СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Русское зарубежье. Иван Алексеевич Бунин"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Русское зарубежье. Иван Алексеевич Бунин" содержит биографические сведения. Подобраны фотографии писателя разных периодов жизни.

Просмотр содержимого документа
«"Русское зарубежье. Иван Алексеевич Бунин"»

Иван Алексеевич Бунин (10(22) октября 1870 – 8 ноября1953) ) Иван Алексеевич Бунин, русский писатель и поэт, родился в имении своих родителей под Воронежем. И отец, и мать писателя принадлежали к дворянским родам. Из-за отмены крепостного права в 1861 г. и весьма нерачительного ведения дел хозяйство Буниных находилось в чрезвычайно запущенном состоянии, и к началу XX в. семья была на грани разорения.

Иван Алексеевич Бунин

(10(22) октября 1870 –

8 ноября1953) )

Иван Алексеевич Бунин, русский писатель и поэт, родился в имении своих родителей под Воронежем. И отец, и мать писателя принадлежали к дворянским родам. Из-за отмены крепостного права в 1861 г. и весьма нерачительного ведения дел хозяйство Буниных находилось в чрезвычайно запущенном состоянии, и к началу XX в. семья была на грани разорения.

Свою собственную биографию Бунин почти всегда и неизменно (автобиографии писаны им в разное время для разных издателей) начинает цитатой из "Гербовника дворянских родов": "Род Буниных происходит от Симеона Бутковского, мужа знатного, выехавшего в ХV в. из Польши к Великому Князю Василию Васильевичу. Правнук его Александр Лаврентьев сын Бунин служил по Владимиру и убит под Казанью. Все сие доказывается бумагами Воронежского Дворянского Депутатского Собрания о внесении рода Буниных в родословную книгу в VI часть, в число древнего дворянства" (цитируется по книге В.Н. Муромцевой-Буниной "Жизнь Бунина. Беседы с памятью").

"

Иван Алексеевич Бунин pодился 23 октябpя 1870 года (10 октябpя по стаpому стилю) в Воpонеже, на Двоpянской улице. Обнищавшие помещики Бунины, пpинадлежали к знатному pоду, сpеди их пpедков - В. А. Жуковский и поэтесса Анна Бунина.

В Воpонеже Бунины появились за тpи года до pождения Вани, для обучения стаpших сыновей: Юлия (13 лет) и Евгения (12 лет). Юлий был на pедкость способным к языкам и математике, учился блестяще, Евгений учился плохо, веpнее, совсем не учился, pано бpосил гимназию; он был одаpенным художником, но в те годы живописью не интеpесовался, больше гонял голубей. Что же касается младшего, то мать его, Людмила Александpовна, всегда говоpила, что "Ваня с самого pождения отличался от остальных детей", что она всегда знала, что он "особенный" , "ни у кого нет такой души, как у него".

Родители Ивана Алексеевича Бунина Отец, Алексей Николаевич, помещик Орловской и Тульской губернии был вспыльчивый, азартный, более всего любящий охоту и пение под гитару старинных романсов. В конце концов он, из-за пристрастия к вину и картам, растратил не только собственное наследство, но и состояние жены. Отец был на войне, волонтером, в крымской кампании, любил прихвастнуть знакомством с самим графом Толстым, тоже севастопольцем. Но несмотря на эти пороки, его все очень любили за веселый нрав, щедрость, художественную одаренность. В его доме никогда никого не наказывали. Ваня рос, окруженный лаской и любовью. Мать проводила с ним все время и очень его баловала.  Мать Ивана Бунина была полной противоположностью мужу: кроткой, нежной и чувствительной натурой, воспитанной на лирике Пушкина и Жуковского и занималась, в первую очередь, воспитанием детей... Мать,  Людмила Александровна Бунина ,урожденная Чубарова (1835-1910) Отец, Алексей Николаевич Бунин

Родители Ивана Алексеевича Бунина

Отец, Алексей Николаевич, помещик Орловской и Тульской губернии был вспыльчивый, азартный, более всего любящий охоту и пение под гитару старинных романсов. В конце концов он, из-за пристрастия к вину и картам, растратил не только собственное наследство, но и состояние жены. Отец был на войне, волонтером, в крымской кампании, любил прихвастнуть знакомством с самим графом Толстым, тоже севастопольцем.

Но несмотря на эти пороки, его все очень любили за веселый нрав, щедрость, художественную одаренность. В его доме никогда никого не наказывали. Ваня рос, окруженный лаской и любовью. Мать проводила с ним все время и очень его баловала. Мать Ивана Бунина была полной противоположностью мужу: кроткой, нежной и чувствительной натурой, воспитанной на лирике Пушкина и Жуковского и занималась, в первую очередь, воспитанием детей...

Мать,

Людмила Александровна Бунина ,урожденная Чубарова (1835-1910)

Отец, Алексей Николаевич Бунин

Старший брат Бунина - Юлий Алексеевич оказал большое влияние на формирование писателя. Он был для брата как бы домашним учителем. Иван Алексеевич писал о брате: "Он прошел со мной весь гимназический курс, занимался со мной языками, читал мне начатки психологии, философии, общественных и естественных наук; кроме того, мы без конца вели с ним разговоры о литературе".

Юлий поступил в университет, кончил курс, затем перешел еще на юридический, закончил гимназию с отличием. Ему прочили научную карьеру, но он увлекся другим: без конца читал Чернышевского и Добролюбова, сошелся с молодой оппозицией, вступил в революционно-демократическое движение, "ушел в народ" . Был арестован, отсидел некоторый срок, затем сослан в родные места.

У Буниных еще было 3 дочки и 3 сына умерших в младенчестве.

С Машей Ваня тоже дружил, она была очень горячей, веселой девочкой, но тоже вспыльчивой, больше всех походила характером на отца, но была не в пример ему нервна, заносчива и, как и он, очень отходчива; и если они с братом ссорились, то ненадолго. Немного ревновала его к матери. "Любимчик!" - иронически называла его во время ссор" (В.Н. Муромцева).

Cредний брат Евгений, человек мягкий, "домашний" , без особых талантов, был отправлен отцом в военное училище и оставался вначале в Петербурге в полку.

Брат Юлий (1860-1921)

Сестры Маша и Саша и брат Евгений (1858-1932)

Средняя Россия, в которой прошло детство и юность Бунина, глубоко запала в душу писателя. Он считал, что именно средняя полоса России дала лучших русских писателей, а язык, прекрасный русский язык, подлинным знатоком которого он был сам, по его мнению, зародился и постоянно обогащался именно в этих местах.

Средняя Россия, в которой прошло детство и юность Бунина, глубоко запала в душу писателя. Он считал, что именно средняя полоса России дала лучших русских писателей, а язык, прекрасный русский язык, подлинным знатоком которого он был сам, по его мнению, зародился и постоянно обогащался именно в этих местах.

Иван Бунин. Фото 1888 года И.А. Бунин. 1889, фотография с его надписью:

Иван Бунин. Фото 1888 года

И.А. Бунин. 1889, фотография с его надписью: "Вот эту. И.А. Бунин в начале литературной деятельности". 1889 год

Сотрудничая с редакцией газеты

Сотрудничая с редакцией газеты "Орловский вестник", молодой литератор познакомился с корректором газеты Варварой Владимировной Пащенко, вышедшей за него замуж в 1891. Молодые супруги, жившие невенчанные (родители Пащенко были против брака), впоследствии перебрались в Полтаву (1892) и стали служить статистиками в губернской управе. Юношеский pоман Бунина составил сюжетную основу пятой книги "Жизни Аpсеньева", выходившей отдельно под названием "Лика". Варвара Пащенко оставила Бунина осенью 1894 года, выйдя замуж за приятеля его юности Арсения Бибикова. Бунин тяжело переживал этот уход, родные даже опасались за его жизнь

Варвара Владимировна Пащенко (1870-1918) .

И.А. Бунин, В.В. Пащенко. Полтава. Фото 1892 года.

Гимназию Бунин так и не кончил, некоторое время он жил на хуторе у родителей, колеблясь в выборе профессии. Разорение семьи чувствовалось все сильнее и сильнее, и юноша решил уехать из родного дома. Вначале он поселился в Харькове у брата, затем переехал в Орел. Ю.А. и И.А. Бунины. Полтава. 1891 г. Иван Бунин. Фото 1889 года. Орел.

Гимназию Бунин так и не кончил, некоторое время он жил на хуторе у родителей, колеблясь в выборе профессии. Разорение семьи чувствовалось все сильнее и сильнее, и юноша решил уехать из родного дома. Вначале он поселился в Харькове у брата, затем переехал в Орел.

Ю.А. и И.А. Бунины. Полтава. 1891 г.

Иван Бунин. Фото 1889 года. Орел.

28-летний Иван Бунин, жил тогда на даче у директора Федорова в Люстдорфе. Он познакомился с Анной Цакни. Анна была дочерью одесского грека, издателя и редактора "Южного обозрения" Николая Цакни. Грек приметил Бунина и его молодых друзей - литераторов и журналистов Федорова, Куровского, Нилуса. Они подружились. Анна, Аня, относилась к нему нежно и романтично. Ей было восемнадцать. Анна принимала его ухаживания, гуляла с ним по приморским бульварам, пила белое вино, заедая кефалью, и никак не могла понять, чего он медлит. Он решился внезапно и в один из вечеров сделал предложение. Венчание назначили на 23 сентября 1898 года.

В августе 1900-го Аня родила сына. Но Коленька не прожил и пяти лет, скончавшись в январе 1905 года от менингита. Горе Бунина было безмерно, он не расставался с фотографией ребенка во всех своих странствованиях. Анна после смерти сына замкнулась, ушла в себя, не хотела жить. Через годы пришла в себя, но замуж второй раз не вышла. Но все это время не хотела давать ему развод. Судьба одесской жены Бунина определилась позже. Красавица, она блистала в светском обществе Одессы и Москвы. Потом она вышла замуж за известного в Одессе дворянина из рода Дерибасов - за Александра Михайловича. Анна Цакни-Бунина-Дерибас, неземная красавица, сошедшая с древнегреческой фрески, потеряла в этой жизни все - и родных, и друзей, и любимых. И даже квартиру, и окончила свой земной путь в одиночестве в доме для престарелых. Грустная история.

Анна Николаевна Цакни (1879-1963)

Сын Коленька. (1900-1905)

А.П. Чехов и И.А. Бунин. Снимок сделан с негатива. На обороте - надпись: "Я и Чехов, в Ялте, в доме Чехова в Аутке, в его кабинете. 1902 или 1903 г. Ив.Бунин". Он вспоминал: "На карточке любительской мы сидим - он в кресле, а я на ручке кресла - у него смеющееся лицо, у меня злое, осовелое".

. В 1887 году, в одном из номеров петербургского ежедневного журнала “Родина”, было напечатано стихотворение семнадцатилетнего юноши Ивана Бунина. В сентябре 1888 года стихи Бунина появились в “Книжках недели”, в журнале, где часто печатались произведения Льва Толстого, Щедрина, Глеба Успенского. С тех пор имя поэта Ивана Бунина начинает появляться на страницах ежемесячных и иллюстрированных журналов, а вскоре выходит и первая книжка его стихов “чисто-юношеских, не в меру интимных”, как писал он впоследствии. В 1894 году Бунин пробует свои силы в прозе. Первый его рассказ был напечатан в “Русском богатстве”. Руководивший журналом Н. К. Михайловский предвещал тогда, что из автора рассказа, названного редакцией “Деревенский эскиз”, выйдет “большой писатель”. Предсказание это оправдалось. В 1895 году в журнале “Новое слово” появился рассказ Бунина “На край света”, рассказ, проникнутый горячим сочувствием к крестьянам-переселенцам из Украины, которых голод и нужда гнали из родного села в далекий Уссурийский край. Этот рассказ обратил на себя внимание читателей и литераторов. 1895 год - переломный в судьбе писателя, писатель оставил службу и переехал в Москву, где состоялись его литературные знакомства (с Л. Н. Толстым, чья личность и философия оказали сильнейшее влияние на Бунина, с А. П. Чеховым, М. Горьким,Н. Д. Телешовым, участником "сред" которого стал молодой писатель). Бунин водил дружбу и со многими известными художниками, живопись его всегда притягивала к себе, недаром его поэзия так живописна

переехал в Москву, где состоялись его литературные знакомства (с Л. Н. Толстым, чья личность и философия оказали сильнейшее влияние на Бунина, с А. П. Чеховым, М. Горьким,Н. Д. Телешовым, участником "сред" которого стал молодой писатель). Бунин водил дружбу и со многими известными художниками, живопись его всегда притягивала к себе, недаром его поэзия так живописна. Весной 1900, находясь в Крыму, познакомился с С. В. Рахманиновым и актерами Художественного театра, труппа которого гастролировала в ЯлтеВосхождение на литературный Олимп В 1900 появился рассказ Бунина "Антоновские яблоки", позднее вошедший во все хрестоматии русской прозы. Рассказ отличает ностальгическая поэтичность (оплакивание разоренных дворянских гнезд) и художественная отточенность. В то же время "Антоновские яблоки" подверглись критике за воскуренный фимиам голубой крови дворянина. В этот период приходит широкая литературная известность: за стихотворный сборник "Листопад" (1901), а также за перевод поэмы американского поэта-романтика Г. Лонгфелло "Песнь о Гайавате" (1896), Бунину была присуждена Российской Академией наук Пушкинская премия (позже, в 1909 он был избран почетным членом Академии наук). Поэзия Бунина уже тогда отличалась преданностью классической традиции, эта черта в дальнейшем пронижет все его творчество. Принесшая ему известность поэзия сложилась под влиянием Пушкина, Фета, Тютчева. Но она обладала только ей присущими качествами. Так, Бунин тяготеет к чувственно-конкретному образу; картина природы в бунинской поэзии складывается из запахов, остро воспринимаемых красок, звуков. Особую роль играет в бунинской поэзии и прозе эпитет, используемый писателем как бы подчеркнуто субъективно, произвольно, но одновременно наделенный убедительностью чувственного опыта.

Л. Андреев и И. Бунин 1901г.

И.А. Бунин, Москва. Начало 1900-х гг. Фотография В. Чеховского

И.А. Бунин, М.П. Чехова (в центре), С.Ф. Лаврова. Ялта, 1900-1902 г. И.А. Бунин. 23 декабря 1902. Фотография с текстом письма к М.П. Чеховой:

И.А. Бунин, М.П. Чехова (в центре), С.Ф. Лаврова. Ялта, 1900-1902 г.

И.А. Бунин. 23 декабря 1902. Фотография с текстом письма к М.П. Чеховой: "Красив?.. Целую Ваши ручки, кланяюсь дорогому Антону Павловичу и Евгении Яковлевне, очень прошу написать мне. Еду в Одессу с Найденовым: Софиевская, 5. 29 декабря 1902 г. Ваш И. Бунин"

На фото: групповой фотоснимок участников литературного объединения

На фото: групповой фотоснимок участников литературного объединения "Среды". Первый ряд (слева направо) - Леонид Андреев, Федор Шаляпин, Иван Бунин, Николай Телешов, Константин Пятницкий. Второй ряд - Скиталец (С. Г. Петров), Максим Горький. 1902 год.

1900-1904 годах Бунин побывал в Германии, Франции, Италии, в период 1907-1910 годов путешествовал по Египту, Сирии, Палестине, Цейлону, жил на острове Капри, где он часто встречался с Горьким. Позже, после Октябрьской революции, которую Бунин назвал

1900-1904 годах Бунин побывал в Германии, Франции, Италии, в период 1907-1910 годов путешествовал по Египту, Сирии, Палестине, Цейлону, жил на острове Капри, где он часто встречался с Горьким. Позже, после Октябрьской революции, которую Бунин назвал "кровавым безумьем" и "повальным сумасшествием" и отношение к которой так ярко выразил в "Окаянных днях", их пути разошлись.

На фото: портрет И.А. Бунина работы Росинского.

И.А. Бунин, С.А. Найденов (в центре), А.М. Федоров. 1903 год.

Свою новую, неожиданную любовь Иван Алексеевич встретил только в 1906 году в Москве. Это была Вера Николаевна Муромцева, дочь профессора Московского университета и племянница председателя Государственной Думы. Бунин познакомился с Верой Николаевной в семье Бориса Зайцева, известного в ту пору писателя, с которым Бунины впоследствии дружили всю жизнь, особенно в годы эмиграции.

Вера Николаевна была красивая московская барышня, весьма образованная, окончившая естественный факультет Высших женских курсов, самостоятельная, прекрасно знавшая литературу, театр, музыку, владевшая немецким, французским, итальянским, английским. Она была моложе Бунина почти на десять лет. У них начался красивый роман, типично московский - с театрами, концертами..

Вера Николаевна была совсем другой тип женщины, нежели эмансипированная Варвара или наивная провинциальная Аня Цакни. Став женой Бунина, заботливой и всепонимающей, Муромцева удивительно быстро нашла ключик к его страстной и неуемной натуре.Пожениться они смогли только в 1922 году во Франции - Анна Цакни дого не давала Бунину развода. Вера Николаевна Бунина оставила о муже замечательные литературные воспоминания - "Жизнь Бунина", "Беседы с памятью

И.А. Бунин, В.Н. Бунина. Надпись Бунина: "Весна 1907 г. Первое путешествие в Сирию, Палестину." 1907 год.

Вера Николаевна Муромцева (1881-1961

Муромцева, обладая незаурядными литературными способностями, оставила замечательные литературные воспоминания о своем муже ("Жизнь Бунина", "Беседы с памятью"). В 1907 Бунины отправились в путешествие по странам Востока - Сирии, Египту, Палестине. Не только яркие, красочные впечатления от путешествия, но и ощущение нового наступившего витка истории дали творчеству Бунина новый, свежий импульс. Поворот в творчестве. Зрелый мастер Если в произведениях более ранних - рассказах сборника "На край света" (1897), а также в рассказах "Антоновские яблоки" (1900), "Эпитафия" (1900), Бунин обращается к теме мелкопоместного оскудения, ностальгически повествует о жизни нищих дворянских усадеб, то в произведениях, написанных после первой русской Революции 1905, главной становится тема драматизма русской исторической судьбы (повести "Деревня", 1910, "Суходол", 1912). Обе повести имели огромный успех у читателей. М. Горький отмечал, что, тут писателем был поставлен вопрос "... быть или не быть России?". Русская деревня, считал Бунин, обречена. Писателя обвиняли в резко негативном отражении жизни деревни. "Беспощадную правду" бунинского письма отмечали самые разные литераторы (Ю. И. Айхенвальд , З. Н. Гиппиус и др. ). Однако реализм его прозы неоднозначно традиционен: с убедительностью и силой рисует писатель новые социальные типы, явившиеся в пореволюционной деревне. В 1910 Буниными было предпринято путешествие сначала в Европу, а затем в Египет и на Цейлон. Отголоски этого путешествия, впечатление, которое произвела на писателя буддийская культура, ощутимы, в частности, в рассказе "Братья" (1914). Осенью 1912 - весной 1913 опять за границей (Трапезунд, Константинополь, Бухарест), затем (1913-1914) - на Капри. В 1906 Бунин познакомился с Верой Николаевной Муромцевой (1881-1961), ставшей спутницей писателя на протяжении всей его последующей жизни. Муромцева, обладая незаурядными литературными способностями, оставила замечательные литературные воспоминания о своем муже ("Жизнь Бунина", "Беседы с памятью"). В 1907 Бунины отправились в путешествие по странам Востока - Сирии, Египту, Палестине. Не только яркие, красочные впечатления от путешествия, но и ощущение нового наступившего витка истории дали творчеству Бунина новый, свежий импульс. Поворот в творчестве. Зрелый мастер Если в произведениях более ранних - рассказах сборника "На край света" (1897), а также в рассказах "Антоновские яблоки" (1900), "Эпитафия" (1900), Бунин обращается к теме мелкопоместного оскудения, ностальгически повествует о жизни нищих дворянских усадеб, то в произведениях, написанных после первой русской Революции 1905, главной становится тема драматизма русской исторической судьбы (повести "Деревня", 1910, "Суходол", 1912). Обе повести имели огромный успех у читателей. М. Горький отмечал, что, тут писателем был поставлен вопрос "... быть или не быть России?". Русская деревня, считал Бунин, обречена. Писателя обвиняли в резко негативном отражении жизни деревни. "Беспощадную правду" бунинского письма отмечали самые разные литераторы (Ю. И. Айхенвальд , З. Н. Гиппиус и др. ). Однако реализм его прозы неоднозначно традиционен: с убедительностью и силой рисует писатель новые социальные типы, явившиеся в пореволюционной деревне. В 1910 Буниными было предпринято путешествие сначала в Европу, а затем в Египет и на Цейлон. Отголоски этого путешествия, впечатление, которое произвела на писателя буддийская культура, ощутимы, в частности, в рассказе "Братья" (1914). Осенью 1912 - весной 1913 опять за границей (Трапезунд, Константинополь, Бухарест), затем (1913-1914) - на Капри.

И.А. Бунин. Москва, 1907 год

"Поэт И.А. Бунин". Дружеский шарж М.Линского. 1909 г

И.А. Бунин. 1910-е гг. И.А. Бунин. 1911 год

И.А. Бунин. 1910-е гг.

И.А. Бунин. 1911 год

Фотография с надписью И.А. Бунина:

Фотография с надписью И.А. Бунина: "Капри, весна 1910 г. На балконе виллы Горького. Ив. Бунин, М. Горький, его приемный сын (Зиновий), В. Муромцева (моя жена), М.Ф. Андреева, О.А. Каменская"

Фотография с надписью Н.Д. Телешова на обороте:

Фотография с надписью Н.Д. Телешова на обороте: "Кабинет Горького. Капри, 1913 г. Снято после чтения Ив. Буниным своего рассказа. Сидят: Горький, Шаляпин, Максим - сын Горького; впереди Бунина - Евг. Ляцкий; рядом с Буниным - его жена Вера Николаевна Муромцева; жена Шаляпина - Мария Валентиновна; ниже - Новиков-Прибой. Стоят: жена Тихонова - Варвара Васильева, Старк Леонид Николаевич, Тихонов Ал.Н., Гусев Серг.Ник., Сикорская Мар.Вас. и ее муж Лоренц (Метцнер)".

Известности и репутации Бунина на родине сильно повредила его эмиграция и долгая, до самой кончины, жизнь на чужбине, во Франции. Отъезд из Одессы в 1920 году был его глубокой ошибкой. Бунин не принял Октябрьской революции 1917 года и позднее не понимал коренных изменений в мире, которые она вызвала. Тут он был слишком “дворянином”, слишком привязан к старому и видел вокруг себя только анархию и разрушение всего, что было создано трудами многих поколений. За границей в первые годы он даже позволил Себе ряд недоброжелательных публицистических выступлений против Советов. Его творчество определенно переживало кризис. Новых читателей он не приобрел. Фотография И.А. Бунина с его надписью:

Известности и репутации Бунина на родине сильно повредила его эмиграция и долгая, до самой кончины, жизнь на чужбине, во Франции. Отъезд из Одессы в 1920 году был его глубокой ошибкой. Бунин не принял Октябрьской революции 1917 года и позднее не понимал коренных изменений в мире, которые она вызвала. Тут он был слишком “дворянином”, слишком привязан к старому и видел вокруг себя только анархию и разрушение всего, что было создано трудами многих поколений. За границей в первые годы он даже позволил Себе ряд недоброжелательных публицистических выступлений против Советов. Его творчество определенно переживало кризис. Новых читателей он не приобрел.

Фотография И.А. Бунина с его надписью: "Ив. Бунин. Весна 1919 г. Одесса".

И.А. Бунин. Фотография Доре. С автографической подписью Бунина. 1917.

В 1915-1916 выходят сборники рассказов "Чаша жизни", "Господин из Сан-Франциско". В прозе этих лет ширится представление писателя о трагизме жизни мира, об обреченности и братоубийственном характере современной цивилизации (рассказы "Господин из Сан-Франциско", "Братья"). Этой цели служит и символическое, по мысли писателя, использование в этих произведениях эпиграфов из Откровения Иоанна Богослова, из буддийского канона, литературные аллюзии, присутствующие в текстах (сравнение трюма парохода в "Господине из Сан-Франциско" с девятым кругом дантовского ада). Темами этого периода творчества становятся смерть, судьба, воля случая. Конфликт обычно разрешается гибелью. Единственными ценностями, уцелевшими в современном мире, писатель считает любовь, красоту и жизнь природы. Но и любовь бунинских героев трагически окрашена и, как правило, обречена ("Грамматика любви"). Тема соединения любви и смерти, сообщающего предельную остроту и напряженность любовному чувству, свойственна творчеству Бунина до последних лет его писательской жизни. Тяжелое бремя эмиграции Февральскую революцию воспринял с болью, предчувствуя предстоящие испытания. Октябрьский переворот только укрепил его уверенность в приближающейся катастрофе. Дневником событий жизни страны и размышлений писателя в это время стала книга публицистики "Окаянные дни" (1918). Бунины уезжают из Москвы в Одессу (1918), а затем - за границу, во Францию (1920). Разрыв с Родиной, как оказалось позднее, навсегда, был мучителен для писателя.

И.А. Бунин. Москва, 1915 год

И.А. Бунин. Одесса, 1913 г.

Темы дореволюционного творчества писателя раскрываются и в творчестве эмигрантского периода, причем в еще большей полноте. Произведения этого периода пронизаны мыслью о России, о трагедии русской истории 20 века, об одиночестве современного человека, которое только на краткий миг нарушается вторжением любовной страсти (сборники рассказов

Темы дореволюционного творчества писателя раскрываются и в творчестве эмигрантского периода, причем в еще большей полноте. Произведения этого периода пронизаны мыслью о России, о трагедии русской истории 20 века, об одиночестве современного человека, которое только на краткий миг нарушается вторжением любовной страсти (сборники рассказов "Митина любовь", 1925, "Солнечный удар", 1927, "Темные аллеи", 1943, автобиографический роман "Жизнь Арсеньева", 1927-1929, 1933). Бинарность бунинского мышления - представление о драматизме жизни, связанное с представлением о красоте мира, - сообщает бунинским сюжетам интенсивность развития и напряженность. Та же интенсивность бытия ощутима и в бунинской художественной детали, приобретшей еще большую чувственную достоверность по сравнению с произведениями раннего творчества. В 1927-1930 Бунин обратился к жанру короткого рассказа ("Слон", "Телячья головка", "Петухи" и др.). Это - результат поисков писателем предельного лаконизма, предельной смысловой насыщенности, смысловой "вместимости" прозы.

И.А. Бунин. Париж, июль 1920 года

Фотография с портрета И.А. Бунина с его надписью:

Фотография с портрета И.А. Бунина с его надписью: "Мой портрет работы Бакста. Ив. Б. 1921 г. Париж. Подлинник!"

Фотография с надписью Бунина:

Фотография с надписью Бунина: "Лето 1923 г. "Montfleuri" (первая вилла, где мы жили в Грассе). Ив.Б. - Шмелева, Бунина, I Bounine, Шмелев".

И.А. Бунин. 1925 год

Члены редакционного комитета парижского еженедельника

Члены редакционного комитета парижского еженедельника "Иллюстрированная Россия": И.С. Шмелев, И.А. Бунин, З.Н. Гиппиус, Д.С. Мережковский и Б.К. Зайцев.

Обложка журнала Иллюстрированная Россия 1925 год

И.А. Бунин, С.В. Рахманинов.  1930-е годы И.А. Бунин. 7 января 1930 год. Фотография с его надписью: Grasse, A.M. - 1933 год. Возле окна

И.А. Бунин, С.В. Рахманинов.

1930-е годы

И.А. Бунин. 7 января 1930 год. Фотография с его надписью: Grasse, A.M. - 1933 год. Возле окна "Бельведера". Дата, указанная Буниным ошибочна.

В эмиграции отношения с видными русскими эмигрантами у Буниных складывались тяжело, да и Бунин не обладал коммуникабельным характером. В 1933 он стал первым русским писателем, удостоенным Нобелевской премии. Это был, конечно, удар для советского руководства. Официальная пресса, комментируя это событие, объясняла решение Нобелевского комитета происками империализма.   1933 году Ивану Бунину была присуждена Нобелевская премия -

В эмиграции отношения с видными русскими эмигрантами у Буниных складывались тяжело, да и Бунин не обладал коммуникабельным характером. В 1933 он стал первым русским писателем, удостоенным Нобелевской премии. Это был, конечно, удар для советского руководства. Официальная пресса, комментируя это событие, объясняла решение Нобелевского комитета происками империализма.

1933 году Ивану Бунину была присуждена Нобелевская премия - "за правдивый артистичный талант, с которым он воссоздал в художественной прозе типичный русский характер".

Бунин при жизни производил на окружающих впечатление нелегкого, строптивого человека, по убеждениям какого-то старорежимного, закосневшего в своем “дворянстве”, обычно высказывающего свои мнения в парадоксальной, резкой и непреклонной форме. Что-то из этих черт угадывается на некоторых его портретах: несколько франтовато одетый, холодно-сдержанный, с жилистой шеей и гордыми поворотами головы, он всегда как бы готовится к спорам и властным взглядом требует согласия с собой. И.А. Бунин. Фотография с его надписью:

Бунин при жизни производил на окружающих впечатление нелегкого, строптивого человека, по убеждениям какого-то старорежимного, закосневшего в своем “дворянстве”, обычно высказывающего свои мнения в парадоксальной, резкой и непреклонной форме. Что-то из этих черт угадывается на некоторых его портретах: несколько франтовато одетый, холодно-сдержанный, с жилистой шеей и гордыми поворотами головы, он всегда как бы готовится к спорам и властным взглядом требует согласия с собой.

И.А. Бунин. Фотография с его надписью: "Cannes, порт, 1934"

И.А. Бунин и фотограф. Грасс, 1932 год

На Родину не вернулся С началом Второй мировой войны, в 1939, Бунины поселились на юге Франции, в Грассе, на вилле

На Родину не вернулся С началом Второй мировой войны, в 1939, Бунины поселились на юге Франции, в Грассе, на вилле "Жаннет", где и провели всю войну. Писатель пристально следил за событиями в России, отказываясь от любых форм сотрудничества с нацистскими оккупационными властями. Очень болезненно переживал поражения Красной Армии на восточном фронте, а затем искренне радовался ее победам.

И. А. Бунин. Париж,

5 июля 1948 год

И.А. Бунин. Париж 1937 г.

В 1927-1942 бок о бок с семьей Буниных жила Галина Николаевна Кузнецова, ставшая глубокой поздней привязанностью писателя. Обладая литературными способностями, она создала произведения мемуарного характера, самым запоминающимся образом воссоздающие облик Бунина (

В 1927-1942 бок о бок с семьей Буниных жила Галина Николаевна Кузнецова, ставшая глубокой поздней привязанностью писателя. Обладая литературными способностями, она создала произведения мемуарного характера, самым запоминающимся образом воссоздающие облик Бунина ("Грасский дневник", статья "Памяти Бунина").

Живя в нищете, прекратил публикацию своих произведений, много и тяжело болея, он все же написал в последние годы книгу воспоминаний, работал над книгой

Живя в нищете, прекратил публикацию своих произведений, много и тяжело болея, он все же написал в последние годы книгу воспоминаний, работал над книгой "О Чехове", вышедшей посмертно (1955) в Нью-Йорке. Бунин неоднократно выражал желание возвратиться на Родину, указ советского правительства 1946 "О восстановлении в гражданстве СССР подданных бывшей Российской империи..." назвал "великодушной мерой". Однако ждановское постановление о журналах "Звезда" и "Ленинград" (1946), растоптавшее А. Ахматову и М. Зощенко, навсегда отвратило писателя от намерения вернуться на Родину. В 1945 Бунины вернулись в Париж. Крупнейшие писатели Франции и других стран Европы высоко оценивали творчество Бунина еще при его жизни (Ф. Мориак, А. Жид, Р. Роллан, Т. Манн, Р.-М. Рильке, Я. Ивашкевич и др.). Произведения писателя переведены на все европейские языки и на некоторые восточные.

И. А. Бунин. Последние годы жизни

И.А. Бунин. Портрет художника В. Россинского.

Похоронен на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа, под Парижем..

Похоронен на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа, под Парижем..

Музей И.А. Бунина в Орле  Увековечение памяти великого писателя России начиналось с Орла. В 1957 году в Музее писателей-орловцев был открыт зал, посвящённый жизни и творчеству Бунина. В последующие десятилетия в Орле была собрана уникальная, самая крупная в России бунинская коллекция, насчитывающая более пяти тысяч единиц хранения подлинных материалов: иконографии, рукописей, писем, документов, книг, личных вещей писателя. 10 декабря 1991 года в Орле в Георгиевском переулке был открыт музей И.А. Бунина, посвящённый его жизни и творчеству. Старинный дворянский особняк, в котором размещён музей, является памятником архитектуры середины XIX века. Елецкий литературно-мемориальный музей писателя И.А.Бунина открылся 4 июня 1988 г. и расположился в доме, в котором в свое время проживал Бунин-гимназист. Елецкий музей писателя И.А. Бунина

Музей И.А. Бунина в Орле

Увековечение памяти великого писателя России начиналось с Орла. В 1957 году в Музее писателей-орловцев был открыт зал, посвящённый жизни и творчеству Бунина. В последующие десятилетия в Орле была собрана уникальная, самая крупная в России бунинская коллекция, насчитывающая более пяти тысяч единиц хранения подлинных материалов: иконографии, рукописей, писем, документов, книг, личных вещей писателя.

10 декабря 1991 года в Орле в Георгиевском переулке был открыт музей И.А. Бунина, посвящённый его жизни и творчеству. Старинный дворянский особняк, в котором размещён музей, является памятником архитектуры середины XIX века.

Елецкий литературно-мемориальный музей писателя И.А.Бунина открылся 4 июня 1988 г. и расположился в доме, в котором в свое время проживал Бунин-гимназист.

Елецкий музей писателя И.А. Бунина