Просмотр содержимого документа
«Биография и профессиональная деятельность испанского гитариста-педагога Андреса Сеговия»
МБУДО «Дворец творчества детей и молодёжи имени Добробабиной А.П. города Белово»
Биография и профессиональная деятельность испанского гитариста-педагога Андреса Сеговия Хромов С.Ю. педагог дополнительного образования
Андрес Сеговия
Дата рождени 21.02.1893
Дата смерти 03.07.1987
Профессия композитор, гитарист
- 20-е годы стали временем рождения новой эпохи в гитарном искусстве и началом мирового признания Сеговии. Каждое выступление Сеговии воспринималось как чудо, как открытие нового. Он стремился преодолеть стереотипы и утвердить гитару в качестве солирующего инструмента.
- СЕГОВИЯ Андрес (1893-1987) – выдающийся испанский гитарист и педагог. В детстве обучался игре на фортепиано, скрипке и виолончели, одновременно с этим самостоятель-но изучал игру на гитаре. Помогало ему слушание народной музыки, игра фламенко и изучение нотной литературы. В 1909 году состоялся первый концерт Сеговии, но мировая слава пришла к нему в 1924 году, после концерта в Париже. Игра А. Сеговии отмечена исключительным виртуозным мастерством, глубиной интерпретаций; он расширил технические и выразительные возможности гитары, ввёл в репертуар классическую и современную музыку (многие произведения в собственных обработках), поднял гитарное исполнительство на высокий художественный уровень. Для Сеговии написаны и посвящены ему сочинения Х. Турины, Х. де Манена, А. Русселя, М. Кастельнуово-Тедеско, С. Скотта, Э. Вила Лобоса, А. Тансмана и др.
- Испания словно веками собирала силы, чтобы создать такого гиганта, как Сеговия. Сеговия не мог бы родиться вне Испании, ведь именно здесь родилась гитара. На вопрос: "Когда вы начали играть на гитаре?" – Сеговия ответил: "До того, как я родился".
Семья, учеба
- Андрес родился в Линаресе 21 февраля 1893 года. Практически сразу его семья переехала на новое место жительства в город Хаене недалеко от Андалузии.
Из воспоминаний музыканта: «Однажды в нашем доме появился незнакомец, оказавшийся гитаристом, прекрасно чувствующий ритмы фламенко. Он сыграл несколько мелодий, чем заворожил меня, появилось желание – научиться играть на гитаре. Полтора месяца гитарист потратил на обучение, за что я ему благодарен
- С самого детства парень самостоятельно обучался игре на гитаре, и попутно грыз гранит науки по фортепиано, виолончели и скрипке.
- Огромным помощником во всем для молодого Андерса стали народные произведения гитаристов Андалузии, изучение нотной грамоты и игра фламенко.
Начало творческого пути
- В 1910 году в "Артистическом центре" Гранады состоялся первый публичный концерт А. Сеговии, организованный его друзьями. В 1915 году Сеговия познакомился с гитаристом Мигелем Льобетом, благодаря которому ему удалось дать концерт в Барселоне в январе 1916 года. Однако, гитару не стремились впускать в большие залы. Она не была популярным инструментом, и все считали, что сила ее звука недостаточна, и ее просто не будет слышно в большом помещении.
- Мировой успех Сеговия получил 15 лет спустя, в 1924 году, после выступления во Франции в Париже. Этот музыкант один из немногих концертных исполнителей, в музыке которого критики не могли найти недостатков. Даже, наоборот, с каждым его новым выступлением проявлялись его новые достоинства игры, это взаимосвязано с его талантом и трудолюбием .
Гитарная музыка А. Сеговия
- Основная проблема, которую стремится решить Сеговия - это создание оригинального профессионального репертуара. Он завязывал творческие контакты с другими музыкантами и лично
обращался с просьбами ко многим композиторам. Мануэль де Фалья, откликнувшись на его просьбу, написал пьесу "Памяти Дебюсси". Федерико Морено Торроба - танцы, ноктюрны, пьесы, прелюды, "Кастильскую сюиту", "Кастильский концерт". В 1919 году Сеговия сделал транскрипцию фортепьянной пьесы Альбениса "Легенда", которую ожидало действительно легендарное будущее.
- Активная деятельность концертирующего артиста не мешала Сеговии вести курсы обучения игре на гитаре в Сантьяго-де-Компостела, в Музыкальной академии Киджана в Сиене, в Университете Берклея. Одновременно с этим он обогащает репертуар гитарными транскрипциями произведений знаменитых композиторов, а также пьес для лютни и виуэлы.
- Особой заслугой Сеговии в области репертуара считается тот факт, что ему удалось убедить многих композиторов отказаться от устоявшихся негативных стереотипов во взглядах на гитару и обратить их к написанию сочинений для этог этого инструмента .
Андрес Сеговия четырежды: в 1926, 1927, 1930 и 1936 годах, приезжал в СССР и с неизменным успехом давал концерты в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве и Одессе. Сеговия выступал не только с
концертами, но и встречался с местными гитаристами, слушал их игру, проводил методические беседы и открытые уроки. Это сказалось и на развитии гитарного искусства в Советском Союзе: после гастролей многие музыканты-профессионалы стали смотреть на гитару как на инструмент, достойный серьезного изучения. Следствием было открытие классов гитары в музыкальных училищах (тогда техникумах), а также в отдельных музы-кальных вузах. Горячим приверженцем Сеговии был П. С. Агафошин, который первым в СССР создал "Школу игры на шестиструнной гитаре", основываясь на методических установках выдающегося гитариста.
А. Сеговия с учениками В.И. Яшнева
В нижнем ряду второй справа Виль Белильников, слева в нижнем ряду Лилиана Седлецкая.
г. Ленинград, гостиница "Европейская", 1936 г.
- В истории Испании не было артиста, который бы так активно пропагандировал испанскую музыку по всему миру. Как-то раз, объясняя, почему гитара любимый инструмент в Испании, Андрес Сеговия сказал, что один испанец – это уже целое общество, как и одна гитара – целый оркестр!