СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Биосфера - оболочка жизни

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока изучения нового материала.  Содержание урока: Биосфера.Вещественный состав и границы биосферы. Современное научное педставление о появлении и развитии жизни на Земле.

Просмотр содержимого документа
«Биосфера - оболочка жизни»

План – конспект урока №27 по теме «Оболочка жизни»

Тип учебного занятия по дидактической цели – урок изучения нового материала

Форма урока - урок-исследование

Оборудование: учебник (§ 20, с 115-120) , рабочая тетрадь (с.60-61), видеофрагменты.

Базовое содержание урока

Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий)

Смысловые блоки содержания

Познавательные задачи для учащихся

1.Организационно - мотивационный этап урока

Определение темы урока

Напомните, о чем мы говорили на прошлых уроках?

Какие геосферы (оболочки Земли) мы уже изучили?

Показ иллюстраций разных планет.

1. Что отличает Землю от других планет Солнечной системы? (Что есть на Земле, чего нет на других планетах?) В чем уникальность нашей планеты?

Учитель зачитывает: «Уже сотни людей побывали в космосе и через иллюминаторы увидели нашу планету. Но ещё в начале XX века В.И. Вернадский сумел взглянуть на Землю с ещё более далёкого расстояния и силой могучего воображения увидел главное, что отличает Землю от других планет – наличие на ней “проникнутой жизнью оболочки!” “…Сейчас в ней происходит бурный рассвет. Мы знаем только маленькую частичку этой непонятной, неясной, всеобъемлющей загадки…” В.И. Вернадский»


2. О какой оболочке Земли пойдет речь на уроке? Определите тему урока.

Сегодня мы приступаем к изучению последней геосферы нашей планеты, на мой взгляд, самой важной для нас с вами. Почему? На этот вопрос вы ответите мне в конце урока.






1. Вспоминают, что Землю отличает от других планет Солнечной системы наличие жизни.















2. Определяют тему урока: «Оболочка жизни».


Актуализация полученных знаний и создание мотивацион-ной установки

1. Когда и где началось развитие жизни на Земле? (Для ответа на вопрос используйте рис.6 «Развитие Земли в течение первых миллиардов лет», с.16 учебника).



2. Как развивалась жизнь на Земле? Для чего человеку необходимы знания об истории развития жизни на Земле?



3. Определите цель урока.


1. Изучают рисунок учебника. Определяют, что жизнь, по мнению ученых, зародилась около 3,5 млрд лет назад в океане.


2. Высказывают различные предположения. Указывают на необходимость прогнозировать дальнейшее развитие планеты.


3. Формулируют цель урока: изучить особенности биосферы – оболочки жизни.


Формулирование задач урока

1. Итак, мы будем изучать живую оболочку Земли.

Опираясь на текст учебника (с.115-117), определите основные задачи урока.







1. Формулируют основные задачи урока.

  • Выяснить, что является биосферой.

  • Определить границы биосферы.

  • Ознакомится с историей возникновения и развития жизни на Земле.


2.Процессуально - содержательный этап урока

1. Биосфера – оболочка жизни.

1. Составьте определение понятия «биосфера», используя следующую формулу:

понятие (родовое слово)

=

видовое (ключевое) слово

+

существенные признаки (отличия его от других)

Сравните составленное вами определение с представленным в учебнике.










2. Определите состав биосферы (выделите основные компоненты оболочки), прочитав пункт учебника «Биосфера – оболочка жизни на Земле» с. 115-116 учебника.

Выпишите их в тетрадь



3. Просмотрите видеофрагмент «Биосфера – среда жизни» и выделите главные мысли видеофрагмента.









4. Мы определили значение биосферы для жизни планеты.

Выполните задание №1 в р.т. (с.60).

1. Составляют определение понятия: биосфера – область распространения жизни на Земле.

Сравнивают определение с представленным в учебнике.

Впервые термин «биосфера» предложил в 1875 году австрийский ученый Эдуард Зюсс.

В 20е годы ХХ века выдающийся русский ученый академик Владимир Иванович Вернадский (1853-1945) разработал «Учение о биосфере» – оболочке

Земли, населенной живыми организмами.


2. Читают текст учебника. Определяют, что основной компонент биосферы – живое вещество – живые организмы (животные, растения, грибы, микроорганизмы – бактерии и вирусы).


3. Просматривают видеофрагмент. Отмечают главные мысли.

  • Жизнь развивалась как взаимосвязанное единство всего живого и минеральных элементов.

  • Круговорот веществ и энергии происходит при участии всех организмов.


4. В текст о биосфере вставляют пропущенные слова. Показывают на рисунке, какую часть от массы Земли составляют одновременно живущие организмы (биомасса).


2. Границы биосферы.

Выполните задание №3 в р.т. (с.60-61)







Подписывают названия геосфер, которые полностью или частично включаются учеными в состав биосферы (атмосфера, литосфера, гидросфера).

Подписывают название слоя наибольшей концентрации озона в атмосфере (озоновый слой).

Обозначают верхнюю границу биосферы и ее высоту (20-25 км), нижнюю границу биосферы и ее глубину (6-7 км).


3. Появление и развитие жизни на Земле

1. Подумайте, как ученые смогли восстановить историю развития жизни на Земле.



2. Прочитайте пункт «Появление и развитие жизни на Земле» (с.116-117 учебника).

Какая наука изучает ископаемые останки организмов? Как называют ученых, которые занимаются изучением ископаемых останков растений и животных.


3. Посмотрите видеофрагмент «Записи окаменелостей».

Объясните, каким образом появились окаменелости.


1. Высказывают свои предположения, в том числе об исследованиях ископаемых останков организмов.


2. Называют: палеонтология. Определяют, что это ученые-палеонтологи.






3. Просматривают видеофрагмент. Приводят примеры того, как могут образоваться окаменелости.


Школа географа-следопыта

Ознакомьтесь с материалами школы географа-следопыта (с.117-119 учебника).

Соотнесите изображения окаменелостей или отливок с их описаниями.

Выполните задание в р.т. (с.61).


Читают о деятельности школьного кружка Палеонтологического музея.

Изучают описания древних организмов. Определяют, какому изображению соответствует каждое описание; результаты работы фиксируют в тетради.

Рисуют древние организмы так, как представляют их себе.

3.Этап закрепления и первичной проверки

1. Первичная проверка знаний

1. Блиц-опрос.

  • Чем отличается биосфера от других оболочек Земли?

  • Что такое живое вещество биосферы?

  • В каких оболочках Земли присутствуют живые организмы?

  • Какие живые организмы наиболее разнообразны по видовому составу?

  • Где расположены верхняя и нижняя границы биосферы?

  • Какое место в биосфере занимает человек?




2. Решите кроссворд «Биосфера».


3. Прием «Лови ошибку»

Отвечают на вопросы.

  • Предполагают, что биосфера, как область распространения жизни охватывает несколько оболочек (атмосферу, гидросферу, верхнюю часть литосферы).

  • Отмечают, что живое вещество биосферы – это живые организмы.

  • Подсчитывают количество биологических видов на Земле (наиболее разнообразны по видовому составу животные и микроорганизмы).

  • Определяют верхнюю (20-25 км) и нижнюю (3-4 км) границы биосферы.

  • Приходят к выводу, что человек также часть биосферы.

2. Заполняют кроссворд.


3. Работают с текстом, в котором специально допущены ошибки, находят их и исправляют.

Рефлексия деятельности

Изучая особенности биосферы, какие действия вы совершали на уроке?

Называют свои действия:

- на основе текста учебника дали определение понятия «биосфера», выявили ее состав;

- используя схему в рабочей тетради, определили границы оболочки и назвали геосферы, которые включаются в биосферу;

- с помощью рисунков учебника научились соотносить изображения окаменелостей организмов с их описаниями

4. Рефлексивный этап урока

Рефлексия эмоционального состояния

Прием «Закончи фразу».

1. На уроке я работал (активно/не активно)

2. Своей работой на уроке я (доволен/ не доволен)

3 Урок мне показался (коротким/ длинным)

4. Материал урока мне был (понятен/ не понятен/, интересен/ не интересен)

5. Мое настроение в течение урока (улучшилось/ухудшилось).

6. Больше всего мне понравилось как на уроке работал(а)/отвечал(а) …..

Выражают свое мнение об уроке.

5. Объяснение домашнего задания

Обязательное задание

1. Учебник (§ 20).

2. Задание № 2 в р.т. (с.60).

3. Составьте вопросы по теме «Границы биосферы»

Формулируют уточняющие вопросы учителю

Доп. задание (по желанию и по выбору)

1.Сообщение «Древние животные Земли (хищники)» в виде презентации. Покажите как менялся внешний вид хищных животных.


2. Составьте вопросы к кроссворду по теме «Границы биосферы



Формулируют уточняющие вопросы учителю










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!