Габдулла Тукай 1886-1913
Выполнил:
Ученик 2 Б класса
МБОУ «СОШ№32»
Долгинов Артём
Поистине, Габдулла Тукай- солнце татарской поэзии, которое однажды взойдя над нашей великой землей, не зайдет уже никогда.
Габдулла Тукай родился 26 апреля 1886 года в деревне Кушлауч Казанской Губернии (ныне Арский район) в семье приходского муллы.
Мать -Мэмдудэ
Отец - Мухаметгариф
Когда мальчику было всего 5 месяцев умер отец.
Мать оставила ребенка на воспитание бедой старушке, вышла замуж и уехала. Когда Габдулле было 4 года, скончалась и она.
Ребенок остался полным сиротой.
Сначала мальчика приютил дед Зиннатулла, но из-за недостатка был вынужден отдать его на воспитание кустарю Мухаммедвали. Однако,новые родители заболели и мальчика вернули обратно.
Спустя некоторое время, деду удалось отдать Габдуллу крестьянину Сагди из соседней деревни Кырлай, где он прожил с 1892 по 1895 год.
«Деревня Кырлай открыла мне глаза на жизнь…» Г. Тукай
Здесь, он впервые был счастлив, не нуждался в куске хлеба, начал приобщаться к крестьянскому труду, начал учиться и осознал чувство любви к народу и родной земле.
После смерти Сагди и его детей, Габдулла Тукай был взят в семью родной тети Газизы Усмановой. Он переехал в Уральск и продолжил обучение в медресе «Мутыйгия».
Одновременно, жадный до знаний, Габдулла посещает русский класс и проявляет высокую одаренность в учебе. Среди шакирдов был очень силен интерес к литературе. Будущий поэт приобщается к русской литературе, знакомится с творчеством Пушкина и Лермонтова. Габдулла сдружился с сыном хозяина медресе –Камилем Мутыги.
Хозяин медресе
Мутыгулла-хазрет
С другом Камилем Мутаги.
Когда Тукаю было 19 лет, до Уральска докатились первые волны революции. Воспользовавшись «свободой печати», Камиль Мутыги покупает типографию и приобретает право на издание газеты «Уралец». В жизни Тукая начинается новый этап- он раскрывается как поэт и журналист. Уже в сентябре 1905 г. в рекламном сборнике будущего журнала «Эль-гаср-эль-джадид» (Новый век) появляются первые его стихи.
В июне 1906 г. появляется и сатирический иллюстрированный журнал «Уклар» (Стрелы) где Тукай занимает роль редактора. Он днюет и ночует в типографии за сочинением стихов, статей, за переводами для каждого очередного номера. Его имя обретает известность не только в Уральске, но и в Казани, Оренбурге, Петербурге.
«Лошадей в упряжке пара, на Казань мой путь лежит…» Г. Тукай
...Поэта давно тянуло в родные края. И осенью 1907
Вернулся на родину признанный поэт и публицист, великолепно владеющий, помимо родного татарского, русским, арабским, персидским и турецким.
С осени 1907 г. начинается казанский, наиболее плодотворный период в жизни Тукая
В Казани у него появляются новые друзья: Ф. Амирхан, Х. Ямашев, Г. Камал, С. Рахманкулый, Г.Кулахметов, а позже — С.Сунчелей. Он с головой уходит в творческие, журналистские будни.
Совместная работа в «Эль-ислахе» навсегда скрепила дружбу двух замечательных людей — Тукая с Фатихом Амирханом.
С Ф. Амирханом
С Х.Ямашевым
«С кем только жизнь в злой распре не бывала?
В борьбе ты ей не уступай нимало!»
Г. Тукай
Тукай в Казани положил начало изучению народной литературы, ее пропаганде, а также развитию литературы для детей. За свою недолгую жизнь в Казани он выпустил тринадцать книг для детей школьного возраста , четыре книги по изучению устного народного творчества, а всего более тридцати книг.
С 1910 г. работает в журнале «Ялт-юлт» («Зарница»), фактическим руководителем которого он являлся до конца жизни. В эти годы свободолюбивые мотивы в творчестве Тукая приобретают особую глубину .
Несмотря на резкое ухудшение здоровья, в 1911-1912 годах он совершает путешествия, имевшие для него большое значение. В начале мая 1911 года пароходом едет в Астрахань, по пути знакомясь с жизнью Поволжья. Весной 1912 года Тукай решается на более значительные путешествия
по маршруту Уфа – Петербург. В Уфе он встречается с Мажитом Гафури.
Петербург встречает Тукая холодно. Прожив зденсь13 дней, 6 (19) мая Тукай покинул столицу и отправился в Троицк, в середине июня он очутился в казахской степи, где надеялся поправить кумысом свое здоровье.
В начале 1913 г. здоровье Тукая резко ухудшилось. Однако он не перестает писать. Произведения последних месяцев жизни поэта еще полнее раскрывают его как великого патриота, гражданина, глубоко осмысливающего исторические судьбы родины.
В поэтическом переводе коранической суры «Наср» Тукай выражает свое преклонение перед Всевышним и искреннюю приверженность исламу. Поэт как бы подводит итоги своему творчеству, высказывает свои заветные мысли.
Великого поэта не стало 2 (15) апреля 1913 года в 20 часов 15 минут Габдуллы Тукая не стало.Такой многолюдной процессии Казань еще не знала. В последний пусть поэта пришли проводить около шести тысяч человек.
Тукай – душа татарского народа, его истинный, глубинный дух.
Творчество поэта уникально.
Оно совместило в себе традиции , пришедшие от великих классиков Востока , таких, как Фирдауси, Хафиз, Сагди, Навои, русских классиков , таких как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, В.А.Жуковский, И.И.Дмитриев, А.Е.Измайлов, А.Н.Майков, А.Н.Плещеев, И.С.Никитин, Н.А.Некрасов, Н.И.Поздняков, К.Д.Бальмонт, кроме того по литературным обработкам и художественным заимствованиям русских поэтов Тукай знакомится с творчеством выдающихся представителей английской, немецкой и французской литературы – Шекспиром, Байроном, Шиллером, Гете, Гейне и Беранже.
На произведениях Г.Тукая воспитывалось ни одно поколение татарской детворы.
Водяная
Коза и баран
Шурале
Мальчик с дудочкой
С большой любовью Габдулла Тукай
описывает природу родных мест.
Моей любимой Ласточке недавно, Должно быть, приглянулась наша ставня. С утра летая целый день, из веток, Из глины гнёздышко свила для деток.
Мне все вокруг отрадно, мне вкус воды знаком, Люблю душой и телом я все в краю моем. Здесь бог вдохнул мне душу, я свет увидел здесь, Молитву из Корана впервые смог прочесть…
Кончилось время Снега и льда. Берег реки Затопляет вода.
Тучные нивы, Солнце печёт. Пот по усталым Лицам течёт.
Поля опустели, А ливни – рекою. А это, скажи мне, Время какое?
Река подо льдом, Всё бело кругом, Метелица вьётся…Как время зовётся?
О тебе писал я мой народ…
Всей душой люблю народность, Близок мне народный дух, Дай мне радость: пусть народным Мой народ меня сочтет!
Я клянусь, что постоянным Буду я в своих стихах, Буду верен я народу–И умру за свой народ.
Да много тягот испытали мы,
Не сосчитать пролитых нами слез.
Но пламенную верную любовь
Напев свободный сквозь века принес
Габдулла Тукай отражал стремление к просвещению
народа в своих стихах
В цветнике науки, братья, не пора ли нам гулять, Чтоб людей и даже духов, нашим счастьем удивлять?! Чтоб народа светлый разум до восьмого неба мог Вознестись и нас навеки осчастливил грозный бог?! Будем каяться, татары! Долгий сон прервется пусть. Мы должны вступить, о братья, на прогресса мудрый путь.
Когда за горем - горе у дверей И ясный день ненастной тьмы темней; Когда в печали белый свет не мил, Когда не станет сил в душе моей, - Тогда я в книгу устремляю взгляд, Нетленные страницы шелестят. Я исцелен, я счастлив, я живу. Я пью тебя, отрада из отрад.
Пушкин, Лермонтов - два солнца - высоко вознесены.
Я же свет их отражаю, наподобие луны…
Поэт считал себя учеником А.С.Пушкина. Большое количество стихотворений Тукай посвятил русским классикам.
«И туган тел, и матур тел…»!
И туган тел , и матур тел,
әткәм-әнкәмнең теле! Дөньяда күп нәрсә белдем
син туган тел аркылы.
Лишь значительные темы славу вечную приносят –
Только так я обессмертил имя скромное свое.
Имя Тукая означает целую эпоху в духовном
развитии татарского народа, в становлении
его литературы, искусства, культуры в целом.
Поэт навсегда останется жить в благодарной
памяти народа. В разных городах России
установлены памятники поэту.
Его именем названы улицы, районы и даже
станции метро.
В Набережных Челнах установлен памятник народному поэту на площади Тукая в центре города.
Вдохновляясь
творчеством Тукая…
Скульпторы увековечили
сказочных героев….
Творчество и личность Габдуллы Тукая
не оставило равнодушным и меня…
Вчера неподалеку кто-то пел…
Татарский мелодичный был напев.
И мысль мелькнула в голове моей :
«Как жалостен народный наш распев».
Он очень тонко за душу берет
Он отражает горечь всех татар,
Кто 300 лет в засилье проживал,
Всю боль, что наш народ уже познал.
О, сколько смог преодолеть народ!
О,сколько слез пролил за те года.
Но в сердце гордость и любовь живет,
Наружу вырываясь иногда.
Я эту песню слушал, словно в забытьи
И на минуту показалось не у дел,
Что Болгар распахнул врата свои
А слух ласкают волны Ак Идел.
Не выдержав, я подошел к певцу.
«Что ты поешь? Скажи мне, не томи»
В ответ земляк спокойно произнес:
«Мотив народный это-Аллюки»
Автор: Долгинов Артем
Сайфутдинова Э. Г. Роль русской литературы в творчестве Габдуллы Тукая [Текст] // Современная филология: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2011 г.). — Уфа: Лето, 2011. — С. 125-128.
Сабирзянов Н. Н., Мамина Г. Ф. Творчество Габдуллы Тукая в контексте литературы тюрских народов [Текст] // Современная филология: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2011 г.). — Уфа: Лето, 2011. — С. 119-123.