1. Мотивационно ориентировочный | 1.1. Вхождение в контакт | Здравствуйте, ребята! Все живые организмы на Земле существуют не сами по себе, независимо друг от друга, а в тесном взаимодействии –влияют на проявления жизнедеятельности одних и сами зависят от других организмов. Процессы,которые происходят в одной экосистеме,неизбежно затрагивают процессы, протекающие в других, следовательно, все экосистемы взаимозависимы. Постоянный обмен веществами и энергией между ними позволяет говорить о единой глобальной системе. | Приветствуют учителя. Слушают. |
1.3. Создание проблемной ситуации | Послушайте следующую фразу: «На земной поверхности нет химической силы, более постоянно действующей, а поэтому более могущественной по своим конечным последствиям, чем живые организмы, взятые в целом» (В. И. Вернадский). Ответьте на вопрос: почему академик В. И. Вернадский назвал живые организмы «могущественной силой»? | Отвечают на вопрос: - потому что живые организмы разнообразны; - потому что их много; - потому что они влияют на нашу Землю и др. |
2. Операционно – исполнительский | 2.1. Целеполагание и планирование | Хотели бы вы узнать о биосфере больше? На какие вопросы вы хотели бы получить ответы на уроке? Как вы думаете, какова цель нашего урока? | Придумывают различные вопросы: - из чего состоит биосфера? - каковы границы биосферы? - как взаимосвязаны живые организмы друг с другом? - как влияют живые организмы на планету в целом? Формулируют цель урока: изучить особенности биосферы. |
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации | Итак, цель определена, а каковы задачи нашего урока? | Формулируют вместе с учителем задачи урока: - выяснить, что является биосферой; - из истории учения о биосфере; - определить границы биосферы; - выяснить, как взаимодействуют живые организмы друг с другом. |
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий | 1. Итак, в процессе эволюции на Земле образовалась особая оболочка (или сфера) населённая живыми организмами. Впервые это название было использовано ещё Ж.Б.Ламарком. Термин «биосфера» ввёл в1875 г. Геолог Э.Зюсс.Но распространение этого термина произошло благодаря развитию учения о биосфере академиком В.И.Вернадским ( в конце 20-хгг ХХ столетия) В.И. Вернадский первый обратил внимание на роль живых организмов как мощного геологического фактора , установив роль живого вещества в преобразовании земной поверхности. 2. Второй этап «Границы биосферы» Биосфера охватывает все геосферы на Земле. Рассмотрите рисунок «Границы биосферы» проанализируйте и обратите внимание на то, как распределены живые организмы в различных земных оболочках. Чем определяются границы биосферы? 3. Третий этап «Состав биосферы» В составе биосферы различают несколько взаимосвязанных типов веществ: а) живого вещества –совокупность живых обитателей планеты (растения, животные,грибы и бактерии) б) косного вещества,образованного без участия живых организмов (горные породы); в) биокосного вещества сочетание живого бактерии и неживого вещества горные породы \(почва.) г) биогенное вещества –создаётся в процессе жизнедеятельности организмов (газы атсосферы. Каменный уголь, нефть. Известняки) Четвёртый этап Живое вещество биосферы Биосфера представляет собой тонкую пленку, всего 20-40 км. Пленка жизни очень тонкая. Если живое вещество равномерно распределить по поверхности нашей планеты, то оно покроет ее слоем толщиной только в 2 см. Понятие "живое вещество" было введено В.И. Вернадским. В.И. Вернадский считал, что « живое вещество - совокупность организмов подобно массе газа растекается по земной поверхности и оказывает определенное давление в окружающей среде, обходит препятствие, мешающее его движению или ими овладевает, их покрывает». Владимир Иванович отметил связь между косной, безжизненной частью биосферы, косными природными телами и живыми организмами, ее населяющими, непрерывный обмен энергией. Насколько же и как всё взаимосвязано в биосфере? Какой вывод мы сможем сделать? | Рассматривают на слайде фотографии учёных, внёсших вклад в изучении биосферы. Записывают в тетрадь ФИО учёных и их заслуги. Слушают сообщение ученика - жизнь есть в атмосфере – в нижних слоях, до озонового экрана (до 25 км); - гидросфера заселена полностью до глубины 10 км; - в литосфере жизнь распространена до глубины примерно 2 км. Пределы биосферы обусловлены границами физических условий существования живых организмов, ограничивается значениями температуры от – 250 до +160 °С. Нижняя граница жизни биосферы в Океане проходит на глубине 10 км, а в земной коре до 2 км. В. Рассматривают рисунок на слайде, отвечают верхняя граница биосферы проходит в атмосфере; она обусловлена слоем озона, предохраняющим живое вещество от губительного ультрафиолетового излучения Солнца, и распространена на высоте от 20 до 45 км над уровнем моря. Заполняют схему-таблицу в тетради Рассматривают рисунок, составляют предложения, говорят по одному. Отвечают на вопросы. - растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород; - животные питаются растениями, выделяют углекислый газ при дыхании; - растения и животные поглощают питательные вещества и воду; - растения и животные отмирают; - отмершие организмы разлагаются, образуются питательные вещества и углекислый газ; - животные поглощают кислород. Делают вывод: в природе всё взаимосвязано друг с другом: живые организмы и факторы неживой природы. Любое нарушение может привести к необратимым последствиям. |
3. Рефлексивно – оценочный | 3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий | . Итак, мы познакомились с биосферой.«Что мы узнали на уроке?». 1.Блиц-опрос. - чем отличается биосфера от других оболочек Земли? - какие живые организмы входят в состав биосферы? - какие живые организмы наиболее разнообразны по видовому составу? - каковы границы биосферы? - какое место в биосфере занимает человек? - как живые организмы влияют на нашу планету? - почему академик В. И. Вернадский назвал живые организмы «могущественной силой»? | Отвечают на вопросы: - биосфера - это жизнь, оболочка, заселённая живыми организмами, она проникает во все оболочки; - в состав биосферы входят растения, животные, грибы, бактерии; - наиболее разнообразны по видовому составу животные; - жизнь есть в атмосфере – в нижних слоях, до озонового экрана (до 25 км); - гидросфера заселена полностью до глубины 10 км; - в литосфере жизнь распространена до глубины примерно 2 км; - человек относится к царству животных, наивысшее звено; - живые организмы изменяют состав атмосферы, литосферы и гидросферы; - потому что живые организмы изменяют все оболочки Земли. |
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов | 1.Изучая особенности биосферы, какие действия вы совершали на уроке? С какими источниками информации работали? 2. Приём «Закончи фразу»: - на уроке я работал (активно/неактивно); - своей работой на уроке я (доволен/недоволен); - урок мне показался (коротким/длинным); - материал урока мне был (понятен/непонятен, интересен/неинтересен); - моё настроение в течение урока (улучшилось/ухудшилось). 3. Домашнее задание: параграф 55 пересказывать, ответить устно на вопросы стр. 307жизнь в биосфере невозможна без круговорота веществ, приготовьте сообщения используя разные источники информации. | 1.Называют свои действия: на основе текста учебника дали определение понятия «биосфера», определяли границы биосферы . 2. Выражают своё отношение к работе в письменной форме. |