СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Биография Габдуллы Тукая

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация сына)) по биографии Г.Тукая. Заняла 2 место по РТ

Просмотр содержимого презентации
«тукай»

Габдулла Тукай  1886-1913 Выполнил: Ученик 2 Б класса МБОУ «СОШ№32» Долгинов Артём

Габдулла Тукай 1886-1913

Выполнил:

Ученик 2 Б класса

МБОУ «СОШ№32»

Долгинов Артём

Поистине, Габдулла Тукай- солнце татарской поэзии, которое однажды взойдя над нашей великой землей, не зайдет уже никогда.

Поистине, Габдулла Тукай- солнце татарской поэзии, которое однажды взойдя над нашей великой землей, не зайдет уже никогда.

Габдулла Тукай родился 26 апреля 1886 года в деревне Кушлауч Казанской Губернии (ныне Арский район) в семье приходского муллы. Мать -Мэмдудэ Отец - Мухаметгариф Когда мальчику было всего 5 месяцев умер отец. Мать оставила ребенка на воспитание бедой старушке, вышла замуж и уехала. Когда Габдулле было 4 года, скончалась и она. Ребенок остался полным сиротой.

Габдулла Тукай родился 26 апреля 1886 года в деревне Кушлауч Казанской Губернии (ныне Арский район) в семье приходского муллы.

Мать -Мэмдудэ

Отец - Мухаметгариф

Когда мальчику было всего 5 месяцев умер отец.

Мать оставила ребенка на воспитание бедой старушке, вышла замуж и уехала. Когда Габдулле было 4 года, скончалась и она.

Ребенок остался полным сиротой.

Сначала мальчика приютил дед Зиннатулла, но из-за недостатка был вынужден отдать его на воспитание кустарю Мухаммедвали. Однако,новые родители заболели и мальчика вернули обратно. Спустя некоторое время, деду удалось отдать Габдуллу крестьянину Сагди из соседней деревни Кырлай, где он прожил с 1892 по 1895 год. «Деревня Кырлай открыла мне глаза на жизнь…» Г. Тукай Здесь, он впервые был счастлив, не нуждался в куске хлеба, начал приобщаться к крестьянскому труду, начал учиться и осознал чувство любви к народу и родной земле.

Сначала мальчика приютил дед Зиннатулла, но из-за недостатка был вынужден отдать его на воспитание кустарю Мухаммедвали. Однако,новые родители заболели и мальчика вернули обратно.

Спустя некоторое время, деду удалось отдать Габдуллу крестьянину Сагди из соседней деревни Кырлай, где он прожил с 1892 по 1895 год.

«Деревня Кырлай открыла мне глаза на жизнь…» Г. Тукай

Здесь, он впервые был счастлив, не нуждался в куске хлеба, начал приобщаться к крестьянскому труду, начал учиться и осознал чувство любви к народу и родной земле.

После смерти Сагди и его детей, Габдулла Тукай был взят в семью родной тети Газизы Усмановой. Он переехал в Уральск и продолжил обучение в медресе «Мутыйгия». Одновременно, жадный до знаний, Габдулла посещает русский класс и проявляет высокую одаренность в учебе. Среди шакирдов был очень силен интерес к литературе. Будущий поэт приобщается к русской литературе, знакомится с творчеством Пушкина и Лермонтова. Габдулла сдружился с сыном хозяина медресе –Камилем Мутыги. Хозяин медресе Мутыгулла-хазрет С другом Камилем Мутаги.

После смерти Сагди и его детей, Габдулла Тукай был взят в семью родной тети Газизы Усмановой. Он переехал в Уральск и продолжил обучение в медресе «Мутыйгия».

Одновременно, жадный до знаний, Габдулла посещает русский класс и проявляет высокую одаренность в учебе. Среди шакирдов был очень силен интерес к литературе. Будущий поэт приобщается к русской литературе, знакомится с творчеством Пушкина и Лермонтова. Габдулла сдружился с сыном хозяина медресе –Камилем Мутыги.

Хозяин медресе

Мутыгулла-хазрет

С другом Камилем Мутаги.

Когда Тукаю было 19 лет, до Уральска докатились первые волны революции. Воспользовавшись «свободой печати», Камиль Мутыги покупает типографию и приобретает право на издание газеты «Уралец». В жизни Тукая начинается новый этап- он раскрывается как поэт и журналист. Уже в сентябре 1905 г. в рекламном сборнике будущего журнала «Эль-гаср-эль-джадид» (Новый век) появляются первые его стихи.   В июне 1906 г. появляется и сатирический иллюстрированный журнал «Уклар» (Стрелы) где Тукай занимает роль редактора.  Он днюет и ночует в типографии за сочинением стихов, статей, за переводами для каждого очередного номера. Его имя обретает известность не только в Уральске, но и в Казани, Оренбурге, Петербурге.

Когда Тукаю было 19 лет, до Уральска докатились первые волны революции. Воспользовавшись «свободой печати», Камиль Мутыги покупает типографию и приобретает право на издание газеты «Уралец». В жизни Тукая начинается новый этап- он раскрывается как поэт и журналист. Уже в сентябре 1905 г. в рекламном сборнике будущего журнала «Эль-гаср-эль-джадид» (Новый век) появляются первые его стихи.

  В июне 1906 г. появляется и сатирический иллюстрированный журнал «Уклар» (Стрелы) где Тукай занимает роль редактора.  Он днюет и ночует в типографии за сочинением стихов, статей, за переводами для каждого очередного номера. Его имя обретает известность не только в Уральске, но и в Казани, Оренбурге, Петербурге.

«Лошадей в упряжке пара, на Казань мой путь лежит…» Г. Тукай ...Поэта давно тянуло в родные края. И осенью 1907 Вернулся на родину признанный поэт и публицист, великолепно владеющий, помимо родного татарского, русским, арабским, персидским и турецким. С осени 1907 г. начинается казанский, наиболее плодотворный период в жизни  Тукая   В Казани у него появляются новые друзья: Ф. Амирхан, Х. Ямашев, Г. Камал, С. Рахманкулый, Г.Кулахметов, а позже — С.Сунчелей. Он с головой уходит в творческие, журналистские будни. Совместная работа в «Эль-ислахе» навсегда скрепила дружбу двух замечательных людей — Тукая с Фатихом Амирханом. С Ф. Амирханом С Х.Ямашевым

«Лошадей в упряжке пара, на Казань мой путь лежит…» Г. Тукай

...Поэта давно тянуло в родные края. И осенью 1907

Вернулся на родину признанный поэт и публицист, великолепно владеющий, помимо родного татарского, русским, арабским, персидским и турецким.

С осени 1907 г. начинается казанский, наиболее плодотворный период в жизни  Тукая

  В Казани у него появляются новые друзья: Ф. Амирхан, Х. Ямашев, Г. Камал, С. Рахманкулый, Г.Кулахметов, а позже — С.Сунчелей. Он с головой уходит в творческие, журналистские будни.

Совместная работа в «Эль-ислахе» навсегда скрепила дружбу двух замечательных людей — Тукая с Фатихом Амирханом.

С Ф. Амирханом

С Х.Ямашевым

«С кем только жизнь в злой распре не бывала? В борьбе ты ей не уступай нимало!» Г. Тукай Тукай в Казани положил начало изучению народной литературы, ее пропаганде, а также развитию литературы для детей. За свою недолгую жизнь в Казани он выпустил тринадцать книг для детей школьного   возраста ,  четыре книги по изучению устного народного творчества, а  всего более тридцати книг. С 1910 г. работает в журнале «Ялт-юлт» («Зарница»), фактическим руководителем которого он являлся до конца жизни. В эти годы свободолюбивые мотивы в творчестве Тукая приобретают особую глубину .

«С кем только жизнь в злой распре не бывала?

В борьбе ты ей не уступай нимало!»

Г. Тукай

Тукай в Казани положил начало изучению народной литературы, ее пропаганде, а также развитию литературы для детей. За свою недолгую жизнь в Казани он выпустил тринадцать книг для детей школьного   возрастачетыре книги по изучению устного народного творчества, а  всего более тридцати книг.

С 1910 г. работает в журнале «Ялт-юлт» («Зарница»), фактическим руководителем которого он являлся до конца жизни. В эти годы свободолюбивые мотивы в творчестве Тукая приобретают особую глубину .

Несмотря на резкое ухудшение здоровья, в 1911-1912 годах он совершает путешествия, имевшие для него большое значение. В начале мая 1911 года пароходом едет в Астрахань, по пути знакомясь с жизнью Поволжья. Весной 1912 года Тукай решается на более значительные путешествия по маршруту Уфа – Петербург. В Уфе он встречается с Мажитом Гафури. Петербург встречает Тукая холодно. Прожив зденсь13 дней, 6 (19) мая Тукай покинул столицу и отправился в Троицк, в середине июня он очутился в казахской степи, где надеялся поправить кумысом свое здоровье.

Несмотря на резкое ухудшение здоровья, в 1911-1912 годах он совершает путешествия, имевшие для него большое значение. В начале мая 1911 года пароходом едет в Астрахань, по пути знакомясь с жизнью Поволжья. Весной 1912 года Тукай решается на более значительные путешествия

по маршруту Уфа – Петербург. В Уфе он встречается с Мажитом Гафури.

Петербург встречает Тукая холодно. Прожив зденсь13 дней, 6 (19) мая Тукай покинул столицу и отправился в Троицк, в середине июня он очутился в казахской степи, где надеялся поправить кумысом свое здоровье.

В начале 1913 г. здоровье Тукая резко ухудшилось. Однако он не перестает писать. Произведения последних месяцев жизни поэта еще полнее раскрывают его как великого патриота, гражданина, глубоко осмысливающего исторические судьбы родины. В поэтическом переводе коранической суры «Наср» Тукай выражает свое преклонение перед Всевышним и искреннюю приверженность исламу. Поэт как бы подводит итоги своему творчеству, высказывает свои заветные мысли. Великого поэта не стало 2 (15) апреля 1913 года в 20 часов 15 минут Габдуллы Тукая не стало.Такой многолюдной процессии Казань еще не знала. В последний пусть поэта пришли проводить около шести тысяч человек.

В начале 1913 г. здоровье Тукая резко ухудшилось. Однако он не перестает писать. Произведения последних месяцев жизни поэта еще полнее раскрывают его как великого патриота, гражданина, глубоко осмысливающего исторические судьбы родины.

В поэтическом переводе коранической суры «Наср» Тукай выражает свое преклонение перед Всевышним и искреннюю приверженность исламу. Поэт как бы подводит итоги своему творчеству, высказывает свои заветные мысли.

Великого поэта не стало 2 (15) апреля 1913 года в 20 часов 15 минут Габдуллы Тукая не стало.Такой многолюдной процессии Казань еще не знала. В последний пусть поэта пришли проводить около шести тысяч человек.

Тукай – душа татарского народа, его истинный, глубинный дух.      Творчество поэта уникально.  Оно совместило в себе традиции , пришедшие от великих классиков Востока , таких, как Фирдауси, Хафиз, Сагди, Навои, русских классиков , таких как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, В.А.Жуковский, И.И.Дмитриев, А.Е.Измайлов, А.Н.Майков, А.Н.Плещеев, И.С.Никитин, Н.А.Некрасов, Н.И.Поздняков, К.Д.Бальмонт, кроме того по литературным обработкам и художественным заимствованиям русских поэтов Тукай знакомится с творчеством выдающихся представителей английской, немецкой и французской литературы – Шекспиром, Байроном, Шиллером, Гете, Гейне и Беранже.

Тукай – душа татарского народа, его истинный, глубинный дух. 

Творчество поэта уникально.

Оно совместило в себе традиции , пришедшие от великих классиков Востока , таких, как Фирдауси, Хафиз, Сагди, Навои, русских классиков , таких как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, В.А.Жуковский, И.И.Дмитриев, А.Е.Измайлов, А.Н.Майков, А.Н.Плещеев, И.С.Никитин, Н.А.Некрасов, Н.И.Поздняков, К.Д.Бальмонт, кроме того по литературным обработкам и художественным заимствованиям русских поэтов Тукай знакомится с творчеством выдающихся представителей английской, немецкой и французской литературы – Шекспиром, Байроном, Шиллером, Гете, Гейне и Беранже.

На произведениях Г.Тукая воспитывалось ни одно поколение татарской детворы. Водяная Коза и баран Шурале  Мальчик с дудочкой

На произведениях Г.Тукая воспитывалось ни одно поколение татарской детворы.

Водяная

Коза и баран

Шурале

Мальчик с дудочкой

С большой любовью Габдулла Тукай  описывает природу родных мест. Моей любимой Ласточке недавно,  Должно быть, приглянулась наша ставня.  С утра летая целый день, из веток,  Из глины гнёздышко свила для деток. Мне все вокруг отрадно, мне вкус воды знаком,  Люблю душой и телом я все в краю моем.  Здесь бог вдохнул мне душу, я свет увидел здесь,  Молитву из Корана впервые смог прочесть… Кончилось время Снега и льда.  Берег реки Затопляет вода. Тучные нивы, Солнце печёт.  Пот по усталым Лицам течёт. Поля опустели, А ливни – рекою.  А это, скажи мне, Время какое?   Река подо льдом, Всё бело кругом,  Метелица вьётся…Как время зовётся?

С большой любовью Габдулла Тукай

описывает природу родных мест.

Моей любимой Ласточке недавно, Должно быть, приглянулась наша ставня. С утра летая целый день, из веток, Из глины гнёздышко свила для деток.

Мне все вокруг отрадно, мне вкус воды знаком, Люблю душой и телом я все в краю моем. Здесь бог вдохнул мне душу, я свет увидел здесь, Молитву из Корана впервые смог прочесть…

Кончилось время Снега и льда. Берег реки Затопляет вода.

Тучные нивы, Солнце печёт. Пот по усталым Лицам течёт.

Поля опустели, А ливни – рекою. А это, скажи мне, Время какое?

Река подо льдом, Всё бело кругом, Метелица вьётся…Как время зовётся?

О тебе писал я мой народ… Всей душой люблю народность, Близок мне народный дух,  Дай мне радость: пусть народным Мой народ меня сочтет! Я клянусь, что постоянным Буду я в своих стихах,  Буду верен я народу–И умру за свой народ. Да много тягот испытали мы,  Не сосчитать пролитых нами слез.  Но пламенную верную любовь Напев свободный сквозь века принес Габдулла Тукай отражал стремление к просвещению народа в своих стихах В цветнике науки, братья, не пора ли нам гулять,  Чтоб людей и даже духов, нашим счастьем удивлять?!  Чтоб народа светлый разум до восьмого неба мог  Вознестись и нас навеки осчастливил грозный бог?!  Будем каяться, татары! Долгий сон прервется пусть.  Мы должны вступить, о братья, на прогресса мудрый путь.   Когда за горем - горе у дверей  И ясный день ненастной тьмы темней;  Когда в печали белый свет не мил,  Когда не станет сил в душе моей, -  Тогда я в книгу устремляю взгляд,  Нетленные страницы шелестят.  Я исцелен, я счастлив, я живу.  Я пью тебя, отрада из отрад.

О тебе писал я мой народ…

Всей душой люблю народность, Близок мне народный дух, Дай мне радость: пусть народным Мой народ меня сочтет!

Я клянусь, что постоянным Буду я в своих стихах, Буду верен я народу–И умру за свой народ.

Да много тягот испытали мы,

Не сосчитать пролитых нами слез.

Но пламенную верную любовь

Напев свободный сквозь века принес

Габдулла Тукай отражал стремление к просвещению

народа в своих стихах

В цветнике науки, братья, не пора ли нам гулять, Чтоб людей и даже духов, нашим счастьем удивлять?! Чтоб народа светлый разум до восьмого неба мог Вознестись и нас навеки осчастливил грозный бог?! Будем каяться, татары! Долгий сон прервется пусть. Мы должны вступить, о братья, на прогресса мудрый путь.

Когда за горем - горе у дверей И ясный день ненастной тьмы темней; Когда в печали белый свет не мил, Когда не станет сил в душе моей, - Тогда я в книгу устремляю взгляд, Нетленные страницы шелестят. Я исцелен, я счастлив, я живу. Я пью тебя, отрада из отрад.

Пушкин, Лермонтов - два солнца - высоко вознесены.  Я же свет их отражаю, наподобие луны… Поэт считал себя учеником А.С.Пушкина. Большое количество стихотворений Тукай посвятил русским классикам. «И туган тел, и матур тел…»! И туган тел , и матур тел, әткәм-әнкәмнең теле!   Дөньяда күп нәрсә белдем  син туган тел аркылы.

Пушкин, Лермонтов - два солнца - высоко вознесены.

Я же свет их отражаю, наподобие луны…

Поэт считал себя учеником А.С.Пушкина. Большое количество стихотворений Тукай посвятил русским классикам.

«И туган тел, и матур тел…»!

И туган тел , и матур тел,

әткәм-әнкәмнең теле!  Дөньяда күп нәрсә белдем

син туган тел аркылы.

Лишь значительные темы славу вечную приносят – Только так я обессмертил имя скромное свое. Имя Тукая означает целую эпоху в духовном развитии татарского народа, в становлении  его литературы, искусства, культуры в целом. Поэт навсегда останется жить в благодарной  памяти народа. В разных городах России  установлены памятники поэту. Его именем названы улицы, районы и даже  станции метро.

Лишь значительные темы славу вечную приносят –

Только так я обессмертил имя скромное свое.

Имя Тукая означает целую эпоху в духовном

развитии татарского народа, в становлении

его литературы, искусства, культуры в целом.

Поэт навсегда останется жить в благодарной

памяти народа. В разных городах России

установлены памятники поэту.

Его именем названы улицы, районы и даже

станции метро.

В Набережных Челнах установлен памятник народному поэту на площади Тукая в центре города.

В Набережных Челнах установлен памятник народному поэту на площади Тукая в центре города.

Вдохновляясь творчеством Тукая… Скульпторы увековечили сказочных героев….

Вдохновляясь

творчеством Тукая…

Скульпторы увековечили

сказочных героев….

Творчество и личность Габдуллы Тукая  не оставило равнодушным и меня… Вчера неподалеку кто-то пел… Татарский мелодичный был напев. И мысль мелькнула в голове моей : «Как жалостен народный наш распев». Он очень тонко за душу берет  Он отражает горечь всех татар, Кто 300 лет в засилье проживал, Всю боль, что наш народ уже познал. О, сколько смог преодолеть народ! О,сколько слез пролил за те года. Но в сердце гордость и любовь живет, Наружу вырываясь иногда. Я эту песню слушал, словно в забытьи И на минуту показалось не у дел, Что Болгар распахнул врата свои А слух ласкают волны Ак Идел. Не выдержав, я подошел к певцу. «Что ты поешь? Скажи мне, не томи» В ответ земляк спокойно произнес: «Мотив народный это-Аллюки» Автор: Долгинов Артем

Творчество и личность Габдуллы Тукая

не оставило равнодушным и меня…

Вчера неподалеку кто-то пел…

Татарский мелодичный был напев.

И мысль мелькнула в голове моей :

«Как жалостен народный наш распев».

Он очень тонко за душу берет

Он отражает горечь всех татар,

Кто 300 лет в засилье проживал,

Всю боль, что наш народ уже познал.

О, сколько смог преодолеть народ!

О,сколько слез пролил за те года.

Но в сердце гордость и любовь живет,

Наружу вырываясь иногда.

Я эту песню слушал, словно в забытьи

И на минуту показалось не у дел,

Что Болгар распахнул врата свои

А слух ласкают волны Ак Идел.

Не выдержав, я подошел к певцу.

«Что ты поешь? Скажи мне, не томи»

В ответ земляк спокойно произнес:

«Мотив народный это-Аллюки»

Автор: Долгинов Артем

Сайфутдинова Э. Г. Роль русской литературы в творчестве Габдуллы Тукая [Текст] // Современная филология: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2011 г.).  — Уфа: Лето, 2011. — С. 125-128.    Сабирзянов Н. Н., Мамина Г. Ф. Творчество Габдуллы Тукая в контексте литературы тюрских народов [Текст] // Современная филология: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2011 г.).  — Уфа: Лето, 2011. — С. 119-123.

Сайфутдинова Э. Г. Роль русской литературы в творчестве Габдуллы Тукая [Текст] // Современная филология: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2011 г.).  — Уфа: Лето, 2011. — С. 125-128.

Сабирзянов Н. Н., Мамина Г. Ф. Творчество Габдуллы Тукая в контексте литературы тюрских народов [Текст] // Современная филология: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2011 г.).  — Уфа: Лето, 2011. — С. 119-123.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя