7 класс. (кадетский)
Тема урока: Биометрические системы защиты информации. Пр.работа «Идентификация по характеристикам речи»
Цель урока: Познакомить учащихся с понятиями информационной безопасности и защиты информации, основными угрозами и способами защиты информации от них. Научиться идентифицировать человека и музыкальный фрагмент по частотной характеристике речи.
Ход урока.
Оргмомент.
Командир класса докладывает учителю о готовности группы к уроку.
Учитель: «Здравствуйте! Садитесь»
«Сегодня у нас с вами немного необычный урок, у нас присутствуют гости, но мы работаем в обычном режиме. Настраиваемся на работу. Начинаем»
Актуализация опорных знаний.
- Ребята давайте вспомним, что мы изучали на прошлых 2-х уроках, чему научились?
/Изучали звук, работали со звуковым редактором/
- Предлагаю вам ответить на следующие вопросы:
1) Что такое звук? /Звук – это волнообразное давление воздуха/
2) Выберите программу, предназначенную для работы со звуком
3) Укажите звуковые форматы
4) Окно какой программы представлено на слайде?
5) Стерео или моно дорожки изображены на экране?
6) Как они влияют на качество звучания и размер звукового файла?
Постановка целей урока.
Сколько звуковых фрагментов изображено на экране? (2 песни)
А как вы об этом узнали? /Разные формы звуковых фрагментов/
Посмотрите на доску и прочитайте тему сегодняшнего урока
/Биометрические системы защиты информации. Идентификация по характеристикам речи: написать на доске/
Как вы думаете, каким образом эта тема связана с нашей ранее изучаемой темой «Обработка звука»?
Давайте вместе определим цели и задачи урока:
- Узнаем что такое «Биометрические системы защиты информации»;
- Научимся идентифицировать человека по частотной характеристике его речи.
Изложение нового материала
В жизни человека информация играет огромную роль. Поэтому информация стоит дорого и ее нужно охранять. Существуют множество ситуаций, когда информация нуждается в защите: от вашего личного секрета до государственной тайны.
Защита информации - это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности.
Существует множество способов защиты информации.
В настоящее время для защиты от несанкционированного доступа к информации все более часто используются биометрические системы идентификации.
Используемые в этих системах характеристики являются неотъемлемыми качествами личности человека и поэтому не могут быть утерянными и подделанными.
К биометрическим системам защиты информации относятся системы идентификации:
Идентификация человека по голосу — один из традиционных способов распознавания, интерес к этому методу связан и с прогнозами внедрения голосовых интерфейсов в операционные системы.
Голосовая идентификация бесконтактна и существуют системы ограничения доступа к информации на основании частотного анализа речи.
Звук – это волна с непрерывно меняющейся амплитудой и частотой.
Чем больше амплитуда, тем громче звук. Чем больше частота, тем больше тон.
Усвоение темы урока. Игра.
Предлагаю вам сыграть. Представьте, что вы являетесь сотрудниками спецслужб, которые охраняют секретную информацию, содержащуюся на главном компьютере. Только один из вас имеет доступ к этой информации. Вам необходимо использовать свои знания о некоторых характеристиках звука и об особенностях человеческого голоса выяснить, кто из учеников имеет доступ. Для этого приглашаю 3-х учащихся для записи ключевой фразы «Я ЛЮБЛЮ ИНФОРМАТИКУ!», с последующим сравнением этих звуковых фрагментов с оригиналом.
/До урока записать одного из учеников. И вызвать его среди 3-х. Раздать карточки учащимся и гостям с оригиналом звука/
Закрепление темы. Пр.работа «Идентификация по характеристикам речи»
- Инструктаж по ТБ;
-Обсуждение хода работы (см.инструкционную карточку):
Аппаратное и программное обеспечение. Компьютер с установленной операционной системой Windows с подключенными наушниками и микрофоном.
Цель работы. Научиться идентифицировать звуковые фрагменты по частотной характеристике речи и звука.
Задание. В операционной системе Windows с помощью звукового редактора Audacity по частотной характеристике речи попробовать идентифицировать названия файлов /6 музыкальных фрагментов/.
- Выполнение работы.
Подведение итогов урока. Рефлексия деятельности.
Закончить фразу: Я не знал… - Теперь я знаю…
По окончании урока командир командует «СМИРНО», учитель «ВОЛЬНО» и отпускает кадет на перемену.