244-279-325 Лихачева Любовь Леонидовна, практический психолог
239-597-010 Лихачева Ирина Евгеньевна, учитель биологии
с. Демьяновка, Першотравневый р., Донецкая обл., Украина
Биологические основы психофизиологической индивидуальности человека. Темперамент
Учебное тренинговое занятие по биологии для учеников 9 класса
Цель: Сформировать представление о взаимосвязи понятий: типы высшей нервной деятельности, темперамент и характер. Обосновать актуальность учета индивидуальных особенностей личности в социализации человека. Формировать навыки: применения полученных знаний для решения реальных личных проблем. Развивать творческое мышление, сотрудничество, умение общаться. Способствовать развитию социальной компетентности учащихся.
Понятия для усвоения:
Темперамент; тип высшей нервной деятельности; сила процессов нервной деятельности; уравновешенность процессов возбуждения и торможения; подвижность нервных процессов; типы темпераментов: флегматик, сангвиник, холерик, меланхолик.
Тренинговое занятие для учеников 9 класса
№ п\п | Вид работы | Время ≈мин. | Оборудование |
1 | Приветствие. Мотивация деятельности. Упражнение «Микрофон» | 4 | Нагрудные карточки (бейджи), мягкая игрушка |
2 | Повторение правил работы группы. Упражнение «Вспомним правила» | 3 | Плакат «Правила рабочей группы» |
3 | Актуализация знаний «Что ми знаем о темпераменте?» Интерактивное упражнение «Подними руку…» | 3 | Таблица «Реакция разных темпераментов на одну и ту же ситуацию» |
4 | Сообщение новых знаний «Плохих темпераментов не бывает!» Упражнение «Назови черты характера» | 5 | Слайды на мониторе компьютера, таблица «Черты характера» |
5 | Упражнение интерактивное перемещение «Определи темпераменты героев романа А.Дюма «Три мушкетера»» | 5 | Таблички с надписями: «флегматик»; «сангвиник»; «холерик»; «меланхолик»; портреты мушкетеров |
6 | Экскурс в историю. Мозговой штурм «Своя гипотеза» | 5 | Слайды на мониторе компьютера, портрет Гиппократа |
7 | Усвоение новых знаний «От чего же зависит различие людей по темпераменту?» Работа с таблицей «Характеристика типов темпераментов» | 5 | Слайды на мониторе компьютера, таблица «Характеристика типов темпераментов» |
8 | Обобщение знаний. Интерактивный опрос | 5 | Таблички с надписями: «флегматик»; «сангвиник»; «холерик»; «меланхолик» |
9 | Систематизация знаний «Свой тип темперамента». Компьютерный тест | 5 | Компьютерный тест |
10 | Итоги занятия. Домашнее задание. Самооценивание | 5 | Плакат «Дерево знаний» карточки с дом. задан. анкеты |
-1-
1.Приветствие. Мотивация деятельности
Упражнение „Микрофон”
Ученики садятся, образуя круг. Учитель и ученики приветствуют друг друга.
Учитель: Мы собрались, чтобы обсудить важную тему. Выяснить биологические основы психофизиологической индивидуальности человека и понять, что такое темперамент. Эти знания помогут вам лучше узнать самого себя. Вы поймете, почему люди по-разному реагируют на сложные ситуации. Узнаете, чем отличаются обладатели того или иного темперамента. Научитесь общаться с людьми, учитывая их индивидуальные особенности.
Психолог: А что вы ожидаете от сегодняшнего занятия?
Передавая по кругу импровизированный микрофон (мягкую игрушку, мяч) ученики говорят, что они ожидают от занятия.
Ответы могут быть разными. «Я хочу получить новые знания», «Хочу исправить оценку», «Хочу пообщаться с одноклассниками», «Узнать больше о себе» и т.п
Психолог: Подводя итоги занятия, мы узнаем, исполнились или нет ваши ожидания.
2.Повторение правил работы группы
Упражнение «Вспомним правила”
На плакате (мониторе компьютера) написаны правила.
ПРАВИЛА РАБОЫ ГРУППЫ
Принцип добровольности.
Принцип простоты общения.
Толерантное отношение ко всем мнениям.
Высказываем мнение от первого лица.
Не повторяй чужого мнения.
Каждый имеет право на изменение точки зрения.
В процессе общения, не давать советы, не критиковать чужое мнение, а высказывать свое.
Высказывайся, не отступая от темы обсуждения.
Правило «круга».
Правило «стоп».
Правило активности каждого.
В случае нарушения правил тот, кто это заметил, поднимает вверх две руки, чтобы вернуть нарушителя в правовое поле.
Психолог: Давайте вспомним правила работы, которые утвердила наша группа. Сейчас каждый выйдет в круг и пояснит одно из правил.
Ответы могут быть такими: «Правило стоп – слово передается следующему, если ваше мнение не сформировалось»; «Тренинг будет эффективным только при активности каждого участника» и т.п
Учитель: В данный момент мы «ратифицировали» правила работы группы. Теперь они будут для нас «законом» поведения во время занятия.
3. Актуализация знаний «Что мы знаем о темпераменте?»
Интерактивное упражнение «Подними руку…»
Учитель: Среди индивидуальных особенностей личности, которые характеризуют поведение человека, его деятельность и общение с другими людьми особое место принадлежит темпераменту.
Психолог: Темперамент относится к числу психологических понятий, о которых «знают все». Давая характеристику своим знакомым, вы часто говорите: «Типичный холерик» - или - «Он – меланхолик». (Учитель обращает внимание учеников на таблицу «Реакция разных темпераментов на одну и ту же ситуацию»).
Учитель: Значит, мы можем и себя отнести к одному из четырех типов темперамента.
Поднимите руки те, кто считает себя:
холериком;
сангвиником;
флегматиком
меланхоликом.
Подводя итоги, этапа работы, учитель, выборочно, спрашивает учеников: «Почему они относят себя к данному темпераменту?» Типичные ответы: «Холерик – нервный»; «Меланхолик – плакса» «Флегматик – медленный» и т.п.
Психолог: Спасибо за ваше мнение. Возможно, оно изменится в процессе нашей работы.
4.Сообщение новых знаний «Плохих темпераментов не бывает!»
Упражнение «Назови черты характера»
Психолог: У меня сложилось впечатление, что вы выделяете для себя «хорошие и «плохие» типы темперамента. Но на самом деле это не так. На основе любого темперамента можно воспитать у себя любые черты личности.
Учитель показывает портреты:
И.А. Крылова и М.И. Кутузова:
А.С. Пушкина и А.В. Суворова;
М. Ю. Лермонтова и Наполеона;
Н.В.Гоголя и П.И. Чайковского
и просит учащихся назвать черты характера, присущие каждой паре знаменитых личностей. При ответе ученики используют таблицу: «Черты характера»
Таблица-памятка «Черты характера» |
Добрый – злобный Смелый – трусливый Щедрый – жадный Общительный – замкнутый Умный – глупый Заботливый – равнодушный Честный – лживый Скромный – хвастливый | Вежливый – грубый Трудолюбивый – ленивый Аккуратный – неряшливый Находчивый – тугодум Доверчивый - подозрительный Отзывчивый – черствый Простодушный – хитрый Покладистый – упрямый | Осторожный - рискованный Гордый – униженный Благородный – подлый Настойчивый – беспечный Волевой – безвольный Сильный – слабый Простой – высокомерный Мудрый - легкомысленный |
Психолог: А теперь я хочу сообщить вам, что
И.А. Крылов и М.И. Кутузов были флегматики,
А.С. Пушкин и А.В. Суворов – холерики,
М. Ю. Лермонтов и Наполеон – сангвиники,
Н.В.Гоголь и П.И. Чайковский - меланхолики
5. Интерактивное перемещение «Определи темпераменты героев романа А. Дюма «Три мушкетера»
Учитель: Чтобы закрепить знания, потренируемся определять темпераменты всем известных героев романа А. Дюма «Три мушкетера». Я буду показывать вам портреты, и называть имена мушкетеров, а вы высказываете свае мнение перемещением по классу к табличке, с названием темперамента, которым, по вашему мнению, обладает данный герой.
По углам класса стоят таблички с надписями: «флегматик»; «сангвиник»; «холерик»; «меланхолик». Учитель показывает портрет и называет имя мушкетера. Учащиеся подходят к той табличке, на которой написано название темперамента данного героя. Подводя итоги, учитель, выборочно, спрашивает, почему Атос – сангвиник? Почему Арамис – меланхолик?
Это упражнение ценно тем, что может заменить физкультпаузу.
Психолог: Спасибо за работу, вы все отлично справились!
6. Экскурс в историю. Мозговой штурм «Своя гипотеза»
Учитель: Впервые подробно описал темпераменты древнегреческий врач Гиппократ. (Учитель показывает портрет Гиппократа) Он считал, что различия между людьми объясняются соотношением различных жидкостей в их теле. Таких жидкостей врач называл четыре: кровь, желчь желтая, желчь черная, слизь (или лимфа).
Гипотеза Гиппократа:
Если в теле человека преобладает кровь (сангвис) – он сангвиник;
желтая желчь (холе) – холерик;
лимфа (флегма) – флегматик;
черная желчь (меланхоле) – меланхолик.
Психолог: От чего же зависят различия людей по темпераменту? Прошу вас предложить свои гипотезы.
Ученики формулируют свои гипотезы. Учитель кратко записывает их на доске.
Психолог: А теперь вы сможете проверить, насколько ваши гипотезы состоятельны.
7. Усвоение новых знаний «От чего же зависит различие людей по темпераменту?». Работа с таблицей «Характеристика типов темпераментов»
Учитель: И.П. Павлов (учитель показывает портрет И.П. Павлова) предположил, что различия людей по темпераменту зависят от особенностей высшей нервной деятельности: силы нервных процессов, уравновешенности процессов возбуждения и торможения и подвижности нервных процессов.
Психолог: Давайте поработаем с таблицей «Характеристика типов темпераментов». Я буду давать краткую характеристику темпераментам, а вы будете делать пометка в своих таблицах, а я работать на доске.
Характеристика типов темпераментов
Темперамент | Сила | Уравновешенность | Подвижность |
Сангвиник Сильный, уравновешенный, подвижный | + | + | + |
Холерик Сильный, неуравновешенный, подвижный | + | − | + |
Флегматик Сильный, уравновешенный, инертный | + | + | − |
Меланхолик Слабый, неуравновешенный, подвижный | − | − | + |
Пометки в таблицу вносятся значками «+» и «−». Учитель дает характеристику темпераментам. Дает время ученикам заполнить свою таблицу, затем выборочно спрашивает о результате и заполняет таблицу на доске.
8. Обобщение знаний. Интерактивный опрос
Учитель: Попробуем применить наши знания на практике. Ваша задача: по поведению человека определить его темперамент. Свое мнение высказывать, молча, перемещаясь к табличке с названием темперамента.
Он бросается в драку, даже если противник сильнее.
Она горько плачет над разбитой вазой, но тут же приходит в восторг от красивого цветка.
Он долго думает над выходом из сложной ситуации, но если решил, то доведет дело до конца.
Всегда мила, всегда послушна, всегда, как утро, весела…
По углам класса стоят таблички с надписями: «флегматик»; «сангвиник»; «холерик»; «меланхолик». Определяя темперамент, ученики подходят к одной из табличек. После каждого перемещения, учитель подводит итоги, Выборочно спрашивая, почему ученик переместился к данной табличке? В процессе беседы остальные учащиеся могут изменить свое мнение – переместиться к другой табличке.
Это вторая « физкультпауза»
Психолог: Благодарю за активную работу. Вы хорошо справились с заданием.
9. Систематизация знаний «Свой тип темперамента».
Компьютерный тест.
Учитель: Мы научились определять темпераменты других людей. Я думаю, что вам очень интересно определить свой тип темперамента. Больше узнать о себе вам поможет компьютерный тест.
Ученики выполняют практическую работу по определению своего темперамента. Выводы заносят в рабочую тетрадь. Подводя итоги работы, учитель спрашивает девятиклассников: «Кто ты по темпераменту?»
10. Итоги занятия. Домашнее задание. Самооценивание.
Учитель: Подведем итоги нашей работы. Для этого проведем анкетирование, и наши анкеты поместим на «Дерево знаний». Прикрепляя свои анкеты, не забывайте снять с «Дерева знаний» свое домашнее задание.
АНКЕТА
Итоги занятия
ФИО________________________________________________________________________
Что нового ты узнал(а) занятии?___________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что тебе понравилось? ___________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Что не понравилось? Твои предложения____________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Как ты оцениваешь свою работу на занятии? Почему?_________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Исполнились ли твои ожидания от занятия? Если нет, то почему?_______________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
На доске висит плакат «Дерево знаний», на котором прикреплены самоклеящиеся листочки бумаги, с написанным на них домашним заданием (домашнее задание должно быть дифференцированным!) Ученики заполняют анкету, подходят к плакату, снимают карточку с домашним заданием и прикрепляют сваю анкету. Подводя итоги, учитель, выборочно, задает вопросы: Что нового ты узнал на занятии? Что тебе понравилось? Что тебе не понравилось? Как ты оцениваешь свою работу на занятии? Почему? (при опросе учителю нужно помнить правило «Стоп»: если ученик не хочет отвечать, то нельзя его принуждать к этому.)
Психолог: Наше занятие закончено. Вы активно работали и хорошо усвоили материал. Дома вы закрепите знания. Все ваши предложения будут учтены в нашей дальнейшей работе.
6