СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Биологические основы психофизиологической индивидуальности человека. Темперамент

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Биологические основы психофизиологической индивидуальности человека. Темперамент  

Учебное тренинговое занятие по биологии для учеников 9 класса

Цель: Сформировать представление о взаимосвязи понятий: типы высшей нервной деятельности, темперамент  и характер. Обосновать актуальность учета индивидуальных особенностей личности в социализации человека. Формировать навыки: применения полученных знаний для решения реальных личных проблем. Развивать творческое мышление, сотрудничество, умение общаться. Способствовать развитию социальной компетентности учащихся.

 

Просмотр содержимого документа
«Тренинг Биологические основы психофизиологической индивидуальности человека»

244-279-325 Лихачева Любовь Леонидовна, практический психолог

239-597-010 Лихачева Ирина Евгеньевна, учитель биологии

с. Демьяновка, Першотравневый р., Донецкая обл., Украина




Биологические основы психофизиологической индивидуальности человека. Темперамент

Учебное тренинговое занятие по биологии для учеников 9 класса

Цель: Сформировать представление о взаимосвязи понятий: типы высшей нервной деятельности, темперамент и характер. Обосновать актуальность учета индивидуальных особенностей личности в социализации человека. Формировать навыки: применения полученных знаний для решения реальных личных проблем. Развивать творческое мышление, сотрудничество, умение общаться. Способствовать развитию социальной компетентности учащихся.

Понятия для усвоения:

Темперамент; тип высшей нервной деятельности; сила процессов нервной деятельности; уравновешенность процессов возбуждения и торможения; подвижность нервных процессов; типы темпераментов: флегматик, сангвиник, холерик, меланхолик.

Тренинговое занятие для учеников 9 класса

п\п



Вид работы

Время

≈мин.


Оборудование

1

Приветствие. Мотивация деятельности.

Упражнение «Микрофон»

4

Нагрудные карточки

(бейджи), мягкая игрушка

2

Повторение правил работы группы. Упражнение «Вспомним правила»

3

Плакат «Правила рабочей группы»

3

Актуализация знаний «Что ми знаем о темпераменте?» Интерактивное упражнение «Подними руку…»

3

Таблица «Реакция разных темпераментов на одну и ту же ситуацию»

4

Сообщение новых знаний «Плохих темпераментов не бывает!»

Упражнение «Назови черты характера»

5

Слайды на мониторе компьютера, таблица «Черты характера»

5

Упражнение интерактивное перемещение «Определи темпераменты героев романа А.Дюма «Три мушкетера»»

5

Таблички с надписями:

«флегматик»; «сангвиник»; «холерик»; «меланхолик»; портреты мушкетеров

6

Экскурс в историю. Мозговой штурм «Своя гипотеза»

5

Слайды на мониторе компьютера, портрет Гиппократа

7

Усвоение новых знаний «От чего же зависит различие людей по темпераменту?» Работа с таблицей «Характеристика типов темпераментов»


5

Слайды на мониторе компьютера, таблица «Характеристика типов темпераментов»

8

Обобщение знаний.

Интерактивный опрос

5

Таблички с надписями:

«флегматик»; «сангвиник»; «холерик»; «меланхолик»

9

Систематизация знаний «Свой тип темперамента». Компьютерный тест

5

Компьютерный тест

10

Итоги занятия. Домашнее задание.

Самооценивание

5

Плакат «Дерево знаний» карточки с дом. задан. анкеты

-1-

1.Приветствие. Мотивация деятельности

Упражнение „Микрофон”


Ученики садятся, образуя круг. Учитель и ученики приветствуют друг друга.

Учитель: Мы собрались, чтобы обсудить важную тему. Выяснить биологические основы психофизиологической индивидуальности человека и понять, что такое темперамент. Эти знания помогут вам лучше узнать самого себя. Вы поймете, почему люди по-разному реагируют на сложные ситуации. Узнаете, чем отличаются обладатели того или иного темперамента. Научитесь общаться с людьми, учитывая их индивидуальные особенности.

Психолог: А что вы ожидаете от сегодняшнего занятия?

Передавая по кругу импровизированный микрофон (мягкую игрушку, мяч) ученики говорят, что они ожидают от занятия.

Ответы могут быть разными. «Я хочу получить новые знания», «Хочу исправить оценку», «Хочу пообщаться с одноклассниками», «Узнать больше о себе» и т.п

Психолог: Подводя итоги занятия, мы узнаем, исполнились или нет ваши ожидания.


2.Повторение правил работы группы

Упражнение «Вспомним правила”


На плакате (мониторе компьютера) написаны правила.

ПРАВИЛА РАБОЫ ГРУППЫ

  1. Принцип добровольности.

  2. Принцип простоты общения.

  3. Толерантное отношение ко всем мнениям.

  4. Высказываем мнение от первого лица.

  5. Не повторяй чужого мнения.

  6. Каждый имеет право на изменение точки зрения.

  7. В процессе общения, не давать советы, не критиковать чужое мнение, а высказывать свое.

  8. Высказывайся, не отступая от темы обсуждения.

  9. Правило «круга».

  10. Правило «стоп».

  11. Правило активности каждого.

  12. В случае нарушения правил тот, кто это заметил, поднимает вверх две руки, чтобы вернуть нарушителя в правовое поле.

Психолог: Давайте вспомним правила работы, которые утвердила наша группа. Сейчас каждый выйдет в круг и пояснит одно из правил.

Ответы могут быть такими: «Правило стоп – слово передается следующему, если ваше мнение не сформировалось»; «Тренинг будет эффективным только при активности каждого участника» и т.п

Учитель: В данный момент мы «ратифицировали» правила работы группы. Теперь они будут для нас «законом» поведения во время занятия.

3. Актуализация знаний «Что мы знаем о темпераменте?»

Интерактивное упражнение «Подними руку…»

Учитель: Среди индивидуальных особенностей личности, которые характеризуют поведение человека, его деятельность и общение с другими людьми особое место принадлежит темпераменту.

Психолог: Темперамент относится к числу психологических понятий, о которых «знают все». Давая характеристику своим знакомым, вы часто говорите: «Типичный холерик» - или - «Он – меланхолик». (Учитель обращает внимание учеников на таблицу «Реакция разных темпераментов на одну и ту же ситуацию»).

Учитель: Значит, мы можем и себя отнести к одному из четырех типов темперамента.

Поднимите руки те, кто считает себя:

  1. холериком;

  2. сангвиником;

  3. флегматиком

  4. меланхоликом.

Подводя итоги, этапа работы, учитель, выборочно, спрашивает учеников: «Почему они относят себя к данному темпераменту?» Типичные ответы: «Холерик – нервный»; «Меланхолик – плакса» «Флегматик – медленный» и т.п.

Психолог: Спасибо за ваше мнение. Возможно, оно изменится в процессе нашей работы.


4.Сообщение новых знаний «Плохих темпераментов не бывает!»

Упражнение «Назови черты характера»


Психолог: У меня сложилось впечатление, что вы выделяете для себя «хорошие и «плохие» типы темперамента. Но на самом деле это не так. На основе любого темперамента можно воспитать у себя любые черты личности.

Учитель показывает портреты:

  1. И.А. Крылова и М.И. Кутузова:

  2. А.С. Пушкина и А.В. Суворова;

  3. М. Ю. Лермонтова и Наполеона;

  4. Н.В.Гоголя и П.И. Чайковского

и просит учащихся назвать черты характера, присущие каждой паре знаменитых личностей. При ответе ученики используют таблицу: «Черты характера»

Таблица-памятка «Черты характера»


Добрый – злобный

Смелый – трусливый

Щедрый – жадный

Общительный – замкнутый

Умный – глупый

Заботливый – равнодушный

Честный – лживый

Скромный – хвастливый

Вежливый – грубый

Трудолюбивый – ленивый

Аккуратный – неряшливый

Находчивый – тугодум

Доверчивый - подозрительный

Отзывчивый – черствый

Простодушный – хитрый

Покладистый – упрямый

Осторожный - рискованный

Гордый – униженный

Благородный – подлый

Настойчивый – беспечный

Волевой – безвольный

Сильный – слабый

Простой – высокомерный

Мудрый - легкомысленный


Психолог: А теперь я хочу сообщить вам, что

  1. И.А. Крылов и М.И. Кутузов были флегматики,

  2. А.С. Пушкин и А.В. Суворов – холерики,

  3. М. Ю. Лермонтов и Наполеон – сангвиники,

  4. Н.В.Гоголь и П.И. Чайковский - меланхолики


5. Интерактивное перемещение «Определи темпераменты героев романа А. Дюма «Три мушкетера»


Учитель: Чтобы закрепить знания, потренируемся определять темпераменты всем известных героев романа А. Дюма «Три мушкетера». Я буду показывать вам портреты, и называть имена мушкетеров, а вы высказываете свае мнение перемещением по классу к табличке, с названием темперамента, которым, по вашему мнению, обладает данный герой.

По углам класса стоят таблички с надписями: «флегматик»; «сангвиник»; «холерик»; «меланхолик». Учитель показывает портрет и называет имя мушкетера. Учащиеся подходят к той табличке, на которой написано название темперамента данного героя. Подводя итоги, учитель, выборочно, спрашивает, почему Атос – сангвиник? Почему Арамис – меланхолик?

Это упражнение ценно тем, что может заменить физкультпаузу.

Психолог: Спасибо за работу, вы все отлично справились!


6. Экскурс в историю. Мозговой штурм «Своя гипотеза»


Учитель: Впервые подробно описал темпераменты древнегреческий врач Гиппократ. (Учитель показывает портрет Гиппократа) Он считал, что различия между людьми объясняются соотношением различных жидкостей в их теле. Таких жидкостей врач называл четыре: кровь, желчь желтая, желчь черная, слизь (или лимфа).

Гипотеза Гиппократа:

  1. Если в теле человека преобладает кровь (сангвис) – он сангвиник;

  2. желтая желчь (холе) – холерик;

  3. лимфа (флегма) – флегматик;

  4. черная желчь (меланхоле) – меланхолик.

Психолог: От чего же зависят различия людей по темпераменту? Прошу вас предложить свои гипотезы.

Ученики формулируют свои гипотезы. Учитель кратко записывает их на доске.

Психолог: А теперь вы сможете проверить, насколько ваши гипотезы состоятельны.


7. Усвоение новых знаний «От чего же зависит различие людей по темпераменту?». Работа с таблицей «Характеристика типов темпераментов»


Учитель: И.П. Павлов (учитель показывает портрет И.П. Павлова) предположил, что различия людей по темпераменту зависят от особенностей высшей нервной деятельности: силы нервных процессов, уравновешенности процессов возбуждения и торможения и подвижности нервных процессов.

Психолог: Давайте поработаем с таблицей «Характеристика типов темпераментов». Я буду давать краткую характеристику темпераментам, а вы будете делать пометка в своих таблицах, а я работать на доске.


Характеристика типов темпераментов


Темперамент

Сила

Уравновешенность

Подвижность

Сангвиник

Сильный, уравновешенный, подвижный

+

+

+

Холерик

Сильный, неуравновешенный, подвижный

+

+

Флегматик

Сильный, уравновешенный, инертный

+

+

Меланхолик

Слабый, неуравновешенный, подвижный

+


Пометки в таблицу вносятся значками «+» и «−». Учитель дает характеристику темпераментам. Дает время ученикам заполнить свою таблицу, затем выборочно спрашивает о результате и заполняет таблицу на доске.


8. Обобщение знаний. Интерактивный опрос


Учитель: Попробуем применить наши знания на практике. Ваша задача: по поведению человека определить его темперамент. Свое мнение высказывать, молча, перемещаясь к табличке с названием темперамента.

  1. Он бросается в драку, даже если противник сильнее.

  2. Она горько плачет над разбитой вазой, но тут же приходит в восторг от красивого цветка.

  3. Он долго думает над выходом из сложной ситуации, но если решил, то доведет дело до конца.

  4. Всегда мила, всегда послушна, всегда, как утро, весела…


По углам класса стоят таблички с надписями: «флегматик»; «сангвиник»; «холерик»; «меланхолик». Определяя темперамент, ученики подходят к одной из табличек. После каждого перемещения, учитель подводит итоги, Выборочно спрашивая, почему ученик переместился к данной табличке? В процессе беседы остальные учащиеся могут изменить свое мнение – переместиться к другой табличке.

Это вторая « физкультпауза»

Психолог: Благодарю за активную работу. Вы хорошо справились с заданием.


9. Систематизация знаний «Свой тип темперамента».

Компьютерный тест.


Учитель: Мы научились определять темпераменты других людей. Я думаю, что вам очень интересно определить свой тип темперамента. Больше узнать о себе вам поможет компьютерный тест.

Ученики выполняют практическую работу по определению своего темперамента. Выводы заносят в рабочую тетрадь. Подводя итоги работы, учитель спрашивает девятиклассников: «Кто ты по темпераменту?»


10. Итоги занятия. Домашнее задание. Самооценивание.

Учитель: Подведем итоги нашей работы. Для этого проведем анкетирование, и наши анкеты поместим на «Дерево знаний». Прикрепляя свои анкеты, не забывайте снять с «Дерева знаний» свое домашнее задание.


АНКЕТА

Итоги занятия

ФИО________________________________________________________________________

  1. Что нового ты узнал(а) занятии?___________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что тебе понравилось? ___________________________________________________

_____________________________________________________________________________

  1. Что не понравилось? Твои предложения____________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

  1. Как ты оцениваешь свою работу на занятии? Почему?_________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Исполнились ли твои ожидания от занятия? Если нет, то почему?_______________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________


На доске висит плакат «Дерево знаний», на котором прикреплены самоклеящиеся листочки бумаги, с написанным на них домашним заданием (домашнее задание должно быть дифференцированным!) Ученики заполняют анкету, подходят к плакату, снимают карточку с домашним заданием и прикрепляют сваю анкету. Подводя итоги, учитель, выборочно, задает вопросы: Что нового ты узнал на занятии? Что тебе понравилось? Что тебе не понравилось? Как ты оцениваешь свою работу на занятии? Почему? (при опросе учителю нужно помнить правило «Стоп»: если ученик не хочет отвечать, то нельзя его принуждать к этому.)

Психолог: Наше занятие закончено. Вы активно работали и хорошо усвоили материал. Дома вы закрепите знания. Все ваши предложения будут учтены в нашей дальнейшей работе.














6


Просмотр содержимого презентации
«Конструктор урока биологии»

Конструктор урока биологии    «Биологические основы психофизиологической индивидуальности человека. Темперамент» Разработали: учитель биологии и практический психолог Демьяновской ОШ Першотравневого районного совета Донецкой области Лихачева Ирина Евгеньевна Лихачева Любовь Леонидовна

Конструктор урока биологии

«Биологические основы психофизиологической индивидуальности человека. Темперамент»

Разработали:

учитель биологии и

практический психолог

Демьяновской ОШ

Першотравневого районного совета

Донецкой области

Лихачева Ирина Евгеньевна

Лихачева Любовь Леонидовна

План тренингового занятия для учеников 9 класса

1

Приветствие. Мотивация деятельности. Упражнение «Микрофон»

2

Вид работы

Время

Повторение правил работы группы. Упражнение «Вспомним правила»

3

мин.

4

Нагрудные карточки, игрушка, микрофон

3

Оборудование

Актуализация знаний «Что ми знаем о темпераменте?» Интерактивное упражнение «Подними руку…»

4

Плакат «Правила рабочей» группы»

3

Сообщение новых знаний «Плохих темпераментов не бывает!» Упражнение «Назови черты характера»

5

Таблица «Реакция разных темпераментов на одну и ту же ситуацию»

5

Упражнение интерактивное перемещение «Определи темпераменты героев романа А.Дюма «Три мушкетера»»

6

Слайды на мониторе компьютера, таблица «Черты характера»

5

Экскурс в историю. Мозговой штурм «Своя гипотеза»

7

Таблички с надписями: «флегматик»; «сангвиник»; «холерик»; «меланхолик»; портреты мушкетеров

8

5

Усвоение новых знаний «От чего же зависит различие людей по темпераменту?» Работа с таблицей «Характеристика типов темпераментов»

9

Обобщение знаний. Интерактивный опрос

5

Слайды на мониторе компьютера, портрет Гиппократа

Слайды на мониторе компьютера, таблица «Характеристика типов темпераментов»

5

Систематизация знаний «Свой тип темперамента». Компьютерный тест

10

Таблички с надписями: «флегматик»; «сангвиник»; «холерик»; «меланхолик»; портреты мушкетеров

5

Итоги занятия. Домашнее задание. Самооценка. Рефлексия

Компьютерный тест

5

Плакат «Дерево знаний» карточки с домашним заданием, анкеты

Тема: «Биологические основы психофизиологической индивидуальности человека. Темперамент» Эти знания помогут вам:

Тема: «Биологические основы психофизиологической индивидуальности человека. Темперамент»

Эти знания помогут вам:

  • лучше узнать самого себя;
  • понять от чего зависит поведение людей;
  • научиться общаться с людьми, учитывая их индивидуальные особенности.
Правила работы группы

Правила работы группы

  • Принцип добровольности.
  • Принцип простоты общения.
  • Толерантное отношение ко всем мнениям.
  • Высказываем мнение от первого лица.
  • Не повторяй чужого мнения.
  • Каждый имеет право на изменение точки зрения.
  • В процессе общения, не давать советы, не критиковать чужое мнение, а высказывать свое.
  • Высказывайся, не отступая от темы обсуждения.
  • Правило «круга».
  • Правило «стоп».
  • Правило активности каждого.
  • В случае нарушения правил тот, кто это заметил, поднимает вверх две руки, чтобы вернуть нарушителя в правовое поле.
Что мы знаем о темпераменте? холерик Среди индивидуальных особенностей личности, которые характеризуют поведение человека, его деятельность и общение с другими людьми особое место принадлежит темпераменту. флегматик меланхолик сангвиник Реакция людей с разными типами темперамента на одинаковую ситуацию

Что мы знаем о темпераменте?

холерик

Среди индивидуальных особенностей личности, которые характеризуют поведение человека, его деятельность и общение с другими людьми особое место принадлежит темпераменту.

флегматик

меланхолик

сангвиник

Реакция людей с разными типами темперамента на одинаковую ситуацию

Четыре темперамента Темперамент относится к числу психологических понятий, о которых «знают все». Давая характеристику своим знакомым, люди часто говорят: «Типичный холерик» - или - «Он – меланхолик»

Четыре темперамента

Темперамент относится к числу психологических понятий, о которых «знают все». Давая характеристику своим знакомым, люди часто говорят: «Типичный холерик» - или - «Он – меланхолик»

Назовите черты характера видающихся личностей И. А. Крылов М. И.Кутузов Таблица-памятка «Черты характера» Добрый – злобный Смелый – трусливый Вежливый – грубый Щедрый – жадный Осторожный - рискованный Трудолюбивый – ленивый Общительный – замкнутый Гордый – униженный Аккуратный – неряшливый Умный – глупый Благородный – подлый Находчивый – тугодум Доверчивый - подозрительный Настойчивый – беспечный Заботливый – равнодушный Честный – лживый Волевой – безвольный Отзывчивый – черствый Скромный – хвастливый Простодушный – хитрый Сильный – слабый  Покладистый – упрямый Простой – высокомерный Мудрый - легкомысленный

Назовите черты характера видающихся личностей

И. А. Крылов

М. И.Кутузов

Таблица-памятка «Черты характера»

Добрый – злобный

Смелый – трусливый

Вежливый – грубый

Щедрый – жадный

Осторожный - рискованный

Трудолюбивый – ленивый

Общительный – замкнутый

Гордый – униженный

Аккуратный – неряшливый

Умный – глупый

Благородный – подлый

Находчивый – тугодум

Доверчивый - подозрительный

Настойчивый – беспечный

Заботливый – равнодушный

Честный – лживый

Волевой – безвольный

Отзывчивый – черствый

Скромный – хвастливый

Простодушный – хитрый

Сильный – слабый

Покладистый – упрямый

Простой – высокомерный

Мудрый - легкомысленный

Назовите черты характера видающихся личностей    А.С.Пушкин А.В.Суворов Таблица-памятка «Черты характера» Добрый – злобный Смелый – трусливый Вежливый – грубый Щедрый – жадный Осторожный - рискованный Трудолюбивый – ленивый Общительный – замкнутый Гордый – униженный Аккуратный – неряшливый Умный – глупый Благородный – подлый Находчивый – тугодум Доверчивый - подозрительный Настойчивый – беспечный Заботливый – равнодушный Честный – лживый Волевой – безвольный Отзывчивый – черствый Скромный – хвастливый Простодушный – хитрый Сильный – слабый  Покладистый – упрямый Простой – высокомерный Мудрый - легкомысленный

Назовите черты характера видающихся личностей

А.С.Пушкин

А.В.Суворов

Таблица-памятка «Черты характера»

Добрый – злобный

Смелый – трусливый

Вежливый – грубый

Щедрый – жадный

Осторожный - рискованный

Трудолюбивый – ленивый

Общительный – замкнутый

Гордый – униженный

Аккуратный – неряшливый

Умный – глупый

Благородный – подлый

Находчивый – тугодум

Доверчивый - подозрительный

Настойчивый – беспечный

Заботливый – равнодушный

Честный – лживый

Волевой – безвольный

Отзывчивый – черствый

Скромный – хвастливый

Простодушный – хитрый

Сильный – слабый

Покладистый – упрямый

Простой – высокомерный

Мудрый - легкомысленный

Назовите черты характера видающихся личностей   М.Ю.Лермонтов Наполеон Таблица-памятка «Черты характера» Добрый – злобный Вежливый – грубый Смелый – трусливый Щедрый – жадный Осторожный - рискованный Трудолюбивый – ленивый Общительный – замкнутый Гордый – униженный Аккуратный – неряшливый Умный – глупый Благородный – подлый Находчивый – тугодум Настойчивый – беспечный Доверчивый - подозрительный Заботливый – равнодушный Честный – лживый Волевой – безвольный Отзывчивый – черствый Скромный – хвастливый Сильный – слабый Простодушный – хитрый Простой – высокомерный  Покладистый – упрямый Мудрый - легкомысленный

Назовите черты характера видающихся личностей

М.Ю.Лермонтов

Наполеон

Таблица-памятка «Черты характера»

Добрый – злобный

Вежливый – грубый

Смелый – трусливый

Щедрый – жадный

Осторожный - рискованный

Трудолюбивый – ленивый

Общительный – замкнутый

Гордый – униженный

Аккуратный – неряшливый

Умный – глупый

Благородный – подлый

Находчивый – тугодум

Настойчивый – беспечный

Доверчивый - подозрительный

Заботливый – равнодушный

Честный – лживый

Волевой – безвольный

Отзывчивый – черствый

Скромный – хвастливый

Сильный – слабый

Простодушный – хитрый

Простой – высокомерный

Покладистый – упрямый

Мудрый - легкомысленный

Назовите черты характера видающихся личностей   М.В.Гоголь  П.І. Чайковський Таблица-памятка «Черты характера» Добрый – злобный Вежливый – грубый Смелый – трусливый Щедрый – жадный Осторожный - рискованный Трудолюбивый – ленивый Общительный – замкнутый Гордый – униженный Аккуратный – неряшливый Умный – глупый Благородный – подлый Находчивый – тугодум Настойчивый – беспечный Доверчивый - подозрительный Заботливый – равнодушный Честный – лживый Волевой – безвольный Отзывчивый – черствый Скромный – хвастливый Сильный – слабый Простодушный – хитрый Простой – высокомерный  Покладистый – упрямый Мудрый - легкомысленный

Назовите черты характера видающихся личностей

М.В.Гоголь

П.І. Чайковський

Таблица-памятка «Черты характера»

Добрый – злобный

Вежливый – грубый

Смелый – трусливый

Щедрый – жадный

Осторожный - рискованный

Трудолюбивый – ленивый

Общительный – замкнутый

Гордый – униженный

Аккуратный – неряшливый

Умный – глупый

Благородный – подлый

Находчивый – тугодум

Настойчивый – беспечный

Доверчивый - подозрительный

Заботливый – равнодушный

Честный – лживый

Волевой – безвольный

Отзывчивый – черствый

Скромный – хвастливый

Сильный – слабый

Простодушный – хитрый

Простой – высокомерный

Покладистый – упрямый

Мудрый - легкомысленный

Флегматики по темпераменту И. А. Крылов  русский писатель  М. И.Кутузов Выдающийся полководец

Флегматики по темпераменту

И. А. Крылов

русский писатель

М. И.Кутузов

Выдающийся полководец

Холерики по темпераменту А.В. Суворов выдающийся полководец А.С.Пушкин великий русский поэт

Холерики по темпераменту

А.В. Суворов

выдающийся полководец

А.С.Пушкин

великий русский поэт

Сангвиники по темпераменту М Ю. Лермонтов великий русский поэт Наполеон Бонапарт  французский император, великий полководец

Сангвиники по темпераменту

М Ю. Лермонтов

великий русский поэт

Наполеон Бонапарт

французский император, великий полководец

Меланхолики по темпераменту  Н. В. Гоголь выдающийся писатель П. И. Чайковский выдающийся композитор

Меланхолики по темпераменту

Н. В. Гоголь

выдающийся писатель

П. И. Чайковский

выдающийся композитор

АТОС АРАМИС ПОРТОС Д’АРТАНЬЯН

АТОС

АРАМИС

ПОРТОС

Д’АРТАНЬЯН

Гипотеза  Гиппократа Если в теле человека преобладает:  кровь (сангвис) – он сангвиник; желтая желчь (холе) – холерик; лимфа (флегма) – флегматик; черная желчь (меланхоле) – меланхолик . Гиппократ

Гипотеза Гиппократа

Если в теле человека преобладает:

  • кровь (сангвис) – он сангвиник;
  • желтая желчь (холе) – холерик;
  • лимфа (флегма) – флегматик;
  • черная желчь (меланхоле) – меланхолик .

Гиппократ

И.П. Павлов

И.П. Павлов

Типы темперамента по Павлову И.П.

Типы темперамента по Павлову И.П.

Характеристика типов темперамента Темперамент Сангвиник Сила + Уравновешенность Холерик Сильный, уравновешенный, подвижный + Сильный, неуравновешенный, подвижный + Подвижность Флегматик Меланхолик Сильный, уравновешенный, инертный + − + + Слабый, неуравновешенный, подвижный − + − − +

Характеристика типов темперамента

Темперамент

Сангвиник

Сила

+

Уравновешенность

Холерик

Сильный, уравновешенный, подвижный

+

Сильный, неуравновешенный, подвижный

+

Подвижность

Флегматик

Меланхолик

Сильный, уравновешенный, инертный

+

+

+

Слабый, неуравновешенный, подвижный

+

+

Источники информации

Источники информации

  • Біологія людини: Підруч. для 9 кл. серед. загальноосвіт. навч. закл. / М.Н. Шабатура, Н.Ю. Матяш, В.О. Мотузний. - 2-ге вид. перероб. – К.: Генеза, 2001. – 176 с.: іл.
  • CD Віртуальна лабораторія «Біологія людини. 8-9 клас» (версія 1.0 ЗАТ „ Транспортні системи ”);
  • CD Наочний довідник „ Біологія ” ТОВ „ Веста ”, 2007;
  • CD энциклопедия «Encarta»;
  • DVD Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
  • Дмитрий Иванов. Если кто-то сел на Вашу шляпу... Теории личности (неполный обзор) Ссылка на статью: http://www.colloquium.ru/articles/tipologia/tipologia.shtml