Предмет: биология
Дата проведения урока: Урок № 9 Класс 7
Тема урока: Общая характеристика червей. Тип Плоские черви
Планируемые результаты:
- Личностные: формирование мировоззренческих позиций, способствующих пониманию основных закономерностей в живой природе; формирование личностных представлений о ценности животных, осознания значимости охраны животного мира
- Предметные: обучающиеся научаться определять представителей разных классов типа Плоские черви; образ жизни и среды обитания животных; раскрывать значение животных в природе и в жизни человека.
- Метапредметные (регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия): продолжать формирование у учащихся умений выявлять наиболее значимые моменты, сравнивать, делать выводы.
Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков
Оборудование урока: компьютер, телевизор, энциклопедия, учебник
Основные понятия и термины:
ХОД УРОКА
Организационный момент
Приветствие учителя и учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.
Добрый день всем! Садитесь, пожалуйста. Я рада видеть Вас ребята. Проверьте все ли у вас готово к уроку: тетрадь, учебник, дневник и письменные принадлежности.
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
А1. Ответная реакция организма гидры на действие внешних раздражителей
регенерация
оплодотворение
рефлекс
почкование
А2. Колонии кораллов образуют животные, которые относятся к типу
моллюсков
кишечнополостных
ланцетников
простейших
А3. Стенка тела гидры состоит из … слоёв
одного
двух
трёх
четырёх
А4. В состав эктодермы гидры не входит
кожно-мускульные клетки
стрекательные клетки
нервные клетки
пищеварительные клетки
А5. Между эктодермой и энтодермой гидры расположена
опорная пластинка
мезоглея
гиподерма
мезодерма
А6. Наибольшее скопление стрекательных клеток у гидры
у рта и на подошве
у рта и на стебельке тела
у рта и на щупальцах
у рта и на стенках кишечной полости
А7. К типу Кишечнополостные относится
актинии
асцидии
офиуры
голотурии
А8. Гидра обитает в
пресных водоёмах с быстрым течением
пресных водоёмах со стоячей водой
опреснённых лиманах
морях и океанах
А9. Самой крупной из известных медуз является
цианея антарктическая
корнерот
крестовичок
кассиопея
А10. Кишечная (гастральная) полость медуз
простая мешкообразная
разделённая на передний и задний отделы
разветвлённая
не выражена
В1. Выберите признаки относящиеся только к кищечнополостным животным
А) трёхслойное строение тела
Б) двусторонняя симметрия
В) двухслойное строение тела
Г) в цикле развития присутствует стадия полипа
Д) паразитирующие организмы
Е) тело состоит из эктодермы, энтодермы мезодермы
А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | А7 | А8 | А9 | А10 |
3 | 2 | 2 | 4 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 | 3 |
Работа со слабоуспевающими
Почему кишечнополостные получили такое название?
Перечислите общие признаки кишечнополостных.(приведите примеры)
Как называется внутренний и наружный слой клеток?
Какие способы размножения характерны для размножения кишечнополостных? (приведите примеры)
Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщения темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников.
Учитель предлагает обучающимся подумать над вопросами рубрики «Как вы думаете?», расположенной перед началом параграфа. Выслушав их предположения, он озвучивает тему урока и привлекает обучающихся к формулированию его познавательной задачи
Учитель: Как сформулируем тему урока?
Целью урока является (формируют дети)
Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.
Показ презентации
Общие признаки представителей типа Плоские черви
1. Двусторонняя симметрия тела
2. Трехслойность
3. Отсутствует полость тела, пространство между органами заполнено паренхимой (рыхлой соединительной тканью)
4. Тело листовидное или лентовидное, плоское в поперечном сечении.
Затем учитель знакомит обучающихся с классификацией представителей данного типа, предлагая им в тетрадях начертить схему «Классификация типа Плоские черви»
Тип Плоские черви |
Класс Планарии (Ресничные) | Класс Сосальщики | Класс Ленточные черви |
Представители: | Представители: | Представители: |
1. Работа с текстом учебника: Учащиеся находят характеристику Типа Плоских червей. Учитель при необходимости дополняет.
Тело плоское, его форма листовидная (у ресничных и сосальщиков) или лентовидная (у ленточных червей).
Впервые в животном мире у представителей этого типа развилась двусторонняя (билатеральная) симметрия тела, т. е. через тело можно провести только одну продольную плоскость симметрии, делящую его на две зеркально подобные части.
Кроме эктодермы и энтодермы они имеют еще средний зародышевый листок — мезодерму. Поэтому их считают первыми трехслойными животными. Наличие трех зародышевых листков дает основу для развития различных систем органов.
Стенку тела образует кожно-мускульный мешок —совокупность наружного однослойного эпителия и расположенных под ним нескольких слоев мышц — кольцевых, продольных, косых и спинно-брюшных. Поэтому тело плоских червей способно совершать сложные и разнообразные движения.
Полость тела отсутствует, так как пространство между стенкой тела и внутренними органами заполнено рыхлой массой клеток — паренхимой. Она выполняет опорную функцию и служит в качестве депо запасных питательных веществ.
2. Характеристика систем органов: Самостоятельное заполнение таблицы: (работа с текстом)
Системы органов белой планарии
Системы органов | Органы |
Пищеварительная система | Рот, глотка, кишечник |
Выделительная система | представлена протонефридиями — каналами, слепо начинающимися в мезенхиме и по бокам тела; |
Нервная система. | состоит из одного-двух нервных узлов (ганглиев) в передней части тела и продольных нервных стволов, связанных поперечными кольцевыми перемычками |
Органы чувств. | Развиты слабо. Кожные реснички. Примитивные пигментные гдазки. Органы равновесия |
Половая система | Гермафродиты. Развиты половые железы и сложная система протоков |
Дыхательная и кровеносная | Отсутствуют. |
3. Беседа с учениками об особенностях организации плоских червей.
Учащиеся делают выводы об усложнении в плоских круглых червей по сравнению с кишечнополостными. В ходе беседы заполняется таблица:
Черты сходства и различия кишечнополостных и плоских червей
Черты сходства | Черты отличия |
Пресноводная гидра | Белая планария |
1.Многоклеточные | Двухслойные | Трёхслойные |
2. Хорошо развита регенерация | Лучевая симметрия | Двусторонняя симметрия |
3. Большую роль играет внутриклеточное пищеварение | Нет органов | Есть органы |
Диффузная нервная система | Лестничная нервная система |
Нет кожно-мускульного мешка | Есть кожно-мускульный мешок |
Работа с энциклопедией
Физминутка
Многообразие плоских червей
Учитель демонстрирует обучающимся влажный препарат печеночного сосальщика (если не имеется, то рисунки и таблицу) и предлагает им ответить на вопросы: какую форму имеет печеночный сосальщик? В какой цвет окрашены его кожные покровы? О чём может свидетельствовать отсутствие пигмента в кожных покровах печеночного сосальщика?
Обобщив ответы, учитель демонстрирует фрагмент интерактивного учебного пособия о внешнем и внутреннем строении печеночного сосальщика. Он предлагает обучающимся начать работу по заполнению таблицы «Характеристика сосальщиков и ленточных червей»
Признак | Печеночный сосальщик | Бычий цепень |
Место обитания | Печень млекопитающих | Кишечник млекопитающих |
Форма тела | Листовидная | Лентовидная. Тело состоит из отдельных сегментов (члеников) |
Органы чувств | Развиты слабо | Развиты слабо |
Питание и пищеварение | Питается кровью и клетками печени. Рот-глотка-пищевод | Питается переваренной пищей , всасывая её всей поверхностью тела |
Дыхание | Всей поверхностью тела | Всей поверхностью тела |
Выделение | Центральный выделительный канал заканчивается выделительной порой в центре на брюшной стороне | Два выделительных канала тянутся по бокам вдоль тела. В каждом членике боковые каналы соединены поперечными каналами |
Нервная система | Окологлоточное нервное кольцо и три отходящие от него нервных ствола | Нервный ганглий, расположенный в головке, и два боковых нервных ствола, проходящие вдоль тела |
Размножение | Гермафродиты. Половое размножение происходит в окончательном хозяине | Гермафродиты. В созревающих члениках происходит слияние яйцеклеток и сперматозоидов |
После завершения работы обучающиеся самостоятельно формулируют вывод о связи особенностей строения сосальщиков с их паразитическим образом жизни.
Подведение итогов урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания
Вопросы для обсуждения:
Каковы общие признаки Плоские черви?
Какие прогрессивные изменения произошли у Плоских червей в процессе эволюции?
Чем сходны плоские черви и гидра?
В чем проявляется усложнение строения белой планарии по сравнению с гидрой?
Что нового вы для себя открыли?
Что больше всего вам понравилось на уроке?
Выставление оценок
Домашнее задание –параграф 9 стр. 44-47 читать, подготовить собщение