СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Биология – наука о живых организмах

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Цель: ознакомить обучающихся с правилами ТБ в кабинете биологии; формировать понятие о биологии как о науке.
  2. Планируемые результаты:
  • личностные:
  • формировать естественнонаучное мировоззрение и понимание необходимости бережного отношения к природе, на примере значения растений, бактерий и грибов в природе и жизни человека;
  • создание комфортной образовательной среды по сохранению здоровья учащихся и формирование у них ценности здоровья и здорового образа жизни.
  • метапредметные:
  • развивать общеучебные умения и навыки, а также интеллектуальные способности учащихся;
  • развивать интерес к биологическим знаниям;
  • формировать умения применять знания в решении учебных и жизненных задач.
  • предметные:
  • продолжить формировать представление о царствах живой природы;
  • сформировать первоначальные представления о многообразии живых организмов;
  • познакомить учащихся с основными компонентами учебника и правилами техники безопасности.

Просмотр содержимого документа
«Биология – наука о живых организмах»

МБОУ Гришинская школа

Учитель – Диденко К. В.

Предмет – Биология

Класс – 5

Урок №1

Дата – 13.09



  1. Профиль урока



  1. Тема: ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ В КАБИНЕТЕ БИОЛОГИИ.

БИОЛОГИЯ – НАУКА О ЖИВЫХ ОРГАНИЗМАХ.

  1. Цель: ознакомить обучающихся с правилами ТБ в кабинете биологии; формировать понятие о биологии как о науке.

  2. Планируемые результаты:

  1. личностные:

  • формировать естественнонаучное мировоззрение и понимание необходимости бережного отношения к природе, на примере значения растений, бактерий и грибов в природе и жизни человека;

  • создание комфортной образовательной среды по сохранению здоровья учащихся и формирование у них ценности здоровья и здорового образа жизни.

  1. метапредметные:

  • развивать общеучебные умения и навыки, а также интеллектуальные способности учащихся;

  • развивать интерес к биологическим знаниям;

  • формировать умения применять знания в решении учебных и жизненных задач.

  1. предметные:

  • продолжить формировать представление о царствах живой природы;

  • сформировать первоначальные представления о многообразии живых организмов;

  • познакомить учащихся с основными компонентами учебника и правилами техники безопасности.

  1. Тип урока: вводный урок.

  2. Основные понятия:

Биология, среда обитания, «живые» тела и «неживые», обмен веществ, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.

  1. Связь с ранее изученным:

Что такое живая и неживая природа.

Какие группы живых существ вам известны.

Что такое клетка.

  1. Методы: Словесные: диалог, объяснение, рассказ. Наглядные:демонстрация наглядных пособий и таблиц.

  2. Оборудование: Учебник Биология 5 класс – Л. Н. Сухорукова и др.; Таблицы с изображением царств живой природы.

  1. Структура урока:

  1. Организационный момент (30 сек.)

  2. Целевые установки (1 мин.)

  3. Актуализация опорных знаний (5 мин.)

  4. Изучение нового (29 мин.)

  5. Закрепление знаний (7,5 мин)

  6. Комментирование оценок (1 мин.)

  7. Домашнее задание (1 мин.)

  1. Собственно конспект:

  1. Организационный момент: Взаимное приветствие. Проверка отсутствующих по рапортичке.

Проверка готовности учащихся к уроку.

  1. Целевые установки: Сегодня мы приступаем к изучению новой для вас науки – БИОЛОГИИ. Биология – это наука о живой природе.

  2. Актуализация опорных знаний: Ранее вы изучали такой предмет, как Природоведение. Поэтому вы уже имеете определенные знания о «живом» и «неживом».

  • Скажите, что мы относим к живому, а что кнеживому?

  • Какие группы живых существ вы знаете?

  1. Изучение нового:

План:

  1. ТБ

  2. Понятие «биология»

  3. Что изучает биология

  4. Биологические науки

  5. Понятие «среда обитания»

  6. Отличие «живого» от «неживого»

  7. Значение биологии для человека



  1. ТБ (презентация)



  1. Вам уже известно, что нашу планету населяют различные живые существа:

Бактерии, грибы, животные, растения.

Сейчас на земле количество живых существ превышает 2 млн. Одни из них заметны, другие же настолько маленькие, что невооруженным глазом их не заметить.

Биология – это наука о живой природе, о жизни во всех её проявлениях.



  1. Биология исследует разнообразие организмов, их строение, процессы жизнедеятельности, химический состав, связи с окружающей средой и другие проявления живого.



  1. Каждую из групп организмов изучает отдельная биологическая наука:



Ботаника – изучает растения

Зоология – наука о животных

Микология – наука о грибах

Анатомия – изучает строение организмов

Физиология – наука, изучающая процессы жизнедеятельности организмов

Экология – изучает взаимосвязи живых организмов между собой и с окружающей их средой

Микробиология – изучает бактерии

Цитология – наука о строении клеток.



  1. Каждый вид организмов обитает в той или иной среде.

Среда обитания – это часть природы вокруг организма, дающая им необходимые для жизни питательные вещества. (Для животных – вода, еда, тепло.Для растений – вода, солнечный свет, минеральные вещества).

Компоненты среды обитания:

- факторы неживой природы (освещенность, температура, влажность, соленость воды и др.)

- факторы живой природы (другие живые организмы).

На Земле существует 4 основные среды обитания:

  • водная (реки, моря – рыба и др. морские животные; лужи – простейшие)

  • наземно-воздушная (насекомые, птицы)

  • почва (черви, насекомые)

  • живые организмы (на поверхности тела – блохи, вши; внутриорганизма – паразитические черви и простейшие).



  1. Вы каждый день сталкиваетесь с различными живыми (растения, животные) и неживыми (почва, вода, воздух, камни) телами. Как отличить живое от неживого, ведь живые организмы могут находиться в состоянии покоя, когда из процессы их жизнедеятельности не заметны внешне и они напоминают неживые объекты.



Так как же отличить живое и неживое?



  • Все живые организмы состоят из живых клеток – «кирпичиков». Организм может состоять лишь из оной клетки либо из множества. Неживые тела не имеют клеточного строения. Также есть исключения – вирусы – это неклеточные формы жизни.



  • Необходимое условие существования живых организмов – обмен веществ. В отличие от неживых тел, живые существа нуждаются в постоянном поступлении из окружающей среды питательных веществ и энергии. Энергия используется для обеспечения процессов жизнедеятельности, вещества используются как строительный материал, необходимый для роста и развития. Следовательно, живым существам также присущи такие свойства, как рост и развитие.





  • Раздражимость – один из основных признаков жизни. Живые организмы способны воспринимать внешние раздражения и определенным образом реагировать на них.



  • Движение – также характерное свойство живых организмов. Мы можем наблюдать, как движется животные. А растения, нам может показаться, что неподвижны. Но и они движутся: стебель растения всегда поворачивается к солнцу, а некоторые растения при заходе солнца складывают свои листья, а при восходе вновь распускаются.



Химический состав живых организмов:



Органические вещества – Белки

Жиры

Углеводы

Нуклеиновые кислоты



Неорганические вещества – Вода

Соли

Минеральные кислоты.





Химический состав неживых тел:

Кремний

Кислород

Водород

Азот.



  • Размножение – способность живых организмов воспроизводить себе подобных.



  1. Значение биологии в жизни человека

Обеспечение человечества продовольствием

Ученые-селекционеры создают новые сорта растений, породы животных, для того, чтобы получать больше продуктов питания

Связь с сельским хозяйством

Получение лекарственных веществ

Большинство лекарственных веществ получают из растений и продуктов жизнедеятельности микроорганизмов. Например, антибиотики (противовоспалительные средства) являются продуктами жизнедеятельности некоторых бактерий и грибов

Связь с медициной

Использование в пищевой промышленности

Благодаря молочнокислым и маслянокислым бактериям человек получает кефир, сметану, творог и др.

Связь с промышленностью

Изучение влияния научно-технологического прогресса на окружающую среду

Загрязнение окружающей среды промышленными выбросами, транспортными средствами идр.; сокращение площадей лесов, степей, осушение болот

Охрана природы, сохранение жизни человека и др.

  1. Закрепление:

  1. Что изучает наука биология?

  2. Что такое среда обитания?

  3. Как можно отличить живое тело от неживого?

  4. Какие биологические науки вы знаете?

  5. Что такое обмен веществ?

  6. Что мы называем средой обитания?



  1. Комментирование оценок.

  2. Д/з:

Прочитать §1;Ответить на вопросы



Рефлексия



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!