СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Биологическое действие радиоактивных излучений на живые организмы

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

в данной презентации рассматривается характер воздействия различных видов радиоактивных излучений на живые организмы

Просмотр содержимого документа
«Биологическое действие радиоактивных излучений на живые организмы»

Урок на тему: » Биологическое действие радиоактивных излучений»

Урок на тему: » Биологическое действие радиоактивных излучений»

Цели урока: 1. Личностные: формирование ценностных отношений друг к другу, результатам обучения; убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества. 2. Метапредметные: формирование умений воспринимать, перерабатывать, анализировать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами. 3. Предметные: применять знания основ квантовой физики для анализа и объяснения явлений природы ; объяснять проблемы ядерной безопасности, возникающие в связи с использованием ядерной энергии.

Цели урока:

  • 1. Личностные: формирование ценностных отношений друг к другу, результатам обучения;
  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества.
  • 2. Метапредметные:
  • формирование умений воспринимать, перерабатывать, анализировать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами.
  • 3. Предметные: применять знания основ квантовой физики для анализа и объяснения явлений природы ;
  • объяснять проблемы ядерной безопасности, возникающие в связи с использованием ядерной энергии.
Тест по теме: « Альфа-, бета-и гамма излучения» 1.Установите соответствие: 1 . Для выяснения радиоактивного излучения Э. Резерфорд пропускал его через… 2. В опыте Резерфорда излучение распадалось на… 3. Отрицательный компонент излучения ученый назвал… 4. Положительный компонент излучения он назвал… 5. Нейтральный компонент излучения Э.Резерфорд назвал… Варианты ответов: А. бета лучи; Б. Электрическое поле; В. 3 пучка; Г. гамма лучами; Д. альфа лучами; Е. Магнитное поле; Ж. Несколько пучков. Ответ: 1____; 2____; 3____; 4____; 5____.

Тест по теме: « Альфа-, бета-и гамма излучения»

  • 1.Установите соответствие:
  • 1 . Для выяснения радиоактивного излучения Э. Резерфорд пропускал его через…
  • 2. В опыте Резерфорда излучение распадалось на…
  • 3. Отрицательный компонент излучения ученый назвал…
  • 4. Положительный компонент излучения он назвал…
  • 5. Нейтральный компонент излучения Э.Резерфорд назвал…
  • Варианты ответов:
  • А. бета лучи; Б. Электрическое поле; В. 3 пучка; Г. гамма лучами; Д. альфа лучами; Е. Магнитное поле; Ж. Несколько пучков.
  • Ответ: 1____; 2____; 3____; 4____; 5____.
Установите соответствие 2 .1 . Э. Резерфорд выяснил, что заряд альфа – частицы по модулю в 2 раза… 2. Он вычислил массу альфа частицы, она оказалась в 4 раза… 3. Ученый понял, что альфа частица представляет собой… 4. Э. Резерфорд убедился в справедливости своего вывода с помощью… Варианты ответов: А. Спектрального анализа. Б. Меньше, чем у протона. В. Больше, чем у протона. Г. Ядро атома гелия.  Д. Больше, чем у электрона. Е. Интерференции. Ответ: 1___; 2_____; 3___; 4_______.

Установите соответствие

  • 2 .1 . Э. Резерфорд выяснил, что заряд альфа – частицы по модулю в 2 раза…
  • 2. Он вычислил массу альфа частицы, она оказалась в 4 раза…
  • 3. Ученый понял, что альфа частица представляет собой…
  • 4. Э. Резерфорд убедился в справедливости своего вывода с помощью…
  • Варианты ответов:
  • А. Спектрального анализа.
  • Б. Меньше, чем у протона.
  • В. Больше, чем у протона.
  • Г. Ядро атома гелия. Д. Больше, чем у электрона.
  • Е. Интерференции.
  • Ответ: 1___; 2_____; 3___; 4_______.
3. Наибольшей проникающей способностью обладают... Варианты ответов : А. Альфа- лучи. Б. Альфа- лучи и бета- лучи; В. Гамма- лучи и альфа- лучи. Г. Гамма- лучи. Д. Бета- лучи. 4. Гамма лучи представляют собой… Варианты ответов: А. Поток нейтронов, Б. Поток электронов. В. Поток ядер гелия. Г. Электромагнитные волны.
  • 3. Наибольшей проникающей способностью обладают...
  • Варианты ответов :
  • А. Альфа- лучи. Б. Альфа- лучи и бета- лучи; В. Гамма- лучи и альфа- лучи. Г. Гамма- лучи. Д. Бета- лучи.
  • 4. Гамма лучи представляют собой…
  • Варианты ответов:
  • А. Поток нейтронов,
  • Б. Поток электронов. В. Поток ядер гелия. Г. Электромагнитные волны.
5. Бета – лучи представляют собой… А. Поток протонов. Б. Электромагнитные волны. В. Поток электронов. Г. Поток ядер гелия. 6. Альфа – лучи представляют собой … А. Поток ядер гелия. Б. Поток нейтронов. В. Поток протонов. Г. Электромагнитное волны. 7. Компоненты излучения можно расположить по убыванию проникающей способности… А. Альфа-, бета-, гамма- лучи. Б. Бета-, гамма-, альфа- лучи. В. Гамма-, альфа-, бета- лучи. Г. Альфа-, гамма-, бета- лучи. Д. Гамма-, бета-, альфа лучи.
  • 5. Бета – лучи представляют собой…
  • А. Поток протонов. Б. Электромагнитные волны. В. Поток электронов. Г. Поток ядер гелия.
  • 6. Альфа – лучи представляют собой
  • А. Поток ядер гелия. Б. Поток нейтронов. В. Поток протонов. Г. Электромагнитное волны.
  • 7. Компоненты излучения можно расположить по убыванию проникающей способности…
  • А. Альфа-, бета-, гамма- лучи.
  • Б. Бета-, гамма-, альфа- лучи.
  • В. Гамма-, альфа-, бета- лучи.
  • Г. Альфа-, гамма-, бета- лучи.
  • Д. Гамма-, бета-, альфа лучи.
 8. Установите соответствие: 1.Слой алюминия толщиной 1 см не задерживает… 2. Слой воздуха толщиной 0,1 мм не задерживает… 3.Слой бумаги толщиной 1 мм не задерживает… Варианты ответов: А. Альфа -, бета -и гамма лучи. Б. Бета- и гамма - лучи. В. Гамма лучи. Г. Альфа – и гамма – лучи. Д. Альфа – и бета – лучи. Ответ: 1____; 2_____; 3_________.

8. Установите соответствие:

  • 1.Слой алюминия толщиной 1 см не задерживает…
  • 2. Слой воздуха толщиной 0,1 мм не задерживает…
  • 3.Слой бумаги толщиной 1 мм не задерживает…
  • Варианты ответов:
  • А. Альфа -, бета -и гамма лучи.
  • Б. Бета- и гамма - лучи.
  • В. Гамма лучи.
  • Г. Альфа – и гамма – лучи.
  • Д. Альфа – и бета – лучи.
  • Ответ: 1____; 2_____; 3_________.
Ответы на задания теста 1.  1.Е 2. В 3. А 4. Д 5. Г 2. 1.  Д. 2 В. 3 Г. 4 Е 3 . Г 4 . Г 5 . В 6 . А 7 . Д 8. 1. В 2. А 3. Б Каждый ответ оценивается в 1 балл. Критерий выставления оценок: «3»- 11 - 13 баллов; «4»-14 – 15 баллов; «5» – 16 17 баллов.

Ответы на задания теста

  • 1.
  • 1.Е 2. В 3. А 4. Д 5. Г
  • 2.
  • 1. Д. 2 В. 3 Г. 4 Е
  • 3 . Г 4 . Г
  • 5 . В 6 . А
  • 7 . Д
  • 8. 1. В 2. А 3. Б
  • Каждый ответ оценивается в 1 балл.
  • Критерий выставления оценок:
  • «3»- 11 - 13 баллов;
  • «4»-14 – 15 баллов;
  • «5» – 16 17 баллов.
Этот снимок Чернобыльской АЭС в Чернобыле (Украина) 1986 года, сделанный с воздуха, показывает разрушения от взрыва и пожара реактора №4 26 апреля 1986 года. В результате взрыва и пожара, который последовал за ним, произошел выброс огромного количества радиоактивных веществ в атмосферу.

Этот снимок Чернобыльской АЭС в Чернобыле (Украина) 1986 года, сделанный с воздуха, показывает разрушения от взрыва и пожара реактора №4 26 апреля 1986 года. В результате взрыва и пожара, который последовал за ним, произошел выброс огромного количества радиоактивных веществ в атмосферу.

Авария на Чернобыльской станции расценивается как крупнейшая в своем роде за всю историю атомной энергетики, как по количеству пострадавших и погибших от ее последствий людей, так и по экономическому ущербу. 134 человека перенесли лучевую болезнь разной степени тяжести, более 115 тысяч эвакуированы из 30 км зоны. В ликвидации участвовали более 600 тысяч человек. Взрыв реактора напоминал мощную « грязную бомбу» - основным поражающим фактором стало радиоактивное заражение. Облако, образовавшееся от горящего реактора, разнесло различные радиоактивные материалы, и прежде всего радионуклеиды йода и цезия.
  • Авария на Чернобыльской станции расценивается как крупнейшая в своем роде за всю историю атомной энергетики, как по количеству пострадавших и погибших от ее последствий людей, так и по экономическому ущербу. 134 человека перенесли лучевую болезнь разной степени тяжести, более 115 тысяч эвакуированы из 30 км зоны. В ликвидации участвовали более 600 тысяч человек. Взрыв реактора напоминал мощную « грязную бомбу» - основным поражающим фактором стало радиоактивное заражение. Облако, образовавшееся от горящего реактора, разнесло различные радиоактивные материалы, и прежде всего радионуклеиды йода и цезия.
Воздействие излучений на организм. Излучение радиоактивных веществ оказывают очень сильное воздействие на все живые организмы. Даже сравнительно слабое излучение, которое при полном поглощении повышает температуру тела лишь на 0, 001 град. по Цельсию, нарушает жизнедеятельность клетки. Живая клетка – сложный механизм, не способный продолжать нормальную деятельность даже при малых повреждениях отдельных его участков. Между тем и слабые излучения способны нанести клеткам существенные повреждения и вызвать опасные заболевания ( лучевую болезнь).

Воздействие излучений на организм.

Излучение радиоактивных веществ оказывают очень сильное воздействие на все живые организмы. Даже сравнительно слабое излучение, которое при полном поглощении повышает температуру тела лишь на 0, 001 град. по Цельсию, нарушает жизнедеятельность клетки.

Живая клетка – сложный механизм, не способный продолжать нормальную деятельность даже при малых повреждениях отдельных его участков. Между тем и слабые излучения способны нанести клеткам существенные повреждения и вызвать опасные заболевания ( лучевую болезнь).

Характеристики воздействия излучений на живые организмы Поглощенная доза излучения – отношение поглощенной энергии Е ионизирующего излучения к массе m облучаемого вещества : D =E /m;  Поглощенная доза излучения в СИ измеряется в Греях.  1 Гр =1 Дж/кг. Естественный фон радиации составляет за год дозу излучения 0,002 Гр. Международная комиссия по радиационной защите установила для лиц, работающих с излучением, предельно допустимую за год дозу 0,05 Гр. Доза излучения 3-10 Гр – смертельна.

Характеристики воздействия излучений на живые организмы

  • Поглощенная доза излучения – отношение поглощенной энергии Е ионизирующего излучения к массе m облучаемого вещества : D =E /m;

Поглощенная доза излучения в СИ измеряется в Греях.

1 Гр =1 Дж/кг.

Естественный фон радиации составляет за год дозу излучения 0,002 Гр.

Международная комиссия по радиационной защите установила для лиц, работающих с излучением, предельно допустимую за год дозу 0,05 Гр.

Доза излучения 3-10 Гр – смертельна.

3. Эквивалентная доза поглощенного излучения H=D*k Единица эквивалентной дозы – 1 зиверт (Зв). 1Зв – эквивалентная доза, при которой доза поглощенного гамма излучения равна 1 Гр. Максимальное значение эквивалентной дозы, после которого происходит поражение организма, выражающееся в нарушении деления клетки или образовании новых клеток, 0,5 Зв.
  • 3. Эквивалентная доза поглощенного излучения H=D*k
  • Единица эквивалентной дозы – 1 зиверт (Зв). 1Зв – эквивалентная доза, при которой доза поглощенного гамма излучения равна 1 Гр.
  • Максимальное значение эквивалентной дозы, после которого происходит поражение организма, выражающееся в нарушении деления клетки или образовании новых клеток, 0,5 Зв.
.

.

Меры защиты от радиации.

Меры защиты от радиации.

Рефлексия.   Самым полезным и интересным для меня было… Я встретился сегодня на уроке  с трудностью при… У меня хорошо получилось… Мне это необходимо для... Своей работой на уроке я… Урок показался мне…  

Рефлексия.

  • Самым полезным и интересным для меня было…
  • Я встретился сегодня на уроке
  • с трудностью при…
  • У меня хорошо получилось…
  • Мне это необходимо для...
  • Своей работой на уроке я…
  • Урок показался мне…

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!