СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Биологические ритмы и их влияние на здоровье человека .

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации описаны основные биоритмы человека и их влияние на работоспособность и здоровье человека .

Просмотр содержимого документа
«Биологические ритмы и их влияние на здоровье человека .»

«Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека»

«Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека»

Биологические ритмы – это периодически повторяющиеся изменения характера и интенсивности биологических процессов и явлений в организме человека Наука о биологических ритмах - хронобиология  Утомление – это состояние временного снижения работоспособности человека

Биологические ритмы – это периодически повторяющиеся изменения характера и интенсивности биологических процессов и явлений в организме человека

Наука о биологических ритмах - хронобиология

Утомление – это состояние временного снижения работоспособности человека

Биологические часы  - спо­собность животного и человека ориентироваться во времени; осно­вана на строгой периодичности физико-химических и физиологи­ческих процессов в клетках - биологических ритмах.

Биологические часы - спо­собность животного и человека ориентироваться во времени; осно­вана на строгой периодичности физико-химических и физиологи­ческих процессов в клетках - биологических ритмах.

Биологические ритмы  Суточные   Недельные   Месячные  Сезонные  Годовые

Биологические ритмы

Суточные

Недельные

Месячные

Сезонные

Годовые

График работоспособности в течение суток  (Суточные биоритмы)

График работоспособности в течение суток (Суточные биоритмы)

Недельные биоритмы

Недельные биоритмы

СУТКИ      Свободное время (8 часов).  Сон (8 часов).   Работа  (учеба в школе + домашнее задание) 8 часов.

СУТКИ

Свободное время (8 часов).

Сон (8 часов).

Работа

(учеба в школе + домашнее задание) 8 часов.

 Годовой биоритм Годовой биоритм связан со сменой времен года (сезонные биоритмы), с движением Солнца, с движением Земли вокруг Солнца. Активность человека меняется со сменой сезона.

Годовой биоритм

Годовой биоритм связан со сменой времен года (сезонные биоритмы), с движением Солнца, с движением Земли вокруг Солнца. Активность человека меняется со сменой сезона.

Большинство людей менее активны в короткие зимние дни, а с наступлением весны человек оживает, его активность повышается. Наименьшая активность всегда отмечается во второй и двенадцатый месяцы года. Февраль и декабрь – месяцы наименьшей активности почти для всех.

Большинство людей менее активны в короткие зимние дни, а с наступлением весны человек оживает, его активность повышается. Наименьшая активность всегда отмечается во второй и двенадцатый месяцы года. Февраль и декабрь – месяцы наименьшей активности почти для всех.

Месячные биоритмы Месячный биоритм связан с четырьмя фазами Луны:  1-я фаза – новолуние;  2-я фаза – растущая Луна;  3-я фаза – полнолуние;  4-я фаза – убывающая Луна.   В период растущей Луны человек более активен.   В период убывающей Луны жизнеспособность организма снижается, человек менее активен, чув­ствует усталость, все у него продвигается «со скрипом».

Месячные биоритмы

Месячный биоритм связан с четырьмя фазами Луны: 1-я фаза – новолуние; 2-я фаза – растущая Луна; 3-я фаза – полнолуние; 4-я фаза – убывающая Луна.  В период растущей Луны человек более активен.  В период убывающей Луны жизнеспособность организма снижается, человек менее активен, чув­ствует усталость, все у него продвигается «со скрипом».

Виды биоритмов  Экологические ритмы  Физиологические ритмы

Виды биоритмов

Экологические

ритмы

Физиологические ритмы

Экологические биоритмы  суточные, сезонные (годовые), приливные, лунные ритмы

Экологические биоритмы

  • суточные,
  • сезонные (годовые),
  • приливные,
  • лунные ритмы
Физиологические биоритмы  ритмы биения сердца, ритмы давления, ритмы артериального давления

Физиологические биоритмы

  • ритмы биения сердца,
  • ритмы давления,
  • ритмы артериального давления
Максимальная активность организма человека в его суточном биоритме  печень - с 1 до 3 часов ночи; легкие - с 3 до 5 часов утра; толстая кишка - с 5 до 7 часов утра; желудок - с 7 до 9 часов утра; селезенка и поджелудочная железа – с 9 до 11 часов утра; сердце - с 11 до 13 часов дня;

Максимальная активность организма человека в его суточном биоритме

печень - с 1 до 3 часов ночи;

легкие - с 3 до 5 часов утра;

толстая кишка - с 5 до 7 часов утра;

желудок - с 7 до 9 часов утра;

селезенка и поджелудочная железа

с 9 до 11 часов утра;

сердце - с 11 до 13 часов дня;

Максимальная активность организма человека в его суточном биоритме    тонкая кишка - с 13 до 15 часов дня; мочевой пузырь - с 15 до 17 часов дня; почки - с 17 до 19 часов вечера; органы кровообращения, половые органы - с 19 до 21 часов вечера; органы теплообразования - с 21 до 23 часов ночи; желчный пузырь - с 23 до 1 часу ночи

Максимальная активность организма человека в его суточном биоритме

тонкая кишка - с 13 до 15 часов дня;

мочевой пузырь - с 15 до 17 часов дня;

почки - с 17 до 19 часов вечера;

органы кровообращения, половые органы - с 19 до 21 часов вечера;

органы теплообразования - с 21 до 23 часов ночи;

желчный пузырь - с 23 до 1 часу ночи

Усталость – утомление - переутомление Усталость – закономерное явление, возникающее после любого вида деятельности.  Утомление – это временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия какой-либо нагрузки. Переутомление – высшая стадия утомления, когда все ресурсы организма находятся на пределе.

Усталость – утомление - переутомление

Усталость – закономерное явление, возникающее после любого вида деятельности.

Утомление – это временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия какой-либо нагрузки.

Переутомление – высшая стадия утомления, когда все ресурсы организма находятся на пределе.

Рекомендации по профилактике утомления и переутомления

Рекомендации по профилактике утомления и переутомления

 для профилактики переутомления и  во время отдыха устраните или уменьшите воздействие вредных раздражающих факторов среды обитания. В первую очередь — снизьте уровень шума, яркость света;  лучшим отдыхом служит переключение на другой вид деятельности, чередование умственных нагрузок с физическими упражнениями. Отдых, состоящий из чередования разных видов деятельности, называ­ется активным отдыхом. Он более эффективен, чем пассивный, осуществляющийся в условиях полного покоя. Так, работники умственного труда, имеющие регулярную физическую нагрузку, живут в среднем на 10 лет больше тех, кто ведет сидячий образ жизни;
  • для профилактики переутомления и во время отдыха устраните или уменьшите воздействие вредных раздражающих факторов среды обитания. В первую очередь — снизьте уровень шума, яркость света;
  • лучшим отдыхом служит переключение на другой вид деятельности, чередование умственных нагрузок с физическими упражнениями. Отдых, состоящий из чередования разных видов деятельности, называ­ется активным отдыхом. Он более эффективен, чем пассивный, осуществляющийся в условиях полного покоя. Так, работники умственного труда, имеющие регулярную физическую нагрузку, живут в среднем на 10 лет больше тех, кто ведет сидячий образ жизни;
 важным фактором профилактики усталости является рациональное питание;  природные ландшафты — лучшее место отдыха. Врачи все больше обращаются к природе как к немедикаментозному лечебно-профилактическому средству воздействия на человека. Природные ландшафты воздействуют на организм человека психологически целостно, одновременно через все органы чувств, вы­зывая ощущение прекрасного. Особенно сильным оздоровительным эффектом обладают леса с их прохладой, тишиной, мягким освещением, гармонией звуков и красок, приятным запахом;
  • важным фактором профилактики усталости является рациональное питание;
  • природные ландшафтылучшее место отдыха. Врачи все больше обращаются к природе как к немедикаментозному лечебно-профилактическому средству воздействия на человека. Природные ландшафты воздействуют на организм человека психологически целостно, одновременно через все органы чувств, вы­зывая ощущение прекрасного. Особенно сильным оздоровительным эффектом обладают леса с их прохладой, тишиной, мягким освещением, гармонией звуков и красок, приятным запахом;
 регулярно отдыхайте. Обязателен отдых после занятий в школе, необходимы перерывы во время выпол­нения домашних заданий. Недопустимо работать без перерыва на обед, не использовать для полноценного отдыха выходные дни.
  • регулярно отдыхайте. Обязателен отдых после занятий в школе, необходимы перерывы во время выпол­нения домашних заданий. Недопустимо работать без перерыва на обед, не использовать для полноценного отдыха выходные дни.
Тест «Сова» или «жаворонок»

Тест «Сова» или «жаворонок»

1. Трудно ли вам вставать рано утром?  а) да, почти всегда - 3 б) иногда - 2  в) редко - 1  г) крайне редко - 0

1. Трудно ли вам вставать рано утром?

а) да, почти всегда - 3

б) иногда - 2 в) редко - 1 г) крайне редко - 0

2. В какое время вы предпочитаете ложиться спать?  а) после часа ночи - 3 б) от половины двенадцатого до часа - 2 в) от десяти до половины двенадцатого - 1 г) до десяти часов - 0

2. В какое время вы предпочитаете ложиться спать?

а) после часа ночи - 3

б) от половины двенадцатого до часа - 2

в) от десяти до половины двенадцатого - 1

г) до десяти часов - 0

3. Какой завтрак вы предпочитаете в первый час  после  про­буждения?  а) солидный - 3 б) обильный, но не очень калорийный - 2 в) достаточно одного вареного яйца или бутерброда - 1 г) хватит чашки чая или кофе - 0

3. Какой завтрак вы предпочитаете в первый час  после  про­буждения?

а) солидный - 3

б) обильный, но не очень калорийный - 2

в) достаточно одного вареного яйца или бутерброда - 1

г) хватит чашки чая или кофе - 0

4. Вспомните ваши легкие раздражения или мелкие ссоры на учебе и дома. В какое время они чаще всего случаются?  а) в первой половине дня - 1 б) во второй половине дня - 0

4. Вспомните ваши легкие раздражения или мелкие ссоры на учебе и дома. В какое время они чаще всего случаются?

а) в первой половине дня - 1

б) во второй половине дня - 0

5 . От чего вы могли бы легко отказаться?  а) от утреннего чая или кофе - 2 б) от вечернего чая - 0

5 . От чего вы могли бы легко отказаться?

а) от утреннего чая или кофе - 2

б) от вечернего чая - 0

6. Легко ли вы во время каникул, дальних поездок нарушаете привычки, связан­ные с приемом пищи?  а) очень легко - 0 б) достаточно легко - 1  в) трудно - 2 г) привычек не меняю - 3

6. Легко ли вы во время каникул, дальних поездок нарушаете привычки, связан­ные с приемом пищи?

а) очень легко - 0

б) достаточно легко - 1 в) трудно - 2

г) привычек не меняю - 3

7. С утра вас ждут важные дела. На сколько часов раньше вы ляжете вечером спать?  а) более чем на два часа - 3 б) на час-два - 2 в) менее чем на час - 1 г) как обычно - 0

7. С утра вас ждут важные дела. На сколько часов раньше вы ляжете вечером спать?

а) более чем на два часа - 3

б) на час-два - 2

в) менее чем на час - 1

г) как обычно - 0

Результаты: от 0 до 7 баллов - вы - «жаворонок». от 8 до 13 баллов - свидетельствует о неопределенности типа.Вы-аритмик «голубь», который время от времени впадает то в одну, то в другую крайность. от 14 до 20 баллов - явно выраженные «совы». У каждого типа есть свои преимущества. Так что только от вас зависит, сможете ли вы ими воспользоваться.

Результаты:

  • от 0 до 7 баллов - вы - «жаворонок».
  • от 8 до 13 баллов - свидетельствует о неопределенности типа.Вы-аритмик «голубь», который время от времени впадает то в одну, то в другую крайность.
  • от 14 до 20 баллов - явно выраженные «совы».

У каждого типа есть свои преимущества. Так что только от вас зависит, сможете ли вы ими воспользоваться.

Характерные признаки «жаворонка»:  максимальная работоспособность утром следование общепринятым нормам, неконфликтность любовь к спокойствию неуверенность в себе наличие психологических проблем

Характерные признаки «жаворонка»:

  • максимальная работоспособность утром
  • следование общепринятым нормам,
  • неконфликтность
  • любовь к спокойствию
  • неуверенность в себе
  • наличие психологических проблем
Характерные признаки «сов»:  максимальная работоспособность вечером (ночью) легко приспосабливаются к изменению режимов не страшатся трудностей и эмоциональных переживаний относятся к экстравертам стрессостойки легко относятся к удачам и неудачам

Характерные признаки «сов»:

  • максимальная работоспособность вечером (ночью)
  • легко приспосабливаются к изменению режимов
  • не страшатся трудностей и эмоциональных переживаний
  • относятся к экстравертам
  • стрессостойки
  • легко относятся к удачам и неудачам
Характерные признаки «голубей»: биоритмы и показатели находятся между показателями

Характерные признаки «голубей»:

  • биоритмы и показатели находятся между показателями "жаворонков" и "сов".
  • пик активности физиологических функций приходится на дневные часы.
ХОРОШЕГО ВАМ ДНЯ!  БЕРЕГИТЕ ЗДОРОВЬЕ!

ХОРОШЕГО ВАМ ДНЯ! БЕРЕГИТЕ ЗДОРОВЬЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!