Интегрированное занятие для 7-8 классов по теме:
«Бионика: учимся мудрости у природы».
1.Организационный момент.
Слайд1. Учитель 1. Здравствуйте, ребята!
Учитель 2.Доброе утро!
Учитель 1 Начинаем наше занятие. Давайте улыбнемся друг другу, подарите свои улыбки.
Учитель 2. Мы рады, что у нас отличное настроение. Надеемся, что урок пройдет интересно и увлекательно.
2. Мотивация
Учитель1 Итак, внимание на экран. Слайд2 (Просмотр вместе с обучающимися видеофрагмента.)
Учитель 2. На что же может вдохновлять природа? (Ответы учащихся).
Учитель 1. Человек на протяжении всего своего существования не только наблюдал и изучал природу, но и учился у неё. Звери, птицы, растения, рыбы «подсказывали» первобытному человеку, что нужно делать, чтобы решить насущные для него «инженерные» задачи. А что же современный человек?
Учитель 2. Окружив себя множеством машин, живя в мире больших скоростей и эпоху рассвета нанотехнологий, он снова обращается за советом к природе. Инженеры ищут технические решения, изучая строение и функции живых организмов. Конструкторы время от времени «консультируются» с живой природой, изобретательность которой не знает границ.
Учитель 2. Как же называется наука, которая подглядывает за природой? (ответы учащихся)
Слайд №3 Учитель 1. Действительно человек учится у природы, наблюдая за ней. Именно с целеустремлённого подглядывания за природой берёт своё начало новая наука – бионика. О бионике и её достижениях и пойдёт речь на занятии.
Учитель 2. Давайте сформулируем тему нашего сегодняшнего занятия. (формулируют тему).
Учитель 1. Верно, тема нашего занятия: Бионика: учимся мудрости у природы. Слайд4
3.Целеполагание и актуализация знаний
Учитель 2. Теперь давайте сформулируем цель нашего занятия?
Учитель 1. Знание каких наук нам поможет в этом?
(На примере появления и развития науки бионики показать значение бережного отношение к природе для обеспечения безопасного развития и сохранения жизни на Земле. Сформировать видение целостности картины мира через интеграцию предметов естественнонаучного цикла.)
4.Динамическая пауза
Слайд 5. Учитель 1. Для решения наших задач и достижения цели занятия мы отправляемся в настоящую научно-практическую лабораторию.
Лаборатория секретная, поэтому встаньте со своих мест, закройте глаза и представьте, что мы шагаем по лесенкам, высоко поднимая ноги.
Учитель 2. Лаборатория на чердаке, поэтому теперь будем подниматься по канату на одних руках.
Теперь открываем глаза и приступаем к работе.
5. Обмен информацией
Слайд6 Учитель 1. Био́ника (от др.-греч. βίον — живущее) — прикладная наука о применении в технических устройствах и системах принципов организации, свойств, функций и структур живой природы, то есть формы живого в природе и их промышленные аналоги.
Эмблема бионики — скальпель и паяльник, перевитые интегралом.
Слайд 7. Учитель 2. Идея применения знаний о живой природе для решения инженерных задач принадлежит Леонардо да Винчи, который пытался построить летательный аппарат с машущими крыльями, как у птиц — орнитоптер. Появление кибернетики, рассматривающей общие принципы управления и связи в живых организмах и машинах, стало стимулом для более широкого изучения строения и функций живых систем с целью выяснения их общности с техническими системами, а также использования полученных сведений о живых организмах для создания новых приборов, механизмов, материалов.
Учитель 1. В 1960 в Дайтоне (США) состоялся первый симпозиум по БИОНИКЕ, который официально закрепил рождение новой науки.
Мы с вами познакомились с краткой историей становления бионики как науки в рамках недели здоровья, её основными направлениями. И сейчас подводя итог, сделаем вывод.
Что же такое бионика?
(Ответ учащихся: Бионика – это наука, которая находится на границе биологии и техники, решающая инженерные задачи на основе анализа строения и принципов функционирования живых организмов.)
Учитель 2. Какова же основная цель бионики? Для чего была создана эта наука?
(Ответ учащихся: Основная цель бионики – помочь учёным перенять секреты у природы.)
Мастерская природы — нерукотворный источник всего живого на нашей планете. Природа — гениальный конструктор, инженер, художник и великий строитель. Любое творение природы представляет собой высокосовершенное произведение, отличающееся поразительной целесообразностью, надежностью, прочностью, экономичностью расхода строительного материала при разнообразии форм и конструкций.
Учитель 1. Сейчас представители групп познакомят нас с некоторыми биологическими системами живой природы, представляющими интерес для биоников. Из презентации вы узнаете об особых качествах и свойствах "живых моделей", их органах чувств, способах передвижения, системах ориентации, навигации и локации, конструктивных особенностях, а представители групп продемонстрируют вам применение полученных знаний из природы для усовершенствования существующих технических систем, создание принципиально новых машин, аппаратов, строительных конструкций и т. д.
В природе часто встречаются конструкции из повторяющихся структур. Примером могут служить пчелиные соты, початок кукурузы, они являются самыми экономичными с точки зрения расходования строительного материала. И первая наша тема:
Бионика и строительство. Пожалуйста.
Учитель 2. В век географических открытий успешно развивалось кораблестроение и мореплавание. Воды океанов и морей бороздили самые современные для того времени каравеллы.
Одна из важных задач бионики – изучение функционирования надежных свойств живых организмов и использование этих принципов в технике. Это послужило выбором второй темы: 2. Морские суда.
Учитель 1. Современная радарная техника создана человеком благодаря изучению локационных способностей некоторых животных, помогающих им ориентироваться при полете или плавании в воде. Такие животные безошибочно обходят препятствия, обнаруживают добычу.
Третья группа, пожалуйста: Эхолокация животных.
Учитель 2. Знание способов ориентации животных – обширное поле для создания новых приборов. 4. Ориентация животных в пространстве и бионика.
Слайд Учитель 1. Природа действительно является великим изобретателем. Достаточно часто в технике встречается парадокс: учёные-конструкторы находят удачное решение какой-либо технической задачи, а через некоторое время обнаруживается, что у живых организмов уже существуют аналогичные конструктивные решения, как правило, более оптимальные.
6. Творческая работа в группах
Учитель 2. Ваша задача: используя полученные знания по разным группам живых организмов , «создать» бионический объект или искусственное существо, наделенное комплексом самых совершенных органов чувств животных. У вас на столах есть материалы для творчества: бумага, пластилин, ткань, нитки, клей, карандаши с помощью которых вы можете изготовить объект будущего.
Учитель 1. Также вам необходимо занести данные вашего изобретения в паспорт объекта и представить нам спустя 7 минут. Шаблон паспорта есть у вас на столах. Итак работаем. Включаем музыку.
Учитель 2. Время истекло. Познакомьте нас с объектами своего творчества.
Учитель 1. Следущая группа…..
Учитель 2. Следующие, пожалуйста.
7. Подведение итогов и рефлексия
Учитель 1. Подводя итоги нашего занятия, давайте вернемся к цели (На примере появления и развития науки бионики показать значение бережного отношение к природе для обеспечения безопасного развития и сохранения жизни на Земле. Сформировать видение целостности картины мира через интеграцию предметов естественнонаучного цикла.)
и выясним, достигнута ли она?
Учитель 2. Интеграция каких наук помогла вашей деятельности на сегодняшнем занятии?
Учитель 1. Сейчас стало модным за всем подглядывать. На телевиденье организуются целые проекты «За стеклом», «Дом - 2», которые пропитаны элементами шоу и зачастую лишены смысла и нравственности. Однако подсматривать за природой не только интересно, но и полезно. И в этом убеждают нас бионики своими техническими открытиями. Бионика — одна из тех наук, которая теснейшим образом связана с живой природой и которая остро ощущает необходимость в сохранении оставшихся видов на Земле.
Учитель 2. Не исключено, что среди исчезнувших с лица нашей планеты видов были и такие, которые могли бы помочь науке решить не одну техническую проблему. Оттого, насколько разумно и бережно мы будем сегодня пользоваться созданиями мастерской природы, зависит не только материальное благополучие людей на планете, но и развитие творческой мысли человека, развитие техники, искусства и всего прогресса на Земле.
Учитель 1. Хочется в заключение привести слова академика А. Д. Сахарова «Научно-технический прогресс не принесет счастья, если не будет дополняться чрезвычайно глубокими изменениями социальной, нравственной и культурной жизни человечества. Внутреннюю духовную жизнь людей, внутренние импульсы их активности труднее всего прогнозировать, но именно от этого зависит в конечном итоге и гибель, и спасение цивилизации». Человек – это неотъемлемая часть природы, поэтому нам надо брать пример с животных: не изменять природу под себя, а подстраиваться под неё, если хотим сохранить жизнь на Земле.
Учитель 2. Техника научилась у природы методам упаковки. Природа «упаковывает свои плоды» с наименьшим количеством отходов, соблюдая основной принцип: достижение наибольшего эффекта при наименьших затратах. Человек же зачастую безумно расходует упаковочный материал, создавая при этом груды мусора. Упаковка, которую можно перерабатывать, препятствует накоплению мусора. Было бы идеально, если бы упаковка употреблялась вместе с продуктом. Кокосовый орех – пример биологической упаковки, которая хорошо защищает и выдерживает большие нагрузки. Природа и здесь может стать для нас образцом!
Учитель 1. Мы с вами выяснили, что бионик – это интеграция многих наук, в том числе и химии. Поэтому в завершении занятия, предлагаем вам похимичить.
Учитель 2. Мы вам предлагаем оценить, на сколько занятие было познавательно для вас, много ли нового вы узнали, комфортно ли было вам на уроке. Для этого на столах у вас стоят штативы с пробирками.
Если: Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке. То вы соединяете 1 пробирку и 4 ( 1+4) ( зеленый цвет).
Если…..Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно. То соединяете 2 и 5 пробирки( 2+5) ( желтый цвет).
Если: Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов. Соединяете 3 и 4 пробирки (3+4), красный цвет.
Учитель 1. Глядя на ваше настроение, можно сделать вывод, что на уроке было комфортно и интересно.
Учитель2. Спасибо всем за работу. Занятие окончено. До свидания!!!!