Просмотр содержимого документа
«Создание благоприятного климата в классе. Презентация»
Благоприятный психологический климат в классе: создание и сохранение
П сихологический климат в классе всесторонняя работа
- Работа с родителями (опросник – на сколько родители готовы работать с классом?, опросник родителей про детей, тренинг, совместные выходы)
- Работа с детьми (социометрия, подбор индивидуальной работы, классные часы, тренинги, классные вечера, походы)
Психологический климат - это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей.
Это устойчивое состояние класса как группы, относительно стабильный и типичный для него эмоциональный настрой, который отражает реальную ситуацию внутригруппового взаимодействия и межличностных отношений.
Виды проводимой работы
1. Разговор или опросник с родителями о ребенке, что любит, что нравится, с кем, как им кажется, он дружит, любит ли ребенок ходить в школу, что он рассказывает о своем классе.
2. Встреча с классом разговор по душам.
3. Четко определить границы и нормы поведения.
Социометрия
Социометрия -это исследование межличностных отношений в группе.
Этот метод позволяет измерить уровень эмоциональной близости участников опроса в количественном выражении:
- определить социометрический статус каждого члена малой группы (класса);
- выявить наличие референтных подгрупп;
- измерить сплоченность группы;
- определить, кто является центром симпатий и антипатий («звезды» и отвергаемые).
Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (15-20 мин)
Социоматрица и социограмма отражают иерархию отношений в опрошенном классе и статус каждого ученика. Звезды, изолируемые, отвергаемые, игнорируемые.
Тест может показать наличие в классе нескольких группировок со своими «звездами».
Статус ученика и примеры работы
Звезды – поручения организационных моментов
Отвергаемые – выясняем причины отвержения (самооценка, физические недостатки, ребенок ябеда, агрессор и т.д)
Изолируемые – так же как и с отвергаемыми (выясняем причину)
Игнорируемые - повышаем самооценку. Участие в классных часах с рассказом о себе, о своих увлечениях, можно попросить провести мастер-класс.
Варианты взаимодействия
- игра-тренинг на природе
- поход
- игра-зарница с выходом в лес и костром.
Игры на воздухе помогают лучше детям узнать друг друга, почувствовать себя единым коллективом, научиться не только приходить на помощь, но и просить ее.
В процессе
- обговорить планы на четверть или на год.
- Найти общие интересы.
- Выбрать девиз класса.
- Можно всем детям придумать или себе или друг другу – позывной (как вариант выбор позывного поможет избежать обидных кличек в последствии, или изменить уже сложившиеся)
Праздники и традиции.
- Проводим значимые для детей праздники. Это могут быть не только 8 марта и т.д. Устраиваем веселые небольшие, на перемене, дни рождения для каждого ребенка в классе. Дружно поздравляем именинника. Можно завести традицию – например поздравляем так – имениннику прикрепляем сзади на одежду листочек бумаги и все по очереди ребята пишут пожелания или поздравления
- На Новый год можно так же завести традицию- например встречаться на катке, или писать записки самому себе с желанием или планами на год и поместить в красивую коробку (которую так же можно сделать всем вместе в классе)
- Придумать любой праздник самим – например: день благодарности или день красоты или – «день нашего класса» и завести традиции для этого дня.
- Психологический тренинг "Отношения дети-родители"
опубликован на Инфоурок.
- Целью тренинга является: способствование улучшению детско-родительских отношений и формирование навыков эффективного взаимодействия. Задача – показать родителям степень понимания своего ребенка, помочь глубже осознать свои отношения с детьми и эмоционально обогатить их.
- Результаты: Участие позволяет родителям лучше понять себя и мотивы своего поведения, потренироваться в применении техник эффективного взаимодействия с ребенком, увидеть новые пути разрешения проблемных ситуаций. В результате прохождения тренинга родители начинают лучше понимать собственные стереотипы воспитания, которые не являются результатом осознанного выбора воспитателя, а обычно перенимаются либо «по наследству» от своих родителей, либо являются следствием представлений об отношениях ребёнка и родителя, полученных из близкого социального окружения, средств массовой коммуникации и информации. Таким образом, родитель начинает выстраивать более эффективное взаимодействие с детьми.