СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Бюджет семьи. Расходы и доходы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

образовательные: раскрытие понятия бюджет, формирование умения создавать свой план расходов и доходов, развитие навыков планирования, необходимых для достижения финансовых целей;

развивающие: обучение планированию расходов с помощью составления бюджета, обучение ведению записей доходов и расходов; объяснение финансовых целей, развитие умения ставить собственные финансовые цели;

воспитательные: формирование нравственных качеств, уважительного отношения к деньгам, понимание необходимости  ведения учета доходов и расходов.

Основные понятия: бюджет, семейный бюджет, дефицит и профицит бюджета, сбалансированный бюджет.

Методические приемы: создание проблемно-поисковой ситуации, игровые методы обучения.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме»

Конспект урока по теме: «Бюджет семьи. Доходы и расходы» 6 класс.

Цели:

образовательные: раскрытие понятия бюджет, формирование умения создавать свой план расходов и доходов, развитие навыков планирования, необходимых для достижения финансовых целей;

развивающие: обучение планированию расходов с помощью составления бюджета, обучение ведению записей доходов и расходов; объяснение финансовых целей, развитие умения ставить собственные финансовые цели;

воспитательные: формирование нравственных качеств, уважительного отношения к деньгам, понимание необходимости ведения учета доходов и расходов.

Основные понятия: бюджет, семейный бюджет, дефицит и профицит бюджета, сбалансированный бюджет.

Методические приемы: создание проблемно-поисковой ситуации, игровые методы обучения.

Принципы:

1. Принцип научности и доступности при объяснении нового материала.

2. Принцип наглядности – урок сопровождается презентацией.

3. Принцип сознательности и активности при выполнении практической работы.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Информационно – образовательные ресурсы: презентация «Бюджет семьи».

Тип урока: комбинированный

План урока.

Этапы урока и его содержание

Время

1

Организационный момент.

1 мин

2

Актуализация пройденной темы.

5 мин

3

Изложение нового материала. Рассказ учителя с демонстрацией презентации.

10 мин

4

Практическая часть. Дополнение схемы. Заполнение таблицы.

15 мин

5

Закрепление.

5 мин

6

Рефлексия.

3 мин

7

Домашнее задание.

1 мин



Ход урока.

Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать – искусство.

Б.Авербах.

Организационный момент

1. Приветствие.

2. Доброжелательный настрой на успешную совместную работу.


Актуализация знаний учащихся по теме: Семья как потребитель…


Домашним заданием было проанализировать продукт потребления семьи по степени необходимости и рассказать о нем по плану:

  • Название;

  • Степень значимости;

  • Стоимость расходов на данный продукт.


1-й ученик: Продукт потребления моей семьи – хлеб. Продукт первой необходимости. Сумма расхода составляет 30 х 20 руб.=600 рублей в месяц.

2-й ученик: Одежда. Товар первой необходимости. Сумма расхода на сезон 10 000 рублей на одного члена семьи. Для семьи из 4-х человек потребуется около 40 000 рублей.

3-й ученик: Транспорт. Для моей семьи это товар первой необходимости, так как в школу и на работы все ездим на автомобиле. Сумма расходов составляет 5л х 35руб.= 175руб в день х 23 раб.дня = 4025 рублей в месяц. И т.д.


Изложение нового материала. Слайд 1. Бюджет семьи. Доходы и расходы.

В ходе объяснения учителю помогают ребята, которые получили большее количество жетонов и пожелали стать помощниками.


Учитель: Все перечисленные продукты потребления необходимы семье и составляют расходную часть бюджета семьи. А чтобы иметь возможность совершать подобные расходы семья должна получать определенный доход. Что мы подразумеваем под доходом семьи?

Ученики: Зарплата, пенсия, стипендия….

Учитель: Правильно и все статьи расходов и доходов принято называть «бюджетом». Узнаем о нем подробнее.

2 слайд. Помощник 1. Бюджет в переводе с английского означает «мешок». В XVIXVII при утверждении выплат министр финансов открывал портфель, в котором хранилась бумага с соответствующим законопроектом. Это действие условно называлось открытием бюджета. Сейчас в «Хрестоматии по экономической теории» Е.Ф.Борисова мы можем прочитать, что БЮДЖЕТ – финансовый план, таблица доходов и расходов, которая характеризует их величину и структуру за определенный период времени.

Рассчитывая свой бюджет, мы сравниваем наши доходы и расходы.

2 слайд. Бюджет = Доходы – Расходы

В детском экономическом словаре Г.М.Евменова даются определения.

Доход – получаемая часть денежных средств.

Расход – часть денежных средств, которая тратится (расходуется).


Физ. минутка. Проводит помощник 2. Упражнения для рук.


Практическая часть.

3 – 4 слайды. Практическое задание 1:

Рассмотрите схему. Подпишите стрелки, указав, из чего складывается семейный бюджет.

БЮДЖЕТ





Учитель: Как мы уже сказали, бюджет состоит из расходной и доходной части.


5 - 6 слайды. Практическое задание 2. Игра. Заполни таблицу, назвав наибольшее количество статей.

Ученики: Называют статьи доходов и расходов.

Доходы

Расходы

Зарплата

Питание

Пенсия

Одежда

Стипендия

Квартплата

Дотация, пособие

Налоги

Премия

Дополнительные образовательные услуги

Гонорар

Транспорт

Грант

Ремонт

Рента

Развлечения

Процент

Медицинские услуги

Дивиденды

Подарки

Доход от подсобного хозяйства

Бытовая техника, мебель


Учитель: Для чего нужно составлять семейный бюджет? Главная задача, которую может решить семья с помощью грамотно составленного бюджета, - это выявление соотношения между доходами и расходами. Бюджет может «сигнализировать» о наступающем денежном дефиците за счет перерасхода денег по отдельным статьям. Значит, нужно принимать конкретные меры.

7 слайд. Помощник 3. Давайте рассмотрим, каким может быть семейный бюджет?

Сбалансированный

Дефицитный


Профицитный

8 - 9 слайды. Практическое задание 3.

Рассмотрите бюджет Светланы. Рассчитайте бюджет. Определите тип бюджета.


Доход

Расход

Карманные деньги

500 рублей

Покупка журнала

120 рублей

Дополнительная работа по дому

300 рублей

Накопления на телефон

400 рублей

Подарки

500 рублей

Покупка сладостей

160 рублей

ВСЕГО:

1300 рублей

ВСЕГО:

680 рублей



Вывод: бюджет профицитный.


Закрепление.

Учитель: Нужен ли бюджет современной семье?

Учитель уточняет и добавляет ответы обучающихся:

Бюджет нужен тем семьям, которые хотят накопить средства и приобрести дорогостоящие товары, на которые в данный момент у семьи денег не хватает, для рационального распределения семейного дохода и выявления возможности экономить.


Рефлексия. Ребята отвечают на вопросы.

Что нового мы узнали?

Полезна ли полученная информация?

С какими трудностями вы столкнулись?

Какую оценку вы можете дать своей работе, как вы оцениваете работу вашего соседа по парте?


Домашнее задание. Составить бюджет школьника за неделю и заполнить таблицу. Исследовать и определить тип собственного бюджета. Продумать пути экономии семейного бюджета.

Подведение итога урока: выставление оценок, определение следующих помощников учителя, распределение заданий.

Урок окончен. До свидания!



Просмотр содержимого презентации
«Бюджет семьи. Доходы и расходы»

Бюджет семьи.  Доходы и расходы Подготовила учитель экономики  МБОУ гимназии № 103 г. Минеральные Воды Шендрик Наталья Ивановна

Бюджет семьи. Доходы и расходы

Подготовила учитель экономики

МБОУ гимназии № 103

г. Минеральные Воды

Шендрик Наталья Ивановна

БЮДЖЕТ – финансовый план, таблица доходов и расходов, которая характеризует их величину и структуру за определенный период времени.
  • БЮДЖЕТ – финансовый план, таблица доходов и расходов, которая характеризует их величину и структуру за определенный период времени.

Бюджет = Доходы – Расходы

Практическое задание 1 Подпишите стрелки, указав, из чего складывается семейный бюджет. БЮДЖЕТ

Практическое задание 1

Подпишите стрелки, указав, из чего складывается

семейный бюджет.

БЮДЖЕТ

ДОХОДЫ РАСХОДЫ     Практическое задание 1 БЮДЖЕТ

ДОХОДЫ

РАСХОДЫ

Практическое задание 1

БЮДЖЕТ

Практическое задание 2 Заполните таблицу, назвав наибольшее количество статей . Доход Расход

Практическое задание 2

Заполните таблицу, назвав наибольшее количество статей .

Доход

Расход

Практическое задание 2 Доход Расход Зарплата Питание Пенсия Одежда Стипендия Квартплата Дотация, пособие Налоги Премия Дополнительные образовательные услуги Гонорар Транспорт Грант Ремонт Рента Развлечения Процент Медицинские услуги Дивиденды Подарки Доход от подсобного хозяйства Бытовая техника, мебель

Практическое задание 2

Доход

Расход

Зарплата

Питание

Пенсия

Одежда

Стипендия

Квартплата

Дотация, пособие

Налоги

Премия

Дополнительные образовательные услуги

Гонорар

Транспорт

Грант

Ремонт

Рента

Развлечения

Процент

Медицинские услуги

Дивиденды

Подарки

Доход от подсобного хозяйства

Бытовая техника, мебель

Типы бюджетов Сбалансированный Дефицитный Профицитный

Типы бюджетов

Сбалансированный

Дефицитный

Профицитный

Практическое задание 3 Рассчитайте бюджет. Определите тип бюджета. Доход Карманные деньги 500 рублей Расход Дополнительная работа по дому Покупка журнала 300 рублей Подарки 120 рублей 500 рублей ВСЕГО: Накопления на телефон 400 рублей Покупка сладостей 160 рублей ВСЕГО:

Практическое задание 3

Рассчитайте бюджет. Определите тип бюджета.

Доход

Карманные деньги

500 рублей

Расход

Дополнительная работа по дому

Покупка журнала

300 рублей

Подарки

120 рублей

500 рублей

ВСЕГО:

Накопления на телефон

400 рублей

Покупка сладостей

160 рублей

ВСЕГО:

Практическое задание 3 Доход Карманные деньги 500 рублей Расход Дополнительная работа по дому Подарки Покупка журнала 300 рублей 120 рублей 500 рублей ВСЕГО: Накопления на телефон 400 рублей Покупка сладостей 1300 рублей 160 рублей ВСЕГО: 680 рублей Вывод: бюджет профицитный

Практическое задание 3

Доход

Карманные деньги

500 рублей

Расход

Дополнительная работа по дому

Подарки

Покупка журнала

300 рублей

120 рублей

500 рублей

ВСЕГО:

Накопления на телефон

400 рублей

Покупка сладостей

1300 рублей

160 рублей

ВСЕГО:

680 рублей

Вывод: бюджет профицитный

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!