1 вариант
Биологические процессы, явления, объекты
1
Расположите в правильном порядке пункты инструкции по вегетативному размножению отводками куста крыжовника. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) Внимательно осмотрите куст и найдите однолетние побеги.
2) Выберите однолетние побеги, растущие близко к поверхности почвы.
3) Закрепите побег деревянными шпильками.
4) Лопатой отделите укоренившийся побег от куста.
5) Пригните побеги к почве и присыпьте землёй.
2
Расположите в правильном порядке процессы, вызывающие листопад. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) отделение черешка листа от побега
2) пожелтение листьев
3) образование пробкового слоя у основания черешка листа
4) уменьшение длины светового дня
3
Расположите в правильном порядке пункты инструкции по вегетативному размножению прививкой, после отбора нужного подвоя. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) Возьмите привой — однолетний побег с двумя-тремя почками или одну почку с частью древесины.
2) Плотно обвяжите место прививки.
3) Подберите подходящий подвой — взрослое растение-сеянец.
4) Прикрепите привой к подвою.
5) Сделайте надрез на подвое до камбия.
4
Расположите в правильном порядке события, происходящие при прорастании фасоли. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) появление семядолей
2) появление зелёных листочков
3) разрушение семенной кожуры
4) набухание семени
5) появление корешка
5
Расположите в правильном порядке организмы в пищевой цепи. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) зёрна пшеницы
2) рыжая лисица
3) клоп вредная черепашка
4) степной орёл
5) обыкновенный перепел
6
Как называют науку, изучающую закономерности исторического развития органического мира?
1) анатомия
2) эволюционное учение
3) генетика
4) экология
7. Какой химический элемент входит в состав жизненно важных органических соединений клетки?
1) фтор
2) углерод
3) медь
4) калий
8
Какой органоид обеспечивает синтез органических веществ из неорганических в растительной клетке?
1) вакуоль
2) митохондрия
3) хлоропласт
4) рибосома
9
Какой органоид обеспечивает накопление продуктов жизнедеятельности в растительной клетке?
1) вакуоль
2) рибосома
3) ядро
4) митохондрия
10
На рисунке изображена растительная клетка. Какую функцию выполняет органоид клетки, обозначенный буквой А?
1) поглощает энергию солнечного света
2) запасает воду
3) контролирует жизнедеятельность
4) производит питательные вещества
11
На рисунке изображена растительная клетка. Какую функцию выполняют органоиды клетки, обозначенные буквой А?
1) производят органические вещества из неорганических
2) запасают воду
3) синтезируют молекулы АТФ
4) контролируют жизнедеятельность
12
Пользуясь таблицей «Зависимость кислородной ёмкости крови млекопитающих от высоты над уровнем моря», ответьте на следующие вопросы. Таблица Зависимость кислородной ёмкости крови млекопитающих от высоты над уровнем моря Вид | Высота над уровнем моря, тыс. м | Количество эритроцитов в 1 мм3 крови, млн. | Содержание гемоглобина, % | Горный баран-архар | 4–5 | 14 | 17,1 | Овца домашняя в горах | 2,6 | 10 | 11,6 | Овца домашняя на равнине | 0 | 9 | 10,3 | Винторогий козёл | 2–3,5 | 26 | 17,1 | Дагестанский тур | 2–4 | 14 | 12,4 | Коза домашняя в горах | 2–3 | 20 | 12,5 | Коза домашняя на равнине | 0 | 15 | 9,9 | Собака домашняя | 4,5 | 8 | 20,6 | Собака домашняя на равнине | 0 | 6 | 14,3 | 1) Для каких из перечисленных млекопитающих ареалы обитания распространяются до высоты 4,1 км? 2) Какая зависимость существует между высотой, на которой обитает животное, и количеством эритроцитов? 3) Какую функцию выполняет гемоглобин в организме млекопитающих? | Конец формы | |
13
Начало формы Пользуясь таблицей «Роль температуры в развитии культурных растений», ответьте на следующие вопросы. Таблица Роль температуры в развитии культурных растений Культура | Температура, °С | *Сумма активных температур, необходимых для развития, °С | Прорастание семян | Появление всходов | Ячмень | 1–2 | 4–5 | 700–1300 | Лён | 3–4 | 5–6 | 900–1300 | Горох | 1–2 | 4–5 | 1200–1500 | Пшеница | 1–2 | 4–5 | 1300–1700 | Картофель | – | – | 1200–1800 | Кукуруза | 8–10 | 10–11 | 2100–2900 | Рис | 13–14 | 14–15 | 2000–3200 | * Биологический минимум температуры, необходимой для развития определённого растения до образования семян. 1) Какое из приведённого перечня культурных растений можно высевать при низких температурах? 2) Почему среди приведённых культурных растений отсутствуют данные по прорастанию семян у картофеля? 3) Какие из приведённых культурных растений нельзя выращивать в районе Санкт-Петербурга, если сумма активных температур в этом регионе составляет 1800 °С? | Конец формы |  | 5CF60C | ![]() |
14
Начало формы Пользуясь таблицей «Выживание куропаток», ответьте на следующие вопросы. Таблица «Выживание куропаток» (по Швердпфегеру, с упрощениями) Возраст, годы | Количество особей | Смертность, % | Доля самок в популяции | живых к началу возраста | погибших в данном возрасте | 0 | 1000 | 850 | 85 | 0,50 | 2 | 112 | 31 | 28 | 0,46 | 4 | 57 | 18 | 32 | 0,32 | 6 | 26 | 9 | 35 | 0,23 | 8 | 11 | 4 | 35 | 0,27 | 10 | 5 | 2 | 35 | 0,20 | 12 | 2 | 1 | 50 | 0 | 13 | 1 | 1 | 100 | 0 | 1) Как изменяется смертность (в %) куропаток в интервале 4–10 лет? 2) Чем можно объяснить высокую смертность куропаток в первый год жизни, если известно, что они гнездятся на земле и являются осёдлыми птицами большей части территории России, вплоть до Алтая и реки Оби? Приведите два объяснения. | Конец формы |  | 1B9881 | ![]() |
15
Начало формы Пользуясь таблицей «Частота встречаемости первоцветов в районе села Пруткино», ответьте на следующие вопросы и выполните задание. Таблица Частота встречаемости первоцветов в районе села Пруткино Название растения | Покрытие площади в 1м2, % | Характер распределения | Процент цветущих растений по отношению к встреченным | Медуница мягкая | 10 | Отдельные группы | 12 | Сон-трава | 3 | Одиночно | 7 | Адонис весенний | 10–30 | Отдельные группы | 23 | Мать-и-мачеха обыкновенная | 50–70 | Равномерно | 49 | Хохлатка плотная | 4 | Одиночно | 9 | Гусиный лук жёлтый | 10–30 | Отдельные группы | 35 | Фиалка удивительная | 10–30 | Отдельные группы | 45 | Первоцвет крупночашечный | 50–70 | Равномерно | 64 | 1) Какие два вида наиболее широко распространены в данном регионе? 2) Какие виды находятся под угрозой исчезновения? 3) Укажите две меры, которые необходимо принять для охраны исчезающих видов. | Конец формы | 16  | B04BD4 | ![]() |
Начало формы Установите последовательность звеньев пищевой цепи. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр. | | 1) | мелкие птицы | 2) | растения | 3) | полярные совы | 4) | насекомые | | | Конец формы |  | 5665C8 | 17 Какие структуры относят к периферической нервной системе человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) спинно-мозговые нервы 2) передний мозг 3) нервные узлы 4) спинной мозг 5) черепно-мозговые нервы 6) продолговатый мозг 18 Какие структуры относят к центральной нервной системе человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) кора больших полушарий 2) мозжечок 3) двигательные нервы 4) чувствительные нервы 5) продолговатый мозг 6) нервные узлы |
19. Какие признаки характерны для представителей класса Хрящевые рыбы? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) отсутствие жаберных крышек
2) осевой скелет костный или костно-хрящевой
3) отсутствие плавательного пузыря
4) только наружное оплодотворение
5) обитают в реках, озёрах, прудах
6) обитают в морях и океанах
20. Какие особенности строения отличают земноводных от рыб? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) органы дыхания представлены лёгкими и кожей
2) имеется внутреннее ухо и среднее ухо
3) головной мозг разделён на пять отделов
4) имеется плавательный пузырь
5) сердце трёхкамерное
6) один круг кровообращения
21. Установите соответствие между признаком и слоем кожи, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ПРИЗНАК | СЛОЙ КОЖИ |
A) расположены рецепторы | 1) эпидермис |
Б) расположены сальные и потовые железы | 2) дерма |
В) при ультрафиолетовом облучении в клетках синтезируется меланин | |
Г) клетки постоянно слущиваются и обновляются | |
Д) слой пронизан многочисленными кровеносными и лимфатическими сосудами | |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
22
Установите соответствие между признаком и типом авитаминоза, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ПРИЗНАК | ТИП АВИТАМИНОЗА |
A) снижение иммунитета | 1) недостаток витамина С |
Б) выпадение зубов | 2) недостаток витамина D |
В) размягчение и деформация костей черепа и конечностей | |
Г) кровоточивость дёсен | |
Д) нарушение мышечной и нервной деятельности | |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
23
Установите соответствие между растением и способом опыления его цветков. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
РАСТЕНИЕ | СПОСОБ ОПЫЛЕНИЯ ЦВЕТКОВ |
A) рожь | 1) насекомыми |
Б) мак | 2) ветром |
В) ландыш | |
Г) орешник | |
Д) дуб | |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
24
Установите соответствие между организмом и средой, в которой он обитает. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ОРГАНИЗМ | СРЕДА |
A) личинка майского жука | 1) водная |
Б) личинка комара | 2) почвенная |
В) дождевой червь | |
Г) крот | |
Д) дельфин | |
Е) гидра | |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
25. Установите соответствие между животным и типом его постэмбрионального развития. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ЖИВОТНОЕ | ТИП РАЗВИТИЯ |
A) исполинский кенгуру | 1) прямое |
Б) травяная лягушка | 2) непрямое |
В) гребенчатый тритон | |
Г) прыткая ящерица | |
Д) средиземноморская черепаха | |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
26
Установите соответствие между примером экологического фактора и группой, к которой его относят. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ПРИМЕР ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ФАКТОРА | ГРУППА |
A) вирус гепатита | 1) абиотический фактор |
Б) химический состав почвы | 2) биотический фактор |
В) длина светового дня | |
Г) пыльца растений | |
Д) смерч | |
27. Установите соответствие между признаком обыкновенной беззубки и критерием вида, для которого этот признак характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ПРИЗНАК | КРИТЕРИЙ ВИДА |
A) личинка развивается в воде | 1) морфологический |
Б) раковина образована двумя створками | 2) экологический |
В) тело покрыто мантией | |
Г) питается водными организмами | |
Д) кровеносная система незамкнутая | |
Е) взрослое животное обитает в пресных водоёмах | |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
28
Установите соответствие между нарушением зрения и заболеванием, для которого оно характерно. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ | ЗАБОЛЕВАНИЕ |
A) глазное яблоко удлинённой формы | 1) близорукость |
Б) чёткое изображение фокусируется перед сетчаткой | 2) дальнозоркость |
В) ресничные мышцы ослаблены и не способны менять кривизну хрусталика | |
Г) удалённые предметы видятся расплывчато | |
Д) близко расположенные предметы видятся расплывчатыми | |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
29. Установите соответствие между примером и типом размножения, который он иллюстрирует. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ПРИМЕР | ТИП РАЗМНОЖЕНИЯ |
A) почкование дрожжей | 1) бесполое |
Б) образование спор у папоротника | 2) половое |
В) выращивание традесканции из черенков | |
Г) образование деток у лука | |
Д) образование плодов и семян у вишни | |
Е) появление отпрысков у сливы | |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
30
Установите соответствие между признаком и царством организмов, для которого этот признак характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ПРИЗНАК | ЦАРСТВО |
A) регулируют свою деятельность рефлекторно | 1) Растения |
Б) образуют кислород на свету | 2) Животные |
В) поглощают углекислый газ и воду в процессе питания | |
Г) питаются готовыми органическими веществами | |
Д) активно передвигаются в поисках пищи | |
Е) образуют углеводы на свету | |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
31. Установите соответствие между животным и типом его постэмбрионального развития. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ХАРАКТЕРИСТИКА | ГРУППА |
A) серая жаба | 1) прямое |
Б) озёрная лягушка | 2) непрямое |
В) бабочка капустница | |
Г) домовый воробей | |
Д) крокодил | |
| |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
32
Установите соответствие между признаком и типом клеток крови, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ПРИЗНАК | ТИП КЛЕТОК КРОВИ |
A) не имеют постоянной формы тела | 1) эритроциты |
Б) в их состав входит белковое вещество гемоглобин | 2) лейкоциты |
В) переносят кислород от органов дыхания ко всем клеткам тела | |
Г) обеспечивают иммунитет | |
Д) в зрелом состоянии имеют ядро | |
| |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
33. Установите соответствие между перечисленными признаками животных и животными, к которым эти признаки относятся. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ХАРАКТЕРИСТИКИ | | ХАРАКТЕРИСТИКИ |
А) кровеносная система не замкнута Б) дышит через поверхность кожи В) имеет внешний скелет Г) имеет фасеточные глаза Д) гермафродит Е) тело разделено на одинаковые сегменты | | 1) пчела медоносная 2) дождевой червь |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
34. Установите соответствие между перечисленными характеристиками животных и животными, к которым они относятся. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ХАРАКТЕРИСТИКИ | | ЖИВОТНОЕ |
А) сердце двухкамерное Б) дыхание лёгочное В) для размножения не требуется вода Г) тело покрыто чешуёй Д) есть боковая линия Е) два круга кровообращения | | 1) окунь 2) крокодил |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
35. Пётр и Василиса решили совершить велосипедную прогулку до полянки в лесу, на которой они собрались устроить пикник. Ехать на велосипеде они собрались не спеша, так что дорога до полянки и обратно должна занять у них около 3 часов. Сколько и каких продуктов Вы порекомендуете им взять с собой, чтобы вернуться обратно не голодными? Распишите меню пикника и свои расчёты.
Таблица 2
Таблица энергетической и пищевой ценности продуктов питания,
на 100 г продукта

Таблица 3
Энергозатраты при различных видах физической активности

36. Никита и Андрей два часа катались на лыжах по паркам Петергофа. После пробежки друзья решили заглянуть в кафе и хорошенько пообедать. Какое меню Вы им предложите, чтобы компенсировать их энергозатраты? При выборе блюд учтите, что Никита — страстный любитель мяса и роллов, а Андрей предпочитает вегетарианскую пищу (не ест мясо и рыбу, но молочные продукты и яйца можно). В ответе укажите энергозатраты прогулки и рекомендуемые блюда с их энергетической ценностью.

