СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Биология. Конспект урока в 5 классе по теме "Роль бактерий в природе и жизни человека"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Биология. Конспект урока в 5 классе по теме "Роль бактерий в природе и жизни человека"»

Предмет: биология

Дата проведения урока: Урок № Класс 5

Тема урока: Роль бактерий в природе и жизни человека.

Планируемые результаты:

- Личностные: Формируется интерес к предмету и положительная познавательная мотивация к изучению объектов природы.

- Предметные: Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека.

Определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «молочнокислые бактерии»

- Метапредметные (регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия): Формируются навыки работы с текстом и иллюстрациями, описания биологических объектов и проведения сравнительной характеристики

Тип урока: урок комбинированный

Оборудование урока: компьютер, телевизор, энциклопедия, учебник.

Основные понятия и термины: Бактерии разложения и гниения. Клубеньковые, или азотофиксирующие, бактерии. Симбиоз. Молочнокислые бактерии. Болезнетворные бактерии


ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Приветствие учителя и учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.

  1. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

1. Бактерии состоят из одной клетки?

2. Бактерии имеют ядро?

3. Бактерии размножаются спорами?

4. Бактерии имеют разнообразную форму?

5. Бактерии имеют оболочку?

6. Бактерии, для которых кислород является смертельно опасным, называются аэробами?

7. Бактерии не имеют хлорофилла?

8. Округлые бактерии называют стрептококками?

9. Бактерии имеют цитоплазму?

10. Бактерии относятся к Царству Растений?

Поменяйтесь ответами со своим соседом и проверьте правильность выбранных утверждений. Номера правильных суждений: 1, 4, 5, 7, 9. Посчитайте, сколько утверждений отмечено правильно.


  1. Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщения темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников.


Форма работы: групповая

- И так, все мы с вами знаем о бактериях? Или еще чего то может быть не знаем?

Обратите внимание на экран. Что мы видим? Бактерии кругом, они повсюду. Хорошо это или плохо? Как вы считаете?

Как вы думаете о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

Попробуйте сформулировать тему (учащиеся формулируют тему, учитель корректирует).

А как вы думаете , нужны ли нам бактерии на Земле? Или может мы и без них замечательно проживем?

Вот на этот вопрос мы должны будем ответить в конце нашего урока.


Сейчас мы с вами отправимся в мир бактерий.

Запишите число и тему урока в тетради. 


  1. Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.

Значение бактерий в природе и жизни человека


Бактерии

Значение

Где обитают

Положительное

Отрицательное

Гниения

Перерабатывают органические вещества (листья, трупы животных) в перегной, повышают плодородие почвы.

Портят продукты питания.

Повсеместно

Почвенные

Разлагают перегной до неорганических веществ (минеральные вещества), необходимых растениям для жизни, повышают плодородие почвы.

-

Почва

Молочнокислые

Бактерии-кулинары. Используются в производстве продуктов питания, кормов.

Способствуют скисанию молока (участвуют в разрушении органических веществ).

В различных органических веществах

Болезнетворные

-

Вызывают инфекционные заболевания у живых организмов, в т.ч. у человека.

В организмах



Физминутка


Вы должны написать практическое значение (положительное или отрицательное) для человека или окружающей среды. Работа в группах

Оцените пожалуйста выполненную вами работу.


Сформулируем выводы урока.

Какой проблемный вопрос у нас был в начале урока? Сможем мы теперь на него ответить?


Вывод:

Бактерии имеют большое значение в природе и жизни человека. Есть бактерии, поставляющие в атмосферу кислород, улавливающие из атмосферы азот, есть бактерии, разлагающие отмершее органическое вещество. Некоторые бактерии полезны для человека, другие вызывают опасные заболевания.


Давайте немного пофантазируем и предположим, основываясь на нашей таблице, что все-таки случится на Земле, если вдруг пропадут все бактерии (Исчезновение азотофиксирующих бактерий, бактерий гниения и почвенных бактерий приведет к снижению плодородия, а далее и к полному истощению почвы, а также к «захламлению» окружающей среды непереработанной органикой: трупами животных, палой листвой, погибшими растениями и т.д..

Отсутствие молочнокислых бактерий влечет к полному изменению рациона человека. Исчезновение кишечной палочки, может повлечь за собой ряд проблем, связанных с пищеварением. Отсутствие болезнетворных бактерий, с одной стороны ведет к улучшению жизни из-за отсутствия многих болезней, однако, может привести к перенаселению животных, растений и человека, что также чревато рядом неприятных последствий).


Ребята, как вы считаете, могут ли знания, полученные нами на сегодняшнем уроке, быть использованы в повседневной жизни? (да) Как именно? (Знания о бактериях помогают осознать, что бактерии могут быть полезные и вредные, и соответственно использовать данную информацию, используя бактерии полезные и защищаясь от вредных бактерий, разрабатывая и используя различные методы борьбы с ними)



  1. Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного.



составьте в рабочих листах памятку «Профилактика бактериальных заболеваний человека».

Примерное содержание памятки:

1. Соблюдать правила личной гигиены (в т.ч. мыть руки перед едой, после туалета, после улицы)

2. Прохождение флюорографии

3. Профилактические прививки

4. Правильное питание

5. ЗОЖ

6. Отказ от вредных привычек (курение, употребление алкоголя)

7. Мыть сырые фрукты и овощи

8. Не пить воду из непроверенных источников

9. Бороться с переносчиками инфекций (крысы, блохи, мухи)

10. Не употреблять в пищу консервы со вздутыми крышками




  1. Подведение итогов урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания.

Организует рефлексию.

– Какие открытия сделали?

– С чем вы познакомились на уроке?

– С каким настроением вы уходите с урока?


Выставление оценок


Проработать §



Достигнуты ли цель и задачи урока?

Дополните предложение высказав своё мнение об уроке

Сегодня на уроке ….

Я узнал….

Я научился….

Было сложно….

Было легко….

Мне понравилось….



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!