МБОУ ЧСОШ-1 имени А.С. Новгородова
Реализация ФГОС на уроках биологии по теме «Бактерии»
Выполнила: учитель биологии
Терютина Евдокия Николаевна
с.Чурапча-2015
Содержание
Введение……………………………………………………………………………
Глава 1. Теоритическая часть …………………………………………………..
Содержание ФГОС…………………………………………………………..
Урок – как форма реализации ФГОС………………………………………
Проблемы в реализации ФГОС на уроках биологии………………………
Глава 2. Реализация ФГОС на уроках..................................................................
2.2. Первые шаги в реализации ФГОС на примере урока по биологии в 5-м классе по теме «Бактерии»………………………………………………………….
2.3. Анализ урока и результат урока………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………………..
Использованная литература……………………………………………………….
Введение
Невозможно считать себя современным учителем, не изучая новые методики, не учась применять их на практике. Какие инновационные педагогические технологии использовать для создания современного урока, учитывая новые требования ФГОС, как сделать урок ярким и запоминающимся, интересным и насыщенным, позволяющим ученикам добыть и получить знания в собственной познавательной деятельности? Ища ответы на этот вопрос, я вникаю в содержание ФГОС, начиная с вопроса «Что такое ФГОС?»
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) — это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию(1). К образовательным стандартам, принятым до 2009 года, применялось название «Государственные образовательные стандарты». До 2000 года, до принятия государственных стандартов по каждой ступени общего образования и специальности профессионального образования, в рамках общего государственного образовательного стандарта применялись государственные требования к минимуму содержания уровню подготовки выпускника по каждой ступени образования и специальности[2].
В настоящее время ФГОС является актуальным в образовательном процессе, становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает системно - деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является:
- применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;
- создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.
Цель моей работы: Изучение ФГОС и реализация на уроках биологии по теме «Бактерии»
Задачи:
1. Изучить материал по ФГОС, ознакомиться с технологией ведения современных уроков.
2. Рассмотреть основные этапы проектирования современного урока биологии
3. Рассмотреть способы реализации универсальных учебных действий на уроках биологии.
4. Разработать фрагменты современного урока биологии с учетом требований ФГОС.
5. Рассмотреть возможности применения инновационных педагогических технологий на уроках биологии.
Глава 1. Теоретическая часть
Содержание ФГОС
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) — это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию(1).Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
- единство образовательного пространства Российской Федерации;
- преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
- духовно-нравственное развитие и воспитание
Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.
Стандарт является основой для:
-разработки примерных основных образовательных программ;
-разработки программ учебных предметов, курсов, учебной литературы, контрольно-измерительных материалов;
-организации образовательного процесса в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу в соответствии со стандартом, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности;
-разработки нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности образовательных учреждений, реализующих основную образовательную программу, формирования государственного (муниципального) задания для образовательного учреждения;
-осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования;
-проведения государственной (итоговой) и промежуточной аттестации обучающихся;
-построения системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении;
организации деятельности работы методических служб;
аттестации педагогических работников и административно-управленческого персонала государственных и муниципальных образовательных учреждений;
организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования.
Структура ФГОС. Каждый стандарт согласно Федеральному закону от 1 декабря 2007 года № 309-ФЗ включает 3 вида требований:
- требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
- требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
- требования к результатам освоения основных образовательных программ[3].
Реализация ФГОС в образовательной среде. Для реализации ФГОС каждое образовательное учреждение должно разработать основную образовательную программу (ООП), включающую учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочные и методические материалы[5].
Поколения государственных образовательных стандартов. Стандарты общего образования:
- стандарты первого поколения были приняты в 2004 году и именовались государственными образовательными стандартами; утверждались с 2000 года и именовались государственными образовательными стандартами;
- стандарты второго поколения были приняты — для начального общего образования (1-4 классы) 6 октября 2009 года, для основного общего образования (5-9 классы) 17 декабря 2010 года, для среднего (полного) общего образования (10-11 классы) 17 мая 2012 года). Эти стандарты ориентированы на результат и развитие универсальных учебных действий, утверждались с 2005 года и именовались государственными образовательными стандартами, ориентированные на получение обучающимися знаний, умений и навыков;
- стандарты третьего поколения утверждаются с 2009 года, согласно которым высшее образование должно вырабатывать у студентов общекультурные и профессиональные компетенции.
Разработка ФГОС осуществляется с учетом актуальных и перспективных потребностей личности, развития общества и государства, его обороны и безопасности, образования, науки, культуры, техники и технологий, экономики и социальной сферы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
История разработки образовательных стандартов в России. Впервые понятие образовательного стандарта в России появилось в 1992 году с введением Закона РФ «Об образовании», статья 7 которого была посвящена государственным образовательным стандартам. В первоначальной редакции закона стандарт общего образования принимался Верховным советом РФ, но в связи с принятием Конституции 1993 года это положение было отменено, и функции по принятию образовательных стандартов были переданы органам исполнительной власти в определенном Правительством РФ порядке. Верховный совет РФ за период, когда у него было право утверждения образовательного стандарта, его так и не утвердил.
Обязательность принятия федерального государственного образовательного стандарта была установлена Конституцией Российской Федерации, принятой на всероссийском голосовании 12 декабря 1993 года.
В 1993—1999 года разрабатывались временные образовательные стандарты и федеральные компоненты государственного образовательного стандарта.
С 2000 года стали разрабатываться ГОС первого поколения (для общего образования) и первого и второго поколений (для высшего образования).
В истории разработка государственных стандартов общего образования выделяются четыре этапа: 1993—1996, 1997—1998 и 2002—2003, 2010—2011 гг. На каждом из этих этапов мотивы разработки стандартов менялись. На первых двух — незначительно, в рамках общей и образовательной политики. На третьем и четвертом — кардинально, в русле личностно-ориентированной и деятельностно-развивающей педагогики.
С принятием изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в 2009 году стали разрабатываться стандарты нового поколения — федеральные государственные образовательные стандарты. Именно они стали федеральными. Стандарты предыдущих поколений по существу федеральным государственным образовательным стандартами не являлись, а были лишь его компонентами.
1.3. Урок как основная форма реализации требований ФГОС
Современные требования к уроку:
• Ориентация на личностные, метапредметные, предметные результаты
• Реализация системно-деятельностного подхода
• Реализация задач духовно-нравственного развития личности (осознание ценностного содержания учебного знания)
Показатели урока ФГОС:
• Адекватное использование технологий для развития конкретных УУД
• Передача функции целеполагания от учителя к ученику
• Наличие личностных, метапредметных, предметных результатов урока
• Наличие ценностного содержания учебного материала
• Понимание смыслов изучения темы и ее связи с жизнью
• Наличие системно-деятельностного подхода
• Наличие самооценки на каждом этапе урока
Требования к результатам освоения ООП:
ЛИЧНОСТНЫЕ
-Самоопределение: внутренняя позиция школьника; Самоидентификация; самоуважение и самооценка
-Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания»
-Ценностная и морально-этическая ориентация:
ориентация на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных
проблем на основе децентрации; оценка своих поступков
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
-Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и
самостоятельность
-Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества
-Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако-
символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, подведения под понятие
ПРЕДМЕТНЫЕ
-Основы системы научных знаний
-Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания
-Предметные и метапредметные действия с учебным материалом
Классификация результатов:
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.)
Взаимодействие ученика с учителями как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта
Второй уровень результатов - Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом
Третий уровень результатов - Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Проблемы подготовки учителей биологии к введению ФГОС
Как известно, повсеместное введение ФГОС в 5-х классах назначено на 2015 год.
К основным требованиям Федерального Государственного стандарта относится достижение учащимися планируемых результатов: личностных, метапредметных, предметных. На предмет биологии ложится формирование таких личностных результатов, как «экологическое сознание, признание высокой ценности жизни и правил отношения к природе; знания основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях».
Метапредметные результаты предполагают освоение учащимися разнообразных познавательных, коммуникативных, регулятивных компетенций.
К познавательным компетенциям стандарта по биологии относят: «овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности», «давать определение понятиям, классифицировать, делать выводы и заключения, объяснять, структурировать материал, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; и т.д.»
Регулятивные учебные действия, используемые в учебном процессе должны научить школьника «целеполаганию, планированию, основам прогнозирования, как предвидения будущих событий и развития процесса, … самостоятельно оценивать правильность выполняемых действий, принимать решения в проблемной ситуации и т.п.»
Развивая коммуникативные УУД школа должна научить выпускника «учитывать разные мнения, формулировать собственную позицию, задавать вопросы, работать в группе, использовать адекватные языковые средства и т.п.», всего 26 позиций.
Планируемые предметные результаты отражают программы по биологии концентрического или линейного типа.
Перечисленные метапредметные умения должны реализоваться в 4-х междисциплинарных программах:
1. Развитие УУД;
2. Формирование ИКТ - компетентности;
3. Развитие стратегии смыслового чтения;
4. Основы проектной и исследовательской деятельности.
Основной технологией, которая должна способствовать освоению планируемых результатов, является системно-деятельностная, основными принципами которой являются: принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, что способствует активному и успешному формированию общеучебных умений; принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне технологий, содержания и методик с учетом возраста и психологии детей; принцип целостности предполагает формирование у учащихся обобщенного, системного представления о мире, о роли и месте каждой науки в системе наук; принцип минимакса заключается в следующем: школа должна предоставить ученику освоение содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний); принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, ориентированного на реализацию идей сотрудничества, развитие диалоговых форм общения; принцип вариативности предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуации выбора; принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности.
Для достижения планируемых результатов основной задачей является - не дать готовый материал, а научить самостоятельно добывать знания на основе разнообразных учебных действий, которые в дальнейшем формируются в компетентности. Здесь важна познавательная компетенция самого учителя
Глава 2. Практическая часть
2.2. Первые шаги в реализации ФГОС на примере урока по биологии в 5-м классе по теме «Бактерии»
Итоговой моей работой изучения ФГОС стало выполнение проекта «Реализация ФГОС на уроках биологии по теме «Бактерии»». План урока составлен на основе просмотренных и прочитанных материалов.
План-конспект открытого урока биологии
Тема урока: Бактерии.
Цели:
Предметно-дидактическая: формирование представлений об отличительных признаках представителей царства Бактерии и их значении в природе и в жизни человека.
Деятельностная: создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через выполнение практических заданий, поиска решений проблемных вопросов.
Ожидаемые результаты:
Обучающиеся готовы к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию;
Ответственно относятся к выполнению учебных задач;
Демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.
Ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней;
Выдвигают простейшие гипотезы;
Выделяют главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение, высказывают суждения, аргументируют их;
Работают с информацией и преобразуют её;
Находят причинно-следственные связи;
Оценивают свою работу и работу своих одноклассников.
Знают отличительные признаки бактериальной клетки, умеют находить бактерии на рисунках в сравнении с представителями других царств;
Имеют представление о распространении бактерий на Земле, особенностях их жизнедеятельности;
Называют примеры значения бактерий в природе и в жизни человека; меры профилактики бактериальных инфекций.
По ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала;
По способу организации деятельности: индивидуально-групповой;
По ведущему методу обучения: проблемно-поисковый.
словесные (беседа, диалог);
наглядные (работа с рисунками, схемами);
практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования);
дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).
Места обитания и существенные признаки бактерий: строение клетки и жизненные формы;
Процессы жизнедеятельности: питание, размножение, образование спор;
Значение бактерий в природе и в жизни человека;
Меры профилактики бактериальных инфекций.
Учебник Сонин Н. И. Биология. Введение в биологию. 5 класс. М.: Дрофа, 2012;
Рабочая тетрадь к учебнику;
ЦОР «Деление бактериальной клетки», «Спорообразование у бактерий».
Дополнительный текстовый материал;
Презентация «Бактерии»;
Оценочный лист.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, интерактивная система голосования.
Ход урока (см. технологическую карту).
Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме «Бактерии»
Этап | Содержание | Методы | Учебно-познавательные задачи урока | Формы контроля | Формируемые УУД |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный | | | Приветствует обучающихся, просит их проверить готовность к уроку. | Осуществляют самопроверку готовности к уроку. | Самопроверка | Регулятивные: |
Ориентировочно-мотивационный – стадия вызова | На уроках биологии мы будем знакомиться с различными группами организмов. Слайд 1. Эти организмы появились и распространились на Земле раньше других. Они встречаются в почве, в воздухе, в воде, обитают и в телах других организмов, найдены в гейзерах, солёных озёрах, таких, как Мёртвое море, в Антарктиде и в Арктике, могут жить даже в реакторах атомных станций. О них наш сегодняшний разговор. Кто озвучит тему урока? Слайд 2. Что бы вы хотели узнать на уроке? На какие вопросы получить ответы? | Словесный (беседа), наглядный | Мотивирует обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока. | | Словесная оценка учителя | Регулятивные: |
Учебно-познавательная деятельность: Постановка проблемы Открытие нового через её решение
Первичное закрепление
Открытие нового Постановка и решение проблемы | Бактерии существовали на нашей планете уже несколько миллиардов лет назад, но люди узнали о них сравнительно недавно. Почему? Слайд 3. Какие организмы, из изображённых на слайде, нельзя отнести к бактериям? Почему? Слайд 4. На экране вы видите два организма. Являются ли они бактериями? Почему? Вы можете работать индивидуально или в парах. Учебник § 11, с. 60. | Дедуктивный (применение знаний) Проблемный, наглядный | Предлагает обучающимся проблемные вопросы и задания с целью выявления существенных признаков строения бактерий. Направляет деятельность обучающихся, связанную с постановкой проблемы, поиском путей её решения. | Делают вывод о малом размере бактерий. Делают вывод об одноклеточности бактерий. Осуществляют сравнение организмов, выявляют признаки их сходства и различия, осознают затруднение, производят поиск способа его преодоления. Работают с текстом учебника, изучают строение клетки бактерии, отвечают на проблемный вопрос. | Словесная оценка учителя Самопроверка по образцу Самопроверка по образцу Само- и взаимопроверка по образцу Самопроверка по образцу Взаимопроверка Самопроверка
Самопроверка
Взаимопроверка Взаимопроверка Словесная оценка учителя | Познавательные: Формулирование проблемы, поиск путей решения; Информационный поиск; Анализ с выявлением существенных и несущественных признаков, сравнение, установление причинно-следственных связей, обобщение; Знаково-символические действия (кодирование/ декодирование); Построение речевого высказывания. Регулятивные: Целеполагание; Планирование; Контроль; Оценка и самооценка. Коммуникативные: Участие в совместной деятельности; Изложение собственных мыслей, диалог, умение вести дискуссию. Личностные: Ответственное отношение к выполнению учебных задач; Готовность к восприятию научной картины мира, осознание ценности каждого живого организма; Уважительное отношение к другому человеку, его мнению. |
Итак, мы смогли отличить бактерию от другого одноклеточного организма. Выполните задание 64, с. 34 рабочей тетради. Поработаем со схемой бактериальной клетки в рабочей тетради (задание № 65, с. 34). Кто хочет показать основные части клетки бактерии на рисунке? Проверьте работу в рабочей тетради у своего соседа, проставьте отметку в оценочный лист. Слайд 5. Формы бактериальных клеток разнообразны. | Дедуктивный (применение знаний), практический (заполнение схемы), наглядный | Организует первичное закрепление материала. | |
Какой процесс лежит в основе увеличения численности бактерий? Как, на ваш взгляд, могут размножаться бактерии? Обсудите в группе и выскажите предположение. Выполните в рабочей тетради задание № 67, с. 34 и проверьте выполнение у своего соседа, проставьте отметку в оценочный лист. | Практический (заполнение схемы), наглядный | Предлагает обучающимся вопросы и задания с целью выявления особенностей процессов жизнедеятельности бактерий. Осуществляет коррекцию, организует обсуждение. | Высказывают предположение о размножении бактерий. Обсуждают его в группе. Знакомятся с ЦОР «Деление бактериальной клетки» Выполняют задание в рабочей тетради, осуществляют взаимопроверку. |
Слайд 6. В группах проанализируйте информацию слайда и сделайте предположение о питании бактерий. | Наглядный, дедуктивный (анализ) | Высказывают предположение о питании бактерий. Обсуждают его в группе. Делают вывод о разнообразных способах питания бактерий (сами создают, а также питаются готовые питательными веществами). |
Слайд 7. Академик В. И Вернадский подсчитал, что в благоприятных условиях потомство всего одной бактерии может заполнить впадину Тихого океана за 5 дней. Почему этого не происходит? Что происходит с бактериями в неблагоприятных условиях? Обсудите вопрос в группе, выскажите предположение. Выполните задание № 66 рабочей тетради, осуществите взаимопроверку, проставьте отметку в оценочный лист (учебник с. 60). | Проблемный, наглядный | | Осуществляют поиск информации, необходимой для решения вопроса, обсуждают её в группе. Выслушивают мнение других групп, осуществляют оценку. Знакомятся с ЦОР «Спорообразование у бактерий». Выполняют задание в рабочей тетради. |
Можно ли на Земле обойтись без бактерий? Изучите дополнительную информацию о бактериях и найдите примеры: 1 группа – положительного значения бактерий в природе; 2 группа – пользы бактерий для человека; 3 группа – вреда бактерий для человека; 4 группа – способов сохранения продуктов питания; 5 группа – методов профилактики бактериальных инфекций. Слайды 8 – 15. Сформулируйте вывод о значении бактерий в природе и в жизни человека. Оцените свою работу над этим заданием, проставьте отметку в оценочный лист. Подсчитайте сумму баллов. | Проблемный, практический, индуктивный, наглядный | Организует работу групп для ответа на проблемный вопрос. Во время выступления групп демонстрирует слайды, иллюстрирующие примеры. | Осуществляют поиск информации, необходимой для решения вопроса, обсуждают её в группе. Выслушивают мнение других групп, дополняют ответы, осуществляют оценку. Делают вывод об огромной роли бактерий. |
Закрепление, рефлексия, подведение итогов урока | Сегодня мы познакомились с царством Бактерии. А теперь возьмем в руки пульты для голосования и ответим на несколько вопросов о бактериях. Проверим ответы. Кто правильно ответил на все 5 вопросов? Аплодисменты. Вернёмся к целям, поставленным в начале урока. Удалось ли их достичь? Довольны ли работой на уроке? Оцените своё настроение в оценочном листе. | Словесный (беседа), практический (работа с системой голосования) | |
| Самопроверка | Регулятивные: |
Домашнее задание: § 11, вопросы на с. 63 (у), задания р. т. № 63, 68 – 72, не менее 3-х по выбору. По желанию подготовить короткие сообщения о бактериальных болезнях людей. |
Приложение к плану-конспекту открытого урока биологии в 5 классе по теме «Бактерии»
Дополнительная информация для работы в группах
По результатам жизнедеятельности бактерий выделяют несколько групп.
Бактерии гниения разлагают органические вещества отмерших растений и животных, выделения живых организмов и другие органические отходы, превращают их в перегной, участвуя, таким образом, в образовании почвы. Бактерии гниения – своеобразные санитары нашей планеты.
Следующая группа – почвенные бактерии. Они перерабатывают перегной до минеральных веществ, которые снова могут поглощаться растениями из почвы.
Есть бактерии, которые способны усваивать азот из воздуха и переводить его в состояние, пригодное для дальнейшего использования растениями. Можно сказать, что эти бактерии производят натуральные азотные удобрения. Они поселяются на корнях бобовых растений, таких как горох, фасоль, клевер, люцерна, образуя на них клубеньки, и поэтому получили название клубеньковые бактерии.
Под действием молочнокислых бактерий молоко превращается в простоквашу, сливки в сметану. Они же участвуют в сквашивании капусты.
Есть бактерии, живущие в кишечнике человека (от 300 до 1000 видов). Учёные считают, что их общая масса может достигать 1 кг, а численность их клеток в 10 раз превышает численность клеток человеческого тела. Они играют важную роль в пищеварении, синтезируют витамины, необходимые человеку, вытесняют патогенные вредные бактерии. Можно сказать, что микрофлора человека является дополнительным «органом», участвующим в переваривании пищи и защите организма от инфекций.
Деятельность бактерий можно оценить не только положительно. Много неприятностей приносят нам бактерии, деятельность которых приводит к порче продуктов питания (бактерии гниения). Это они вынуждают нас хранить продукты в холодильнике. Чтобы продукты не портились, их солят, сушат, засахаривают, маринуют, консервируют, то есть создают для бактерий неблагоприятные условия.
Целлюлозоразрушающие бактерии портят книги в книгохранилищах, чем наносят непоправимый урон, например, когда под их действием страницы старинных рукописей рассыпаются.
Некоторые виды бактерий (патогенные) поселяются в организмах растений, животных, человека, отравляют их продуктами своей жизнедеятельности, то есть вызывают болезнь. Например, у человека бактериальными являются такие заболевания, как ангина, туберкулёз, дизентерия, дифтерия, холера, тиф, чума и многие другие.
Чтобы избежать бактериальной инфекции, нужно соблюдать определённые правила: правильно хранить и приготавливать продукты питания, мыть овощи, фрукты, не пить сырую воду, следить за чистотой своего тела и жилища, вовремя делать профилактические прививки. Бактерии погибают при воздействии высоких температур, прямого солнечного света, воздействии дезинфицирующих средств, например хлорки.
Вопросы для интерактивного тестирования по теме «Бактерии»
А1. Бактерии – это организмы:
только одноклеточные;
только многоклеточные;
и одноклеточные, и многоклеточные.
А2. В клетке бактерий есть:
оболочка, цитоплазма, ядро;
цитоплазма, ядро, нуклеиновая кислота;
оболочка, цитоплазма, нуклеиновая кислота.
А3. Бактерии:
питаются готовыми питательными веществами;
сами способны создавать питательные вещества;
верно 1 и 2.
А4. Определите правильное высказывание.
Бактерии размножаются спорами.
Споры помогают бактериям переживать неблагоприятные условия и распространяться.
Споры бактерий быстро погибают в неблагоприятных условиях.
А5. Определите правильное высказывание.
Все бактерии приносят вред другим живым организмам.
Целлюлозоразрушающие бактерии приносят пользу человеку.
Человек использует бактерий для создания некоторых продуктов питания.
Оценочный лист к уроку
Фамилия, имя ученика________________________________________________________________
Задания | Баллы | Критерии оценки |
Задание № 64 | | 3 балла – правильно названы 3 особенности строения. |
2 балла – правильно названы 2 особенности строения. |
1 балл – правильно названа 1 особенность строения. |
0 баллов – задание не выполнено. |
Задание № 65 | | 3 балла – правильно названы 3 части бактериальной клетки. |
2 балла – правильно названы 2 части бактериальной клетки. |
1 балл – правильно названа 1 часть бактериальной клетки. |
0 баллов – задание не выполнено. |
Задание № 67 | | 2 балла – правильно назван процесс, изображённый на схеме, дана его характеристика. |
1 балл – правильно дан ответ на один из вопросов задания. |
0 баллов – задание не выполнено. |
Задание № 66 | | 2 балла – правильные ответы на два вопроса задания. |
1 балл – правильно дан ответ на один из вопросов задания. |
0 баллов – задание не выполнено. |
Работа с дополнительной информацией | | 2 балла – задание выполнено полностью и правильно, активное участие в работе группы. |
1 балл – задание выполнено не полностью, активное участие в работе группы. |
0 баллов – задание не выполнено или в работе группы не участвовал. |
Итого | | Максимальный балл – 12. |
Оценка за работу на уроке | | 10 – 12 баллов – оценка 5. |
8 – 9 баллов – оценка 4. |
5 – 7 баллов – оценка 3. |
Меньше 5 баллов – оценка 2. |
Оцени свое настроение на уроке (поставь галочку) | | |
| |
| |
Но и при реализации хорошо знакомого материала требуемый результат достигается далеко не всегда. Затруднения вызывает описание планируемых результатов: предметных, метапредметных и особенно личностных. И часто наблюдается нестыковка между задачами, ожидаемыми результатами, содержанием и методикой проведения урока.
Трудно было отойти от привычной схемы: опрос, изучение, закрепление и спланировать учебные действия учащихся, необходимые для самостоятельного «добывания знаний». Предлагаемые схемы не включают обсуждения цели урока на основе проблемного вопроса, мало элементов эвристической беседы, диалога, работы в малых группах. Учитель не знаком с модульной технологией, предполагающей индивидуальный маршрут изучения материала; технологией работы в парах сменного состава; технологией развития критического мышления, проектной и т.д. В представляемых проектах отсутствуют задания по развитию смыслового чтения, а формирование ИКТ-компетентностей реализуется только, как правило, в слайд-презентациях или использовании интерактивной доски.
2.2. Результаты сравнительного анализа традиционного и урока с реализацией ФГОС.
Традиционный урок: класс 5 «а»
Количество учащихся 23
Таблица №1
Ф.Имя | Ориен. Мотив. | Учебно познав | Перв. Закр. | Открытие нового | Постановка и решение проблемы | Рефлексия и итог |
Алексеева Кристина | + | + | + | - | + | + |
Борисова Валерия | + | + | + | + | + | + |
Быганова Лера | + | + | + | - | + | + |
Егорова Алина | + | - | + | + | + | + |
Егоров Коля | - | - | - | - | + | - |
Захаров Сережа | + | + | - | - | + | - |
Лукина Арина | + | + | + | + | + | + |
Петров Коля | + | - | + | - | + | - |
Петрова Мира | + | + | + | + | + | + |
Понамарев Афоня | + | - | - | - | + | - |
Елисеев Эрхан | - | - | + | + | + | - |
Макаров Ньургун | - | + | + | - | + | + |
Игнатьева Айна | + | + | + | + | + | + |
Никитин Ваня | - | + | + | - | + | + |
Павлов Алеша | - | - | + | + | + | - |
Сивцева Милена | + | + | + | - | + | - |
Николаев Саша | + | + | + | - | + | - |
Малышев Ваня | _ | + | + | + | + | + |
Оконешникова Кристина | _ | + | - | + | + | - |
Тихонова Анюта | + | + | + | + | + | + |
Лыткин Миша | + | + | - | - | + | + |
Макаров Саша | + | + | + | + | + | + |
Халгаев Афоня | _ | - | - | + | - | - |
Итого: | 15 | 16 | 17 | 12 | 22 | 13 |
В % | 65 | 69 | 74 | 52 | 87 | 56 |
Экспериментальный урок с реализацией ФГОС: класс 5 «в»
Количество учащихся: 20
Таблица №2
Ф.Имя | Ориен. Мотив. | Учебно познав. | Перв. Закр. | Открытие нового | Постановка и решение проблемы | Рефлексия и итог |
Артемьева Алена | + | + | - | + | + | + |
Варламов Рустам | + | + | + | + | + | + |
Давыдов Богдан | + | + | - | - | + | + |
Догордурова Куннэй | + | + | + | + | + | + |
Иванов Валентин | + | + | + | + | + | + |
Игнатьев Афоня | + | + | + | + | - | + |
Трофимова Дайаана | + | + | + | + | + | + |
Жергина Дайаана | + | + | - | + | + | + |
Кузьмина Сайаана | + | + | + | + | + | + |
Монастырева Милена | + | + | + | + | + | + |
Павлова Маша | _ | + | _ | + | + | + |
Сивцева Настя | + | + | + | - | + | + |
Собакина Таня | + | + | + | - | + | + |
Харитонов Айан | _ | _ | _ | + | + | + |
Филиппов Витя | + | + | + | + | + | + |
Кривошапкина Алена | + | + | + | + | + | + |
Никитина Лия | + | - | - | + | + | + |
Сергеев Айал | _ | - | - | - | + | + |
Илларионов Ян | - | + | + | - | - | + |
Пудова Аина | + | + | + | + | + | + |
Итого: | 16 | 19 | 13 | 15 | 18 | 20 |
В% | 80 | 95 | 65 | 75 | 90 | 100 |
Диаграмма №1
Анализ: Диаграммой показаны сравнительные результаты универсальной учебной деятельности учащихся на данном уроке. По ней видно, что все показатели детей экспериментального урока высокие кроме этапа постановки и решения проблемы. Что приводит к мысли:
- Перечисленные метапредметные умения реализованы в 4-х междисциплинарных программах:
1. Развитие УУД;
2. Формирование ИКТ - компетентности;
3. Развитие стратегии смыслового чтения;
4. Основы проектной и исследовательской деятельности.
Основной технологией на уроке является системно-деятельностная, основными принципами которой являются: принцип деятельности, где ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, что способствовало активному и успешному формированию общеучебных умений;
- учащиеся получили обобщенное, системное представление о бактериях, о роли их и месте в жизни человека;
- реализованы идеи учащхся сотрудничества,
- развивалась диалоговая форма общения;
- формируются у учащихся способности к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуации выбора;
- дети ориентированы на творческое начало
- учащиеся приобрели собственный опыт творческой деятельности
Пришла к выводу: не дать готовый материал, а научить самостоятельно добывать знания на основе разнообразных учебных действий, которые в дальнейшем формируются в компетентности.
Заключение:
1. Изучен материал по ФГОС, познакомилась с технологией ведения современных уроков.
2. Рассмотрены основные этапы проектирования современного урока биологии в пятом классе по теме «Бактерии»:
3. Рассмотрены способы реализации универсальных учебных действий на уроках биологии.
4. Разработан фрагмент современного урока биологии с учетом требований ФГОС.
5. Рассмотрены возможности применения инновационных педагогических технологий на уроках биологии.
В приложении ( итоге) привожу отзывы учителей, посетивших открытый урок по названной теме.
1.