Конспект урока по теме: «Бюджет семьи. Доходы и расходы» 6 класс.
Цели:
образовательные: раскрытие понятия бюджет, формирование умения создавать свой план расходов и доходов, развитие навыков планирования, необходимых для достижения финансовых целей;
развивающие: обучение планированию расходов с помощью составления бюджета, обучение ведению записей доходов и расходов; объяснение финансовых целей, развитие умения ставить собственные финансовые цели;
воспитательные: формирование нравственных качеств, уважительного отношения к деньгам, понимание необходимости ведения учета доходов и расходов.
Основные понятия: бюджет, семейный бюджет, дефицит и профицит бюджета, сбалансированный бюджет.
Методические приемы: создание проблемно-поисковой ситуации, игровые методы обучения.
Принципы:
1. Принцип научности и доступности при объяснении нового материала.
2. Принцип наглядности – урок сопровождается презентацией.
3. Принцип сознательности и активности при выполнении практической работы.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Информационно – образовательные ресурсы: презентация «Бюджет семьи».
Тип урока: комбинированный
План урока.
№ | Этапы урока и его содержание | Время |
1 | Организационный момент. | 1 мин |
2 | Актуализация пройденной темы. | 5 мин |
3 | Изложение нового материала. Рассказ учителя с демонстрацией презентации. | 10 мин |
4 | Практическая часть. Дополнение схемы. Заполнение таблицы. | 15 мин |
5 | Закрепление. | 5 мин |
6 | Рефлексия. | 3 мин |
7 | Домашнее задание. | 1 мин |
Ход урока.
Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать – искусство.
Б.Авербах.
Организационный момент
1. Приветствие.
2. Доброжелательный настрой на успешную совместную работу.
Актуализация знаний учащихся по теме: Семья как потребитель…
Домашним заданием было проанализировать продукт потребления семьи по степени необходимости и рассказать о нем по плану:
1-й ученик: Продукт потребления моей семьи – хлеб. Продукт первой необходимости. Сумма расхода составляет 30 х 20 руб.=600 рублей в месяц.
2-й ученик: Одежда. Товар первой необходимости. Сумма расхода на сезон 10 000 рублей на одного члена семьи. Для семьи из 4-х человек потребуется около 40 000 рублей.
3-й ученик: Транспорт. Для моей семьи это товар первой необходимости, так как в школу и на работы все ездим на автомобиле. Сумма расходов составляет 5л х 35руб.= 175руб в день х 23 раб.дня = 4025 рублей в месяц. И т.д.
Изложение нового материала. Слайд 1. Бюджет семьи. Доходы и расходы.
В ходе объяснения учителю помогают ребята, которые получили большее количество жетонов и пожелали стать помощниками.
Учитель: Все перечисленные продукты потребления необходимы семье и составляют расходную часть бюджета семьи. А чтобы иметь возможность совершать подобные расходы семья должна получать определенный доход. Что мы подразумеваем под доходом семьи?
Ученики: Зарплата, пенсия, стипендия….
Учитель: Правильно и все статьи расходов и доходов принято называть «бюджетом». Узнаем о нем подробнее.
2 слайд. Помощник 1. Бюджет в переводе с английского означает «мешок». В XVI – XVII при утверждении выплат министр финансов открывал портфель, в котором хранилась бумага с соответствующим законопроектом. Это действие условно называлось открытием бюджета. Сейчас в «Хрестоматии по экономической теории» Е.Ф.Борисова мы можем прочитать, что БЮДЖЕТ – финансовый план, таблица доходов и расходов, которая характеризует их величину и структуру за определенный период времени.
Рассчитывая свой бюджет, мы сравниваем наши доходы и расходы.
2 слайд. Бюджет = Доходы – Расходы
В детском экономическом словаре Г.М.Евменова даются определения.
Доход – получаемая часть денежных средств.
Расход – часть денежных средств, которая тратится (расходуется).
Физ. минутка. Проводит помощник 2. Упражнения для рук.
Практическая часть.
3 – 4 слайды. Практическое задание 1:
Рассмотрите схему. Подпишите стрелки, указав, из чего складывается семейный бюджет.
БЮДЖЕТ
Учитель: Как мы уже сказали, бюджет состоит из расходной и доходной части.
5 - 6 слайды. Практическое задание 2. Игра. Заполни таблицу, назвав наибольшее количество статей.
Ученики: Называют статьи доходов и расходов.
Доходы | Расходы |
Зарплата | Питание |
Пенсия | Одежда |
Стипендия | Квартплата |
Дотация, пособие | Налоги |
Премия | Дополнительные образовательные услуги |
Гонорар | Транспорт |
Грант | Ремонт |
Рента | Развлечения |
Процент | Медицинские услуги |
Дивиденды | Подарки |
Доход от подсобного хозяйства | Бытовая техника, мебель |
Учитель: Для чего нужно составлять семейный бюджет? Главная задача, которую может решить семья с помощью грамотно составленного бюджета, - это выявление соотношения между доходами и расходами. Бюджет может «сигнализировать» о наступающем денежном дефиците за счет перерасхода денег по отдельным статьям. Значит, нужно принимать конкретные меры.
7 слайд. Помощник 3. Давайте рассмотрим, каким может быть семейный бюджет?
Сбалансированный
Дефицитный
Профицитный
8 - 9 слайды. Практическое задание 3.
Рассмотрите бюджет Светланы. Рассчитайте бюджет. Определите тип бюджета.
Доход | Расход |
Карманные деньги | 500 рублей | Покупка журнала | 120 рублей |
Дополнительная работа по дому | 300 рублей | Накопления на телефон | 400 рублей |
Подарки | 500 рублей | Покупка сладостей | 160 рублей |
ВСЕГО: | 1300 рублей | ВСЕГО: | 680 рублей |
Вывод: бюджет профицитный.
Закрепление.
Учитель: Нужен ли бюджет современной семье?
Учитель уточняет и добавляет ответы обучающихся:
Бюджет нужен тем семьям, которые хотят накопить средства и приобрести дорогостоящие товары, на которые в данный момент у семьи денег не хватает, для рационального распределения семейного дохода и выявления возможности экономить.
Рефлексия. Ребята отвечают на вопросы.
Что нового мы узнали?
Полезна ли полученная информация?
С какими трудностями вы столкнулись?
Какую оценку вы можете дать своей работе, как вы оцениваете работу вашего соседа по парте?
Домашнее задание. Составить бюджет школьника за неделю и заполнить таблицу. Исследовать и определить тип собственного бюджета. Продумать пути экономии семейного бюджета.
Подведение итога урока: выставление оценок, определение следующих помощников учителя, распределение заданий.
Урок окончен. До свидания!