Платформа продукта или технология компании – совокупность принадлежащих компании активов – общая базовая технология, проектные решения, компоненты и другие, на базе которых производится ряд продуктов.
Наличие собственной и защищенной платформы обеспечивает компанию возможностью устойчивой конкуренции и преимущества.
Отраслевая платформа – внутренняя платформа,принимаемая рядом ключевых игроков.
(отраслевой стандарт). Например, российская система 1С, платежная система «МИР», логистика для профессионалов Log4Pro.
Платформа- модель бизнеса в определенной сфере по предоставлению возможностей обмена между независимыми группами определенными ценностями на базе комплекса.Такие платформы называют еще «чистыми платформами»- например, You Tube, Visa.
Бизнес на базе платформ становится многомерным, а компании создающие платформы называются компаниями-катализаторами.
В 21 веке цифровые технологии раскрыли возможности платформ.
Цифровые платформы позволяют раскрыть бизнес по-новому, она становится моделью использования продукта или услуги для решения проблем потребителей.
Цифровая(технологическая) платформа – модель использования продуктов, услуг и решений на основе комплексного набора компонентов, позволяющая расширять разные рынки и создавать новые. В этом ее преимущества, нежели сумма составных частей. Коммуникации между клиентами и поставщиками облегчены.
Пример, Intel –пять основных компонентов- аппаратное обеспечение, программное обеспечение, технологии, стандарты и инициативы, услуги, дополненные внешней инфраструктурой и маркетинговыми инновациями.
Пример, Uber- владелец технологической платформы, который заключает договоры с автопарком, компанией по услугам водителей, и предоставляет лицензию неисключительную и непередаваемую на доступ к мобильным приложениям компании со всех мобильных устройств водителей, а также устанавливает правила работы. Работа на открытой платформе - GoolMap
При этом доступ к статистике заказов закрыт.Анализ данных платформы невозможен, но хакеры взламывают базу данных и предлагают их в виде программ-прослоек для компаний-перевозчиков.
Платформенная экономика – экономика, основанная на использовании внешних платформ, а также связанных с ними экосистем. П ЛАТФОРМЕННАЯ технология- это открытость платформы не только для покупателей и поставщиков, но и для комплементарных компаний , дополняющих товары и услуги, а также конкурентов.
Пример, Google в апреле 2017 года заключила мировое соглашение с ФАС России , по которому компания заплатит штрафы более 400 млн руб и предоставит дополнительные возможности для продвижения поискового сервиса Яндекс в своем браузере Chrome, таким образом юридически был зафиксирован допуск конкурента на чужую платформу. В марте 2017 года доля поиска Яндекс на Android -31%. Google-66%.
По сути платформенная технология- целостная структура, состоящая из компонентов и общих правил, в т.ч. стандартов платформы.
Платформу проектируют, выстраивают и технологически развивают.
ПРЕИМУЩЕСТВА.
1.Участники платформ могут пользоваться ресурсами других участников, т.е. не надо приобретать,
Это называется шеринг – совместное использование.
2.Огромное количество данных, сгенерированных на платформе, хорошая аналитика данных – выгодный ресурс как владельца, так и партнеров. Платный доступ к информации – дополнительный финансовый ресурс.
3.Платформа – СТРОИТЕЛЬНЫЙ БЛОК экономики, привлекательный для инвестиций и инноваций.
4.Результат работы платформы- экосистема бизнеса. Со временем основным компонентом роста стоимости компании – становится стоимость платформенной экосистемы и цифровых активов.
15 крупнейших компаний Alibaba,Apple, Facebook,Twitter и другие – платформенные компании обладают суммарной капитализацией более 2,6 трлн долл. И продолжают привлекать инвестиции.
КЛЮЧЕВЫЕ ПРИЗНАКИ ПЛАТФОРМ
1.Выполняет несколько критически важных функций
2.Определяет стандарты и влияет на архитектуру решений
3.Открыта ( полуоткрыта) для других
4.Допуск комплементаторов для развития потенциала роста технологии и привлечения дополняющих товаров и услуг.
В формировании стратегии платформы полезна теория игр, которая позволяет отказ от победы в краткосрочной перспективе с целью большего выигрыша.
ОТРАСЛЕВАЯ платформа должна выполнять функцию существенную для более широкой технологической системы и решать проблемы многих участников отраслевого рынка с целью присоединения внешних компаний к платформе.
Разработки: архитектура платформы, правила допуска и присоединения, стратегические правила внесения изменений и функционирования платформы, что обязательно для всех участников.
К сожалению, методические рекомендации по созданию отраслевых платформ не разработаны.
Обобщение лучших практик позволило выработать рекомендации по формированию платформы.
Рекомендации ориентированы на получение дохода от рекламы.
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЛАТФОРМЫ.
1.Сбор информации по открытым источникам и предоставление ее в удобном формате.
2.Демонстрация пользователям на сайте (платформе) информации.
3.Взимание платы с рекламодателей за профильную информацию.
Набрав критическую массу пользователей, платформа интересна рекламодателям. Лидерство на рынке за цифровой платформой со своей экосистемой партнеров.
Платформенное мышление руководителя компании характеризуется :
-Способ создания ценности – сетевое объединение участников сообщества.
-Восприятие ценности – широкий спектр потребителей.
-Ресурс- концепция совместного пользования ресурсом (шеринг).
-Ключевая компетенция –управление экосистемой.
Бизнес-модель ,связанная с платформой, например –Accenture, обладает свойствами :
-Сетевой эффект – эффект масштаба спроса.
-Упрощение дистрибуции – избегание роста издержек по классике продаж.
-Асиметрия конкуренции – рынок за рамками привычной отрасли.
-Сдвиг от экономики предложения к экономике спроса.
Участники платформы.
Amazon –агрегатор товаров, при этом является платформой для пользователей- независимых компаний-продавцов.По ядру, структуре и правилам игры платформы могут быть разными, но почти каждая успешная платформа имеет свою систему с игроками четырех типов :
-Организатор-контроль системы управления платформой,
-Владелец-контроль интеллектуальной собственности ,
-Провайдер-посредник между платформой и пользователем,
-Пользователь – потребитель, производитель и провайдер, создающие дополнительную стоимость для платформы.
Некоторые участники могут меняться своими ролями, более того могут создать свою платформу и увести с собой потребителей, если у основной платформы нет защитных барьеров.
Производители
Потребители
ОБМЕН ВЫГОДОЙ
И ДАННЫМИ
И
ПЛАТ-ФОРМА
Собственники
Провайдеры
НТЕРФЕЙСЫ
ДЛЯ ПЛАТФОРМЫ
-МОБИЛЬНЫЕ
УСТРОЙСТВА НА
СИСТЕМЕ
Элементы платформы :
1.Архитектура-открытая(закрытая).
2.Стандарты – протоколы ,правила, нормы и бренды.
Протокол – свод правил для контроля системы.
Правила – регуляция внешнего вида, логотипов бренда и другие.
Нормы – репутационная система без прописанных правил.
Стандарты способствуют формированию сообщества участников платформы, что выражается через создание групп и их взаимные ожидания
Платформы часто проводят политику инноваций, что не требует разрешения, но регулируется с помощью системы сертификации.
Система сертификации – рейтинги участников, инструменты защиты от хакеров, рейтинг продуктов на платформе, другие инструменты положительного сетевого эффекта платформы.
На сегодня платформенный бизнес представлен в основном инновационными компаниями, чаще «единорогами», компании, капитализация которых за 5 лет превысила 1 млрд долл.
Исследователи в области экономики считают, что платформенные компании опасны для многих ее отраслей как агрессивные конкуренты.
Вот пример – Сбербанк России является автором предложения создания на базе своих ресурсов и инфраструктуры «Национальной экосистемы» в сфере интернет-коммерции,
Т.е. сети организаций вокруг единой технологической платформы с ее услугами по формированию предложений клиента и доступа к ним.
ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ БИЗНЕС-МОДЕЛИ НА БАЗЕ ПЛАТФОРМЫ.
1.2000 год – Тапскотт, Тиколл, Лоу – описали многоступенчатый процесс создания платформы, следующего содержания :
-Формирование ценностного предложения для потребителей через платформу,
-Рассмотрение потенциальных партнеров для развития платформы,
-Реагрегация – определение того, что необходимо для создания сообщества участников платформы,
-Визуализация- составление карты ценностей, отражающей движение и обмен ценностями между участниками.
-Управление платформы- стандарты и рейтинговая система.
2.Чоудари – свой структурированный подход к платформенной бизнес-модели :
-Представление бизнеса в формате бизнес-платформы, в т.ч. критерии технологии.
-Описание основы взаимодействия участников модели через дизайн платформы.
-Описание ценностных ориентиров – для масштабирования платформы( повторяемость и эффективность взаимодействия).
-Разработка стимулов для запуска платформы.
-Задать движущие силы вирусного роста в мире сетей с ориентацией маркетинга.
-Учет обратного сетевого эффект, когда масштаб наносит вред для бизнеса, его качества.
Вариант Чоудари более широк для рынка платформ, так как он в первую очередь ориентирует на сдвиг в мышлении при организации бизнеса, в том числе – дизайн, вирусное продвижение и сетевые эффекты.
ПЛАТФОРМА КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КАТАЛИЗАТОР.
Экономический катализатор – компания, организующая так бизнес-процессы, что формируется ценность за счет эффективного взаимодействия между группами потребителей.
Инновация катализатора – механизм, благодаря которому заинтересованным группам легче взаимодействовать друг с другом. По -другому - создание среды, в которой выгодно всем участникам.
Бизнес становится многомерным, например – система платежных карт, поисковые системы и другие.
Издержки при таком уровне взаимодействия минимальны. Крупные компании, ориентируясь на принцип открытых инноваций, создают вокруг себя экосистемы разработчиков, предоставляя им платформенные технологии.
ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЛАТФОРМ
- Платформы присваивают себе непропорционально большую долю стоимости , создаваемой компаниями – участниками платформ.
- Платформы ущемляют права конкурентов и участников бизнеса.
Пример – компания Apple берет комиссию 30 % за покупку приложений, Uber и другие сервисы такси удерживают 20 %, реклама в Google больше 1 долл за клик, авиакомпании платят сервисам бронирования более 3 долл на пассажира за один полет, что увеличивает издержки и стоимость билета.
А также платформы могут требовать «доли» в контенте поставщика , могут запрещать поставщикам ценовое стимулирование, чтобы услуги платформ казались бесплатными, могут выбрать самые ходовые товары и приложения и начать предлагать их сами.
ФАС России помогает пользователям платформ в случаях дискриминации, при обнародовании случаев дискриминации платформы меняют свою политику.
Один из способов быть успешным в мире цифровых платформ – поддержка альтернативной платформы, по большому счету конкуренция между платформами выгодна для продавцов.
Но еще лучше – иметь свой сайт или пользоваться сайтами скидок, где взимаемая плата ниже конкурентов.
Со временем плата за пользование может превысить плюсы платформы и она станет неэффективной. Дело в том, что чем шире сеть пользователей платформы, тем выше издержки поставщика (продавца), которые в конечном итоге он возлагает на покупателя.
Эксклюзивное соглашение – между продавцами и поставщиками позволит снизить вероятность внедрения мировых платформ на рынок стороннего продавца.
РАЗВИТИЕ ПЛАТФОРМ В РОССИИ.
Существует ряд проблем развития платформ в России :
1.Архитектура партнерства – нет опыта инициативного формирования сложных сетевых партнерских структур.
2.Механизм доверия между участниками партнерства как баланс сотрудничества и конкуренции. Неэффективная работа социальных институтов развивает доверие личное, межперсональное.
3.Информационные проблемы- описание сетей и альянсов компаний.
4.Инфраструктурные проблемы - технологическая инфраструктура не готова к функционированию как система.
5.Управленческие проблемы –построение бизнес-модели.
Развивая бизнес на базе платформ, компании неизбежно идут к формированию экосистем.
В цифровом мире отсутствует привязка к физическому месту, что дает неограниченные возможности взаимодействия поставщиков и потребителей. В частности комплексный подход к взаимодействию с поставщиками, транспортными компаниями, платежными системами и другими игроками отрасли.
Экосистема
2006 год Дж.Мур – бизнес-экосистема – организационная форма,
где инновация – в товарах и деятельности является ключом производства, т.е. со-эволюция рынков, фирм и товаров.
Бизнес-экосистема формируется вокруг нематериальных активов
- платформенные технологии, знания и компетенции.
Экосистема – адаптивная сеть независимых участников и групп, развивающаяся путем совместного создания инновационных решений и технологий.
Четыре компонента экосистемы бизнеса :
-идея,
-предпринимательский опыт,
-источник финансирования,
-сообщество, объединенное в единое целое.
СПЕЦИФИКА БИЗНЕС-ЭКОСИСТЕМЫ :
1.Специфичное ядро – платформа,состоящая из компонентов.
2.Разные типы агентов – владелец(спонсор), организатор, провайдер, разработчик,
Партнер по сбыту и продвижению, покупатель.
3.Правила функционирования - правила доступа, функции.
4.Управление – экосистема не самоорганизуется, а требует управления.Инновационная траектория – единственный путь управления и развития.
5.Мультипликаторы – ресурсные рычаги экосистем. Суть в межфункциональном сотрудничестве на базе платформы.Перелив знаний, широкий круг сотрудничества, другие.
ПОДХОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОСИСТЕМ
Дж.Мур
-хаотичный процесс формирования экосистемы
-обнародование ключевых ценностей системы
-развитие системы- масштабирование и структурирование.
-снижение роста развития и угроза устарения системы.
ВИДЫ ЭКОСИСТЕМ
Экосистема разработчиков – продвижение сети деловых партнерств, когда одна компания открывает услуги по программному обеспечению, базам данных с помощью интерфейса прикладного программирования API, т.е. формируется площадка с возможностью создавать направления в бизнесе различными компаниями.
Экосистема работает на базе открытой платформы Google Maps.
Создавались новые сервисы, смешивая географические карты с различными источниками данных.Так создавались мэшапы – комбинации данных.
Мэшапы повышают видимость в сети, а компания монетизирует видимость, размещая рекламу рядом с результатами поиска.
Все бизнес-модель компании Google основана на рекламе. Компания оставила за собой право размещать рекламу в любых приложениях Google Maps.
Аналогичные системы созданы вокруг aBay,Amazon, WhatsApp, Youtube, Facebook, на базе российской компании 1С и многих других платформ. Успех зависит от числа сервисов и приложений.
Экосистема инноваций – сети сотрудничества в рамках концепции «открытых инноваций», которые возникают не только внутри компании, но и приходят с внешней стороны – партнеры, разработчики, потребители,пр.
Примеры экосистем : платформа AstraZenecca, Cisco, Data Marketing Cloud, Подразделения Samsung,Tesla Motors, P &G Connect and Develop, Kraft Foods и другие.
Их ориентация – использование результатов инноваций в коммерческих целях.
Предположение – открытие, сделанное в группе компаний доступно всем ее участникам.
Принципы бизнеса в экосистеме платформ.
1.Принцип приобретения – приобретение (покупка) технологий, компетенций и знаний.
2.Принцип сотрудничества и конкуренции – кооперирование со всеми конкурентами ради извлечения прибыли.
Пример - 1946 год – создание компании SONY ( изобретатели Ибука,Морита), цель –повышение уровня жизни с помощью новаторских продуктов: электронный бизнес, кино, компьютеры.Реакция на цифровые технологии- создание партнерских сетей и эффект синергии между аппаратным и программным обеспечением (soft + hard – 2 колеса телеги).
Пример – Samsung – 1969 год создания на базе международного конгломерата с целью выхода на рынок электроники. Направления бизнеса- электронные комплектующие, телевизоры, мониторы, мобильные телефоны. Реакция на цифровые технологии-основное производство комплектующих, расширен диапазон бытовой электроники и электроприборов.
ИТОГ – СОВМЕСТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ S-LCD , ГДЕ SONY –ЛИДЕР ПО НОВЫМ ПРОДУКТАМ, Samsung – В СФЕРЕ LCD – ТЕХНОЛОГИЙ. БРЕНДЫ : SONY- телевизоры высокого качества, видеокамеры и др., Samsung- DRAM, флэш-памяти, мобильные телефоны.
3.Принцип – со-творчество – совместное создание с потребителями и партнерами
ценности новых продуктов, технологий.
Пример – SONY- выпустила первую в мире электронную книгу,Amazon выпустила электронную книгу Kindle, реализовав принцип сотворчества,Apple допускает Kindle в свой сервис App Store, имея свой собственный книжный сервис IBooks.
Новый термин – социальный бизнес- совокупная мудрость толпы.
Пример – Uber не стала разрабатывать онлайн-карту, а воспользовалась продуктом компании Google Maps, с помощью API интегрировала карту в свои приложения.При поиске своего месторасположения через Google Maps клиент видит Uber как вариант передвижения наряду с другими видами транспорта. Здесь выгода Google в расширении опыта пользователей и сферы рекламы.
4.Принцип «ВСЕ как УСЛУГА» - товары и услуги поставляются потребителю по требованию, быстро и динамично.Гибкий подход к объемам потребления.
Сервисная модель «PaaS» - комплексные предложения товаров длительного пользования и связанных с ними услуг. Оплата затрат на автомобиль, программное обеспечение , др.товары длительного пользования переходят из капитальных затрат в эксплуатационные. Товар превращается в услугу. Создаются новые конкурентные преимущества.
Пример, российская компания «Криогенмаш» поставляет металлургическим и химическим комбинатам технические газы вместо дорогостоящих установок. Соответственно пришлось полностью изменить производственный комплекс, перейдя к модульному цифровому проектированию и производству. Была организована система криогенных станций на территории клиентов с управлением и эксплуатацией на месте.
Пример – компания «Волгаресурс» разработала «банкомат» для топлива – мобильную топливозаправочную станцию с управлением через удаленного оператора. Терминал обслуживания – робот – позволяет получать топливо по индивидуальной карте.
5.Принцип персонализации взаимоотношений – собирание сведений не только по социальным сетям, сайтам, но и через облачные системы и сети.
Онлайн –сообщества клиентов – помогают понять проблемы клиентов, запросы и ожидания.
6.Принцип открытости экосистемы - развитие горизонтальных коммуникаций и культивирование интерактивного диалога между участниками.
Компании раскрывают свои приложения и пользователи кастомизируют (индивидуализировать под заказ) продукт как услугу.
Пример – бесплатная операционная система Linux. ЕЕ развивают по принципу Пи́ринг — соглашение интернет-операторов об обмене трафиком между своими сетями, а также техническое взаимодействие...IBM и Google финансово участвуют в развитии системы.
7.Принцип видимости данных –производители напрямую имеют доступ к своим клиентам, могут получать обратную связь в режиме реального времени. В ожидании – трансформация процессов: от разработки дизайна продукции до доставки ценности до потребителя и его сопровождения.
Проблемы доступности данных – юридические .
Типы сбора данных : анкетные данные, цифровая навигация, данные профилирования.
Пример, Германия запретила компании Google нарушать федеральные законы о телекоммуникациях и о защите данных. Требование ввести услугу «забыть» , с помощью которой человек может удалить персональную информацию, которой не желает делиться в режиме онлайн.
8.Принцип Алгоритмизации управления – нейробиологи считают, что у человека существует алгоритм реакции на ситуацию(автопилот).Прогноз поведения человека позволяет определить его покупательскую способность. СБОР информации о предпочтениях человека позволяет точнее делать рекомендации.
ПРИНЦИП САМОНАСТРОЙКИ СИСТЕМЫ- СИСТЕМЫ САМА ВЫЯВЛЯЕТ ОШИБКИ В ПРОЦЕССЕ ПОСТОЯННОЙ АНАЛИТИКИ ДАННЫХ, ПЕРЕНАСТРАИВАЕТСЯ ИЗМЕНЯЯСЬ ПОД ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ СРЕДЫ.
9.Принцип совместного использования(шеринг) ресурсов – компетенций, активов участниками бизнес- экосистем.
Шеринг – экономика совместного потребления,
Пример, с 2015 года в Москве начал формироваться рынок каршеринга ( краткосрочная аренда автомобилей).Автомобили предлагаются на принципах free-floating: возможность оставлять на любых парковочных местах автомобилей.
Активами можно не владеть, а быть только посредниками между их владельцами.
Принцип пиринга ( равноправное партнерство, информационный обмен и доступ) тесно связан с принципом шеринга.
Пример, сайт TopCoder – программисты пополняют библиотеку программ и берут оттуда модули для повторного использования, разработчики получают роялти за использование их программ другими пользователями.
Модели обмена, кредитования и инвестирования, основаны на принципе «равный –равному» - ослабляют зависимость людей от традиционных социальных институтов. Краудфандинг – поддержка деньгами конкретных проектов через платформы.
Пиринг – основа блокчейна - публичный доступ к книге учета поступлений.
Жизнеспособность экосистем , построенных на платформах , зависит от сохранения ее уникальности ( закрытость ряда параметров) и адекватной системы вознаграждения партнеров.
Б
ПАРТНЕРЫ, КЛИЕНТЫ, РАБОТНИКИ
КЛИЕНТЫ
изнес-модель экосистемы
ВЕЩИ
РЫНОК
ПОРТАЛ СИСТЕМЫ
API МОДЕЛИ
ВИРТУАЛИЗАЦИЯ СЕРВИСОВ
API ДОСТАВКИ
Проектное управление: правила, аналитика, др.
Внутреннее API : ОПЕРАЦИОННЫЙ СЕРВИС, КОГФИГУРАЦИЯ, ОТСЛЕЖИВАНИЕ, РЕСУРСНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, ОБРАБОТКА, РЕЕСТР , ДР.