СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Биология как наука

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематический тест по разделу "Биология как наука"

Просмотр содержимого документа
«Биология как наука 1 вариант»

Время выполнения теста 40 минут 1 вариант


Контрольно-измерительные материалы

Для проведения тематического контроля по разделу «Биология как наука»

В 5 классе к УМК под ред. В.В. Пасечника


Составитель: Толоконина Светлана Васильевна, учитель биологии МОУ СШ № 75


Часть А


К каждому заданию части А дано несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный, по вашему мнению, ответ.


1. Влияние выхлопных газов автотранспорта на состояние хвойных растений изучает специалист по

1) зоологии

2) экологии

3) биологии

4) микологии


2. Для изучения сроков прилета птиц в местах гнездования биологи используют метод:

1) описания

2) измерения

3) наблюдения

4) эксперимента


3. На рисунке изображен представитель царства

1) Грибы

2) Растения

3) Бактерии

4) Животные


4. Для изучения эвглены зелёной можно использовать





1) 2) 3) 4)


5. Большая плотность и отсутствие резких колебаний температуры характерно для … среды обитания.

1) водной

2) почвенной

3) организменной

4) наземно-воздушной


6. Наиболее важным фактором для жизни растений является

1) соленость воды

2) солнечный свет

3) давление воздуха

4) температура воздуха


7. Для растений и животных характерно

1) клеточное строение

2) неограниченный рост

3) активное передвижение

4) способность к фотосинтезу


8. Верны ли следующие утверждения?

А. В Красную книгу занесены исчезнувшие виды растений и животных.

Б. Для производства антибиотиков используются грибы.

1) верно только А.

2) верно только Б.

3) верны оба суждения

4) неверны оба суждения


9. Установите соответствие между царствами живой природы и отдельными представителями

ПРЕДСТАВИТЕЛИ ЦАРСТВА

1) опёнок летний А) Грибы

2) ландыш майский Б) Растения

3) герань комнатная

4) мухомор красный

1) 1А2А3Б4Б 2) 1Б2А3А4Б 3) 1А2Б3Б4А 4) 1Б2Б3А4А


10. На рисунке изображены представители … среды обитания.

1) водной

2) почвенной

3) организменной

4) наземно-воздушной

















1 вариант

Часть В


11. Распределите экологические факторы в зависимости от групп, указав номера примеров Запишите название каждой группы факторов. Ответ оформите в виде таблицы.

1) посадка деревьев

2) нашествие саранчи

3) загрязнение водоема

4) фитофтороз картофеля


Номер

группы

Название группы


Примеры экологических факторов

Группа 1



Группа 2




12. Вставьте в предложения пропущенные слова, используя цифровые обозначения. Получившуюся последовательность цифр впишите в бланк ответов. В словаре есть лишние слова.

Техника безопасности в кабинете биологии

Точно следовать всем указаниям учителя при проведении …(А) или практической работы, без его …(Б) не выполнять самостоятельно никаких работ. Проверить исправность …(В), приборов, целостность лабораторной посуды и приборов из стекла. Соблюдать осторожность при обращении с колюще-режущими…(Г).

СЛОВАРЬ

1) беседу

2) проветрить

3) разрешения

4) лабораторных

5) оборудования

6) инструментами


Ответ оформите в виде таблицы.

А

Б

В

Г







13. По рисунку определите среду обитания и укажите не менее двух приспособлений организма к данной среде.

14. На уроке ученики выполнили следующие действия: на дно емкости положили зеркало. Свет фонарика направили на зеркало. Свет от фонарика поймали на бумагу…

Какие методы использовали учащиеся? Предположите возможный результат.


15. В крупных промышленных городах рекомендуется высаживать зеленые растения. Объясните, почему это необходимо делать?




Просмотр содержимого документа
«Карта валидности»

Карта валидности тематического теста по биологии по разделу _____ Биология как наука» ______для 5 класса



п/п



Темы, пройденные на уроках

по данному разделу

Кол-во часов на изучение раздела

% времени на изучение раздела

Количество заданий в тесте

Количество закрытых заданий по уровням сложности

Количество открытых заданий по уровням сложности

Всего

Из них

1

уро-вень

2

уро-вень

3

уро-вень

2

уро-вень

3

уро-вень

4

уро-вень

ЗЗ

ОЗ

1

Роль биологии в практической деятельности людей.

Разнообразие организмов.

1


4

3

1

1


1



1

2

Отличительные признаки представителей разных царств живой природы.

1


6

3

3

1

1

1




3

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

1


1

1


1




1


4

Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами

1


1

1



1



1


5

Среды обитания

1


3

2

1


1

1


1


6

Экологические факторы

1


1

1



1


1




Всего

6

100

15

10

5

3

4

3

1

3

1


Просмотр содержимого документа
«Спецификация тематического теста по разделу»

Спецификация

тематического теста по разделу

«Биология как наука»


  • Педагогические цели тестирования –работа проводится с целью определения уровня подготовки обучающихся 5-х классов общеобразовательных учреждений в рамках мониторинга достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы для образовательных учреждений.

  • Время проведения тестирования – в конце изучения раздела.

  • Содержание теста – живой организм (введение в биологию) (растения, грибы, бактерии), 5-й класс, 34 час.

  • Исходные (нормативные) документы, определяющие содержание педагогического теста:

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897.
  • - Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011.- 342 с.

  • Учебники и учебные пособия, рекомендуемые для подготовки к педагогическому тестированию: Биология. Бактерии. Грибы, растнеия. 5 кл.: учеб. lля общеобразоват. eчреждений/В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2012. – 141, (3)с.

  • Применяемый подход к разработке и интерпретации педагогического теста – критериально ориентированный тест.

• Элементы содержания предмета, включенные в тест, – согласно программе.

• Требования к уровню подготовки респондента – базовый уровень.

  • Соотношение заданий в варианте по видам деятельности и уровням усвоения знаний:

- по видам деятельности-

10 заданий с записью ответа в виде одной цифры, соответствующей номеру правильного ответа, 5 заданий не имеющих готового ответа


- по уровням усвоения –

Базовый – 8 заданий

Повышенный - 6 заданий

Высокий – 1 задание

• Структура теста – расположение заданий согласно уровням сложности заданий.

• Доминирующая деятельность испытуемого – письменные тесты.

• Форма предъявления – бланковые тесты.

• Инструкции к заданиям – в тесте.

• Количество вариантов теста – 2.

• Количество заданий в варианте теста – 15.

• Количество форм заданий в варианте теста – 2:

часть А – закрытые тестовые задания множественного выбора одного ответа из 4 предложенных (10 заданий), в том числе 1-й уровень сложности - 3; 2-й – 4: 3-й – 3.

часть В – открытые тестовые задания (5 заданий) 1-й уровень сложности 1, 2-й – 1, 3-й - 3

• Форма заданий по способам оценки – дихотомическая (0/1).

• Общее время выполнения теста и планируемое время на выполнение каждого задания – 40 мин. (1–2 мин. на выполнение одного задания базового уровня, 2-5 мин. на выполнение одного задания повышенного уровня сложности).

• Примерное время на выполнение заданий составляет:

- для заданий базового уровня сложности — от 1 до 2 мин;

- для заданий повышенной сложности — от 3 до 5 мин.

На выполнение всей работы отводится 40 мин.

Оценка выполнения отдельных заданий и теста в целом

1. Задание с выбором ответа (часть А) считается выполненным, если выбранный обучающимися номер ответа совпадает с верным ответом. Правильное выполнение закрытых заданий оценивается 1 баллом. Если ученик выбрал более одного ответа, то за­дание считается выполненным неверно.

2. Задание с развёрнутым ответом (часть В) оценивается с учётом правильности и полноты ответа. Максимальный первичный балл за открытые задания составляет 2 балла. К каждому заданию приводится подробная инструкция, в которой указывается, за что выставляется каждый балл.

Номера верных ответов к заданиям с выбором ответа и образцы выполнения заданий с развёрнутым ответом приведены в «Инструкции по проверке и оценке выполнения заданий».

Максимальный балл за выполнение всего теста в целом составляет 20 баллов.

Критерии оценки:

  • Отметка «5» ставится, если базовый уровень выполнен на 100%, а в повышенном уровне выполнено не менее 75% заданий.

  • Отметка «4» ставится, если базовый уровень выполнен на 75%, а в повышенном уровне выполнено не менее 50% заданий. Общее количество баллов за работу составляет не менее 75% от максимально возможного количества баллов.

  • Отметка «3» ставится, если базовый уровень выполнен на 50%. Допускается наличие ошибок и в базовом, и в повышенном уровне, но при условии, что общее количество баллов за работу составляет не менее 50-74% от максимально возможного количества баллов.

  • Отметка «2» ставится, если выполнено не менее 50% работы. Например, не выполнен повышенный уровень и допущены ошибки в базовом уровне. Количество баллов составляет не менее 5-% от максимально возможного количества баллов


Таблица 1

План тематического теста

Условные обозначения

Уровни сложности заданий: Б — базовый, П- повышенный, В - высокий

Тип задания: ВО — с выбором ответа, РО — с развёрнутым ответом.


задания

Планируемый результат

Проверяемое умение

Элементы содержания

Уровень сложности

Тип задания

Время

выполнения

Максимальный балл

1

Раскрывать роль биологии в практической деятельности людей.

Объяснять роль биологии в системе биологических наук

Роль биологии в практической деятельности людей

ВО

2

1

2

Распознавать методы изучения живых организмов

Различать методы изучения живых организмов

Методы изучения живых организмов


ВО


2


1


3

Распознавать представителей разных царств

Различать существенные и несущественные признаки разных царств


Отличительные признаки представителей разных царств живой природы.





ВО


2


1


4

Умение использовать биологические приборы и инструменты

Использовать биологические приборы и ин-струменты

Правила работы с биологическими приборами и инструментами.

ВО

2

1

5

Выявлять признаки сред обитания

Различать суще-ственные признаки разных сред обитания

Среда обитания

ВО

2

1

6

Выявлять влияния факторов среды обитания на живые организмы

Различать влияние разных групп факторов среды на организмы

Факторы среды обитания


ВО


2


1


7

Выявлять черты сходства и различий растений и животных

Определять черты сходства растений и животных

Свойства живых организмов


ВО


2


1


8

Раскрывать роль биологии в прак-тической де-ятельности людей

Определять роль биологии в практической деятельности людей и необходимость охраны природы

Роль биоло-гии в практи-ческой дея-тельности людей

Охрана биологических объектов

ВО

2

1

9

Определять принадлежность живых организмов к царствам живой природы

Устанавливать соответствие между царствами живой природы и представителями

Царства живой природы.

ВО

2

1

10

Определять приспособленность организмов к среде обитания

По рисунку определять принадлежность организмов к среде обитания

Приспособления организмов к среде обитания

ВО

2

1

11

Выявлять группы факторов среды

Распределять факторы среды по экологическим группам

Факторы среды обитания

РО

2

2

12

Умение применять правила работы в кабинете биологии

Применять знания о правилах работы в кабинете биологии

Правила работы в кабинете биологии

РО

3

2

13

Выявление приспособлений организмов к сред обитания

Выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания

Среда обитания. Приспособления организмов к среде обитания

РО

3

2

14

Определять методы биологии

Различать мето-ды изучения жи-вых организмов

Методы изучения живых организмов

РО

3

2

15

Раскрывать роль биологии в прак-тической де-ятельности людей

Определять роль биологии в практической деятельности людей и необходимость охраны природы

Роль биоло-гии в практи-ческой дея-тельности людей

РО

3

2


Просмотр содержимого документа
«Биология как наука 2 вариант»

Время выполнения теста 40 минут 2 вариант


Контрольно-измерительные материалы

Для проведения тематического контроля по разделу «Биология как наука»

В 5 классе к УМК под ред. В.В. Пасечника


Составитель: Толоконина Светлана Васильевна, учитель биологии МОУ СШ № 75



Часть А


К каждому заданию части А дано несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный, по вашему мнению, ответ.



1. Информацию о времени прилета грачей изучает специалист по:

1) экологии

2) биологии

3) фенологии

4) микологии


2. Человек использует весы. Линейку, секундомер при изучении природы методом:

1) описания

2) измерения

3) наблюдения

4) эксперимента


3. На рисунке изображен представитель царства

1) Грибы

2) Растения

3) Бактерии

4) Животные


4. Для изучения длины тела дождевого червя можно использовать:


1) 2) 3) 4)


5. Свойства и состав воздушных масс наибольшее значение имеют для представителей. .. среды обитания

1) водной

2) почвенной

3) организменной

4) наземно-воздушной


6. Наиболее важным фактором для животных является

1) кормовая база

2) солнечный свет

3) давление воздуха

4) температура воздуха


7. Для растений и животных характерно

1) неограниченный рост

2) активное передвижение

3) способность к фотосинтезу

4) способность к размножению


8. Верны ли следующие утверждения?

А. Биологические знания необходимы для создания лекарств.

Б. Ученые-биологи создают условия для сохранения редких и исчезающих видов живых организмов.

1) верно только А.

2) верно только Б.

3) верны оба суждения

4) неверны оба суждения


9. Установите соответствие между царствами живой природы и отдельными представителями

ПРЕДСТАВИТЕЛИ ЦАРСТВА

1) заяц-беляк А) Бактерии

2) палочка Коха Б) Животные

3) черный журавль

4) кишечная палочка


1) 1А2А3Б4Б 2) 1Б2А3А4Б 3) 1А2Б3Б4А 4) 1Б2А3Б4А


10. На рисунке изображены представители … среды обитания






1) водной

2) почвенной

3) организменной

4) наземно-воздушной

















2 вариант


Часть В


11. Распределите экологические факторы в зависимости от групп, указав номера примеров Запишите название каждой группы факторов. Ответ оформите в виде таблицы.

1) солнечный свет

2) вырубка деревьев

3) температура воздуха

4) строительство заводов


Номер

группы

Название группы


Примеры экологических факторов

Группа 1



Группа 2




12. Вставьте в предложения пропущенные слова, используя цифровые обозначения. Получившуюся последовательность цифр впишите в бланк ответов. В словаре есть лишние слова.

Техника безопасности в кабинете биологии

Внимательно изучите содержание и …(А) проведения лабораторной или практической работы, а также безопасные приемы её выполнения. При нагревании жидкости в пробирке или …(Б) использовать специальные …(В) (штативы). По окончании работы привести в порядок рабочее место, при необходимости …(Г)руки с мылом.

СЛОВАРЬ

1) колбе

2) вымыть

3) держатели

4) оборудования

5) лабораторное

6) сканирование


Ответ оформите в виде таблицы.

А

Б

В

Г






13. По рисунку определите среду обитания и укажите не менее двух приспособлений организма к данной среде.






14. Ученики на уроке налили в бутылку воды (чуть больше половины) и смешали с красителем. Затем добавили ¼ стакана растительного масла. Бутылку тщательно закрутили и положили на бок, чтобы масло поднялось на поверхность. Начали раскачивать бутылку вперед и назад…

15. Успешное развитие сельского хозяйства в настоящее время во многом зависит от развития селекции. Объясните, почему?



Просмотр содержимого документа
«Инструкция по проверке»

Инструкция по проверке и оценке выполнения заданий тематического контроля

По разделу «Биология как наука» к УМК под ред. В.В. Пасечника


Часть I


I вариант


задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ответа

2

3

3

1

1

2

1

2

3

4


2 вариант


задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ответа

3

2

3

4

4

1

4

3

4

2


Часть II


I вариант


задания

Содержание верного ответа и указание к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

11

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Номер группы

Название группы


Примеры экологических факторов

Группа 1

Биотические факторы

1) выпас скота

2) шипы на стеблях

Группа 2

Антропогенные факторы

3) посадка деревьев

4) загрязнение водоема











Правильно названы группы факторов и их примеры

2

Правильно названы группы факторов, но допущена одна ошибка в распределений примеров

1

Неправильно названы группы факторов.

ИЛИ правильно названы группы факторов, но допущено 2 и более ошибок

0

Максимальное число баллов

2

12

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

А

Б

В

Г

3

6

5

4






Все цифры указаны правильно

2

Правильно указаны только 2 цифры.

Указаны 3 цифры, но допущена одна ошибка

1

Правильно указана только одна цифра.

Указаны 2 или 3 цифры, но допущено более одной ошибки

0

Максимальное число баллов

2

13

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Водная среда обитания; обтекаемая форма тела, наличие плавников и боковой линии, жабры и т.д.


Названы элементы ответа. Отсутствуют биологические ошибки

2

Элементы ответа названы не полностью или содержат биологические ошибки

1

Элементы ответа не названы или названы неверно

0

Максимальное число баллов

2

14

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Эксперимент, наблюдение. Результат: на бумаге появляется радуга.


Названы элементы ответа. Отсутствуют биологические ошибки

2

Элементы ответа названы не полностью или содержат биологические ошибки

1

Элементы ответа не названы или названы неверно

0

Максимальное число баллов

2

15

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

При строительстве заводов в городах уничтожается естественная растительность. Промышленные предприятия загрязняют окружающую среду. Зеленые растения очищают воздух от пыли и газов, защищают от шума, имеют эстетическое значение.


Названы элементы ответа. Отсутствуют биологические ошибки

2

Элементы ответа названы не полностью или содержат биологические ошибки


1

Элементы ответа не названы или названы неверно


0

Максимальное число баллов

2



Часть II


II вариант


задания

Содержание верного ответа и указание к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

11

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Номер группы

Название группы


Примеры экологических факторов

Группа 1

Абиотические факторы

1) солнечный свет

3) температура воздуха

Группа 2

Антропогенные факторы

2) вырубка деревьев

4) строительство заводов











Правильно названы группы факторов и их примеры

2

Правильно названы группы факторов, но допущена одна ошибка в распределений примеров

1

Неправильно названы группы факторов.

ИЛИ правильно названы группы факторов, но допущено 2 и более ошибок

0

Максимальное число баллов

2

12

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

А

Б

В

Г

3

5

2

1






Все цифры указаны правильно

2

Правильно указаны только 2 цифры.

Указаны 3 цифры, но допущена одна ошибка

1

Правильно указана только одна цифра.

Указаны 2 или 3 цифры, но допущено более одной ошибки

0

Максимальное число баллов

2

13

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Наземно-воздушная среда обитания; обтекаемая форма тела, наличие перьевого покрова, крыльев и т.д.


Названы элементы ответа. Отсутствуют биологические ошибки

2

Элементы ответа названы не полностью или содержат биологические ошибки

1

Элементы ответа не названы или названы неверно

0

Максимальное число баллов

2

14

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Эксперимент, наблюдение. Результат: на маслянистой поверхности образуются волны, как на море


Названы элементы ответа. Отсутствуют биологические ошибки

2

Элементы ответа названы не полностью или содержат биологические ошибки

1

Элементы ответа не названы или названы неверно

0

Максимальное число баллов

2

15

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Успешное развитие сельского хозяйства в настоящее время во многом зависит от биологов-селекционеров, создающих новые высокоурожайные сорта растений и породы животных, что позволяет получать больше продуктов питания.


Названы элементы ответа. Отсутствуют биологические ошибки

2

Элементы ответа названы не полностью или содержат биологические ошибки

1

Элементы ответа не названы или названы неверно

0

Максимальное число баллов

2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!