СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Биология- наука о живом мире

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Биология- наука о живом мире»

Тема урока«Биология – наука о живом мире. Биологические науки»

I. Цели урока:

Образовательные:

  • познакомить с биологией как наукой, историей ее возникновения.

  • узнать о биологических науках и методах исследования биологии.

  • рассказать об основателях биологии и первых биологических научных трудах.

Развивающие:

  • продолжить формирование умений работать с различными источниками информации, анализировать полученную информации.

  • научить учащихся выводить тему предстоящей работы.

  • развивать мышление, монологическую и диалогическую речь.

  • оценивать свои знания и умения.

Воспитательные:

  • формировать умения работать самостоятельно.

  • воспитывать ответственного отношения к учебному труду.

Коррекционные:

  • четко, кратко излагать свои мысли, активизировать словарный запас, корригировать звукопроизношение.

II. Задачи урока:

  • Образовательные: дать определение биологии как системы биологических наук; расширить знания учащихся о частных биологических науках и кратко охарактеризовать их; показать круг важнейших задач, стоящих перед человечеством и биологией как наукой;

  • Развивающие: формировать умения сравнивать, обобщать, искать и выделять необходимую информацию; логическое мышление и память.

  • Воспитательные: воспитывать учебное сотрудничество учителя с учениками, уважение к собственной учебной деятельности.

  • Профориентационная: осуществление профориентационной работы для ознакомления с областями профессий, относящихся к тематике и их социальной значимости.

Планируемые образовательные результаты

Предметные результаты:

  • формировать умение отличать предметы изучения биологических наук.

  • формировать умения объяснять значение биологических знаний в современной жизни.

Личностные результаты:

  • воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку.

  • понимание значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии.

  • формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к познанию нового.

  • формирование коммуникативной компетентности в процессе общения и сотрудничества со сверстниками и учителем в учебной деятельности.

Метапредметные результаты:

  • определять понятия, формируемые в процессе изучения темы.

  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

  • сформировать умение анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы по изученному материалу.

  • сформировать умение строить логическое рассуждение.

  • формировать умение вести диалог.

  • совершенствовать навыки работы с научным текстом, рисунками.

Регулятивные УУД:

  • формировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

  • формировать умение при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

  • высказывать свое предположение на основе учебного материала, овладеть умениями анализировать

Познавательные УУД:

1.Общеучебные универсальные действия:

  • формулирование темы урока

  • поиск и выделение необходимой информации (работа с текстом и иллюстрациями учебника/интерактивной доски)

  • умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

2.Универсальные логические действия:

  • синтез как составление целого из частей

  • построение логической цепи рассуждений

  • выдвижение гипотез

3. Постановка и решение проблемы:

  • самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера

Коммуникативные УУД:

  • умение слушать и вступать в диалог

  • интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

Личностные УУД:

  • смыслообразование – установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

  • оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей

III. Технологии развития УУД, используемые в рамках урока:

  • Технология проблемно - диалогического обучения

  • Технология продуктивного чтения

  • Технология оценки учебных успехов

  • Здоровьесберегающие технологии

  • Информационно-коммуникативные технологии

IV. Методы обучения:

  • Словесные – рассказ, беседа, объяснение, инструктаж к работе

  • Наглядные – демонстрация презентации «Биология – наука о живом мире. Биологические науки»

  • Практические – заполнения таблицы сравнительной характеристики плаунов, хвощей и папоротников

V. Формы работы: фронтальная, индивидуальная работа

VI. Оборудование:

  • Для учителя – проектор

  • Для учащихся

VII. Литература:

  • Для учителя:
    1) Учебник: Биология, 9 класс, Пономарёва И.Н., Корнилова О. А., Чернова Н. М./ под ред. Пономарёвой И.Н., издательство ВЕНТАНА-ГРАФ

2) Электронные ресурсы:
1. https://docplayer.ru/31899664-Glava-1-biologiya-kak-nauka-metody-nauchnogo-poznaniya.html

2. https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-teme-biologiya-nauka-o-zhizni-2931173.html

  • Для учащихся

VIII. Тип урока: урок «открытия» новых знаний

IX. Структура урока (этапы) / урок 35 минут:

  1. Организационный момент (1 мин.)

  2. Актуализация знаний (5 мин.)

  3. Реализация построенного проекта. Часть 1 (12 мин.)

  4. Физминутка (1 мин.)

  5. Реализация построенного проекта. Часть 2 (12 мин.)

  6. Рефлексия учебной деятельности (3 мин.)

  7. Организованный конец урока (1 мин.)

X. Оформление классной доски:

Дата

03.09.20

Тема урока
«Биология – наука о живом мире. Биологические науки»

Домашнее задание

ХОД УРОКА

I. Орг.момент

(1 мин.)

Здравствуйте, я рада вас видеть. Садитесь, приготовьте все необходимое для работы.

II. Актуализация знаний

(5 мин.)

Сейчас у нас идет урок биологии. Кто мне скажет, что же такое биология?(Наука, изучающая живую природу).
Хорошо. Мы с вами в этом году начнем изучать новую дисциплину биологии – цитологию. Кто знает, что изучает эта наука? (Живые клетки, их строение и органеллы).

У меня на слайде представлено несколько названий наук. Скажите, знаете ли вы, что они изучают? (Информация на слайде):

  • Ботаника (наука остроении и жизнедеятельности растений)

  • Ихтиология (наука о рыбах)

  • Орнитология (наука о птицах)

  • Зоология(наука, изучающая строение и функциональные особенности животных)

  • Морфология(учение о внешнем строении живых организмов)

  • Эмбриология(наука о зародышевом развитии организмов)

  • Микробиология(наука, изучающая бактерии и вирусы)

(Ответы появляются после ответов учеников). Всё это – биологические науки. Теперь, когда мы с вами немного поговорили, кто мне скажет, какова тема нашего сегодняшнего урока? (Биология – наука о живом мире. Биологические науки). Запишите дату и тему в ваших тетрадях.

III. Реализация построенного проекта. Часть 1

(12мин.)

Итак, Биология – это наука о живых системах и закономерностях, ими управляющих. Название этой науки возникло из сочетания двух греческих слов: «bios» - жизнь и «logos» - учение.

Основоположником биологии и других естественных наук является древнегреческий ученый Аристотель.Им были сделаны многочисленные описания природы, особенно мест обитания и свойств различных растений и животных.

Также не стоит забывать и о вкладе древнегреческого врача, целителя и философа Гиппократав биологию. Он был одним из первых учёных, который решился препарировать трупы животных и людей, а затем записал полученные им результаты. Благодаря его трудам биология тогдашнего времени приобрела знания о строении органов и систем органов человека и различных животных. Самые знаменитые его труды – трактаты - "О ветрах", "О воздухах, водах и местностях", "О суставах" и "О переломах".

Наряду с Аристотелем, «отцом-основателем» ботаники и географии растений считается древнегреческий философ Теофраст. Является автором свыше 200 трудов по естествознанию (физике, минералогии, физиологии, ботанике и др.), самые знаменитые из которых – книги «История растений» и «Причины растений».

Гай Плиний старший, древнеримский писатель-эрудит, собрал известные к тому времени сведения о живых организмах и написал 37 томов энциклопедии «Естественная история».

Древнеримский медик, хирург и философ Клавдий Гале́н внес в анатомию важный вклад. Он описал около 300 мышц человека. Доказал, что не сердце, а головной и спинной мозг являются «средоточием движения, чувствительности и душевной деятельности». Перерезав спинной мозг поперёк,Гале́н показал исчезновение чувствительности всех частей тела, лежащих ниже места разреза. Сделал вывод, что все тело пронизано нервными окончаниями. Доказал, что по артериям движется кровь, а не «Святой дух», как считалось ранее.Положил начало фармакологии.

Сам же термин «биология» впервые в 1797 году предложил немецкий профессор анатомии ТеодоромРуз. Активно начал использоваться лишь в 1802 г., после употребления его в своих работах французским ученым Жаном Батистом Ламарком («Флора Франции», «Философия зоологии») и немецким ученым Готфридом РейнхольдомТревиранусом («Биология, или Философия живой природы», «Физиологические фрагменты»). Запишите это в тетрадь.

Вместе с астрономией, физикой, химией, геологией и другими науками, изучающими природу, биология относится к числу естественных наук. Онаизучает все проявления жизни, строение и функции живых систем, а также их сообществ; она выясняет происхождение, распространение и развитие живых организмов, их связи друг с другом и с неживой природой.

Сегодня биология – это комплекс наук, который образуют самостоятельные научные дисциплины, занимающиеся определенными объектами исследования.На экране вы видите названия дисциплин биологии. Как думаете, какова будет наша с вами сейчас задача? (Переписать в тетрадь учения биологии и выяснить, что они изучают). Верно, приступим. Науки, перечисленные на слайде:

1. Ботаника –наука о строении, способе существования, распространении растений и истории их происхождения. Включает в себя подразделы:

  • микология - наука о грибах;

  • бриология - наука о мхах;

  • палеоботаника - изучает ископаемые останки древних растений

2.Зоология –наука о строении, распространении и истории развития животных.Подразделы:

  • ихтиология - наука о рыбах;

  • орнитология - наука о птицах;

•    арахнология – наука о паукообразных;

3.Морфология – наука об особенностях внешнего строения живых организмов.

4.Физиология –наука об особенностях жизнедеятельности живых организмов.

5. Анатомия –наука, изучающая внутреннее строение живых организмов.

6. Цитология – наука о клетке.

7. Гистология – наука о тканях.

8. Микробиология — наука, изучающая строение, способ существования и распространение микроорганизмов и вирусов.

9. Генетика – наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости живых организмов.

10.Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и с факторами окружающей среды.

На стыке между биологией и другими научными дисциплинами возник ряд пограничных наук, например биофизика, биохимия, биотехнология и др.

IV. Физминутка

(1 мин.)

Мы с вами много писали, нужно немного отдохнуть. Встаем, повторяем за мной (разминка кистей рук; вращение головы по кругу; наклоны туловища вперед-назад, влево-вправо).
Молодцы, садитесь на места.

V. 3. Реализация построенного проекта. Часть 2

(12 мин.)

Подумайте и скажите, какое значение имеет биология.(Охрана окружающей среды. Разработка новых средств и методов лечения болезней.Производство лекарств, витаминов, вакцин, сывороток.Производство продуктов питания.Выведение новых сортов культурных растений, пород животных, штаммов микроорганизмов.Производство кормовых добавок для животных.Производство биологических средств защиты растений от вредителей болезней.)

VI. Рефлексия учебной деятельности

(3 мин.)

Наш урок скоро подойдет к концу. Мне было приятно и интересно с вами работать.Подводя итог, я прошу вас составить синквейнк слову «Биология», правила составления будут указаны на слайде. Слайд:

Первая строка. Кто? Что? Одно существительное, отражающее тему.

Вторая строка. Какой? Два прилагательных, описывающих основную мысль.

Третья строка. Что делает? Три глагола, говорящие о действиях в рамках темы.

Четвёртая строка. Что автор думает о теме? Фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме. Это может быть пословица, цитата, крылатое выражение или собственная формулировка.

Пятая строка. Кто? Что? Слово, словосочетание, синоним к первому слову, которое выражает личное отношение пишущего к теме.

Кто хочет прочитать, что получилось? (Ученики читают, учитель слушает)
Вы все молодцы, хорошо сегодня поработали.

VII. Организованный конец урока

(1 мин.)

Всем спасибо за урок, можете убирать свои рабочие места, до встречи.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!