УРОК №
Тема Биологическое разнообразие и пути его сохранения.
Цель: расширить знания о биологическом разнообразии организмов.
Задачи урока:
Образовательные: раскрыть сущность проблемы рационального использования биологического разнообразия;
Развивающие: формировать умения анализировать, делать выводы и обобщать на основе работы с учебником;
Воспитательные: продолжить утверждение в поведении и чувствах обучающихся экологического мировоззрения.
Планируемые результаты
Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»; уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные: планировать действия с поставленной целью; находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; осуществлять анализ объектов природы; делать выводы; сформулировать собственное мнение.
Оборудование: мультимедийная доска, диск - приложение
Ход урока
Актуализация опорных знаний.
Проверка домашнего задания письменный, устный опрос: биоценоз, экосистема, классификация экосистем, трофическая сеть, пищевая цепь, продуценты, консументы, редуценты, устойчивость экосистем
Изучение нового материала биоразнообразие имеет важное значение для поддержания устойчивости биосферы. А так как оно является ресурсом (каким? исчерпаемым) оно имеет стоимость, ценность.
Биологическое разнообразие есть разнообразие живых организмов, а также экосистем и экологических процессов, звеньями которых они являются. Биоразнообразие может быть разделено на три категории: генетическое разнообразие, разнообразие видов и разнообразие экосистем. Генетическое разнообразие подразумевает разнообразие генов внутри одного вида. Видовое разнообразие — это разнообразие видов внутри одного региона. Разнообразие экосистем - разнообразие мест обитания, биотических сообществ и экологических процессов в биосфере. Учащиеся должны понимать, что существуют различные уровни биоразнообразия, причем видовое разнообразие, пожалуй, наиболее легкий предмет для изучения.
Все три уровня биологического разнообразия составляют единую систему. Снижение генетического разнообразия вида, происходящее из-за "отсутствия притока свежей крови" вследствие, например, разделения некогда единого ареала на части (фрагментация мест обитания), может привести к гибели вида, а значит уменьшится бологическос разнообразие данного региона. Биоразнообразие напрямую связано с устойчивостью экосистем и биосферы в целом к всевозможным возмущениям, в том числе вызываемым деятельностью человека. Снижение биоразнообразия приводит к разрушению сложившихся экологических связей и деградации природных сообществ, к их неспособности самоподдерживаться, в конечном счете — к их уничтожению.
Поддержание биоразнообразия необходимо по многим причинам. Во-первых, надо иметь ввиду, что каждый вид и каждая экосистема имеют право на существование. Существование многих видов зависит от других; уничтожение одного вида может привести к исчезновению других. Человек, как биологический вид, зависит от других видов из-за потребности в еде, лекарствах, промышленных продуктах, а также в таких "экологических услугах", как, например, самоочищение водоемов. И наконец, каждый вид и каждая экосистема вносят определенный вклад в красоту и богатство окружающего нас мира.
ФИЗ. МИНУТКА
Индивидуальная работа с текстом учебника
Основные причины утраты биологического разнообразия, отмеченные в конвенции (обсуждение):
-
Возрастающая численность населения;
-
Возрастающее потребление ресурсов;
-
Пренебрежительное отношение к биологическим видам и экосистемам;
-
Плохо продуманная государственная политика в области использования государственных ресурсов;
-
Негативное влияние международной торговли;
-
Несправедливое распределение ресурсов;
-
Непонимание или игнорирование значения биологического разнообразия
Сформулировать по 2 вопроса
Обсудите в группе, оформите схему конспект
Учитель: мы узнали о ценностях биоразнообразия и конечно перед нами, стоит задача сберечь и сохранить то, что имеем и используем. Эта задача решается на популяционно-видовом и экосистемном уровнях. Используется два подхода.
Первый – охрана в узком смысле.
Второй подразумевает, что виды и сообщества используются в режиме неистощимого рационального природопользования.. Что такое экологический туризм, каковы его особенности?
Организация сельского хозяйства в экологически безопасном режиме.
Обобщение Тест
-
Биологическое разнообразие является ресурсом
а) исчерпаем
б) неисчерпаемым
в) возобновим
2 Совокупность видов, сообществ и экосистем – это
а) животный мир
б) растительный мир
в) биологическое разнообразие
г) объекты, занесенные в Красную книгу
3. Путешествия по слабо нарушенным природным ландшафтам- это
а) полезное времяпрепровождение
б) грамотный отдых
в) экологический туризм
г) рациональное природопользование
4. В настоящее время биоразнообразие
а) быстро увеличивается
б) постепенно возрастает
в) не изменяется
г) снижается
5. Охота на диких животных – это примеры использования
а) прямой коммерческой ценности биоразнообразия
б) непрямой коммерческой ценности биоразнообразия
в) рекреационной ценности биоразнообразия
г) непознанной ценности биоразнообразия
6.Сбор лекарственных растений в природных экосистемах - это
а) прямой коммерческой ценности биоразнообразия
б) непрямой коммерческой ценности биоразнообразия
в) рекреационной ценности биоразнообразия
г) непознанной ценности биоразнообразия
/ответ: 1а; 2в; 3в; 4г;5а; 6а/
Рефлексия
Биологическое разнообразие - исчерпаемый ресурс, имеющий ценность, которую нужно сохранить и рационально использовать, обеспечить самовосстановление. От сохранения биоразнообразия зависит будущее человечества.
Домашнее задание §47