СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Биография Салтыкова-Щедрина.Сказки

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Биография Салтыкова-Щедрина.Сказки»

Жизненный и творческий путь М.Е.Салтыкова-Щедрина.Сказки

Жизненный и творческий путь М.Е.Салтыкова-Щедрина.Сказки

Отец, Евграф Васильевич Салтыков    « Он был шестым ребёнком потомственного дворянина и коллежского советника Евграфа Васильевича Салтыкова (1776—1851).

Отец, Евграф Васильевич Салтыков

« Он был шестым ребёнком потомственного дворянина и коллежского советника Евграфа Васильевича Салтыкова (1776—1851).

Мать, Ольга Михайловна Забелина    Мать писателя, Забелина Ольга Михайловна (1801—1874), была дочерью московского дворянина.   Родители его были богатыми помещиками. Владения их приносили значительные доходы .

Мать, Ольга Михайловна Забелина

  •   Мать писателя, Забелина Ольга Михайловна (1801—1874), была дочерью московского дворянина.   Родители его были богатыми помещиками. Владения их приносили значительные доходы .

Михаил Евграфович в детстве До 10 лет жил в имении отца. Детские годы прошли в атмосфере крайней бережливости и строгости матери, зачастую оборачивавшейся жестокостью. Отношения между членами семьи – равнодушие, деление детей на любимых и «постылых», физические наказания, считавшиеся необходимым элементом воспитания – позднее стали основой для ярких художественных образов семейств Головлевых (роман «Господа Головлевы», 1875-80) и повесть «Пошехонская старина», 1887-89). .

Михаил Евграфович в детстве

До 10 лет жил в имении отца. Детские годы прошли в атмосфере крайней бережливости и строгости матери, зачастую оборачивавшейся жестокостью. Отношения между членами семьи – равнодушие, деление детей на любимых и «постылых», физические наказания, считавшиеся необходимым элементом воспитания – позднее стали основой для ярких художественных образов семейств Головлевых (роман «Господа Головлевы», 1875-80) и повесть «Пошехонская старина», 1887-89).

.

Впечатления о детстве Михаил Евграфович не любил вспоминать о своем детстве, а когда это волей-неволей случалось, воспоминания окрашивались неизменной горечью. Под крышей родительского дома ему не суждено было испытать ни поэзии детства, ни семейного тепла и участия. Семейная драма осложнилась драмой общественной.

Впечатления о детстве

Михаил Евграфович не любил вспоминать о своем детстве, а когда это волей-неволей случалось, воспоминания окрашивались неизменной горечью. Под крышей родительского дома ему не суждено было испытать ни поэзии детства, ни семейного тепла и участия. Семейная драма осложнилась драмой общественной.

Образование юного Салтыкова  Юноша Салтыков получил блестящее по тем временам образование сначала в Дворянском институте в Москве,

Образование юного Салтыкова

Юноша Салтыков получил блестящее по тем временам образование сначала в Дворянском институте в Москве,

  Образование юного Салтыкова В 1838 году как лучший ученик института был переведен в Царскосельский лицей, где сочинением стихов он стяжал славу «умника» и «второго Пушкина».

Образование юного Салтыкова

В 1838 году как лучший ученик института был переведен в Царскосельский лицей, где сочинением стихов он стяжал славу «умника» и «второго Пушкина».

В 1844 году после окончания лицея служил чиновником в канцелярии Военного министерства. 

В 1844 году после окончания лицея служил чиновником в канцелярии Военного министерства.  "...Везде долг, везде принуждение, везде скука и ложь...,"  — такую характеристику дал он бюрократическому Петербургу .

Вятский плен  Первые повести Салтыкова

Вятский плен

Первые повести Салтыкова "Противоречия" (1847), "Запутанное дело" (1848) своей острой социальной проблематикой обратили на себя внимание властей, напуганных французской революцией 1848. Писатель был выслан в Вятку за "...вредный образ мыслей и пагубное стремление к распространению идей, протрясших уже всю Западную Европу...". В течение восьми лет жил в Вятке, где в 1850 был назначен на должность советника в губернском правлении.

 В Вятке познакомился Салтыков со своей будущей женой – Елизаветой Аполлоновной Болтиной , дочерью вятского вице- губернатора. Женился он на ней в 1856 году. Семья М.Е.Салтыкова-Щедрина

В Вятке познакомился Салтыков со своей будущей женой – Елизаветой Аполлоновной Болтиной , дочерью вятского вице- губернатора. Женился он на ней в 1856 году.

Семья М.Е.Салтыкова-Щедрина

Семья М.Е.Салтыкова-Щедрина

Семья М.Е.Салтыкова-Щедрина

В 1858 — 1862 служил вице-губернатором в Рязани, затем в Твери. В 1862 писатель вышел в отставку, переехал в Петербург и по приглашению Некрасова вошел в редакцию журнала «Современник», который в это время испытывал огромные трудности

В 1858 — 1862 служил вице-губернатором в Рязани, затем в Твери. В 1862 писатель вышел в отставку, переехал в Петербург и по приглашению Некрасова вошел в редакцию журнала «Современник», который в это время испытывал огромные трудности

Дом по Литейному проспекту В доме по Литейному проспекту № 62 в Петербурге с 1876года до конца жизни жил М.Е.Салтыков-Щедрин.

Дом по Литейному проспекту

В доме по Литейному проспекту № 62 в Петербурге с 1876года до конца жизни жил М.Е.Салтыков-Щедрин.

Умер М. Салтыков-Щедрин 28 апреля   1889 в Петербурге. Погребен на Волковом кладбище, рядом с могилой И.С. Тургенева.
  • Умер М. Салтыков-Щедрин 28 апреля   1889 в Петербурге. Погребен на Волковом кладбище, рядом с могилой И.С. Тургенева.

Словарная работа.  Сатира  – чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета.  Юмор  – особый вид письма, тайнопись в литературе, иносказание, намеренно маскирующее мысль (идею) автора.  Гротеск   - способ художественного изображения одного явления, предмета или существа через другое Гипербола   - беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления.  Эзопов язык  - изображение героев в смешном виде. … смех веселый и доброжелательный Аллегория -предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании фантастического и реального.

Словарная работа.

Сатира  – чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета. Юмор  – особый вид письма, тайнопись в литературе, иносказание, намеренно маскирующее мысль (идею) автора. Гротеск   - способ художественного изображения одного явления, предмета или существа через другое

Гипербола   - беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления. Эзопов язык  - изображение героев в смешном виде. … смех веселый и доброжелательный

Аллегория -предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании фантастического и реального.

Сказки Над книгой «Сказок» Салтыков-Щедрин работал с  1882 по1886 год.

Сказки

Над книгой «Сказок» Салтыков-Щедрин работал с

1882 по1886 год.

"Повесть о том, как один

мужик двух генералов прокормил"

"Дикий помещик"

Сказки

Сказки

" Медведь на воеводстве"

"Премудрый пискарь"

История создания сказок. В 80-е годы XIX века Салтыков- Щедрин за короткий срок создал книгу сказок (около 30). «Голова до сих пор полна… между прочим, сказками… Надобно отказать от этой книги, которая не повредила бы мне…»- писал сатирик.  «Сказки (для детей изрядного возраста)
  • История создания сказок.
  • В 80-е годы XIX века Салтыков- Щедрин за короткий срок создал книгу сказок (около 30). «Голова до сих пор полна… между прочим, сказками… Надобно отказать от этой книги, которая не повредила бы мне…»- писал сатирик.
  • «Сказки (для детей изрядного возраста)

Основные темы сказок.  1. Народ и самодержавие («Медведь на воеводстве», Орел-меценат», «Сказка о ретивом начальнике».).    2. Народ и господствующие классы. («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Коняга»).   3. Народ и буржуазная обывательская интеллигенция («Премудрый  пискарь», «Либерал», «Карась-идеалист», «Вяленая вобла»).
  • Основные темы сказок. 1. Народ и самодержавие («Медведь на воеводстве», Орел-меценат», «Сказка о ретивом начальнике».). 
  • 2. Народ и господствующие классы. («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Коняга»).
  • 3. Народ и буржуазная обывательская интеллигенция («Премудрый пискарь», «Либерал», «Карась-идеалист», «Вяленая вобла»).

« Премудрый пискарь» (1882-1883).   Пескарь - мелкая речная рыба семейства карповых.

« Премудрый пискарь» (1882-1883).

Пескарь - мелкая речная рыба семейства карповых.

Советы, которые дают своим детям другие отцы- герои  классических произведений русской литературы  Чичикову - «Копи копейку, копейка не выдаст»   Молчалину - «Угождать всем людям без изъятья...»   Петру Гринёву - «Береги платье снову, а честь смолоду».

Советы, которые дают своим детям другие отцы- герои классических произведений русской литературы

Чичикову - «Копи копейку, копейка не выдаст»

Молчалину - «Угождать всем людям без изъятья...»

Петру Гринёву - «Береги платье снову, а честь смолоду».

Что хочу – то и ворочу Моя хата с краю – ничего не знаю Бог труды любит В тихом омуте черти водятся
  • Что хочу – то и ворочу
  • Моя хата с краю – ничего не знаю
  • Бог труды любит
  • В тихом омуте черти водятся

1.    В каком году родился Салтыков-Щедрин? а) в 1822 б) в 1826 в) в 1828    2. В какой семье родился Салтыков-Щедрин? а) дворянина б) священника в) помещика 3. Куда был отправлен писатель в ссылку? а) в Сибирь б) в Саратов в) в Вятку 4. Какой журнал возглавлял Салтыков-Щедрин? а) «Отечественные записки» б) «Современник» в) «Северная пчела» 5. Какую сказку написал не Салтыков-Щедрин? а) «Медведь на воеводстве» б) «Премудрый пескарь» в) «Дикий помещик» г) «Снегурочка»
  • 1.    В каком году родился Салтыков-Щедрин?
  • а) в 1822
  • б) в 1826
  • в) в 1828   
  • 2. В какой семье родился Салтыков-Щедрин?
  • а) дворянина
  • б) священника
  • в) помещика
  • 3. Куда был отправлен писатель в ссылку?
  • а) в Сибирь
  • б) в Саратов
  • в) в Вятку
  • 4. Какой журнал возглавлял Салтыков-Щедрин?
  • а) «Отечественные записки»
  • б) «Современник»
  • в) «Северная пчела»
  • 5. Какую сказку написал не Салтыков-Щедрин?
  • а) «Медведь на воеводстве»
  • б) «Премудрый пескарь»
  • в) «Дикий помещик»
  • г) «Снегурочка»

«История одного города»    В «Истории одного города» Щедрин поднялся до правительственных верхов: в центре этого произведения — сатирическое изображение взаимоотношений народа и власти, глуповцев и их градоначальников. М.Е.Салтыков - Щедрин убежден, что бюрократическая власть является следствием «несовершеннолетия», гражданской незрелости народа.

«История одного города»

В «Истории одного города» Щедрин поднялся до правительственных верхов: в центре этого произведения — сатирическое изображение взаимоотношений народа и власти, глуповцев и их градоначальников. М.Е.Салтыков - Щедрин убежден, что бюрократическая власть является следствием «несовершеннолетия», гражданской незрелости народа.

Дементий Варламович Брудастый

Дементий Варламович Брудастый

Угрюм-Бурчеев

Угрюм-Бурчеев

Жизненное кредо писателя  Своему врачу и другу Н.А.Белоголовому признавался: «Я глубоко счастлив. Не одна болезнь, но и вся вообще обстановка до такой степени поддерживает во мне раздражительность, что я ни одной минуты льготной не знаю».

Жизненное кредо писателя

Своему врачу и другу Н.А.Белоголовому признавался: «Я глубоко счастлив. Не одна болезнь, но и вся вообще обстановка до такой степени поддерживает во мне раздражительность, что я ни одной минуты льготной не знаю».

Значение творчества писателя  Творчество Салтыкова-Щедрина отразило все важнейшие общественно-политические процессы второй половины XIX века. Его сатира провидела далеко вперёд.

Значение творчества писателя

Творчество Салтыкова-Щедрина отразило все важнейшие общественно-политические процессы второй половины XIX века. Его сатира провидела далеко вперёд.