СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Биологическое разнообразие и пути его сохранения.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В теме урока раскрываются виды биоразнообразия  и формы особо охраняемых природных территорий.

Просмотр содержимого документа
«Биологическое разнообразие и пути его сохранения.»

Урок биологии 9 класс.

Тема: Биологическое разнообразие и пути его сохранения.

Цель: уч-ся овладеют системой знаний – понятия «Биологическое разнообразие», ООПТ, научатся различать основные виды биологического разнообразия: «Генетическое разнообразие», «Видовое разнообразие»; «Экосистемное разнообразование»; характеризовать типы ООПТ (заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы) и аргументировать необходимость их создания. Получат возможность познакомиться с видами ООПТ Хабаровского края

Задачи:

-Мотивировать уч-ся к изучению темы.

- Раскрыть, что понимают под биологическим разнообразием; каковы его виды.

- Изучить какие типы особо охраняемых природных территорий выделяюи в чём их отличие друг от друга;

- Продолжить развивать коммуникативные навыки и умения самостоятельной работы;

- Формировать умения анализировать, делать выводы и обобщать материал на основе полученных знаний;

- Продолжить утверждение в поведении и чувствах обучающихся экологического мировоззрения.



Тип урока – комбинированный

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Педагогическая технология: технология творческих  мастерских.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, групповая.

Методы обучения: репродуктивный, частично поисковый самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.



Средства обучения:

  1. Учебник: Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко Биология. Живые системы и экосистемы.

9 класс. Москва «Просвещение» 2014. Линия Сферы.

  1. Презентация.

Планируемые результаты

Предметные: научится понимать что такое «Биологическое разнообразие», различать его виды такие как: «Генетическое разнообразие», «Видовое разнообразие»; «Экосистемное разноообразование»; отличать типы ООПТ, такие как: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы;выделять их отличия друг от друга.

Получит возможность научиться понимать для чего создают ООПТ и какие существуют ООПТ в Хабаровском крае и для этого находить информацию в интернет ресурсах.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, экология, география. Планировать действия с поставленной целью; находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; осуществлять анализ объектов природы; делать выводы; сформулировать собственное мнение.

Содержание урока



I Организационный момент.

II Актуализация знаний.

Вводное слово учителя. 

Как прекрасен этот мир,
Где царит покой и нега,
Звонко где журчат ручьи,
И ноги не ступали человека.

Подобны сказки там края,
Прекрасны и чисты озера,
Повсюду девственна земля,
Не оторвать оттуда взора.

Давайте ж сохраним тогда
Природу чистой и красивой.
А заповедные места
Дадут потомкам нашим силу.

Учитель: В этих стихах показана красота нашего мира, из чего она складывается?

Красивыми нашу природу делают организмы, они весьма разнообразны. Учеными описано 2,5 млн. видов, но предполагается, что их истинное число с учетом низших животных – “невидимок” достигает 5 млн., а может быть, даже 15 или 30 млн. За последние 25 лет биологическое разнообразие Земли сократилось на треть. По информации Всемирного фонда дикой природы (WWF), около трех видов животных вымирает каждый час, ежедневно с лица Земли исчезают примерно 70 видов флоры и фауны.  Как вы думаете, является ли это проблемой? Если мы говорим об организмах, сможете ли вы определить, что представляет собой совокупность всех видов организмов на Земле, которые необходимо сохранить?

  1. Сегодня на уроке мы узнаем ответ на этот вопрос.

  2. А можете ли вы сказать, какие виды биологического разнообразия выделяют ученые?

  3. Сегодня на уроке мы узнаем ответ на этот вопрос

  4. Тема нашего урока: «Биологическое разнообразие организмов и пути его сохранения»

Учитель: Тема новая? Что из этой темы вы уже знаете? Сегодня пятница, 5 день недели, назовите мне 5 фактов, известных вам по этой теме…. О чем необходимо сегодня узнать?

III Изучение нового материала

Учитель: Попробуйте дать определение понятию «биоразнообразие»? Сравните с определением из интернет – энциклопедии Википедия.

Биоразнообразие – это разнообразие жизни во всех её проявлениях, а также показатель сложности биологической системы, разнокачественности её компонентов.

Учитель: Структурировать особенности можно на основе учебника. Составить схему «Виды биоразнообразия», используя текст учебника стр. 118

Учитель: Оцените схемы в листах самооценки, в соответствии с критериями. Правильный вариант перед вами. Кто сделал без ошибок. Кто допустил ошибки, исправьте.

Учитель: биоразнообразие имеет важное значение для поддержания устойчивости биосферы. На защиту и сохранение разнообразных видов животных и растений и их среды обитания направлена Конвенция Организации Объединенных Наций о биологическом разнообразии , которая была принята на конференции ООН по окружающей среде в Рио –де –Жанейро в 1992 году к которой присоединились 190 стран. Конвенция обязывает государства сохранять биоразнообразие, обеспечивать его устойчивое развитие.



Учитель: Зачем приняты положения в формулировке «обязаны»? Почему необходимо поддержание биоразнообразия на Земле?



Ответ: разнообразие экосистем – основа целостности и устойчивости биосферы.

Поддержание биоразнообразия необходимо по многим при­чинам, не говоря уже о том, что каждый вид и каждая экосистема имеют право на существование. Жизнедеятельность многих видов зависит от других; уничтожение одного вида может привести к исчезновению других. Человек, как биологический вид, зависит от других видов из-за потребности в еде, лекарствах, промыш­ленных продуктах, а также в таких «экологических услугах», как, например, самоочищение водоемов. И, наконец, каждый вид и каждая экосистема вносят определенный вклад в красоту и богат­ство окружающего нас мира.



Учитель: Наиболее эффективный путь сохранения биологического разнообразия – создание особо охраняемых природных территорий (ООПТ).

Учитель: Давайте дадим определение, что такое особо охраняемые природные территории (ООПТ)? Сравните с определением из интернет – энциклопедии Википедия.

Ответ: участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.



Учитель: По вопросу ООПТ работаем методом «Фишбоун» (Рыбий скелет)i. Задача при выполнении данного задания заключается в выделении особенностей организации ООПТ.

IV Закрепление  учебного материала:

-  защита схем обучающимися

Учитель: Оцените схемы в листах самооценки.

Учитель: Россия и Хабаровский край – поддерживает требования Конвенции о биологическом разнообразии и имеет свои ООПТ. О них расскажет…..

Представители ООПТ зафиксированы в официальном издании. Как оно называется? Ответ: Красная книга.

Учитель: объясните, что такое Красная книга? Сравните с определением из интернет – энциклопедии Википедия.

Красная книга – основной документ, в котором обобщены материалы о состоянии редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных, нуждающихся в охране.

Виды животных и растений, занесённые в Красную книгу, подлежат особой охране на всей отдельной взятой территории, которую охватывает конкретное издание Красной книги.

Красные книги бывают различного уровня — международные, национальные и региональные.

Учитель:  Давайте найдём информацию о Красной книге в дополнительных источниках, например в интернет ресурсах.
Когда была создана Красная книга Российской Федерации? А когда нашего Хабаровского края?
(Ответы учащихся: Красная книга животных Российской Федерации была создана в 1985 году, в ней – 247 видов. Красная книга растений Российской Федерации была создана в 1988 году, в ней – 533 вида.)

(Ответы учащихся: Красная книга нашего Хабаровского края, её первое издание было выпущено в 1999 году. Издание включало описание 149 видов растений и 123 видов животных).

Учитель: чтобы случайно не совершить преступление и не уничтожить исчезающий живой организм необходимо постоянно расширять свои знания. Давайте проверим, как вы усвоили материал сегодняшнего урока и выполним тест.

V Проверка знаний:

  1. Что понимают под биологическим видообразованием:

а) совокупность видов растений и животных б) разнообразие жизни во всех её проявлениях

  1. Биологическое видообразование складывается из:

а) генетического б) видового в) экосистемного д) всего перечисленного

  1. Какие территории относят к ООПТ:

а) заповедники, б) заказники, в) национальные парки, г) памятники природы д) все перечисленные

  1. В какой из ООПТ запрещена всякая деятельность человека: а) национальный парк, б) заказник, в) заповедник

  2. Сколько заповедников насчитывается в настоящее время в России:

а) 100 б) 101 в) 102

  1. Какой из ООПТ образуется лишь на время, которое необходимо для выполнения поставленных задач: а) заповедники, б) заказники, в) национальные парки,

г) памятники природы

  1. Основной задачей заповедников является: а) сохранять и изучать природу в естественном состоянии, без влияния человека, б) сохранять природу в естественном состоянии и дать возможность человеку путешествовать и любоваться этой природой

  2. В каких ООПТ сохранились природные комплексы, представляющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность: : а) заповедники, б) заказники, в) национальные парки, г) памятники природы

  3. Какие ООПТ часто называют музеями природы, ценность, которых определяется их уникальностью. а) заповедники, б) заказники, в) национальные парки,

г) памятники природы

  1. Перечислите известные Вам ООПТ Хабаровского края, указав их названия.

Учитель: Оцените ответы в листах самооценки.

Подведите итоги своей работы на уроке. Дополнительный балл хочу добавить за продуктивную активность на уроке. Сдайте листы самооценки.

Мне интересно узнать, смогли ли вы узнать то, что планировали в начале урока? Расскажите, что узнали, заканчивая любое предложение по своему выбору

VI  Рефлексия.

«Рефлексивный ринг»

Учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

Сегодня я узнал….

Я понял, что…

Я теперь могу….

Меня удивило…

Мне захотелось…. 



Учитель: Спасибо за работу!



VI Домашнее задание: базовый уровень: п. 47, вопросы после п. 47; творческий уровень: кроссворд, ребусы, викторины и любая другая форма подачи материала для проекта Красная книга Хабаровского края глазами детей; повышенный: рассмотрите такую экологическую проблему: любовь к первым весенним цветам привела к тому, что в природе стали исчезать подснежники, многие годы люди рвали их охапкам и они стали редкими цветами. Предложите план выхода из этой ситуации.



i Алгоритм выполнения«Фишбоун» (Рыбий скелет).Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.

Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.

Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.

Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.

Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!