СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Биологичекие ресусы. Особоохраняемые территории России.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал рассказываеиоб особенностях раститльного и животного мира России

Просмотр содержимого документа
«Биологичекие ресусы. Особоохраняемые территории России.»

Уровень образования учащихся: 8 класс

Тема урока: Биологические ресурсы. Особоохрняемые территории России.

Цели урока:

  1. Образовательные:

  • Сформировать основные понятия «Биологические ресурсы», «Растительные ресурсы и ресурсы животного мира», «Заповедник», «Национальный парк».

  • Познакомиться и узнать: Какова роль живых организмов в жизни Земли, Какова роль растительного и животного мира в жизни человека.

  • Закрепить полученные знания.

  1. Развивающие:

  • Формировать познавательный интерес.

  • Расширять кругозор учащихся,

  • Совершенствовать умение работать с печатным текстом.

  1. Воспитательные:

  • Воспитывать чувство бережного отношения к природе.

  • Воспитывать чувство сострадания к братьям нашим меньшим, проявлять заботу о растениях и животных.

  • Воспитывать ответственность за выполнение работы

Задачи урока:

  • усвоение знаний, навыков, представлений.

  • сформировать представление о биологических ресурсах .

  • сформировать умение называть роль растительного и животного мира в жизни человека.

  • сформировать знания о заповедниках, национальных парках, заказниках как о особоохраняемых территориях России

Форма обучения: Классно-урочная

Форма учебной работы: Фронтальная работа

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид занятий учащихся: теоритическое занятие.

Основной метод: объяснительно-иллюстративный.

Время работы: 40 минут

Планируемый результат:

  • учебно-познавательная компетенция:

- Знать: о заповедниках, национальных парках, заказниках – как о особоохраняемых территориях России.

- Уметь: называть роль растительного и животного мира.

Оборудование:

  • атлас с животным и растительным миром

  • карта России

Межпредметные связи:

  • биология

  • ботаника

  • экология

Внутрипредметные связи:

  • Природные условия и ресурсы.



План урока:

  1. Организационный момент (2 минуты)

  • Начало урока (приветствие) – 1 минута

  • Проверка отсутствующих – 1 минута.

  • Цели урока

  • Проверка домашнего задания.

  1. Основная часть урока (34 минут)

  • Проверка домашнего задания.

  • Объяснение новой темы, постановка целей урока.

  • Закрепление полученного материала.

  1. Подведение итогов урока (4 минуты)

  • Домашнее задание

  • Выставление оценок.

  • Заключительное слово учителя.

Ход урока.

I. Организационный момент.

1) Приветствие,

2) Проверка отсутствующих.

3) Цели урока:

1. Проверка домашнего задания.

2. Объяснение новой темы.

3.Закрепление полученного материала.

4. Подведение итогов урока.

4) Урок начинается с проверки домашнего задания по & 20 «Растительный и животный мир России». Ученикам предстояло в письменном виде ответить на 4 вопроса.

Проверка домашнего задания: фронтальный опрос класса.

1 вопрос: Что богаче по видовому составу – растительный или животный мир России? Ответ ученика. По видовому составу богаче животный мир, так как в стране насчитывается до 130 тыс. животных, а растений всего 18 тыс.

Далее ученик поясняет, почему животный мир богаче. Больше всего – насекомых, 90 тыс. видов. Многочисленны рыбы, их более 1450 видов. Земноводных и пресмыкающихся – 160 видов. Птиц – 710, а млекопитающих в нашей стране обитает около 350 видов. А растений всего около тысячи, деревьев около 500.

2 вопрос: Что влияет на размещение растительности?

Ответ ученика. В размещение представителей различных видов растений прослеживаются закономерности, обусловленные, прежде всего широтной зональностью и высотной поясностью.

3 вопрос. Назовите основные типы растительности нашей страны?

Ответ ученика. Основные типы растительности включают растительность арктических пустынь, тундр, лесов, степей, пустынь.

4 вопрос. Как приспособлены животные к жизни в безлесных зонах? В лесных?

Ответ ученика.

II. Основная часть урока.

2) Объяснение новой темы

Тема сегодняшнего урока: & 21. БИОЛГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ. ОСОБООХРАНЯЕМЫЕ ТЕРРИТОРИИ.

Цель нашего занятия:

  • Сформировать основные понятия «Биологические ресурсы», «Растительные ресурсы и ресурсы животного мира», «Заповедник», «Национальный парк».

  • Познакомиться и узнать: Какова роль живых организмов в жизни Земли, Какова роль растительного и животного мира в жизни человека.

  • Закрепить полученные знания.

Вопрос к классу: Как вы думаете, какова роль живых организмов в жизни Земли, давайте подумаем? (Ответы учеников).

Далее вместе с учителем, ученики записывают в тетрадь основные тезисы:

1.растительность влияет на климат:

2. растения обогащают почву органическими остатками, улучшают её плодородие.

3.деревья, кустарники и травы защищают почву от эрозии

4. лесные посадки создают преграду движущимся пескам.

5. многие животные – земляные черви, роющие грызуны – активно участвуют в почвообразовании.

6. большие скопления органических остатков становятся биоматериалом, слагающим горные породы.

7. есть животные, которые переносят семена и плоды растений, помогая их распространению.

Вывод: организмы на Земле – это один из наиболее сложных и ярких компонентов, определяющий облик почти всех географических ландшафтов.

Учитель: Роль растительного и животного мира в жизни человека трудно переоценить. Освоение людьми природных ресурсов началось с освоения ресурсов биологических.

Биологические ресурсы – это растительные и животные организмы, используемые человеком в различных целях. (Учащиеся записывают в тетрадь).

Биологические ресурсы



Растительные ресурсы Ресурсы животного мира.

(Учащиеся записываю в тетрадь).

Учитель: Далее мы рассмотрим, как человек использует их в своей жизни.

Растительные ресурсы – это леса, луга, пастбища, травы, кустарники, ягоды и т.д.

Растительные ресурсы:

- растительный мир даёт человеку пищу, корма, топливо, сырьё;

- плоды растений: ягоды, орехи, фрукты;

- получение из трав и кустарников лекарственных растений;

- луга, пастбища, сенокосы – прекрасная кормовая база для животноводства;

- леса дают древесину – строительную и поделочную, химическое сырьё. (Учащиеся записываю в тетрадь).

Учитель: Ресурсы животного мира – это прежде всего охотничье-промысловые ресурсы.

Вопрос к классу: Как вы думаете, что относят к охотничье-промысловым ресурсам? (Ответы учащихся).

Охотничий промысел – это один из наиболее древних занятий человека.

Человек научился получать различные продукты животного мира:

- пушнина. Пушные звери РФ – белка, песец, лиса, заяц-беляк, куница, выдра, бобр, соболь. На зверофермах разводят – норку, ондатру;

- шкура, мясо;

- продукты охотничьих промыслов используются для изготовления удобрений, лекарств;

- пища (рябчики, куропатки, тетерева были издавна деликатесными блюдами русской кухни). (Учащиеся записывают в тетрадь).

Учитель: Растительность и животный мир очень сильно страдают от хозяйственной деятельности человека – вырубка лесов под строительство дорог, домов, незаконная охота и рыбалка, браконьерство. Ещё в прошлом веке в результате охотничьих промыслов практически были истреблены европейский зубр, кавказский олень, тасманский волк, яванский тигр и т.д. (Показаны картинки с животными на ноутбуке). Для защиты отдельных видов растений и животных от полного уничтожения стали создаваться заповедники.

Заповедники – особо охраняемые территории (акватории), исключённые из любой хозяйственной деятельности ради сохранения в нетронутом виде природных комплексов, а также отдельных видов растений и животных. В России насчитывается 110 заповедников. (Учащиеся записывают в тетрадь).

Учитель: В 1919 году был учреждён первый советский заповедник – Астраханский. Он расположен в дельте Волги. (Учащиеся записывают в тетрадь). В заповеднике охраняются редкие породы осетровых рыб, водоплавающие птицы, редкие растения – лотос, водяной орех (занесены в Красную книгу). (Показаны фотографии лотоса и водяного ореха).

В заповедниках чаще всего охраняется весь природный комплекс. Но особенное внимание уделяют редким и исчезающим видам растений и животных, а также уникальным природным образованиям (природным уникумам), таким как, например водопад Кивач в одноимённом заповеднике, озеро Байкал, Ленские столбы и т.д.

Учитель: Кроме заповедников, существуют другие особоохраняемые природные территории - национальные парки.

Национальный парк – это особо охраняемая территория и акватория с малонарушенными комплексами и уникальными природными и антропогенными объектами. В России насчитывается 46 национальных парков. (Учащиеся записывают в тетрадь.).

Учитель: Следует понимать разницу между заповедниками и националами парками. Заповедники и национальные парки - это особо охраняемые территории, но национальные парки сочетают в себе задачи охраны природы и кратковременного посещения с целью отдыха и туризма, строго контролируемого. В заповедниках исключена любая деятельность человека, только мониторинг всех природных процессов.

3) Закрепление нового материала.

Учитель: 1.Какова роль растительных и животных ресурсов в жизни человека?

2. Что такое биологические ресурсы?

3. Какую роль играют заповедники и национальные парки в охране природы.

III. Подведение итогов урока.

1) Домашнее задание - & 20, ответить письменно на вопросы 1-3, читать конспект.

2) Выставление оценок за урок.

3) Заключительное слово учителя: Спасибо, урок окончен. Всем успешной работы.









-
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!