СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Биоразнообразие

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Биоразнообразие»


УРОК №

Тема Биологическое разнообразие и пути его сохранения.

Цель: расширить знания о биологическом разнообразии организмов.

Задачи урока:

Образовательные: раскрыть сущность проблемы рационального использования биологического разнообразия;

Развивающие: формировать умения анализировать, делать выводы и обобщать на основе работы с учебником;

Воспитательные: продолжить утверждение в поведении и чувствах обучающихся экологического мировоззрения.

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»; уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные: планировать действия с поставленной целью; находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; осуществлять анализ объектов природы; делать выводы; сформулировать собственное мнение.

Оборудование: мультимедийная доска, диск - приложение


Ход урока

Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания письменный, устный опрос: биоценоз, экосистема, классификация экосистем, трофическая сеть, пищевая цепь, продуценты, консументы, редуценты, устойчивость экосистем

Изучение нового материала биоразнообразие имеет важное значение для поддержания устойчивости биосферы. А так как оно является ресурсом (каким? исчерпаемым) оно имеет стоимость, ценность. 

Биологическое разнообразие есть разно­образие живых организмов, а также эко­систем и экологических процессов, звенья­ми которых они являются. Биоразнообра­зие может быть разделено на три катего­рии: генетическое разнообразие, разнообра­зие видов и разнообразие экосистем. Гене­тическое разнообразие подразумевает раз­нообразие генов внутри одного вида. Ви­довое разнообразие — это разнообразие видов внутри одного региона. Разнообра­зие экосистем - разнообразие мест оби­тания, биотических сообществ и экологи­ческих процессов в биосфере. Учащиеся должны понимать, что существуют различ­ные уровни биоразнообразия, причем видо­вое разнообразие, пожалуй, наиболее лег­кий предмет для изучения.

Все три уровня биологического разно­образия составляют единую систему. Сни­жение генетического разнообразия вида, происходящее из-за "отсутствия притока свежей крови" вследствие, например, раз­деления некогда единого ареала на части (фрагментация мест обитания), может привести к гибели вида, а значит умень­шится бологическос разнообразие данно­го региона. Биоразнообразие напрямую связано с устойчивостью экосистем и био­сферы в целом к всевозможным возмуще­ниям, в том числе вызываемым деятель­ностью человека. Снижение биоразнообра­зия приводит к разрушению сложившихся экологических связей и деградации природ­ных сообществ, к их неспособности само­поддерживаться, в конечном счете — к их уничтожению.

Поддержание биоразнообразия необходи­мо по многим причинам. Во-первых, надо иметь ввиду, что каждый вид и каждая экосистема имеют право на существова­ние. Существование многих видов зависит от других; уничтожение одного вида может привести к исчезновению других. Человек, как биологический вид, зависит от других видов из-за потребности в еде, лекарствах, промышленных продуктах, а также в таких "экологических услугах", как, например, самоочищение водоемов. И наконец, каждый вид и каждая экосистема вносят определенный вклад в красоту и бо­гатство окружающего нас мира.

ФИЗ. МИНУТКА

Индивидуальная работа с текстом учебника

Основные причины утраты биологического разнообразия, отмеченные в конвенции (обсуждение):

  • Возрастающая численность населения;

  • Возрастающее потребление ресурсов;

  • Пренебрежительное отношение к биологическим видам и экосистемам;

  • Плохо продуманная государственная политика в области использования государственных ресурсов;

  • Негативное влияние международной торговли;

  • Несправедливое распределение ресурсов;

  • Непонимание или игнорирование значения биологического разнообразия


Сформулировать по 2 вопроса

Обсудите в группе, оформите схему конспект

Учитель: мы узнали о ценностях биоразнообразия и конечно перед нами, стоит задача сберечь и сохранить то, что имеем и используем. Эта задача решается на популяционно-видовом и экосистемном уровнях. Используется два подхода.

Первый – охрана в узком смысле.

Второй подразумевает, что виды и сообщества используются в режиме неистощимого рационального природопользования.. Что такое экологический туризм, каковы его особенности?

Организация сельского хозяйства в экологически безопасном режиме.

Обобщение Тест

  1. Биологическое разнообразие является ресурсом

а) исчерпаем

б) неисчерпаемым

в) возобновим

2   Совокупность видов, сообществ и экосистем – это

а) животный мир

б) растительный мир

в) биологическое разнообразие

г) объекты, занесенные в Красную книгу

3. Путешествия по слабо нарушенным природным ландшафтам- это

а) полезное времяпрепровождение

б) грамотный отдых

в) экологический туризм

г) рациональное природопользование

4. В настоящее время биоразнообразие

а) быстро увеличивается

б) постепенно возрастает

в) не изменяется

г) снижается

5. Охота на диких животных – это примеры использования

а) прямой коммерческой ценности биоразнообразия

б) непрямой коммерческой ценности биоразнообразия

в) рекреационной ценности биоразнообразия

г) непознанной ценности биоразнообразия

6.Сбор лекарственных растений в природных экосистемах - это

а) прямой коммерческой ценности биоразнообразия

б) непрямой коммерческой ценности биоразнообразия

в) рекреационной ценности биоразнообразия

г) непознанной ценности биоразнообразия

/ответ: 1а; 2в; 3в; 4г;5а; 6а/


Рефлексия

Биологическое разнообразие - исчерпаемый  ресурс, имеющий ценность, которую нужно сохранить и рационально использовать, обеспечить самовосстановление. От сохранения биоразнообразия зависит будущее человечества.

Домашнее задание §47


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!