А.И. Солженицын (1918 – 2008)
«Матрёнин двор»
- Родился 11 декабря 1918 года в обеспеченной и образованной крестьянской семье. Воспитывала мать, так как отец умер, получив рану на охоте, через 6 месяцев после рождения сына.
- На всю жизнь отложились в его памяти длинные очереди женщин к тюрьмам НКВД в Ростове-на-Дону, где жили тогда Солженицыны; его вступление в комсомол и участие в любительских спектаклях; учёба одновременно в двух институтах: в Ростовском университете на физмате и заочно в Московском институте философии и литературы – мечтал стать писателем.
- Университет закончил с отличием и был рекомендован деканатом ассистентом или аспирантом.
- Интересовался театром. Летом 1838 года сдавал экзамены в театральную школу-студию Ю.А.Завадского, но неудачно.
- 27 апреля 1940 года женился на студентке Ростовского университета Наталье Решетовской (1918—2003), с которой познакомился в 1936 году.
- В сентябре 1941 года вместе с женой получил распределение школьным учителем в Морозовск Ростовской области, однако уже 18 октября был призван и направлен в грузовой конный обоз рядовым.
- Судьба принесла ему новые испытания. Наступил 1941 год, и 18 октября Солженицын был призван на фронт. Сначала офицерское училище, затем фронтовой путь от орла до Восточной Пруссии, боевые награды: Орден Отечественной войны 2 степени и Орден Красной Звезды.
- На фронте Солженицын продолжал интересоваться общественной жизнью, но стал критически относиться к Сталину (за «искажение «ленинизма»»); в переписке со старым другом (Николаем Виткевичем) ругательно высказывался о «Пахане», под которым угадывался Сталин.
- Письма вызвали подозрение военной цензуры.
2 февраля 1945 года последовало телеграфное распоряжение № 4146 о немедленном аресте Солженицына и доставке его в Москву.
- 3 февраля армейской контрразведкой начато следственное дело 2/2 № 3694—45. 9 февраля Солженицын в помещении штаба подразделения был арестован, лишён воинского звания капитана, а затем отправлен в Москву, в Лубянскую тюрьму.
В 1945 – Солженицына приговорили к 8 годам исправительно-трудовых лагерей, 5 лет провёл в Москве и Подмосковье, 3 – в Средней Азии.
В 1952 году, пройдя круги тюремного ада, стал свидетелем восстания заключённых в Экибастузе.
Лагерь – отрицательная школа жизни… А.И.Солженицын
- Сосланный на вечное поселение в Казахстан, сочинивший уже несколько произведений, Солженицын узнаёт, что смертельно болен: диагноз – рак.
После освобождения Солженицын был отправлен в ссылку на поселение «навечно» (село Берлик Коктерекского района Джамбульской области. Работал учителем математики и физики в 8-10 классах местной средней школы имени Кирова).
Из-под его пера рождаются и чудом доходят до читателя его произведения: «Один день Ивана Денисовича» (1962г.), «В круге первом» (1968, 1978гг), «Архипелаг ГУЛАГ» (1973-1980гг.)
- Автор создаёт произведения, в которых воплотил свои размышления о смысле жизни, о человечности, о борьбе добра и зла, о жизни и смерти: «Матрёнин двор», «Раковый корпус».
- Лишь немногие из них появились в советской печати, большинство текстов публиковалось на Западе, печаталось на машинке либо просто переписывалось по ночам, чтобы утром передать кому-то другому.
Вручение премии Альфред Нобель
- Всё это не могло не раздражать власти, и в 1969 году его исключили из Союза писателей. Травля обострилась, когда в 1970 году ему была присуждена Нобелевская премия. А после публикации на Западе «Архипелага ГУЛАГ» писателя насильственно выслали из страны.
А.И.Солженицын покидает Россию
После недолгих скитаний по Европе он поселяется в штате Вермонт в США
Семья А.И.Солженицына
Он много трудится, пишет книги и публицистические
статьи: «Не обычай дёгтем щи белить – на то сметана», «Великопостное письмо патриарху Пимену», «Бодался телёнок с дубом»
Здесь он создаёт многотомный роман-эпопею «Красное колесо», пишет публицистично-пастырские статьи, в которых призывает «…жить не по лжи, а по совести»
Осенью 1994 года возвращается в Москву
Вернувшись в Россию в 1994 году, пишет и публикует в журнале «Новый мир» философские миниатюры «Крохотки», создаёт «Литературную коллекцию» о творчестве русских писателей.
Снова в России .
- С приходом перестройки официальное отношение в СССР к творчеству и деятельности Солженицына стало меняться, были опубликованы многие его произведения (в журнале «Новый мир»).
- Одновременно в «Литературной газете» была опубликована статья Солженицына о путях возрождения страны, о разумных, на его взгляд, основах построения жизни народа и государства — «Как нам обустроить Россию. Посильные соображения».
- Авторский гонорар за эту статью Солженицын перечислил в пользу жертв аварии на Чернобыльской АЭС ] . Статья вызвала огромное количество откликов.
- В 1990 году Солженицын был восстановлен в советском гражданстве, в этом же году он получает Госпремию за «Архипелаг ГУЛАГ».
С семьёй: жена и сын Игнат
- В середине 90-х годов личным распоряжением президента Б.Н.Ельцина ему была подарена государственная дача «Сосновка-2» в Троице-Лыкове.
- Солженицыны спроектировали и построили там двухэтажный кирпичный дом с большим холлом, застеклённой галереей, гостиной с камином, концертным роялем и библиотекой, где висят портреты Столыпина и Колчака.
- В 1997 году был избран действительным членом Российской Академии наук.
- В 1998 году был награждён Орденом Андрея Первозванного, однако от награды отказался: «От верховной власти, довёдшей Россию до нынешнего гибельного состояния, я принять награду не могу»
Вручение Государственной Премии.
- 12 июня 2007 года президент Владимир Путин посетил Солженицына и поздравил его с присуждением Государственной премии.
- Сам писатель вскоре после возвращения в страну учредил Литературную премию своего имени для награждения писателей, «чьё творчество обладает высокими художественными достоинствами, способствует самопознанию России, вносит значительный вклад в сохранение и бережное развитие традиций отечественной литературы».
- Последние годы жизни провёл в Москве и на подмосковной даче. Незадолго до смерти болел, но продолжал заниматься творческой деятельностью. Вместе с женой Натальей Дмитриевной — президентом Фонда Александра Солженицына — работал над подготовкой и изданием своего самого полного, 30-томного собрания сочинений. После перенесённой им тяжёлой операции у него действовала только правая рука.
- Александр Солженицын скончался 3 августа 2008 года на 90-м году жизни, в своём доме в Троице-Лыкове.
«Матрёнин двор»
Рассказ «Матренин двор» написан в 1959 году. Это рассказ Солженицына о той ситуации, в которой он оказался, вернувшись из лагеря. Ему «хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России», найти «тихий уголок России подальше от железных дорог».
Солженицын. Лето 1957 года
Прототипом главной героини Матрёны Васильевны Григорьевой была Матрёна Васильевна Захарова, женщина, у которой Солженицын жил после возвращения из ссылки.
Портрет героини
Матрена наделена неброской внешностью. Автору важно изобразить не столько внешнюю красоту простой русской крестьянки, сколько внутренний свет, струящийся из её глаз, и тем яснее подчеркнуть свою мысль: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах со своей совестью».
Домашний быт
Все её «богатство» – фикусы, колченогая кошка, коза, мыши и тараканы. Весь окружающий мир Матрены в её темноватой избе с большой русской печью – это продолжение её самой, частичка её жизни. Все здесь естественно и органично: любимые фикусы «заполонили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой».
Прошлое Матрёны
Нелегок жизненный путь героини. Много горя и несправедливости пришлось ей хлебнуть на своем веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский труд в деревне, тяжелая немочь-болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из неё все силы, а затем списал за ненадобностью. В судьбе одной Матрены сконцентрирована трагедия деревенской русской женщины.
Один день из жизни Матрёны Васильевны
Лишь бы не запоздниться
(вставать в четыре-пять утра)
Кланяясь лесным кустам,
возвращаться домой
просветлённой,
с доброй улыбкой
Тихо, вежливо,
стараясь не шуметь
хлопотать утром по дому
Смысл повседневного
существования
Запасаться на зиму
топливом,
постоянно рискуя
попасть под суд
Бескорыстно помогать всем
(родственникам, соседям, колхозу)
Кормить козьих пастухов,
выкладываясь перед другими хозяйками
и вгоняя себя в большой расход
Отношение окружающих к Матрёне
Герои рассказа распадаются на две неравные части: Матрена и понимающий и любящий её автор-повествователь и те, кто пользуется Матреной, её родня. Граница между ними обозначается в том, что главное в сознании и поведении каждого из них – интерес к общей жизни, желание участвовать в ней, открытое искреннее отношение к людям или сосредоточенность только на собственных интересах, собственном доме, собственном богатстве.
Судьба Матрёны.
События рассказа ограничены чёткими временными рамками: лето-зима 1956 года. Восстанавливая судьбу героини, её жизненные драмы, личные беды, так или иначе, связаны с поворотами истории: С первой мировой войной, на которой попал в плен Фаддей, с Великой Отечественной, с которой не вернулся муж, с колхозом, которой выжил из неё все силы и оставил её без средств к существованию. Её судьба – частица судьбы всего народа.
Бесчеловечная система не отпускает Матрену: её оставили без пенсии, и она вынуждена целые дни тратить на добывание различных справок; ей не продают торфа, заставляя воровать, да ещё по доносу ходят с обыском; новый председатель обрезал всем инвалидам огороды; коровы завести невозможно, так как косить ни где не разрешают; даже билеты на поезд и те не продают. Матрена ощущает несправедливость, но она не держит зла на судьбу и на людей. Не получая ничего за свою работу, она по первому зову идёт помогать соседям, колхозу. Окружающие охотно пользуются её добротой. Сами же односельчане и родственники не только не помогают Матрене, но и стараются вообще не появляться в её доме, боясь, что она попросит о помощи. Всем и каждому Матрена остаётся в своей деревне абсолютно одинокой.
Матрена и Фаддей
Главной героине противопоставлен в рассказе брат её покойного мужа, Фаддей. Человек, чья жизнь по своему была изломана бесчеловечными обстоятельствами, Фаддей, в отличие от Матрены, затаил злобу на судьбу, вымещая её на своей жене и сыне. Корысть, жажда захватить участок для своей дочери заставляют его рушить дом, который он когда-то сам строил. Бесчеловечность Фаддея особенно ярко проявляется накануне похорон Матрены. На поминки Матрены Фаддей вовсе не пришёл. Но самое главное, что Фаддей был в деревне, что Фаддей был в деревне такой не один. На поминках о самой Матрене никто не говорит.
Трагедия Матрены
С самых первых строк автор готовит нас к трагической развязке судьбу Матрены. Её гибель предвещают и пропажа котелка с освящённой водой и исчезновение кошки. Для родни и соседи гибель Матрены – лишь повод позлословить о ней и возможность поживиться её не хитрым добром, для рассказчика – это гибель родного человека и разрушение целого мира, мира той народной правды, без которой не стоит русская земля
Образ рассказчика
Рассказчик – человек, за плечами которого война и лагерь. Поэтому он теряется в тихом углу России. Только в избе Матрены герой ощутил нечто родственное своему сердцу. Одинокая Матрена тоже почувствовала доверие к своему постояльцу. Только ему рассказывает она о своем горьком прошлом, только ей откроет он, что много провёл тюрьме. Героев роднит и драматизм их судьбы, и многие жизненные принципы. Особенно их родство сказывается в речи. Только смерть хозяйки заставила рассказчика постичь её духовную сущность, потому так сильно звучит в финале рассказа мотив покаяния.
Какова тема рассказа?
Чтобы пережить то, что пришлось пережить Матрене Васильевне, и остаться человеком бескорыстным, открытым, отзывчивым, не озлобиться на судьбу и людей, сохранить до старости свою «лучезарную улыбку», нужно иметь огромные душевные силы.
Каков символический смысл рассказа «Матренин двор»?
Двор, дом Матрены – то пристанище, которое обретает рассказчик после долгих лет лагерей и бездомья. В судьбе дома как бы повторена, предсказана судьба его хозяйки. Сорок лет прошли здесь. В этом доме она пережила две войны – германскую и отечественную, смерть шестерых детей, которые погибали в младенчестве, потерю мужа, который на войне пропал без вести. Погибает Матрена вместе с горницей. С частью своего дома. Погибает хозяйка – окончательно разрушается дом. Избу Матрены до весны забили, словно гроб, - похоронили.
Праведница Матрена –
нравственный идеал писателя, на котором, по его мнению, должна основываться жизнь общества.
Гибель Матрены, разрушение её двора и избы – грозное предупреждение о катастрофе, которая может случиться с обществом, утратившим нравственные ориентиры.
« Матренин двор» – своего рода притча о женщине потрясающей доброты. Вся её жизнь – служение людям. Она проработала в колхозе за «палочки-трудодни», потеряла здоровье, а пенсию не получала. Ездить в город, хлопотать трудно ей, да и не по душе жаловаться, плакаться, тем более что-то требовать. Зато когда председатель колхоза требует выйти на работы по уборке урожая или прополке, как бы плохо себя ни чувствовала Матрёна, а все-таки шла, помогала общему делу. И коли соседи просили подсобить картошку копать – также себя вела. Никогда не брала платы за труд, радовалась от души чужому богатому урожаю и не завидовала, когда своя картошка была мелкой, словно кормовая.