СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Биологические задачи по многообразию животных

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Биологические задачи по многообразию животных можно применять на уроках биологии в 7 классе.

Просмотр содержимого документа
«Биологические задачи по многообразию животных»

Биологические задачи по многообразию животных


  1. В пазухах листьев лопуха, растущего недалеко от Сурского водохранилища, скопилась дождевая вода. Через некоторое время в ней были обнаружены те же виды инфузорий, что и в расположенном рядом водоеме. Каким образом инфузории могли «взобраться» на лопух? Какие виды инфузорий обитают в водоемах вашего края?

  2. Каждое животное населяет определенную среду обитания. Многие обитают в почве. Каких беспозвоночных животных можно встретить в почвах вашего края?

  3. В капле воды, взятой из лужи, пруда или болота, при рассмотрении под микроскопом можно увидеть целый мир одноклеточных полупрозрачных животных: постоянно меняющих форму своего тела, более крупных, быстро двигающихся благодаря колебаниям ресничек, быстро плавающих продолговатых существ, при массовом размножении которых вода в луже зеленеет. О каких животных идет речь? Какова их роль в природе?

  4. Гидры живут в водоемах со стоячей или медленно текущей водой. Объясните, почему гидры не могут жить в реках с быстрым течением.

  5. Если разрезать тело пресноводной гидры поперек, то из ее половинок вырастут две новые гидры. Как называется такое явление? Можно ли считать его одной из форм бесполого размножения?

  6. У многих кишечнополостных животных летом наблю­дается бесполое размножение, а осенью - половое. Объ­ясните, с чем связана смена форм размножения и какие преимущества она дает организмам.

  7. При благоприятных условиях среды поврежденная белая планария не погибает и через некоторое время восстанавливает утраченные части тела. В каком случае этот процесс будет происходить успешнее:

а) из поврежденного переднего конца тела,

б) из поврежденной средней части тела,

в) из поврежденного заднего конца тела?

  1. Как называется способность организма восстанавливать утраченные части тела?

  2. Взрослые аскариды живут в бескислородной среде. Однако зародыш в яйце развивается только в том случае, если яйцо попадает во внешнюю среду, богатую кислоро­дом. Какое значение для аскарид имеет способность их яиц развиваться в среде, богатой кислородом?

  3. В географическом атласе Пензенской области рас­смотрите почвенную карту. Определите тип почвы вашего края, возможное количество и общую массу до­ждевых червей, которые могут жить на 2 и 5 сотках пашни с черноземной почвой, если их обычная численность на 1 м2 составляет 450 особей, а масса одного червя в сред­нем 0,2 г.

Пример выполнения задания.

Пусть требуется вычислить количество и массу червей, живущих на 2 сотках (1 сотка = 100 м2, 2 сотки = 200 м2). Следовательно: 450 особей х 200 = 90000 особей; 0,2 г х 90000 = 18000 г = 18 кг.

Ответ. На 2 сотках могут жить 90000 дождевых чер­вей, имеющих общую массу 18 кг.

  1. Кто на одной ноге ходит? Кто на себе дом возит? У кого на голове ноги растут? Все это загадки про моллю­сков. Какие моллюски, характерные для Пензенской облас­ти, обитают в водоемах вашего края?

  2. У наземных и некоторых пресноводных брюхоногих моллюсков жабры заменяются легкими. Перечислите из­вестных вам брюхоногих моллюсков (в водоемах Пензен­ского края), имеющих легочный тип дыхания.

  3. В стоячих водоемах нашей области небольшое количе­ство животных обитает в прибрежной зоне. На дне этой зо­ны живут личинки стрекоз, речные раки, равноногие рачки, черви, улитки и двустворчатые моллюски. Здесь же обитают активно плавающие животные: водяные жуки и клопы, личинки двукрылых, лягушки и др. Как можно объяснить такое раз­нообразие обитателей прибрежной зоны?

  4. Речные раки водятся в относительно чистых реках, речках и озерах с илистым дном и обрывистыми берегами. Где и как зимуют раки?

  5. Ответ. Зимой раки забираются в более глубокие места и укрываются там в норах. Самки в это время от­кладывают яйца, из которых в начале лета появляются маленькие рачата.

  6. Дафнии и циклопы в больших количествах населяют наши пруды и озера и составляют часть планктона водоемов. Каково место названных рачков в цепях питания водоема?

  7. В средней полосе России под водой живет водяной па­ук-серебрянка, который, как и все пауки, дышит атмосферным воздухом. Под водой он устраивает жилище в виде колпачка или колокола из лакированной паутины величиной с напер­сток, прикрепляя его к какому-нибудь водному растению. За­тем паук начинает носить в свое жилище воздух. Здесь же самка откладывает яички, из которых выводятся молодые паучата. На зиму серебрянка либо остается в своем подводном колоколе, заделывая его снизу, либо устраивает себе напол­ненное воздухом убежище в пустой раковине, заклеивая на­ружный вход тонким слоем паутины. Что можно сказать об особенностях образа жизни предков паука-серебрянки?

  8. Паутину, которая появляется по углам в наших ком­натах и других помещениях, устраивает домовый паук. Его паутина плотная, треугольной формы, всегда натянута горизонтально в виде гамака. В заднем углу сеть широкой воронкой переходит в трубу, в которой прячется паук, подстерегая добычу, и в которой он затем выводит по­томство. Какова роль домового паука в жизни человека?

  9. Известно, что насекомые едят не что попало. У каждого вида — своя пища. Из перечня насекомых, оби­тающих в Пензенском крае, выделите: А - хищников, Б - всеядных, В - питающихся растениями.

Насекомые. 1. Саранча. 2. Кузнечик. 3. Сверчок. 4. Рыжий таракан. 5. Пчела медоносная. 6. Божья коровка. О т в е т . А - 2, 6; Б - 3, 4; В - 1, 5.

  1. В 2001 году в юго-восточных районах Пензенской области отмечалось увеличение численности саранчи. Были приняты все меры, чтобы предотвратить дальнейшее рас­пространение саранчи по территории области. В чем опас­ность резкого увеличения численности саранчи?

  2. Животных, питающихся растительной пищей, на­зывают растительноядными или фитофагами. Приведите примеры насекомых-фитофагов, населяющих степные уча­стки Пензенской области.

  3. Животных, питающихся другими животными, называ­ют зоофагами. Каких беспозвоночных водоемов Пензенского края вы можете отнести к зоофагам?

  4. Самка колорадского жука откладывает до 2400 яиц, из которых выходят личинки. Личинка уничтожает во время жизни до 2 г листьев картофеля, взрослый жук — до 4 г. Рассчитайте массу листьев картофеля, съедаемых парой колорадских жуков и их потомством в течение лета, если за лето развивается до трех поколений жуков.

Пример выполнения задания.

2 г х 2400 = 4800 г = 4 кг 800 г листьев;

4 кг 800 г + 8 г (2 взр. жука) = 4 кг 808 г - 1 поко­ление.

  1. Один лесной рыжий муравей съедает 20000 мелких насекомых в день. Обычно в муравейнике проживает до 500000 муравьев. Какое количество насекомых уничтожа­ет за лето (92 дня) один муравей? Какое количество мел­ких насекомых могут уничтожить за один день лесные му­равьи одного муравейника?

  2. Самка саранчи откладывает в год в среднем 250 яиц. Подсчитайте, какому числу равнялось бы потомство одной самки через 2-3 поколения, если бы все потомки вы­жили, а число самок равнялось бы числу самцов. Почему же саранча не заселит всю Землю?

  3. Одна бабочка яблонная плодожорка откладывает около 100 яиц, а ее гусеница, как правило, портит два яб­лока. Средний урожай яблони - примерно 600 яблок. Под­считайте, сколько бабочек должны были бы отложить яйца, чтобы испортить весь урожай яблок на одной яблоне.

  4. Постоянны ли цепи питания в сообществах лесов и степей Пензенской области?

Ответ. Нет. Это связано с сезонными ритмами жизни. Спячка, анабиоз, оцепенение, миграции, листопад вносят большие изменения в жизнь животных, и из цепей питания выпадают многие звенья.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!