СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Благоприятные условия для постепенного развития речи заикающихся детей является ручная деятельность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья для родителей

Просмотр содержимого документа
«Благоприятные условия для постепенного развития речи заикающихся детей является ручная деятельность»

Благоприятных условий для постепенного развития речи заикающихся детей является ручная деятельность.

Одним из наиболее благоприятных условий для постепенного развития речи заикающихся детей является ручная деятельность. Но еще до недавнего времени существовало достаточно одностороннее понимание влияния ручного труда на преодоление заикания и развитие речи такого ребенка. Преодоление заикания рассматривалось опосредованно через развитие моторики детей, страдающих заиканием. В литературе уже встречались упоминания о применении ручного труда на занятиях с заикающимися детьми. Некоторые авторы видели в этом способ развития моторики детей и улучшения координации их движений (В. И. Городилова, Е. М. Радина, М. Зееман); другие (Н. А. Власова, Е. Ф. Pay) рекомендовали применять ручной труд на последнем этапе занятий с заикающимися дошкольниками в целях активизации речевой практики. Встречались также попытки сочетать речь детей с различными движениями: произнесение слов и фраз в такт маршировке, в такт хлопков и т. д. (В. И. Рождественская)

Предполагалось, что таким образом происходит отвлечение внимания детей от процесса произнесения, и они получают возможность тренироваться в размеренной, ритмичной речи. Однако, Н.А. Чевелева, не отрицая положительного значения развития моторики заикающихся детей, активизации их речи, отвлечения внимания в момент произнесения, предложила использовать ручной труд на занятиях по исправлению заикания у детей. Главное состоит в том, отмечала Чевелева Н.А., что общение в процессе ручной деятельности содержит в себе возможность расположить речевой материал с большой постепенностью. Благодаря тому, что наглядная опора может постепенно убывать, возникает возможность медленно усложнять речь детей, создавая постепенный переход к более отвлеченным высказываниям, развернутым объяснениям и, наконец, подробным рассказам, лишенным непосредственной зрительной опоры, опирающимся на языковые средства.

На занятиях с заикающимися детьми можно использовать такие виды деятельности, как конструирование из различных строительных материалов, изготовление игрушечной мебели, конструирование планеров, самолетов, ракет, изготовление различных учебных пособий, макетов, оформление живого уголка, игровой комнаты или логопедического кабинета и т. д. При этом, чтобы все эти занятия принесли наибольший эффект, необходимо, прежде всего, позаботиться о соблюдении излагаемой системы, осуществлять постепенное развитие у заикающихся детей умения пользоваться самостоятельной речью.

Говоря о ручной деятельности, исследователь имеет в виду изготовление очень простых поделок из бумаги, листьев, картона, ниток, материи, а также лепку из пластилина. Так, например, из бумаги делаются простые изделия путем сгибания, складывания, склеивания и резания ножницами по намеченным прямым линиям (пакетики для семян, лодочки, карнавальные шапочки, бумажные лапки для тетрадей, закладки для книг, конверты и т. д.). Из пластилина можно лепить овощи и фрукты, изготовлять макеты на различные темы, например: «Наш детский сад», «Осенние работы в поле и в саду», «Зимние детские игры», «Труд людей зимой» и т. д.

Несмотря на большое разнообразие различных видов ручного труда, важным моментом является то, что в процессе изготовления тех или иных вещей дети сначала отвечают на вопросы воспитателя, а затем подробно рассказывают о том, какое действие они производят в данный момент, в какой последовательности выполняют отдельные элементы работы, какой материал при этом используют, что только еще намереваются делать, как будут мастерить задуманную вещь, какое применение найдут ей впоследствии и т. д.

И, если вначале дети говорят только в условиях непосредственно осуществляемой деятельности, и их речь опирается на непосредственное восприятие предметов, то дальнейшее постепенное усложнение речи дошкольников заключается в том, что они рассказывают о выполненной работе или о том, что еще только намереваются делать. В этом случае нет ситуации, подсказывающей или напоминающей слова. Детям приходится строить свои ответы и рассказы по следам прошлых, иногда очень давно возникших представлений.