Тихонова Ирина Ивановна,
учитель биологии и химии МБОУ ООШ Оренбургского сельского поселения Бикинского района Хабаровского края
Биологический диктант «Опорно-двигательная система» составлен на основе Рабочей программы по биологии для 8 класса (УМК В.В. Пасечник), включает два варианта по десять незавершенных предложений. Позволяет осуществить контроль знаний строения и функциях скелета человека, типы костей и их соединений: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).
Завершая предложения биологического диктанта «Опорно-двигательная система» обучающиеся продемонстрируют приобретенные в ходе выполнения практической работы по наглядному пособию скелета предметные умения распознавать отдельные кости скелета.
Контролируется важное умение школьников устанавливать причинно-следственные связи на примере функций скелета. Диктант служит основой пропедевтики правил оказания первой помощи при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Ответы к биологическому диктанту «Опорно-двигательная система» позволят не только проводить учителю оценивание, но формировать личностные результаты обучения восьмиклассников — самостоятельно проверять правильность своих записей и вносить коррективы в усваиваемые знания.
Биологический диктант по теме «Опорно-двигательная система», 8 класс
Вариант 1
Закончите предложение
1. Кости черепа соединены …
2. Сустав сверху покрыт …
3. Парные височные кости входят в отдел черепа, который называется …
4. Грудная клетка состоит из …
5. Предплечье состоит из двух костей: …
6. Тазовые кости образуют….
7. Три отдела скелета верхней конечности: …
8. Функции скелета: …
9. Из каких отделов состоит кисть?
10. Перечислите виды суставов.
Биологический диктант по теме «Опорно-двигательная система», 8 класс
Вариант 2
Закончите предложение
1. Суставная жидкость уменьшает …
2. Череп состоит из двух отделов: …
3. Лобная кость входит в отдел черепа, который называется …
4. Ключицы и лопатки образуют …
5. Голень состоит из двух костей: …
6. Отделы скелета туловища: …
7. Три отдела скелета нижней конечности: …
8. Функции скелета: …
9. Из каких отделов состоит стопа?
10. Перечислите виды суставов.
Ответы к предложениям биологического диктанта «Опорно-двигательная система»:
№ вопроса | Вариант 1 | Вариант 2 |
1. | неподвижно | трение костей |
2. | суставной сумкой | мозгового и лицевого |
3. | мозговой отдел | мозговой отдел |
4. | 12 пар ребер и грудины | скелет плечевого пояса |
5. | локтевой и лучевой | большой и малой берцовых |
6. | пояс нижних конечностей | позвоночник и грудная клетка |
7. | плечо, предплечье, кисть | бедро, голень, стопа |
8. | опорная, защитная, участие в минеральном обмене | опорная, защитная, участие в минеральном обмене |
9. | запястье, пястье, фаланги пальцев | предплюсна, плюсна, фаланги пальцев |
10. | локтевой, плечевой, коленный, голеностопный | локтевой, плечевой, коленный, голеностопный |
Критерии оценки теоретических знаний диктанта «Опорно-двигательная система»
Отметка «5»:
полно раскрыто содержание предложений в объёме 10 предложений диктанта; чётко и правильно записаны биологические научные термины.
Отметка «4»:
раскрыто содержание 8 - 9 предложений, допущены незначительные небольшие неточности при использовании научных терминов.
Отметка «3»:
усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно в 7 предложениях, допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии.
Отметка «2»:
на 6 вопросов диктанта не даны ответы; допущены грубые ошибки при использовании терминологии.