СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Биоиндикационные исследования пришкольной территории

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект рассчитан на 2 часа. При этом инструктивная часть проводится в кабинете, исследования- на пришкольной территории, анализ исследований и выступления групп с отчётами- в кабинете. При этом исследуемый участок выбирается такой, чтобы там легко было изучать влияние различных факторов на исследуемые организмы (растения, грибы, лишайники). Я выбрала участок, где на небольшой территории  присутствуют: небольшое заболачивание почвы и ручей, рядом- каменистый холм и лесной участок с произрастающими на нем разными породами деревьев, покрытыми лишайниками. Каждый учитель может изменить и подобрать задания "под особенности своей пришкольной территории". Учащимся очень нравится проводить подобные групповые исследования в природе.Но идеальное количество учащихся в группе- 2-3 человека. При таком количестве- эффективность выполнения и ответственность учащихся выше.

Просмотр содержимого документа
«Биоиндикационные исследования пришкольной территории»


Автор методической разработки

Мелякова Елена Ивановна

Учебный предмет

Биология

Тема урока

Биоиндикационные исследования в природе (2 часа).

Возраст учащихся

6-10 классы

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

На основе групповых исследований составить экологический паспорт участка школьной территории

Задачи урока

Общеобразовательные: развитие умений сравнивать, сопоставлять. Делать выводы из полученной информации, применение знаний, полученных на уроках биологии и химии.

Воспитательные: воспитание любви и интереса к окружающей природе.

Развивающие: выработка навыков исследовательской деятельности, выработка умений применять полученные ранее знания в практике, выработка умений сопоставлять объекты и анализировать полученные данные.


Планируемые образовательные результаты

Предметные: применение знаний, полученных ранее на уроках биологии (ботаника), химии (понятие о кислотной, нейтральной и щелочных средах).

Метапредметные: приобретение навыков исследовательской деятельности, навыков обобщения материала и презентации на публике.

Личностные: развитие «биологического» мышления, осознание тесной взаимосвязи компонентов живой природы с неживой природой.

Метапредметные связи:

Химия, Экология

Форма обучения:

исследование

Форма организации деятельности

Групповая

Оборудование и демонстрационный материал

Инструктивные путеводители для 5 рабочих групп (в состав путеводителей входят определительные карточки (для работы на местности), Листки учёта (по количеству групп), карта участка (по количеству групп), план работы в группах (на доске), карта- схема участка (на доске), план выступлений групп (на доске).

Развиваемые УУД

Регулятивные. Формировать учебную проблему под руководством учителя. Ставить цель деятельности на основе поставленной проблемы и предлагать несколько способов её достижения.. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные.

Коммуникативные. Формирование навыков работы в группе- распределять обязанности, слушать партнёра, поддерживать диалог, оценивать действия партнёров в группке. Формирование умения публичных выступлений. Развитие умений отстаивать свою точку зрения.


Ход занятия.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный

Приветствие.

Предлагает учащимся высказаться относительно темы урока и предположить возможную деятельность.

Приветствуют.

Высказывают предположения относительно содержания урока..

Постановка цели и задач урока

Предлагает раскрыть термин “биоиндикация.

Предлагает сформулировать цель урока и этапы деятельности.

Высказывают предположения относительно термина “биоиндикация”, раскрывают смысл термина.

Высказывают возможные цели урока и предполагают этапы деятельности.

Актуализация знаний

Предлагает вспомнить из курса “ботаники” или “зоологии” организмы, которые могут быть показателями чистоты окружающей среды.

Предлагает высказать свои наблюдения из ранее усвоенного опыта о взаимосвязи среды и живых организмах.

Вспоминают, называют.

Предлагают примеры из усвоенного жизненного опыта.

Вводный инструктаж. Распределение по группам. Групповой инструктаж.

Знакомит с планом работы на доске (см.приложение 1). Проводит подробный инструктаж. Предлагает распределится. Группа 1- “Определение глубины залегания вод”. Группа 2- “Определение кислотности почвы”. Группа 3- “Определение степени загрязнённости воздуха”. Группа 4- “Определение плодородных участков почвы”. Группа 5- “Определение химического состава почвы”.

Слушают. Расписываются в журнале по ТБ. Распределяются по группам. Каждая группа получает: путеводитель, листки учета, лист для зарисовывания карты.

Исследование в природе.

Сопровождает группы в природу. Контролирует исследовательскую деятельность групп. Проводит текущий инструктаж.

Проводят исследования в соответствии с планом, указанном в путеводителях (см.приложение 2).

Заносят результаты на карту.

Анализ исследований в группе. Оформление результатов исследований.


Сопровождает группы учащихся в аудиторию. Предлагает обсудить результаты исследований в группе и оформить на отчётном листе (Экологическом паспорте участка) результаты работы своей группы.

Возвращаются в аудиторию.Руководитель группы напротив фамилии участников выставляет в листе учета (см. приложение 3) оценку, показывающую долю участия члена группы. Анализируют результаты исследований в группе. Фиксируют результаты на лицевой стороне экологического паспорта участка (см. приложение 4).

Выступление групп перед классом.

Предлагает выступить каждой группе поочерёдно по плану на доске. Формулируют свой вывод группы и часть общего вывода.

Представители каждой группы выступают перед классом с результатами исследования по плану (см.приложение 5). Диктуют под запись классу свою часть общего вывода. Остальные группы записывают.

Формулирование общего вывода.

Предлагает проанализировать общий вывод.

Анализируют. Записывают.

Рефлексия.

Предлагает проанализировать - насколько достигнута поставленная в начале урока цель. Оценить эффективность работы всех групп и каждого участника группы.

Подводят итоги своей работы в группах. Оценивают степень достижения цели урока.


Приложение 1.


План работы.

  1. Тема исследования…..

  2. Цель исследования…

  3. Распределение по группам.

Группа 1- “Определение глубины залегания вод”.

Группа 2- “Определение кислотности почвы”.

Группа 3- “Определение степени загрязнённости воздуха”.

Группа 4- “Определение плодородных участков почвы

Группа 5- “Определение химического состава почвы”.

4. Исследования воды, почвы и воздуха в природе.

5. Составление карты исследования.

6. Оценивание участников группы.

7. Подготовка группы к защите. Заполнение лицевого листа “экологического паспорта”.

8. Выступления групп.

9. Формулирование общего вывода.


Приложение 2.


Путеводители.(включает в себя план работы группы и определители).


Группа 1- “Определение глубины залегания вод”.

  1. Оцените глубину залегания вод на участке с помощью растений.

  2. Определите наличие загрязнений по водным животным и растениям.

Информация. Для чистых водоёмов характерно разнообразие видов. По мере загрязнения многие виды гибнут, а те, что остаются- усиленно размножаются. Так, на сильное загрязнение водоёма указывает массовое размножение комаров (их личинки- мотыль), червей- трубочников, крупных красных дафний. В грязной воде многоклеточные позвоночные не живут. Встречаются лишь инфузории и бактерии. Чем извилистее река, тем больше в ней растений, дающих приют животным, чем больше плесов и перекатов, тем быстрее идёт процесс самоочищения реки.

  1. Определите, чистая ли вода в водоёме с помощью растений. Показателями чистой воды являются: телорез, кувшинка белая, кубышка жёлтая, ольха чёрная, ива. Внимательно рассмотрите фотографии, представленные в путеводителе и показатели наличия этих растений.

  2. Занесите на карту результаты исследований.

  3. Сделайте вывод из работы своей группы и занесите в общий вывод.


Группа 2- “Определение кислотности почвы”.

        1. Сделайте заключение о кислотности почвы на исследуемом участке по произрастающим на нём растениям.

        2. Внимательно рассмотрите фотографии, представленные в путеводителе и показатели кислотности, на которые указывают эти растения.

        3. Исследуйте участок на факт присутствия указанных растений. Занесите на карту места обнаружения растений и показатель.

        4. Сделайте вывод из работы своей группы и занесите в общий вывод.


Группа 3- “Определение степени загрязнённости воздуха”.

              1. Оцените степень загрязнения воздуха по наличию лишайников. Информация. Лишайники- индикаторы загрязнения окружающей среды. Преобладание накипных форм или отсутствие лишайников говорит о загрязнении окружающей среды. Исчезновение лишайников может продлиться до 5-6 лет после неблагоприятного воздействия. Кустистые формы лишайника кладонии не переносят загрязнения воздуха. Их наличие, а тем более, преобладани5е- индикатор чистоты.

              2. Отметьте, на каких деревьях больше лишайников- на тех, что ближе к автомобильной дороге или на тех, что дальше от неё?

              3. Отметьте на карте нахождение лишайников.

              4. Сделайте вывод из работы своей группы и занесите в общий вывод.


Группа 4- “Определение плодородных участков почвы.

        1. Определить с помощью произрастающих растений участки земли с наиболее высоким плодородием.

        2. Рассмотрите фотографии растений, которые указывают на присутствие плодородных участков.

        3. Отметьте на карте плодородные участки.

        4. Сделайте вывод из работы своей группы и занесите в общий вывод.

Группа 5- “Определение химического состава почвы”.

              1. Сделайте заключение о содержании определённых химических элементов в почве. Информация. Повышенное содержание тех или иных элементов в почве можно определить по произрастанию на участке некоторых растений, аномалии в их росте и развитии, деформации различных органов и изменению окраски. Так были открыты месторождения полезных ископаемых.

              2. Рассмотрите фотографии растений, которые указывают на присутствие в почве определённых химических элементов.

              3. Отметьте на карте нахождение этих элементов.

              4. Сделайте вывод из работы своей группы и занесите в общий вывод.



Приложение 3. Лист учёта.


Список группы:

Участник

Функция

Отметка за участие в работе группы

1.



2…..





Приложение 4. Экологический паспорт участка.


Экологический паспорт исследуемого участка.

Расположение участка


Дата и время исследования

Погодные условия


Результаты исследования

Мониторинг воды

Глубина залегания воды

(группа 1)


Карта исследуемого участка.





Вывод:




Экологический паспорт исследуемого участка.

Расположение участка


Дата и время исследования

Погодные условия


Результаты исследования

Мониторинг почвы

Кислотность почвы (группа 2)


Карта исследуемого участка.





Вывод




Экологический паспорт исследуемого участка.

Расположение участка


Дата и время исследования

Погодные условия


Результаты исследования

Мониторинг состояния воздуха и природной среды

Биоиндикация природной среды по наличию грибов и лишайников

(группа 3)

Карта исследуемого участка.






Вывод:


Экологический паспорт исследуемого участка.

Расположение участка


Дата и время исследования

Погодные условия


Результаты исследования

Мониторинг почвы

Плодородие почвы

(группа 4)


Карта исследуемого участка.






Вывод:



Экологический паспорт исследуемого участка.

Расположение участка


Дата и время исследования

Погодные условия


Результаты исследования

Мониторинг почвы

Химический

Состав почвы

(группа 5)


Карта исследуемого участка.






Вывод:



Общий вывод.

Результаты исследования участка с помощью

растений- индикаторов, показали следующее:

1) самое близкое залегание воды …………………., а более глубокое………………….;

2) плодородные участки земли находятся……………………………………………………………………


3) участки с кислой почвой находятся………………………………………………………………………….., а участки с щелочной почвой находятся……………………………………..................................;


4) наиболее чистый воздух находится……………………………………………………

5) в почве обнаружено содержание следующих химических элементов………………………………………………………………………


Приложение 5. План выступления группы.


  1. Задача группы.

  2. Место исследования.

  3. Организмы, которые явились биоиндикаторами.

  4. Схема, отображающая нахождение объектов и значение указанных объектов.

  5. Вывод группы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!