СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Биологический эрудицион "Наши пернатые друзья"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме "Класс Птицы" через игровые и логические задания.

Просмотр содержимого документа
«Биологический эрудицион "Наши пернатые друзья"»


Биологический эрудицион «Наши пернатые друзья».


Тюрчева В.В. учитель биологии

КГУ СШ №7 г. Аксу Павлодарская область Казахстан

Цели:

Обучающие:

  • закрепить знания о внешнем внутреннем строении птиц, условиях обитания, значении птиц в природе и жизни человека.

Развивающие:

  • развивать умение логически мыслить, обобщать, делать выводы;

  • формировать ключевые компетенции (информационная, решения проблем).

Воспитательные:

  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

  • воспитание сплоченности, умения работать в команде.


Условия и особенности реализации:

  • класс делится на 4 группы и предварительно готовят творческий отчёт в форме презентации по выбранной теме;

  • аудиозапись с голосами птиц;

  • жюри из учащихся 10-11 класса


Тематика творческого отчёта:

  1. Ароморфозы птиц.

  2. Приспособления птиц к разным средам обитания.

  3. Особенности внешнего строения и способ добывания пищи.

  4. Значение и охрана птиц.

Участники: учащиеся 7 класса.


Учитель: Прослушайте небольшой фрагмент пения «соловья» лугов и полей Казахстана. Постарайтесь ни о чем не думать, наслаждайтесь этими заворожительными звуками.

(Учащиеся прослушивают аудиозапись пения жаворонка).

Вот и закончился концерт этого певца. О чём пыталась эта птица рассказать нам своим пением? Что вы услышали? Что почувствовали?

(Учащиеся делятся своими мыслями).

Трудно представить природу без этих удивительных животных. Понять их язык нам необходимо. Мы все живые, значит не чужие. Мир пернатых не только удивителен, интересен, но и таит в себе ещё много загадок.

Мы с вами сделали только первые шаги, чтобы познать мир птиц.

Сегодня мы подведем итоги нашей работы по изученной теме. Вы представите творческий отчёт в форме презентации и мы проведем с вами эрудицион.

Разрешите представить жюри – победители школьных и городских олимпиад, они будут оценивать вашу работу.


Первый тур нашей игры – «Творческий отчет»

Условие: каждой группе отводится 3 минуты на представление отчёта. Оценивается данный конкурс в 25 баллов.

(Группы представляют на интерактивной доске свои презентации).


Второй тур. «Викторина».

Для 1-ой команды:

  1. На каком материке обитают страусы нанду? (Южная Америка)

  2. К какому отряду относят казарок? (отряд гусеообразных)

  3. У каких птиц сердце в три раза больше, чем желудок? (колибри)

  4. Как называется неоперенная длинная часть ноги у птиц? (цевка)

  5. Строят ли гнёзда пингвины Адели? (да, из камней)

  6. Птенец какой птицы после появления на свет выбрасывает кладку яиц? (кукушки)

  7. Могут ли взлетать стрижи с ровной поверхности? (нет)

  8. Дышит ли зародыш в яйце? (да)

  9. Какие птицы являются родоначальниками домашних кур? (банкиевские куры)

  10. Почему птицы не задыхаются в полёте? (у них двойное дыхание с помощью легочных мешков)


Для 2-ой команды:

  1. Какая птица «блеет» в небе барашком? (кулик бекас)

  2. Почему у пингвина язык покрыт шипиками? (для того, чтобы удерживать рыбу)

  3. Почему гусь выходит сухим из воды? (перья смазаны жиром копчиковой железы)

  4. Как иначе называют черного дятла? (желна)

  5. Самая маленькая птица, питающаяся нектаром? (колибри)

  6. Назовите самую известную птицу. (воробей)

  7. Пух какой птицы самый дорогой и тёплый? (гага)

  8. Какая птица нашей природной зоны вскармливает птенцов «молоком»? (голубь)

  9. В Австралии есть птицы, у которых гнёзда строят самцы? (птицы-шалашники)

  10. Самая большая птица в мире? (африканский страус)

Для 3-ей команды:

  1. Зачем зерноядные птицы заглатывают камушки? (с их помощью они перетирают твёрдую пищу)

  2. У каких птиц 2 пальца на ногах направлены вперед и 2 назад? (дятел, поползень)

  3. Назовите самую маленькую древесную утку? (мандаринка)

  4. Чем заполнены кости птиц? (воздухом)

  5. Какие птицы несут самые крупные яйца? (киви, страус)

  6. Как иначе называют белого журавля? (стерх)

  7. Назовите самую крупную птицу наших степей? (дрофа)

  8. Птенец какой птицы имеет пальцы на крыльях? (гоацины)

  9. У какого вида ласточки хвост в форме 2-ух косичек, гнездо по форме – кармашек? (деревенская ласточка)

  10. У какой птицы гнездо «плавающее»? (большая поганка – чомга)

Для 4-ой команды:

  1. Что произойдет, если самца иволги перекрасить в другой цвет? (он не найдет себе пару)

  2. В какую страну улетает на зиму ворона? (она не улетает)

  3. Что имеется у корабля и птицы? (киль)

  4. Какая птица ныряет под воду в поисках пищи и бегает по дну водоёма? (оляпка или водяной воробей)

  5. Какая птица носит музыкальный иструмент при себе? (лирохвост)

  6. Самая быстрая птица в полёте? (стриж)

  7. Каких птиц называют пернатыми «кошками»? (совы)

  8. Про какую птицу говорят в народе, что она своим хвостом разбивает лёд на реке? (трясогузка)

  9. У какой птицы нашего края есть химический способ защиты от врагов? (удод)

  10. Где ночуют белые куропатки? (в снегу)


Третий тур. Голоса птиц.

Участники прослушивают фрагмент звукозаписи с голосами птиц. Побеждает та команда, которая угадает по голосу больше птиц.

Четвертый тур. Монограмма.

В монограмме необходимо найти название птицы. Данные монограммы проецируются на интерактивной доске. Задание дается на время.










(синица) (сокол) (сорока) (дятел)



Пятый тур. Логические задачи.


1. Даны вопросы, которые от учащихся требуют логического полного ответа.

  • Перепел – зерноядная птица,никогда не пьет воду из источника (ручей, лужа и т.д.) Как перепел решает проблему с водой? (Перепел использует росу на колосьях зерновых культур и траве).

  • Какая птица может дольше обходиться без пищи: зерноядная или насекомоядная? Почему? (Зерноядная. Переваривание семян, зерна протекает в желудке длительное время (4-6 часов). Насекомые перевариваются быстрее: гусеницы 15-20 минут, жуки – до 1,5 часа.)

  • Какие птицы чаще пьют воду: насекомоядные или зерновые? Почему? (Тело насекомого содержит больше воды, чем сухое семя. Поэтому зерноядные птицы чаще пьют воду).

  • Почему в гнездовой период полевой воробей использует преимущественно насекомых для питания, а в остальное время года семена растений? (Пища из насекомых каллорийна и богата белковыми веществами, которые необходимы для интенсивного роста и развития птенцов).


2. Из слов, в которых перепутаны буквы, составьте названия птиц.


Репелпе (перепел) Тсаи (аист)

Берстя (ястреб) Доромизко (зимородок)

Ёлор (орёл) Вебусткинре (буревестник)

Галови (иволга) Окасор (сорока)


3. «Третий – лишний»

  • Дятел – жаворонок - соловей. (лишняя птица – дятел, так как является оседлой, а соловей и жаворонок – перелетные).

  • Аист – воробей – страус. (лишняя птица – страус, так как это бескилевая птица, у аиста и воробья развит киль).

  • Жаворонок – королек – коростель. (лишняя птица – королек, так как обитает в лесу, а жаворонок и коростель – обитатели открытых пространств).

  • Утка-кряква – тетерев- серый гусь. (лишняя птица – тетерев, так как относится к отряду куриные, а утка и гусь отряд гусеобразные).


4. Вместо точек проставьте буквы и дайте названия птицам:

а) к . . . а (клуша) Распределите птиц по отрядам:

б) к . . . . . а (кукушка) 1. Куринообразные - г

в) к . . . . . . а (кедровка) 2. Воробьинообразные – в, д

г) к . . . . . . . а (куропатка) 3. Кукушкообразные - б

д) к . . . . . . . . а (коноплянка) 4. Чайкообразные – а


Учитель: Наш урок подходит к завершению. Конечно, многия меры охраны могут осуществить только специалисты. А что посильно каждому из нас, так это подкормка в суровую зимнюю пору, устройство искусственных гнездований. И запомните главное правило: даже если вы ничем не можете помочь, в ваших силах всегда не мешать, а это уже не так мало! Очень важно, чтобы птицы, такие прекрасные создания, неустанные труженики, жили счастливо на нашей Земле. Ведь там, где плохо нашим соседям по планете, плохо нам самим.


Подведение итогов. Награждение победителей.


Литература:

1.АлексеевВ.А.300вопросов и ответов о животных-Я.:Академия развития,1997.

2.Акимушкин И.Мир животных.Рассказы о птицах-М.:Молодая гвардия,1975.

3.Брэм А.Э.Жизнь животных.В 3-х т.-М.:Терра,1992.

4.Галушин В.М.Хищные птицы.-М.:Лесная промышленность,1970.

5.Дмитриев Ю. и др.Книга природы.-М.:Детская литература,1990.

6.Дмитров Е.Н.Познавательные задачи по зоологии позвоночных.-Т.:Родничок,1999.

7.Никишов А.И.Школьный практикум по биологии 7 класс.-М.:Владос,2001.