СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Биосфера. Структура и функции.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен урок на тему "Биосфера" в 9 классе. Разработан в свете требований ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Биосфера. Структура и функции.»


Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Чиботэрикэ Марина Юрьевна

Район

Сормовский

Место работы

МБОУ «Школа №117»

Должность

Учитель биологии и экологии


Общая информация

Образовательная область, учебный предмет

Биология

Класс

9 класс

Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть)

С.Б. Данилов, Н.И. Романова, А.И. Владимирская. Биология 9 класс. Под общей редакцией академика РАЕН, профессора В.Б. Захарова. Москва «Русское слово» 2017год.

Тема учебного занятия

«Биосфера. Структура и функции биосферы»

Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия

1 урок в теме «Биосфера. Структура и функции биосферы»

Учебная задача

  • Открыть способ …

  • Вовлечь учащихся в образовательную (коммуникативную, исследовательскую, проектную, рефлексивно – оценочную, организационно – деятельностную, нравственно – оценочную и т.п.) ситуацию …

  • Овладеть теоретическим знанием в области … и способами его прикладного использования

Открыть способ извлечения информации из разных источников знаний, анализировать ее и делать обобщения.

Овладеть теоретическими знаниями о биосфере, её составляющих компонентах, круговороте веществ и способах их прикладного использования.

Вовлечь учащихся в организационно-деятельностную ситуацию по определению границ биосферы, составу биосферы, взаимосвязи живых и неживых компонентов.


Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты

Ц ель

Уровень

Базовый («обучающийся научится»)

Повышенный («обучающийся получит возможность научиться»)

Цель – предмет (предметный результат)

Обучающиеся научатся определять границы биосферы, факторы, ограничивающие распространение жизни, объяснять взаимосвязи живых организмов с факторами неживой природы, понимать суть круговорота веществ.

Обучающиеся получат возможность научиться составлять схемы круговорота основных веществ в биосфере, определять свойства живых организмов разных царств и их приспособленности к среде обитания, изменения в биосфере под влиянием различных факторов.

Цель – способ (метапредметный результат)

Обучающиеся откроют способ извлечения информации из различных источников, анализировать и делать обобщения, совместной деятельности с учителем и сверстниками, излагать своё мнение, аргументируя его.

Обучающиеся получат возможность использовать дополнительную литературу для извлечения информации, выполнять проекты.

Цель – ценность (личностный результат)

Обучающиеся убедятся в том, что необходимо проявлять осознанное, уважительное отношение к другому человеку и к природе, о целостности природы и важности взаимосвязей в ней на примере круговорота веществ.

Обучающиеся получат возможность для формирования установки охраны окружающей среды.

Исходное состояние обучающихся:

- имеют опыт…….;

- знают (факты, процессы, явления, понятия, теории и т.д.)

- могут определять…….;

- могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять;

- могут планировать, проектировать, моделировать;

- могут контролировать, оценивать и т.д.

- Учащиеся имеют опыт работы с текстом учебника, рисунками, схемами, таблицами;

- Учащиеся знают определения понятий оболочек Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера;

- Учащиеся знают, что такое круговорот воды;

- Учащиеся могут сравнивать живые организмы и тела неживой природы, царства живых организмов;

- Учащиеся могут оценивать ответы одноклассников;

- Учащиеся могут работать индивидуально, в паре, группой.

Формы оценки планируемых результатов

Предметный результат

Метапредметный результат

Личностный результат

Блиц-опрос

Схемы, минипроекты, решение теста

Самооценка

Комментарии учителя к учебному занятию или уроку




Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия

Учебно – информационное обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Интернет - ресурсы

ЭОРы

1Рабочая программа к учебнику С.Б.Данилова, Н.И. Романовой, А.И.Владимирской «Биология» для9 класса общеобразовательных организаций- Москва: Русское слово, 2015.

2. Учебник С.Б.Данилов, Н.И. Романова, А.И.Владимирская «Биология» для9 класса общеобразовательных организаций- Москва: Русское слово, 2017.

3. Планируемые результаты: карта прохождения рабочей программы.9 классы/ А.В. Матвеев. – Москва: Просвещение, 2014.

4. Амахина Ю.В. Методические рекомендации по проведению лабораторных работ к учебнику С.Б.Данилова, Н.И. Романовой, А.И.Владимирской «Биология» для9 класса общеобразовательных организаций- Москва: Русское слово, 2015.


1. Аспиз М.Е. Энциклопедический словарь юного биолога/

М.Е. Аспиз . – Москва: Педагогика, 1986.

2. Лучшая энциклопедия для школьника Владис, 2016.

3. Бубнова Т. Новая энциклопедия школьника/Т. Бубнова Махаон, 2014.

4. Яковлев Л.В. Большая энциклопедия знаний школьника/Л.В. Яковлев, Фолио, 2014.



Техническое обеспечение

Компьютер, проектор






Сценарий проведения учебного занятия
Этап урока или другой формы УВП Подэтап урока или другой формы УВП Действия учителя (педагога) Действия обучающихся

(примерные версии ответов)


1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Здравствуйте, ребята! Все живые организмы на Земле существуют не сами по себе, независимо друг от друга, а в тесном взаимодействии –влияют на проявления жизнедеятельности одних и сами зависят от других организмов. Процессы,которые происходят в одной экосистеме,неизбежно затрагивают процессы, протекающие в других, следовательно, все экосистемы взаимозависимы. Постоянный обмен веществами и энергией между ними позволяет говорить о единой глобальной системе.

Приветствуют учителя. Слушают.

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

1.Приведите примеры такого взаимодействия. 2. О какой глобальной системе пойдёт сегодня речь?

1.Вспоминают примеры взаимодействия между экосистемами

2. Определяют тему урока «Биосфера – земная оболочка».

3. Записывают определение «биосфера» в тетрадь.

1.3. Создание проблемной ситуации

Послушайте следующую фразу: «На земной поверхности нет химической силы, более постоянно действующей, а поэтому более могущественной по своим конечным последствиям, чем живые организмы, взятые в целом» (В. И. Вернадский).

Ответьте на вопрос: почему академик В. И. Вернадский назвал живые организмы «могущественной силой»?

Отвечают на вопрос:

- потому что живые организмы разнообразны;

- потому что их много;

- потому что они влияют на нашу Землю и др.







2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

Хотели бы вы узнать о биосфере больше?

На какие вопросы вы хотели бы получить ответы на уроке?


Как вы думаете, какова цель нашего урока?


Придумывают различные вопросы:

- из чего состоит биосфера?

- каковы границы биосферы?

- как взаимосвязаны живые организмы друг с другом?

- как влияют живые организмы на планету в целом?


Формулируют цель урока: изучить особенности биосферы.


2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

Итак, цель определена, а каковы задачи нашего урока?


Формулируют вместе с учителем задачи урока:

- выяснить, что является биосферой;

- из истории учения о биосфере;

- определить границы биосферы;

- выяснить, как взаимодействуют живые организмы друг с другом.

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

Для решения наших задач, мы разделим урок на этапы:

  1. «История возникновения биосферы»

2. «Границы биосферы»

  1. «Состав биосферы»

  2. «Живое вещество биосферы и его роль»


Слушают, помогают определить название этапов урока.



2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

1. Итак, в процессе эволюции на Земле образовалась особая оболочка (или сфера) населённая живыми организмами. Впервые это название было использовано ещё Ж.Б.Ламарком. Термин «биосфера» ввёл в1875 г. Геолог Э.Зюсс.Но распространение этого термина произошло благодаря развитию учения о биосфере академиком В.И.Вернадским ( в конце 20-хгг ХХ столетия)


В.И. Вернадский первый обратил внимание на роль живых организмов как мощного геологического фактора , установив роль живого вещества в преобразовании земной поверхности.



2. Второй этап «Границы биосферы»

Биосфера охватывает все геосферы на Земле. Рассмотрите рисунок «Границы биосферы» проанализируйте и обратите внимание на то, как распределены живые организмы в различных земных оболочках.

Чем определяются границы биосферы?





















3. Третий этап «Состав биосферы»

В составе биосферы различают несколько взаимосвязанных типов веществ:

а) живого вещества –совокупность живых обитателей планеты (растения, животные,грибы и бактерии)
б) косного вещества,образованного без участия живых организмов (горные породы); 
в) биокосного вещества сочетание живого бактерии и неживого вещества горные породы \(почва.)

г) биогенное вещества –создаётся в процессе жизнедеятельности организмов (газы атсосферы. Каменный уголь, нефть. Известняки)



Четвёртый этап Живое вещество биосферы



Биосфера представляет собой тонкую пленку, всего 20-40 км. Пленка жизни очень тонкая. Если живое вещество равномерно распределить по поверхности нашей планеты, то оно покроет ее слоем толщиной только в 2 см. Понятие "живое вещество" было введено В.И. Вернадским.

В.И. Вернадский считал, что « живое вещество - совокупность организмов подобно массе газа растекается по земной поверхности и оказывает определенное давление в окружающей среде, обходит препятствие, мешающее его движению или ими овладевает, их покрывает».

Владимир Иванович отметил связь между косной, безжизненной частью биосферы, косными природными телами и живыми организмами, ее населяющими, непрерывный обмен энергией.

Насколько же и как всё взаимосвязано в биосфере? Какой вывод мы сможем сделать?


  1. Рассматривают на слайде фотографии учёных, внёсших вклад в изучении биосферы. Записывают в тетрадь ФИО учёных и их заслуги.

  2. Слушают сообщение ученика














- жизнь есть в атмосфере – в нижних слоях, до озонового экрана (до 25 км);

- гидросфера заселена полностью до глубины 10 км;

- в литосфере жизнь распространена до глубины примерно 2 км.

Пределы биосферы обусловлены границами физических условий существования живых организмов, ограничивается значениями температуры от – 250 до +160 °С. Нижняя граница жизни биосферы в Океане проходит на глубине 10 км, а в земной коре до 2 км. В. Рассматривают рисунок на слайде, отвечают верхняя граница биосферы проходит в атмосфере; она обусловлена слоем озона, предохраняющим живое вещество от губительного ультрафиолетового излучения Солнца, и распространена на высоте от 20 до 45 км над уровнем моря.











Заполняют схему-таблицу в тетради























Рассматривают рисунок, составляют предложения, говорят по одному.

Отвечают на вопросы.

- растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород;

- животные питаются растениями, выделяют углекислый газ при дыхании;

- растения и животные поглощают питательные вещества и воду;

- растения и животные отмирают;

- отмершие организмы разлагаются, образуются питательные вещества и углекислый газ;

- животные поглощают кислород.


Делают вывод: в природе всё взаимосвязано друг с другом: живые организмы и факторы неживой природы. Любое нарушение может привести к необратимым последствиям.


3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

.


Итак, мы познакомились с биосферой.«Что мы узнали на уроке?».

1.Блиц-опрос.

- чем отличается биосфера от других оболочек Земли?

- какие живые организмы входят в состав биосферы?

- какие живые организмы наиболее разнообразны по видовому составу?

- каковы границы биосферы?

- какое место в биосфере занимает человек?

- как живые организмы влияют на нашу планету?

- почему академик В. И. Вернадский назвал живые организмы «могущественной силой»?


Отвечают на вопросы:

- биосфера - это жизнь, оболочка, заселённая живыми организмами, она проникает во все оболочки;

- в состав биосферы входят растения, животные, грибы, бактерии;

- наиболее разнообразны по видовому составу животные;

- жизнь есть в атмосфере – в нижних слоях, до озонового экрана (до 25 км);

- гидросфера заселена полностью до глубины 10 км;

- в литосфере жизнь распространена до глубины примерно 2 км;

- человек относится к царству животных, наивысшее звено;

- живые организмы изменяют состав атмосферы, литосферы и гидросферы;

- потому что живые организмы изменяют все оболочки Земли.



3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

1.Изучая особенности биосферы, какие действия вы совершали на уроке? С какими источниками информации работали?

2. Приём «Закончи фразу»:


- на уроке я работал (активно/неактивно);

- своей работой на уроке я (доволен/недоволен);

- урок мне показался (коротким/длинным);

- материал урока мне был (понятен/непонятен, интересен/неинтересен);

- моё настроение в течение урока (улучшилось/ухудшилось).



  • 3. Домашнее задание: параграф 55 пересказывать, ответить устно на вопросы стр. 307жизнь в биосфере невозможна без круговорота веществ, приготовьте сообщения используя разные источники информации.

 












1.Называют свои действия: на основе текста учебника дали определение понятия «биосфера», определяли границы биосферы .

2. Выражают своё отношение к работе в письменной форме.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!