СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Благоприятный психологический климат в классе: создание и сохранение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Благоприятный психологический климат в классе: создание и сохранение. Методы работы

Просмотр содержимого документа
«Благоприятный психологический климат в классе: создание и сохранение.»

Благоприятный психологический климат в классе: создание и сохранение


1 Что такое психологический климат

2 Работа с родителями (опросник – на сколько родители готовы работать с классом?, опросник родителей про детей, тренинг, совместные выходы)

3 Работа с детьми (социометрия, классные часы, тренинги, классные вечера, походы)


Что такое психологический климат в классе для меня и как он выстраивается в моем понимании.

Это конечно же всесторонняя работа. Работа с родителями, ребятами, работа с их взаимодействиями между собой. Работа внутри родительского коллектива, внутри детского коллектива. На сплочение, поддержку друг друга, на желание и умение делиться и дружить.

 Ведь Психологический климат - это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Это устойчивое состояние класса как группы, относительно стабильный и типичный для него эмоциональный настрой, который отражает реальную ситуацию внутригруппового взаимодействия и межличностных отношений.


1 первое – разговор или опросник с родителями о ребенке, что любит, что нравится, с кем, как им кажется, он дружит, любит ли ребенок ходить в школу, что он рассказывает о своем классе.

2 встреча с классом разговор по душам (это может быть классный час или чаепитие, чаепитие предпочтительнее, т.к дети в неформальной обстановке расслабляются, но очень важно в первое чаепитие задать тон всему общению и не превратить его в балаган) дети рассказывают о себе, наблюдаем как они себя ведут в классе, с кем хотят сесть, как общаются между собой.

Можно проговорить - Мы с вами члены коллектива и способны ставить определенные цели, быть сплоченными при решении поставленных задач, и также уметь разрешать конфликтные ситуации. Пусть каждый в классе почувствует собственную ценность и уникальность. Будем учиться вместе и учить друг друга, не только решать конфликтные ситуации, но и учиться дружить и ценить дружбу.


Там же на вечере (классном часе) оговариваем рамки и границы которые приемлемы для общения, словами – я считаю…., давайте попробуем….., мне бы хотелось видеть в нашем классе….., как вы считаете как лучше сделать…..

Четко определить границы и нормы поведения

- я считаю….каждый член коллектива должен чувствовать себя в безопасности (имеется в виду физическая, психологическая и эмоциональная безопасность);

- давайте попробуем…..мы с вами коллектив! ценим и уважаем друг друга.

-разговоры унижающие личность или унижающие его семью предлагаю полностью исключить из общения, в классе существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту, помогают новичкам

- мне бы хотелось видеть в нашем классе…..если что то случилось, или вам показалось что может случится, вы всегда можете обратиться за помощью ……


3 Обучающимся  предлагаю  ответить на вопросы анкеты. При этом предупреждаю, что ответы не станут известны одноклассникам. Конечно эту тестирование должен проводить специалист, педагог-психолог.

Социометрия -это исследование межличностных отношений в группе.

Этот метод позволяет измерить уровень эмоциональной близости участников опроса в количественном выражении:

  • определить социометрический статус каждого члена малой группы (класса);

  • выявить наличие референтных подгрупп;

  • измерить сплоченность группы;

  • определить, кто является центром симпатий и антипатий («звезды» и отвергаемые).

Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (15-20 мин)

Социоматрица и социограмма отражают иерархию отношений в опрошенном классе и статус каждого ученика.

Тест может показать наличие в классе нескольких группировок со своими «звездами».

По полученному результатам начинаем выстраивать работу.

Звезды – организационные моменты

отвергаемые выяснить причину отвержения (самооценка, внешние причины-болезнь ребенок ябеда и т.д,) провести беседы в классе (если это болезнь, можно дать задание подготовить доклады на тему этой болезни,

если ребенок ябеда (без видимой причины) – разговор с ним по душам, провести беседу в классе,провести занятие, посвященное жалобам, на котором дать учащимся понять, что они должны не жаловаться друг на друга, а делиться проблемой. Объяснить, что 

жалующийся не стремится обвинить товарища или донести на него учителю, а ищет 

поддержки и помощи. Нет ничего предосудительного в том, чтобы в критической 

ситуации обратиться за помощью к взрослому и посвятить его во все детали. Можно 

сказать детям : "Если одни ребята, более сильные, более активные,будут несправедливы по отношению к остальным, если будут совершаться подлые, злые, обидные поступки по отношению к кому=либо, то у обиженных будет одно спасение - обратиться за помощью к посреднику, в данном случае - к учителю. И эта просьба о помощи не должна расцениваться как ябедничество. Если не можешь защититься сам, если обидчик использует 

недозволенные методы,  то остается только пойти за помощью к другим - взрослые 

обращаются за помощью в специальные организации (милицию, суды), а дети со своей проблемой идут к старшим. 
Можно договориться  о том, что жалоба в присутствии обидчика будет считаться не доносом, а необходимым информированием о происшедшем, стремлением разобраться. В некоторых случаях ребенок может честно предупредить нарушителя, что он вынужден будет поставить старших в известность о происходящем, и в этом случае он не будет выглядеть ябедой.

отвергаемые чаще могут стать агрессорами – дать выход физической активности больше привлекать к спортивным мероприятиям.

Изолируемые =так же как и с отвергаемыми (выясняем причину)

игнорируемые -повышаем самооценку. Участие в классных часах с рассказом о себе, о своих увлечениях, можно попросить провести мастер-класс

Для успешной работы, лучше вывести детей за пределы школы, в неформальную обстановку. Лучше всего или игра-тренинг на природе или поход (на что соглашаются родители) или игра-зарница с выходом в лес и костром. Игры на воздухе помогают лучше детям узнать друг друга, почувствовать себя единым коллективом, научиться не только приходить на помощь, но и просить помощи.

  • В походе можно обговорить дальнейшие план на год или четверть, поговорить что бы хотелось или о чем мечтают

  • Найти общие интересы (каждый рассказывает о себе)

  • Выбрать девиз класса (момент единения и творческого подхода)

  • Можно всем детям придумать или себе или друг другу – позывной (как вариант выбор позывного поможет избежать обидных кличек в последствии, или изменить уже сложившиеся)


Так же обязательно проводим значимые для детей праздники. Это могут быть не только 8 марта и т.д. Устраиваем веселые небольшие, на перемене, дни рождения для каждого ребенка в классе. Дружно поздравляем именинника. Можно завести традицию – например поздравляем так – имениннику прикрепляем сзади на одежду листочек бумаги и все по очереди ребята пишут пожелания или поздравления (сразу оговариваем что поздравления без унижений и черного юмора)

На Новый год можно так же завести традицию- например встречаться на катке, или писать записки самому себе с желанием на год или планами и сложить в красивую коробку (которую так же можно сделать всем вместе в классе) для следующего года, потом в следующий новый год прочитать, посмеяться, может рассказать что сбылось и написать новые.

Придумать любой праздник самим – например день благодарности или день красоты или просто – день нашего класса и завести традиции для этого дня.


Предлагаем обязательно участвовать в жизни школы. Украшение школы, оформление выставок работами ребят. Это все фотографируем и можно завести страничку в соц.сетях и выкладывать там.


Психологический климат в классе, я считаю, создается не только учителями или классным руководителем. Так же влияние на отношения между детьми оказывают их родители. Для родителей предлагаю авторский Психологический тренинг "Отношения дети-родители" опубликован на Инфоурок.

Целью тренинга является: способствование улучшению детско-родительских отношений и формирование навыков эффективного взаимодействия.
задача – показать родителям степень понимания своего ребенка, помочь глубже осознать свои отношения с детьми и эмоционально обогатить их.

результаты: Участие позволяет родителям лучше понять себя и мотивы своего поведения, потренироваться в применении техник эффективного взаимодействия с ребенком, увидеть новые пути разрешения проблемных ситуаций. В результате прохождения тренинга родители начинают лучше понимать собственные стереотипы воспитания, которые не являются результатом осознанного выбора воспитателя, а обычно перенимаются либо «по наследству» от своих родителей, либо являются следствием представлений об отношениях ребёнка и родителя, полученных из близкого социального окружения, средств массовой коммуникации и информации. Таким образом, родитель начинает выстраивать более эффективное взаимодействие с детьми.

Так же проводятся с родителями беседы Например – почему я кричу на своего ребенка, как его понять и т.д

Спокойные родители это спокойные и хорошо мотивированные дети без желания самоутвердиться за счет другого.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!