Биология. 221 группа. «Хозяйка усадьбы» от 15.04.2020 г.
Практическая работа № 10: Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.
Цель: Знакомство с различными гипотезами происхождения жизни на Земле
Задание.
1. Прочитать текст «Многообразие теории возникновения жизни на Земле».
2. Заполнить таблицу:
Теории и гипотезы | Сущность теории и гипотезы | Доказательство |
| | |
3. Вывод.
Текст «Многообразие теории возникновения жизни на Земле».
Креационизм.
Согласно этой теории, жизнь возникла в результате какого то сверхъестественного события в прошлом. Ее придерживаются последователи почти всех религиозных учений. Традиционное иудейско –христианское представление о сотворении мира, изложенное в Книге Бытия вызывало и вызывает споры. Хотя все христиане по вопросу о «длине дня», упоминавшего в Книге Бытия, существуют разногласия. Некоторые считают, что мир и все населяющие его организмы были созданы за 6 дней по 24 часа. Другие христиане не относятся к Библии как к научной книге и считают, что в Книге Бытия изложено в понятной форме теологическое откровение о сотворении всех живых существ всемогущим творцом. Процесс божественного сотворения мира мыслится как имевший место, лишь однажды и потому недоступный для наблюдения. Этого достаточно, чтобы вынести всю концепцию божественного сотворения за рамки научного исследования. Наука занимается теми явлениями, которые поддаются наблюдению, а потому она никогда не будет в состоянии ни доказать, ни опровергнуть эту концепцию.
Теория станционарного состояния.
Согласно этой теории, Земля никогда не возникала, а существовала вечно. Она всегда способна поддерживать жизнь, а если и изменялась, то очень мало. Виды тоже существовали всегда. Современные методы датирования дают более высокие оценки возраста Земли, что позволяет сторонникам теории станционарного состояния полагать, что Земля и виды существовали всегда. У каждого вида есть две возможности – либо изменение численности, либо вымирание. Сторонники теории станционарного состояния утверждают, что только, изучая ныне живущие, виды и сравнивая их с ископаемыми остатками можно делать вывод о вымирании, да и то он может оказаться неверным. Внезапное появление какого либо ископаемого вида в определенном пласте объясняется увеличением численности его популяции или перемещением в места благоприятные для сохранения остатков.
Теория панспермии.
Эта теория не предлагает никакого механизма для объяснения первичного возникновения жизни, а выдвигает идею о ее внеземном происхождении. Поэтому ее нельзя считать теорией возникновения жизни как таковой. Она просто переносит проблему в какое то другое место во Вселенной. Гипотеза была выдвинута Ю. Либихом и Г. Рихтером в середине 19 века. Согласно этой теории, жизнь существует вечно и переносится с планетами на планету с метеоритами. Простейшие организмы или их споры, попадая на новую планету и найдя там благоприятные условия размножаются, давая начало эволюции от простого к сложному. Возможно, что жизнь на Земле возникла из одной единственной колонии микроорганизмов, заброшенных из космоса.
Физические гипотезы.
В основе физических гипотез лежит признание коренных отличий живого вещества от неживого. Рассмотрим гипотезу выдвинутую в 30 годы в. И. Вернадским. Взгляды на сущность жизни привели Вернадского к выводу, что она появилась на Земле в форме биосферы. Коренные фундаментальные особенности живого вещества требуют для его возникновение не химических, а физических процессов. Это должна быть своеобразная катастрофа, потрясение самих основ мироздания. Вернадский осмысливал происхождение жизни в тех же масштабах и интервалах времени, что и возникновение самой Вселенной. При катастрофе условия внезапно меняются и из проматерии возникают живая и неживая материя.
Химические гипотезы.
Это группа гипотез основывается на химической специфике жизни и связывает ее происхождение с историей Земли. У истоков истории химических гипотез стояли воззрения Э. Геккеля. Геккель считал, что сначала под действием химических и физических причин появились соединения углерода. Эти вещества представляли не растворы, а взвеси маленьких комочков. Первичные комочки были способны к накоплению разных веществ и росту, за которым следовало деление. Затем появилась безъядерная клетка – исходная форма для всех живых существ на Земле.
Определенным этапом в развитии химических гипотез абиогенеза стала концепция А. И. Опарина, выдвинутая им в 1922 -1924 г г.. Гипотеза представляет собой синтез дарвинизма с биохимией. По Опарину наследственность стала следствием отбора. В гипотезе Опарина желаемое выдастся за действительное. Сначала нее особенности жизни сводятся к обмену веществ, а затем его моделирование объявляется решенном загадки возникновения жизни.
Гипотеза Дж. Берпала предполагает, что абиогенно возникшие небольшие молекулы нуклеиновых кислот из нескольких нуклеотидов могли сразу же соединиться с теми аминокислотами, которые они кодируют. В этой гипотезе первичная живая система видится как биохимическая жизнь без организмов, осуществляющая самопроизведение и обмен веществ. Организмы же по Дж. Берналу появляются вторично, в ходе обособления отдельных участков такой биохимической жизни с помощью мембран.
В качестве последней химической гипотезы рассмотрим гипотезу Г. В. Войткевича, выдвинутую в 1988 году. Согласно этой гипотезе, возникновение органических веществ переносится в космическое пространство. В условиях космоса идет синтез органических веществ. Однако, по мнению Войткевича, химическая эволюция на большинстве планет Солнечной системы оказалось, замороженной и продолжалось лишь на Земле, найдя там подходящие условия. При охлаждении и конденсации газовой туманности на первичной земле оказался весь набор органических веществ. В этих условиях живое вещество появилось и конденсировалось вокруг возникших абиогенно молекул ДНК. Итак, по гипотезе Войткевича, первоначально появилась жизнь биохимическая, а в ходе ее эволюции появились отдельные микроорганизмы.
Контрольные вопросы:
1. Какой теории придерживаетесь вы лично? Почему?
Список рекомендуемой литературы и Интернет – ресурсов:
1. Константинов В. М. и др.. Биология для профессии и специальностей технического и естественно- научного профилей: учебник для студентов СПО. М., 2017 г.
2.Захаров Е. Т. и др.. Биология: базовый уровень. 10-11 кл.. М., 2017 г..
3. www. sbio. info (Вся биология. Современная биология. статьи, новости, библиотека)