

Учитель биологии. (Слайд 3)Учитель:

. Скажите: в биологии, с какими терминами связываете это понятие? Онтогенез, размножение, эмбриональное развитие? Правильно! Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Правильно об индивидуальном развитии, онтогенезе и эмбриональном развитии. Молодцы! ".

Учитель: Мы продолжаем изучать тему: «Индивидуальное развитие организма». Как называется процесс индивидуального развития организма?

Ученик: Данный процесс называется онтогенезом.

Учитель: Я предлагаю вам продолжить предложенную мной формулу онтогенеза.

На слайде

Онтогенез =……….+………….

Формула с помощью мультимедийной установки проектируется на экран.

Онтогенез = эмбриональное развитие + постэмбриональное развитие.

3. Выявление места и причины затруднений.

Что такое эмбриология? Какие этапы развития эмбриона Вы, знаете?

Это предстоит нам узнать.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Какую же цель мы поставим на уроке?

- Цель сегодняшнего урока: сформировать представление о процессе онтогенеза и факторах окружающей среды, влияющих на изменение развития зародыша.

Ученик: Я думаю, что тему можно сформулировать следующим образом: «Особенности индивидуального развития».

Тема проектируется на экран

- Ребята, вот мы и подошли к теме сегодняшнего урока «Особенности индивидуального развития, Биогенетический закон».

Задачи:

1. Узнать, особенности эмбрионального развития?

2. Выделить основные этапы развития.

3. Установить какие изменения происходят на каждом этапе?

4. Выяснить из чего и как формируется зародыш?

5. Условия, влияющие на развитие зародыша.

1. Осознавать серьёзность процесса беременности и прерывание беременности.

2. Осознать ответственность за будущего ребёнка.

В маршрутные карты вносится тема урока

Каким способом мы обычно действуем в таких случаях?

Сначала составляем план, и уже по нему составляем.

Какой пункт плана определим, как первый?

  1. Понятие об онтогенезе.

  2. Индивидуальное развитие многоклеточных организмов.

  3. Эмбриональный период.

  4. Воздействие факторов окружающей среды на развитие плода.

  5. Постэмбриональный период.

  6. Каким пунктом завершим наш план? Проверка знаний

  7. Подведение итога и выставление оценок.

- Молодцы! Совместными усилиями план составили.

5. Реализация построенного проекта.

Что изображено на слайде?(сл.5,6) Что было до оплодотворения? Какие процессы происходили? А что будет после оплодотворения? Зигота (от греческого слова “зиготес ”-соединенный вместе) – первая клетка человеческого организма. В ней, различимой только под микроскопом, заключено все будущее: – ясные голубые (серые, карие, зеленые) глаза, густые, вьющиеся (редкие, прямые) волосы, различные таланты (бездарность)… Все будет зависеть от того, какую генетическую информацию несли в своих ядрах половые клетки. По современным данным в зиготе заложена определенная программа развития она и реализуется путем взаимодействия клеток друг с другом и со средой, формируется конкретная

Что такое эмбриональный период? Постэмбриональный? сформулируйте определение.

Эмбриогенез, эмбриология. ( Слайд 11,-13)

Основные этапы эмбриогенеза.

Какие изменения происходят с эмбрионом на каждом этапе?

На эти вопросы Вы ответите, работая в группах. Учебник стр.94-95.

Организация работы в 2 группах

(инструкционные карты) см рабочие тетради

1.Стадия дробления (слайд 14-17)

2. Стадия гаструляция (слайд 18-20)

3. Стадия органогенеза (слайд 21-22)

общий вывод (слайды 23-26)

4 Представить информацию.

(дополнения)-

1.Дробление из этой стадии 4-16 бластомеров каждая клетка имеет одинаковый набор хромосом и генетическую информацию каждая клетка может развиться в самостоятельный организм (близнецы)

2.Гаструляция – начинается дифференцировка-процесс возникновения из однородных клеток большого разнообразия клеточных форм, отличающихся по строению и функции. Хотя ДНК одинакова во всех клетках, но в отдельной клетке используется только часть этой информации.

3.Органогенез – Важно взаимное влияние частей развивающегося зародыша. Уже при возникновении двух первых бластомеров каждый из них «знает» о существовании другого. У лягушки, например, бластомеры после первого дробления равноценны друг другу, и если их разделить, то из каждого бластомера разовьется нормальный головастик, который затем превратится в лягушку. Но если один из первых двух бластомеров убить, но не изолировать от другого, то из оставшегося живым бластомера начнет развиваться только половина тела зародыша.

Установлено, что некоторые части зародыша на определенной стадии развития выделяют вещества, которые заставляют окружающие их клетки развиваться в определенном направлении. Так, немецким эмбриологом Гансом Шпеманом и его последователями было выяснено, что если у зародыша на стадии гаструлы взять участок эктодермы, который должен развиваться в нервную трубку, и пересадить его в эктодерму брюшной стороны другого зародыша, находящегося примерно на той же стадии развития, то в месте трансплантации начинает развиваться сначала нервная трубка, затем другие компоненты осевых органов. Поэтому этот участок называют осевым комплексом. В результате в зародыше-хозяине возникает вторичный зародыш, который отличается от первичного лишь величиной.

Шпеман назвал это явление эмбриональной индукцией, во время которой трансплантат выступает в роли организатора, направляющего развитие окружающих клеток.

Клеточная специализация усиливается по мере роста и развития зародыша. Зигота представляет собой недифференцированную, или тотипотентную клетку − из нее возникают все типы клеток организма. Уже во время дробления по мере увеличения числа бластомеров появляется и постепенно нарастает асинхронность деления. По мере развития зародыша многие клетки перестают делиться и специализируются на выполнении тех или иных функций. Чем сильнее специализированы клетки, тем в большей степени они зависят друг от друга. В таком организме невозможно удалить какую-либо часть без ущерба для всего организма.

Какую мы задачу выполнили, выполняя это задание?

Подведем итог: мы справились с задачей?

- Молодцы! Продолжаем.

Физминутка

Ученики, которые сегодня сидят за партой, – это будущие родители. Готовить к этой важной и значимой в их жизни функции нужно уже сейчас. (Слайд 29-31)

Какие факторы влияют на развитие зародыша? (слайд27,28)

У Вас на столах лежат кейс – задания ,изучив которые Вы должны ответить на вопрос.

Работа в группах

Группа 1. Влияние никотина на эмбрион

Группа 2. Влияние алкоголя на эмбрион

Представляет информацию один учащийся от группы.

Отчет выполняется в виде озвучивания выводов каждой группы.

Прослушаем отчеты.

Задание всем: « Какой выход из сложившейся ситуации вы видите?

Поиграем!

Если бы я стал начальником, то я …

Участвуют в игровом диалоге…

И, все- таки, с чего же надо начать?

С самого человека, с формирования у него осознанного отношения к употреблению алкоголя и табака…

вопрос-ответ

Какую мы задачу выполнили, выполняя это задание?

Подведем итог: мы справились с задачей?

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

Приступаем к следующему заданию:

(да или нет).

(самооценка: все правильные ответы или 1ошибка -5,

2-3 ошибки – 4, 4-5 ошибок -3)Подводим итог

Самопроверка

  1. Оплодотворенная яйцеклетка – это зигота?

  2. Однослойный зародыш формируется на стадии гаструлы? (нет)

  3. Сперматозоиды и яйцеклетка имеют гаплоидный набор хромосом?

  4. Для клеток бластулы характерен диплоидный набор хромосом?

  5. В конце поздней гаструлы образуется 3 зародышевых листка?(нет)

  6. Из эктодермы образуется пищеварительная система? (Нет) из мезодермы

  7. В процессе эволюции бесполое размножение возникло раньше других?

  8. 90% болезней возникает из-за стресса.

Подводим итоги, отмечая результаты в маршрутном листе.

- Время вышло, проверьте себя по эталону.

- У кого есть ошибки?

- Что неправильно? Почему вы ошиблись?

- Молодцы! Вы поняли причины своих ошибок и исправили их.

- У кого нет ошибок? Отлично!

- Попробуйте каждый оценить свою работу в бальной системе по критериям

Подведем итог: мы справились с задачей?

Оцените свою работу на данном этапе.

Исправления выполняют красной ручкой, выставляют оценку за данную работу. Максимальное количество баллов – 13 баллов). Заполняют лист самооценки.

Плюс правильный ответ , минус неверный, то есть ошибка.

Хочу поговорить об ошибках не в тетради, за которые вы получаете плохую отметку, которую при желании можно исправить, то за ошибки, совершаемые в жизни, нередко приходится расплачиваться слезами, сожалениями, болезнями, осознанием. К таким непоправимым ошибкам относится аборт.

Каждый год на планете Земля убивают свыше 50 миллионов нерождённых детей. (это сравнимо с потерями за 6 лет 2-ой мировой войны). В России ежегодно более 200 тыс. женщин делают первый аборт, причем каждая 10-я – в подростковом возрасте. Последствия абортов весьма серьезны.

Видео обращение ребенка.

Я буду считать, что наш разговор достиг своей цели, если в будущем, ребята, вы вспомните его. Не омрачайте свою жизнь! Пусть она будет прекрасной!

IV. Закрепление.

Включение в систему знаний и повторение.

Подведём итоги изученного на уроке.

- Что такое онтогенез?

- Какие периоды он включает?

- Эмбриогенез – это……?

- Назовите стадии эмбриогенеза?

- Кратко охарактеризуйте каждую из них?

- Что называют зародышевым листком? Назовите их?

- Какие органы развиваются из эктодермы, энтодермы, мезодермы?

Выводы. Что мы узнали, перечислить стадии эмбриогенеза, названия 1,2,3-слойных зародышей.

А Вы знаете, что развитие зародыша человека оказывают вредное влияние не только никотин, алкоголь, но и многие лекарства. В 60-х годах прошлого столетия был популярен талидомид – средство против тошноты для беременных, но потом узнали, что он вызывает нарушения при развитии конечностей человеческих эмбрионов. Но было поздно, тысячи детей родились и с кистями и стопами, растущими прямо от туловища

. 12. Рефлексия. Метод одного предложения

Я бы хотел изучить… Мне интересно было узнать…

Мне интересна эта тема… слайд 35):

Меня заинтересовал материал урока,

заставил задуматься.

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я понял, что…

Вывод: Мне приятно, что вы сегодня узнали не просто много нового, но и полезного. Я буду рада, если эти знания вы будете применять во взрослой жизни, когда станете мамами и папами

V. Домашнее задание.

По учебнику параграф 27 , записи в тетради повторить.

Домашнее задание (на слайде) Изучить 3.4 стр 215 -225

Домашнее задание перед каждым:

Красного цвета листок повышенного уровня (5)


Зеленого (4)

Белого (3)


Домашнее задание.

ДМ П 27

; Творческое задание (на выбор):

нарисовать комикс «Развитие эмбриона ланцетника».

термины


Домашнее задание.

биология: п27,составить кроссворд, термины

Домашнее задание. по биологии, п.27. стр.96 (1-4).



Критерии оценки «Как я поработал на уроке?» (лист самооценки)

Считаем баллы и ставим себе оценки. Переходим к последнему этапу - подводим итог работы

Учитель: Оценивается активность отдельных учеников

Считаем баллы и ставим себе оценки.

Я благодарю вас за сотрудничество на уроке, вы уважаете друг друга, умеете работать в парах, формулировать цели урока и составлять план деятельности на уроке, внимательны, выполняете самоконтроль, проявляете интерес к предложенным заданиям и умеете их выполнять. Спасибо за урок, до свидания! (слайд № )











































№1

Жизнь на нашей планете возникла около 4 млрд лет назад и существует до сих пор благодаря способности организмов к ¬_______________________________________.

Все способы размножения живых организмов можно свести к двум формам__________________________ и _______________________________________.

Многие организмы могут размножаться как ____________________________________, так и ______________________________ путём, например, ______________________________.

В ______________________________ размножении принимает участие один родитель и осуществляется оно при помощи _____________________________________клеток.

Можно выделить следующие формы _____________________________ размножения: 1.________________________________, характерное для всех _______________________;

2.________________________________, так размножаются, например, ______________________________;

3.______________________________ - (пример)__________________________;

4.____________________________________ , характерное, в основном, для растений.


Для ___________________________размножения необходимы, как правило, две родительские особи - ___________________________ и ____________________________.

Половые клетки, образующиеся в половых органах организмов, называются _______________________________. Женские - __________________________ ,и мужские - ______________________(у животных), или ________________________ (у растений).

В царстве животных встречаются виды, у которых и мужские и женские половые клетки созревают в организме одной особи. Такие организмы называют _______________________________________________.

Процесс слияния мужской и женской половых клеток называется ___________________________________. В результате него образуется __________________________________ - одна клетка, несущая генетическую информацию обоих родителей.

№2

Увеличение числа одноклеточных организмов, рост и развитие многоклеточных существ, регенерация тканей и органов возможны только благодаря способности клеток к _____________________________. Оно осуществляется поэтапно и приводит к равномерному распределению наследственного материала материнской клетки между двумя _____________________________ клетками.

Период жизни клетки от одного деления до следующего носит название ___________________________________________. Подготовительный этап, предшествующий делению -________________________________, в это время в клетке синтезируются необходимые белки, происходит удвоение генетического материала. Затем следует непосредственно процесс деления клетки, который носит название ______________________.

Он состоит из нескольких последовательных фаз:

1.__________________________________

2.__________________________________

3.__________________________________

4.__________________________________


Биологическое значение этого процесса заключается в том, что он обеспечивает постоянство числа ______________________________________ во всех клетках организма. 1б





1.Дробление


2.Гаструляция


3.Органогенез




органы

эктодерма

энтодерма

мезодерма

Гол. мозг

+

 

 

почки

 

 

+

Кост. тк.

 

 

+

легкие

 

+

 

кишечник

 

+

 

кожа

+

 

 

Спин. моз

+

 

 














Эктодерма

Кожа, кожные железы, нервная трубка – спинной и головной мозг, органы чувств.

Мезодерма

Скелет, мышцы, кровеносная и выделительная системы.

Энтодерма

Пищеварительный канал, печень, легкие.



















Зародышевые листки и их производные

Эктодерма


Энтодерма


Мезодерма




Зародышевые листки

Органы, система органов

Эктодерма

Кожа, кожные железы, нервная трубка – спинной и головной мозг, органы чувств.

Мезодерма

Скелет, мышцы, кровеносная и выделительная системы.

Энтодерма

Пищеварительный канал, печень, легкие.





















Кейс –задания :

Влияние алкоголя на развитие зародыша.

Американские исследователи проводили наблюдение за протеканием беременности у 130 женщин и последующим развитием рождённых детей. Тринадцать из них, т.е. 10 % от всей группы, были пьющими, остальные не употребляли спиртные изделия. В остальном условия протекания беременности были одинаковыми (правильное питание, режим движения, врачебное наблюдение).

Оказалось, что развитие всех детей, рождённых женщинами, употребляющими спиртные изделия, существенно отклонялись от нормального. Все они имели меньший рост и вес при рождении, более слабое развитие конечностей, они медленнее росли, отставали в двигательной активности, имели более или менее выраженные дефекты развития типа алкогольного синдрома плода.

Пьющие матери и повзрослевшие дочери некогда пьющих матерей значительно чаще рожают недоношенных младенцев, в их потомстве значительно чаще встречаются такие недуги, как детский церебральный паралич и рассеянный склероз, очень плохо поддающиеся лечению средствами нынешней традиционной медицины.

Тщательные сравнительные наблюдения последующих лет не позволили установить ни одного случая рождения вполне нормального ребёнка женщиной, систематически употребляющей алкоголь.

Вывод: если хотите здоровья своим будущим детям - не пейте. Слишком велик риск непредвиденных осложнений.

Однако мужчинам тоже нельзя пить. Вот наблюдения опытного врача - педиатра, В.А. Дульнева, изучавшего 64 ребёнка, родившихся от отцов, в течение 4-5 лет систематически употреблявших спиртные изделия. В результат наблюдений были обнаружены признаки умственной отсталости у всех без исключения детей, даже у тех, которые хорошо развивались физически.

Французские врачи, анализируя развитие детей, отцы которых различное время воздерживались от употребления спиртных изделий, пришли к довольно-таки оптимистичному выводу, что для производства полноценного потомства мужчина должен не пить в течение 1-2 лет (это касается и женщин).

Помните: ВЫПИВАЯ, ВЫ РАЗРУШАЕТЕ ТО, ЧТО ВАМ НЕ ПРИНАДЛЕЖИТ - здоровье СВОИХ детей

















Влияние никотина на развитие плода человека

Уже в конце 60-х — начале 70-х годов медики обратили внимание на то, что некоторые черепно-лицевые аномалии встречаются как будто несколько чаще у детей, родившихся у женщин, куривших во время беременности. Более точные статистические наблюдения подтвердили достоверность этого предположения: действительно, «волчья пасть», то есть расщепление твердого нёба, и «заячья губа», то есть расщепление верхней губы, у новорожденных, матери которых курили в период беременности, встречается чаще.

факт, что курение во время беременности способствует рождению детей с черепно-лицевыми аномалиями, сомнению уже не подлежит.

Статистический анализ продолжительности жизни курящих и некурящих людей позволил выяснить, что каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь на пять-шесть минут. Но никто не знает, на сколько сокращается от каждой сигареты, выкуренной беременной женщиной, жизнь будущего ребенка. Таких данных просто еще не может быть — 50—70 лет назад курящих женщин встречалось очень мало. Но сейчас, как ни печально, база для таких подсчетов уже создается.

А вот психических отклонений у потомства. И если ребенок плохо засыпает, часто капризничает, излишне возбуждается, то это не обязательно от плохого воспитания..

Табачный дым содержит не менее 1000 элементов, многие из них вредны. Наиболее опасными для здоровья человека являются никотин, угарный газ, аммиак, сероводород, синильная, муравьиная и масляная кислоты и др.

Никотин - один из сильнейших растительных ядов. И он составляет основную часть табачного дыма! Никотин легко растворяется воде и поэтому легко проникает через слизистые оболочки полости рта, носа, бронхов, желудка. Попав в организм, никотин воздействует прежде всего на сосудодвигательный центр мозга, причем сначала наступает кратковременное расширение, а затем спазм, сжатие кровеносных сосудов, особенно мельчайших капилляров. Спазм сосудов приводит к нарушению питания органов сердца, мозга и др.

Огромный вред приносит курение во время беременности и при вскармливании ребенка грудью. Через плаценту никотин попадает в кровь плода, что приводит к вышеописанным последствиям, в результате чего нарушается его нормальное развитие.

. Курение в период кормления грудью снижает количество молока и уменьшает его количество. Новорожденный ребенок, вскормленный грудью курящей матери, плохо развивается, у него очень вероятно возникновение малокровия. Такие дети чаще страдают от бронхита, пневмонии и других респираторных заболеваний.














Влияние наркотиков на развитие беременности

Если женщина во время беременности принимает наркотики, то вместе с ней наркотик принимает и ребенок. У матери наркоманки, ребенок тоже становится наркоманом, и после родов у таких детей зачастую наблюдаются симптомы так называемой «ломки», которые возникают при отказе от приема наркотиков и проявляются в виде сильной раздражительности и нервного возбуждения).

Прием наркотиков в период беременности приводит к таким осложнениям, как: резко возрастает риск рождения мертвого плода, выкидыша, происходит понижение веса новорожденного, задержка умственного развития, преждевременные роды, а также, может развиться синдром внезапной смерти ребенка (риск синдрома внезапной смерти при принятии во время беременности опия повышается в двадцать раз.) Некоторые наркотики (опий и кокаин), принося не только непосредственный вред в развитие ребенка, но и косвенный, они приводят к сужению кровеносных сосудов плаценты, тем самым ограничивая снабжение плода кислородом (подобно никотину, вызывают кислородное голодание плода). Воздействуя на мозг ребенка, кокаин приводит к его повышенной раздражительности. Марихуана, употребление которой во время беременности считалось безопасным для ребенка, оказывает такое же влияние на развитие плода, как и другие наркотики. Беременность накладывает на женщину большую ответственность. Теперь ей нужно беспокоиться не только о состоянии своего здоровья, но и о здоровье своего будущего ребёнка. В эмбриональный период, когда ребенок особенно уязвим, употребление наркотиков может оказать непоправимое негативное влияние не только на психику, но и на все последующее развитие организма.



























Алкогольный синдром плода (АСП) , его суть и последствия.

Природа запрограммировала жизнь на абсолютно трезвое существование. И отступление от этого закона чревато серьезными последствиями. Природа не включила алкоголь в обменные процессы человека, а значит, и не создала против него естественных противоядий.

Алкоголь - одна из самых частых причин бесплодных или бездетных браков. У злоупотребляющих алкоголем все анатомические и функциональные нарушения приобретают хроническое течение, лишая этих людей возможности стать родителями. Так, у пьющих мужчин до 20% сперматозоидов имеют анатомические дефекты и примерно столько же теряют подвижность. Изменяется анатомическая и физиологическая целостность половых желез у женщин. При этом часть яичников постепенно замещаются нефункционирующей соединительной тканью, что приводит к продукции неполноценных яйцеклеток. Нарушенные мужские и женские клетки часто несут явно патологическую информацию зародышу, плоду, будущему ребёнку. А нередко сперматозоиды и яйцеклетки вообще теряют способность к слиянию.

Но если даже и произошло оплодотворение нарушенных алкоголем яйцеклеток и зародыш довольно благополучно прикрепился к стенке матки, то это еще не означает, что он будет нормально развиваться.

Если беременная пусть изредка, пусть в небольших дозах употребляет самые легкие вина, то все равно в организме развивающегося плода обязательно возникнут патологические реакции в ответ на действие алкоголя. В организме и тканях плода постепенно формируется комплекс изменений, называемый алкогольным синдромом плода (АСП) или алкогольной болезнью плода, или алкогольной эмбриопатией. Этот термин означает развитие физической и психиче-ской неполноценности зародыша и плода из-за эмбриотоксического и тератогенного (то есть вызывающего анатомические уродства) действия алкоголя.

Многим приходилось встречаться с последствиями АСП физического характера — «заячья губа», «волчья пасть», сращение пальцев рук, ног, изменения формы головы, груди и т.д. А вот врожденные пороки внутренних органов определяются только специалистами медиками, хотя, например, врожденные пороки сердца нередко бросаются в глаза и родителям, прежде всего своими грозными симптомами, такими как синюшность лица, потеря веса, отставание в росте, быстрая физическая и психическая утомляемость.

Тератогенное действие алкоголя многократно подтверждалось и экспериментаторами. Так, французские исследователи наблюдали весьма впечатляющий случай.

В одном сарае, под полом которого находилось помещение дли перегонки спирта, было помещено 160 яиц для искусственного выведения цыплят. Так вот, из половины яиц цыплят не получилось вовсе; из оставшейся половины 40 вылупившихся цыплят вскоре по¬гибли, а у 25 были физические уродства: кривошея (раздвоение или отсутствие костей)* деформация клюва и др. И все это - только под воздействием паров алкоголя.

Разумеется, организм плода и ребенка нельзя назвать совсем без¬защитным от проникающего в него яда. Он активно борется, но меха¬низмы защиты не всесильны, особенно слабы они на разных стадиях развития плода. Установлено, что активность антиалкогольных ферментов у плода в десятки раз слабее, чем у взрослых. К тому же у плода вообще отсутствует ряд ферментов, дезактивирующих алкоголь.







Зародышевые листки и их производные

Эктодерма


Энтодерма


Мезодерма


Органогенез

Зародышевые листки

Органы, система органов

Эктодерма

Кожа, кожные железы, нервная трубка – спинной и головной мозг, органы чувств.

Мезодерма

Скелет, мышцы, кровеносная и выделительная системы.

Энтодерма

Пищеварительный канал, печень, легкие.






































№1

Жизнь на нашей планете возникла около 4 млрд лет назад и существует до сих пор благодаря способности организмов к ¬_______________________________________.

Все способы размножения живых организмов можно свести к двум формам__________________________ и _______________________________________.

Многие организмы могут размножаться как ____________________________________, так и ______________________________ путём, например, ______________________________.

В ______________________________ размножении принимает участие один родитель и осуществляется оно при помощи _____________________________________клеток.

Можно выделить следующие формы _____________________________ размножения: 1.________________________________, характерное для всех _______________________;

2.________________________________, так размножаются, например, ______________________________;

3.______________________________ - (пример)__________________________;

4.____________________________________ , характерное, в основном, для растений.


Для ___________________________размножения необходимы, как правило, две родительские особи - ___________________________ и ____________________________.

Половые клетки, образующиеся в половых органах организмов, называются _______________________________. Женские - __________________________ ,и мужские - ______________________(у животных), или ________________________ (у растений).

В царстве животных встречаются виды, у которых и мужские и женские половые клетки созревают в организме одной особи. Такие организмы называют _______________________________________________.

Процесс слияния мужской и женской половых клеток называется ___________________________________. В результате него образуется __________________________________ - одна клетка, несущая генетическую информацию обоих родителей.

№2

Увеличение числа одноклеточных организмов, рост и развитие многоклеточных существ, регенерация тканей и органов возможны только благодаря способности клеток к _____________________________. Оно осуществляется поэтапно и приводит к равномерному распределению наследственного материала материнской клетки между двумя _____________________________ клетками.

Период жизни клетки от одного деления до следующего носит название ___________________________________________. Подготовительный этап, предшествующий делению -________________________________, в это время в клетке синтезируются необходимые белки, происходит удвоение генетического материала. Затем следует непосредственно процесс деления клетки, который носит название ______________________.

Он состоит из нескольких последовательных фаз:

1.__________________________________

2.__________________________________

3.__________________________________

4.__________________________________


Биологическое значение этого процесса заключается в том, что он обеспечивает постоянство числа ______________________________________ во всех клетках организма. 3
















3.Вставьте в текст «Размножение прес­но­вод­ной гидры» про­пу­щен­ные термины из пред­ло­жен­но­го перечня, ис­поль­зуя для этого циф­ро­вые обозначения. За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных ответов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся последовательность цифр (по тексту) впи­ши­те в приведённую ниже таблицу.

 

ПРЕСНОВОДНОЙ ГИДРЫ

Пресноводная гидра раз­мно­жа­ет­ся половым спо­со­бом и ___________ (А). В тёплое время года на теле гидр об­ра­зу­ют­ся ___________ (Б). Эти вы­ро­сты увеличиваются, на сво­бод­ном конце их тела об­ра­зу­ют­ся щупальца и рот, затем подошва. Осе­нью при на­ступ­ле­нии неблагоприятных усло­вий на теле гидры по­яв­ля­ют­ся бугорки, в ко­то­рых образуются ___________ (В). На теле гидры об­ра­зу­ют­ся как яйцеклетки, так и сперматозоиды, по­это­му гидру от­но­сят к ___________ (Г).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) гермафродит

2) раз­дель­но­по­лый организм

3) почка

4) зигота

5) бесполый

6) спора

7) стре­ка­тель­ная клетка

8) по­ло­вая клетка

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам: 

А

Б

В

Г

 

 

 

 

Карточка № 3

Завершите предложения, вписав вместо точек необходимые термины и понятия.

1. При половом размножении дочерние особи развиваются из:…(слившихся специализированных клеток)

2 В результате мейоза дочерние клетки диплоидных организмов имеют хромосомный набор:( п)

3.В какой зоне при гаметогенезе происходит мейотическое деление кле­ток?....(в зоне созревания)

4.Что образуется в результате овогенеза?...( яйцеклетка)

5. Партеногенез - разновидность полового размножения, при котором взрослая особь развивается из:…(неоплодотворенных яиц)

6. Тип оплодотворения, при котором половые клетки сливаются вне ор­ганизма самки —....наружное

7.Способность организма воспроизводить себе подобных, это свойство -… размножения.


Карточка №4

Завершите предложения, вписав вместо точек необходимые термины и понятия.

1.Процесс образования и развития половых клеток - ...гаметогенез.

2.Диплоидная клетка, образовавшаяся в результате слияния мужской и женской гамет ....зигота

3.Подвижная зрелая мужская половая клетка у животных и некоторых растений, содержащая гаплоидный набор хромосом - ....сперматозоид.

4.Развитие зародыша у животных из неоплодотворенной яйцеклетки - …партеногенез.

5.Процесс слияния сперматозоида с яйцеклеткой с последующим слия­нием их ядер— ....оплодотворение.

6.Тип оплодотворения, при котором половые клетки сливаются в половых путях самки —....внутреннее

7.Особый тип оплодотворения, характерный для цветковых растений —….двойное.































Рис. 64. Ранние стадии эмбрионального развития ланцетника: А — В — дробление зиготы, Г — морула, Д — бластула, Е — бластула в разрезе, виден бластоцель, полость, заполненная жидкостью и окруженная одним слоем клеток






2






Рис 65. Стадии эмбрионального развития: А — гаструла, Б — нейрула






Контрольная работа № 36

1. Какой набор хромосом характерен для зиготы (п, 2n, Зn)?

2. Какой набор хромосом свойствен бластомерам (п, 2n, Зn)?

3. Какой вид деления клеток происходит при дроблении (митоз, мейоз, амитоз)? Каковы его особенности (в интерфазе отсутствует g1 g2, S-период)?

4. На какой фазе развития зародыша начинается митоз с последующим ростом клеток (зигота, бластула, гаструла)?




















Приложение 2

Тема урока «Эмбриональный период развития организмов»


дробление

гаструляция

органогенез

Что происходит с зиготой и клетками?

Что происходит с клетками?

Что происходит с клетками?

Многократное деление (способ деления?) ___________________________

_________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рост и развитие клеток

Сущность процесса:

Сущность процесса:

Сущность процесса:

В период дробления ______________________________________________________ для _______________________

__________________________.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________

Возникновение многочисленных производных зародышевых листков.

Результат этапа:

Результат этапа:

Результат этапа:

Бластула – (стр. 157) ______________________________________________________

Бластоцель (первичная полость тела) – (стр. 157) ______________________________________________________

Неспециализированные (недифференцированные) клетки –____________________________________________________________________________________________________________

Зародышевые листки –

Эктодерма –______________________________________________________

Энтодерма –) ______________________________________________________

Мезодерма –______________________________________________________

Дифференцировка –_____________________

______________________________________________________

Из эктодермы образуются: _________________________________________________________________________________

Из мезодермы образуются: _________________________________________________________________________________

Из энтодермы образуются: ____________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________





Онтогенез=




Развитие

1.Прямое-

2Непрямое-


Воздействие вредных привычек на организм:




21



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!