СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Биология 6 класс. Многообразие жизненных форм растений - НАУКА О РАСТЕНИЯХ - БОТАНИКА

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Биология 6 класс. Многообразие жизненных форм растений - НАУКА О РАСТЕНИЯХ - БОТАНИКА»

Многообразие жизненных форм растений - НАУКА О РАСТЕНИЯХ - БОТАНИКА

Тип урока: урок открытия нового знания.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, групповой деятельности, интерактивные.

Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения; р. — формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; п. — устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы на основе сравнений; составлять план параграфа; работать с натуральными объектами; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению природы, научное мировоззрение, экологическую культуру.

Планируемые результаты: объяснять значение понятий: жизненная форма растения, деревья, кустарники, кустарнички, полукустарники, травы, распознавать и характеризовать растения различных жизненных форм; устанавливать взаимосвязь жизненных форм растений со средой их обитания.

Оборудование и материалы: учебник, проектор, экран, слайды или плакат с изображением различных деревьев, кустарников, кустарничков и трав.

Общие рекомендации. Для формирования устойчивого интереса к ботанике, обучения правильному подбору информации и умения ее грамотно преподносить к некоторым урокам учащиеся индивидуально или в группах готовят мини-сообщения о различных растениях (учитель может предлагать темы). Презентация сообщения может быть представлена как в начале урока в качестве “ботанической разминки”, так и в середине и в конце урока. Ученик (группа) задает классу вопросы по изложенным фактам. Одноклассники отвечают на вопросы и получают по одному баллу за каждый правильный ответ. Баллы суммируются, и учащийся, набравший 5 баллов, получает соответствующую оценку. Докладчиков может назначать учитель или учащийся, избранный учителем на роль организатора. Фиксирование баллов можно поручить ученику, так как это развивает чувство ответственности и причастности к процессу обучения. Данная форма деятельности не должна занимать более 5 мин (сообщение - 3 мин, вопросы и ответы — 2 мин).

Для того чтобы учащиеся смогли восстановить силы, целесообразно в определенное учителем время провести оздоровительно-гигиеническую физкультминутку (2—3 мин) или мимическую гимнастику (Приложение 2).

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, напоминает ученикам о правилах поведения в кабинете биологии.)

II. Проверка домашнего задания

(Проверка выполнения заданий в тетради. Ученик зачитывает ответы на вопросы § 1, учитель при необходимости его поправляет. Учитель может привести свои примеры или организовать мини-дискуссию.

Проверка и комментирование рисунков. Можно выбрать лучший рисунок и выставить оценку.)

— Проверим, насколько хорошо вы усвоили материал прошлого урока.

(Опрос по опорным понятиям. Учитель просит ученика объяснить несколько терминов. Следующие два-три ученика продолжают давать определения понятий. Остальные ученики могут дополнять, поправлять одноклассников. Оценивание кроссвордов.)

III. Работа по теме урока

1. Представления о жизненных формах растений

Растения различаются между собой по форме и окраске цветков, плодов, листьев, почек. Когда мы приходим в лес, то в первую очередь замечаем не эти признаки. На вопрос “Что вы видели в лесу?”, каждый сможет ответить “деревья, кустарники, травы”, даже если не знает названия ни одного из этих растений. Внешний облик растения, отражающий его образ жизни и приспособленность к условиям среды, называют его жизненной формой. Запишите этот термин и его определение в ваши словари.

Жизненную форму дерево имеют дуб, тополь, яблоня, жизненную форму кустарник — рябина, сирень, а одуванчик, ромашка — это травы.

— Друзья, о разнообразии жизненных форм растений вам расскажет... (представление докладчика).

(Заслушивание сообщения. Ответы на вопросы по тексту доклада. Вопросы готовит докладчик, а учитель заранее их проверяет и при необходимости вносит свои корректировки).

2. Примеры жизненных форм растений

— Слушая мой рассказ, записывайте в таблицу особенности внешнего строения растений различных жизненных форм.

Взрослые деревья — это многолетние растения, имеющие один мощный ствол (одревесневший стебель) с кроной из ветвей (побегов разного возраста). Ствол и ветви нарастают в длину и толщину, а снаружи покрываются темной коркой. Средняя высота деревьев в наших лесах 20—30 м. Австралийские эвкалипты вырастают до 100 м (высота 16-этажного жилого дома — 50 м). В Японии искусные садоводы выращивают в горшках карликовые декоративные деревца. При этом такие деревья могут достигать и столетнего возраста.

Все деревья — многолетние растения. Самые долговечные из них относят к группе цветковых растений. Каштан благородный может жить до 2000 лет, дуб — до 1000 лет, бук — до 900 лет.

Кустарники отличаются от деревьев тем, что у них не один, а несколько стволов разной толщины и высоты. Стволы отходят от общего основания, скрытого под землей. Продолжительность жизни одного стволика с кроной 15—25 лет, но они сменяют друг друга в течение сотен лет. Таким образом, общая продолжительность жизни кустарника может быть больше, чем у дерева.

Кустарнички — жизненная форма многолетних растений. Они похожи на кустарники, но меньше их по размерам. Зимой кустарнички полностью укрыты снегом. Примеры — брусника, черника, вереск.

У полукустарников часть стебля одревесневает и существует в течение нескольких лет, а травянистая часть живет один летний сезон. Это полудревесные-полутравянистые растения, такие как некоторые виды полыни, тимьян.

Травы, как правило, имеют зеленый стебель. У многих трав надземная часть ежегодно отмирает. Высота травянистых растений меньше, чем у деревьев и кустарников, но есть и очень высокие травы. Жизнь однолетних трав укладывается в один вегетативный период (овес, просо, пастушья сумка). Двулетние

травы в первый год жизни образуют только вегетативные органы, в которых накапливают много органических веществ, а на второй год происходит цветение и плодоношение (капуста, свекла, чертополох). Многолетние травы впервые зацветают на 5— 10 год жизни, а затем несколько лет цветут и плодоносят (ландыш, копытень).

Жизненная форма

Особенности внешнего строения

Деревья

Один мощный ствол (одревесневший стебель) с кроной из ветвей (побегов разного возраста)

Кустарники

Несколько одревесневших стволов разной толщины и высоты

Кустарнички

Несколько одревесневших невысоких стволиков

Полукустарники

Часть стебля одревесневает и существует в течение нескольких лет, а травянистая часть живет один летний сезон

Травы

Стебель не одревесневает, зеленые побеги ежегодно отмирают

(Проверка выполнения задания. Учитель просит кого-то из учеников прочитать записи в таблице. Другие учащиеся могут внести дополнения и поправки в его ответ.)

— Работая с п. 2 § 2, ответьте на вопросы 2, 3 после параграфа. (Проверка выполнения задания.)

— Попробуем определить, к каким жизненным формам относятся растения на следующих рисунках. Свой выбор объясните.

(Демонстрация слайдов или плаката с изображением различных деревьев, кустарников, кустарничков и трав. Ответы учеников.)

IV. Рефлексивно-оценочный этап

— Наш урок подошел к концу. Все полученные на уроке знания вы сможете закрепить с помощью домашнего задания.

Домашнее задание

1. Прочитать § 2, повторить основные термины, выполнить задания в конце параграфа.

2. Нарисовать в альбоме растения разных жизненных форм, подписать их названия.

Дополнительный материал

Друзья путешественников

Генерал из произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” говорил, что булки на дереве родятся “в том самом виде, как их утром к кофею подают”. Читатели смеются над этим генералом. А ведь в некоторых тропических странах действительно есть такие сказочные деревья!

Растительный мир планеты настолько разнообразен, что у человека, попавшего в экстремальные условия в тайге, джунглях, горах и пустынях, есть возможность выжить и не погибнуть от голода и недостатка воды. Только необходимо знать, какие виды растений и где обеспечат ему пропитание.

В Австралии прекрасно утоляет жажду сок казуарины. Приятную на вкус жидкость можно получить, отпилив или отломав большую ветку этого дерева. На этом континенте обитает брахихитон наскальный, или бутылочное дерево. В его стволе содержится сладкий сок, густой, как желе, а между корой и древесиной помещен запас воды. Сердцевину, как и листья, животные едят в трудное для них время, так что вся “бутыль” может быть выпита и съедена без остатка.

Накапливает воду и квинслендское бутылочное дерево. Оно по своей форме действительно похоже на бутылку, только многокамерную. В нижней части ствола между корой и древесиной находится отделение, вмещающее значительное количество воды. Это очень важно для путешественников, так как бутылочные деревья растут только в самых сухих областях Австралии, а в дождевых тропических лесах не встречаются. Второй резервуар помещается в средней части дерева. В нем содержится большое количество сладковатого сгустившегося в желе сока, очень полезного и питательного.

На островах Тихого океана используют для питья сок пальмы. Для этого срезают на пальме цветоножку и собирают сок во флягу или в колено бамбука. Кокосовая пальма — лучший друг путника: она не только утолит жажду, но и обеспечит едой.

Некоторые африканские деревья собирают дождевую воду. Резервуарами у них служат естественные углубления ствола, а у старых деревьев — дупла. Охотникам и путникам часто приходится пробивать в стволе дерева отверстие, чтобы добыть воду из такого хранилища. В африканской саванне большим количеством дождевой воды заполняется и полый ствол баобаба.

В пустынных и маловодных гранитных горах Юго-Восточной Африки встречается растение с экзотическим названием “дерево-фляга”. Его мягкая древесина способна впитать в себя невероятное количество воды, за счет чего ствол сильно распухает.

В пустынях умеренного пояса обитает растение-паразит — заразиха. Из полого подземного стебля заразихи можно добыть до полутора литров чистой, прохладной воды.

Утоляют жажду и многие кактусы. В их мясистом теле содержится много жидкости, пригодной для питья.

Молочное дерево, или коровье дерево, растет в лесах Центральной и Южной Америки. Как и многие другие представители тутовых, оно выделяет млечный сок, но, в отличие от млечных соков других растений, он не ядовит, а вполне съедобен и даже вкусен. Состоит этот сок из воды (57%), растительного воска (37%), сахаров и смол (5—6%). В отличие от настоящего молока млечный сок молочного дерева имеет более густую вязкую консистенцию и бальзамический аромат. Это “молоко”

не портится в течение недели даже в условиях тропического климата, хорошо смешивается с водой в любых пропорциях, при этом не сворачиваясь. Оно широко употребляется местным населением в пищу как замена коровьему молоку. При кипячении на его поверхности выделяется воск, идущий на изготовление свечей и жевательной резинки.

Мыльное дерево, или сапиндус, растет на полуострове Флорида и островах Вест-Индии. Название “индейское мыло” (лат. sapo — мыло, indicus — индейский) было дано растению Карлом Линнеем. Ботанику было известно об использовании индейцами плодов этого дерева при отбеливании тканей. Если растереть плоды, получается мыльная пена. Ткани, выстиранные в этой пене, никогда не линяют и не блекнут.

Колбасное дерево, или кигелия перистая, из семейства бигнониевых свое название получило за плоды, похожие на крупные ливерные колбаски длиной до 60 см. Масса этих плодов может достигать несколько килограмм. Африканцы лечат плодами колбасного дерева ревматизм, змеиные укусы, а также считают, что с их помощью можно изгонять злых духов и останавливать торнадо. Из плодов делают слабоалкогольный напиток. Свежие плоды ядовиты и обладают сильным слабительным эффектом. Для употребления в пищу их сушат, жарят или ферментируют.

Свечное дерево, или парментьера съедобная, — это довольно большое дерево с гигантскими листьями, напоминающими листья акации. Плод состоит из очень жесткой кожуры, внутри находится немного мякоти с крупными семенами. Мякоть по вкусу напоминает яблоко, только слаще. В плодах свечного дерева большое количество растительных масел, благодаря чему их действительно используют в качестве свечей. Люди вставляют в такой плод фитилек, и “свечка” (которая, кстати, горит очень ярко и без копоти) готова.

В полутора тысячах километров от Африканского материка в безбрежных просторах южной части Атлантического океана затерялся маленький островок Св. Елены. Знаменит остров тем, что здесь долгие годы провел в изгнании Наполеон Бонапарт. По склонам центрального островного хребта до высоты 600 м растут необычные капустные деревья. Их листья собраны в виде плотных соцветий на концах ветвей и немного напоминают кочан капусты. Конечно, никакого отношения к этому овощу они не имеют. Археологические находки подтвердили, что листья капустных деревьев употреблялись в пищу древними людьми. Сегодня эти растения в кулинарии не используются.

Растения-рекордсмены

Миддлемист красный — самый редкий цветок в мире. Британский садовник Джон Миддлемист, путешествуя в 1854 г. по Китаю, был очарован алой розой, которую он совершенно случайно обнаружил. Он выкопал цветок и привез его в Британию, чтобы посадить в теплице Соединенного Королевства. Он даже не мог предположить, что благодаря этому он спас последний экземпляр цветка в мире. В честь его и была названа эта алая роза.

Сосна Мафусаил — самое древнее дерево в мире. Ее возраст превышает 4850 лет. Растет это величественное дерево в США, в горах Уайт-

Маунтинс на высоте 3000 м. Ее точное место нахождения знают только ботаники, которые ведут наблюдение за сосной и стремятся уберечь ее от вандализма. Ведь туристов, желающих с ней сфотографироваться или оторвать на память кусочек коры, тысячи.

Самым высоким из ныне живущих деревьев является секвойя Гипер- ион, которая растет в национальном парке Редвуд (США, штат Калифорния). Высота Гипериона составляет 115,5 м. Этому дереву около 800 лет.

Самое длинное растение — ротанговая пальма, длина ее стебля достигает 300 м.

Самый большой живой организм на Земле — Пандо — клональная колония тополя осинообразного (США, штат Юта). Как установили ученые, 47 тыс. стеблей происходят от одного тополя, жившего около 80 тыс. лет назад, и имеют единую корневую систему, т. е. могут быть названы единым организмом.

Другим кандидатом на звание самого долгоживущего и большого клонального организма на Земле является колония посидонии океанской, находящаяся недалеко от острова Ибица в Средиземном море. Размер этой колонии около 8 км, а возраст — до 100 тыс. лет.

Самое большое дерево на Земле — секвойядендрон гигантский (ма- монтово дерево) “Генерал Шерман”. Оно содержит 1487 м3 древесины и достигает в высоту более 83 м. Окружность ствола - 31,3 м, а диаметр у основания — 11,1 м. Масса этого дерева — около 1910 т, что в 10 раз больше массы самого крупного животного организма — синего кита.

В список всемирного наследия ЮНЕСКО включен таксодиум мексиканский “Дерево Туле”, произрастающий в городе Санта- Мария-дель-Туле. Окружность ствола этого дерева — около 36,2 м. Высоту дерева очень трудно измерить из-за широкой кроны, но считается, что она составляет 35,4 м. Согласно легендам сапотеков (индейский народ в Мексике), дерево было посажено 1400 лет назад жрецом ацтекского бога ветра Эхекатля.

Самое быстрорастущее растение — японский бамбук мадаке, который за сутки может вырасти больше чем на 1 м.

Самые длинные корни (120 м) у дикого инжира, растущего вблизи пещеры Эхо в Восточном Трансваале (ЮАР).

Самые крупные листья — у бразильской пальмы рафия тедигера. Они достигают более 22 м в длину, а ширина этих листьев составляет почти 12 м.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!