РЕЧЕВАЯ КАРТА (ОНР-3)
ФАМИЛИЯ, ИМЯ РЕБЕНКА __________________________________________________
ДАТА РОЖДЕНИЯ __________________________________________________________
ДОМАШНИЙ АДРЕС ________________________________________________________
ИЗ КАКОГО Д\С ПРИБЫЛ ____________________________________________________
ДАТА ПОСТУПЛЕНИЯ на логопедические занятия ________________________
(дата, № протокола МПК, от какого числа) _______________________________________
ДИАГНОЗ ГОРОДСКОЙ ПМПК _______________________________________________
СВЕДЕНИЯ О СЕМЬЕ
МАТЬ ______________________________________________________________________
ОТЕЦ ______________________________________________________________________
РЕЧЬ РОДИТЕЛЕЙ:
НАСЛЕДСТВЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ:
ОБЩИЙ АНАМНЕЗ:
От какой беременности ребенок?
Характер беременности (падения, травмы, токсикоз, артериальная гипертония, психозы, инфекционные заболевания и др.)
Как протекали роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные и т.д.)
Когда закричал?
Наблюдалась ли асфиксия? (белая, синяя)
Резус-фактор (отрицательный, совместимость)
Вес и рост ребенка при рождении
Вскармливание (когда принесли кормить, как взял грудь, как и сколько сосал, наблюдались ли срыгивания, поперхивания и пр.)
Когда выписали из роддома, если задержали, почему?
РАНЕЕ ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ
Когда стал держать головку?
Когда стал сидеть?
Когда стал ходить?
К году зубов ___________
Перенесенные заболевания (инфекции, ушибы, травмы головы, судороги при высокой температуре):
до года
после года
РЕЧЕВОЙ АНАМНЕЗ
Гуление
Первые слова, их характеристика
Фразовая речь
Не прерывалось ли речевое развитие?
Речь в настоящее время: использование жестов, речевая активность, понимание речи окружающих
Отношение к своей речи
Речевая среда
Занимался с логопедом, где, сколько, результат
Не занимался
ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОМОТОРИКИ
-
ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ:
Наличие леворукости, амбидекстрия
-
МИМИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ: (правильное выполнение мимических поз, мимическая картина нечеткая, движение не удается, синкинезии)
-
СОСТОЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ И РУЧНОЙ МОТОРИКИ:
Выполнить по подражанию и под счет:
-
пальцы сжать в кулак и разжать (5-6 раз)
-
разъединить пальцы – соединить вместе (5-6 раз)
-
игровое упражнение «Здравствуй пальчик»
-
показать 2 и 3 пальцы на правой, левой руке
-
показать 2 и 5 пальцы на правой, левой руке
-
на обеих руках одновременно положить 2-ые пальцы на 3-и, и наоборот 3-и на 2-ые
ВЫПОЛНЕНИЕ: 1) плавное, точное и одновременное выполнение проб;
2) напряженность, скованность движений;
3) нарушение темпа выполнения движений; 4) невыполнение
ИССЛЕДОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ
(подготовительная группа)**
Игра «Электронная муха»
Конструирование букв из элементов по образцу, по памяти
СОСТОЯНИЕ СЛУХА, СЛУХОВЫХ ДИФФЕРЕЦИРОВОК, ВНИМАНИЯ, РИТМА
-
Состояние биологического слуха:
-
Дифференциация звучащих игрушек:
а) Покажи, какая игрушка звучала (барабан, бубен, погремушка, дудочка, металлофон, гармоника)
б) указать направление звучащей игрушки.
-
Восприятие и воспроизведение ритмов, простучать ритмический рисунок:
111, 11 1, 11 11, 1 11, 1 111, 1 11 1
Отметить: 1) правильное выполнение; 2) ошибки (повторение в ускоренном, замедленном темпе, нарушает количество элементов)
УРОВЕНЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ И СОСТОЯНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА:
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
-
СОСТОЯНИЕ РЕЧЕВОЙ МОТОРИКИ
а) строение артикуляционного аппарата:
губы
зубы
небо
язык (толстый, маленький, с укороченной уздечкой)
прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой прикус, открытый передний прикус);
б) подвижность артикуляционного аппарата
подвижность губ (смычка, оскал, вытягивание вперед)
подвижность языка (вперед – назад, вверх-вниз, вправо-влево, распластывание языка, узкий язык, трубочка, удержание языка)
подвижность мягкого неба –
Отметить: тонус (нормальный, напряжение, вялость, чрезмерное напряжение)
активность (нормальная, заторможенность, расторможенность)
объем движений (полный, неполный)
длительность (способность удержания органа в заданном положении в течение 5 секунд)
замена одного движения другим
переключение синкинезия
-
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ: **
Свистящие (с, сь, з, зь)
Шипящие (ш, ж)
Аффрикаты (ц, ч)
Соноры (л, р, ль, рь, м, н)
Йотирование (я, е, ю, е, й)
Звонкие и глухие (б, д, в, г)
Мягкие и твердые согласные –
** Подготовительная группа: продолжить работу над:
-
ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА,
ЗВУКОНАПОЛНЯЕМОСТЬ * старшая группа
а) пуговица гимнаст хоккеист
ткачиха сквозняк скворечник
лекарство комбинезон троллейбус
простокваша температура аквариум
б) воспроизведение предложений:
Ребята слепили снеговики
Волосы подстригают в парикмахерской
Милиционер стоит на перекрестке
Водопроводчик чинит водопровод
Космонавт управляет космическим кораблем
ОТМЕТИТЬ характер искажения (сокращение числа слогов, упрощение слогов, уподобление слогов, добавление числа слогов, перестановка слогов и звуков)
** подготовительная группа:
Скороговорки: - У Кондрата куртка коротковата
-
СОСТОЯНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
* старшая группа
а) повторение слогов с оппозиционными звуками:
па-ба ба-па ба-ба-па
ка-га га-ка ка-га-ка
да-та та-да да-та-да
твердые мягкие:
бок-бак-бык кот-тот-тук
б) выделение смешиваемых звуков из слов:
крыса – крыша усы – уши бочка – почка
уточка – удочка трава – дрова игра – игла
Отметить:
** подготовительная группа
-
выделение ударного гласного из начала слова:
-
выделение согласного из начала слова:
-
выделение конечного согласного:
-
выделение гласного из середины слова:
-
выделение ударного гласного из конца слова:
-
звуковой анализ и синтез обратных слогов:
-
анализ и синтез прямых слогов:
Дифференциация звуков
| К-Ф | Г-К | П-Б | Д-Т | З-С | Ш-Ж | С-Ш | З-Ж | С-Ц | Ч-Ц | Ч-Щ | Щ-СЬ | Ч-С | Р-Л |
На слух | | | | | | | | | | | | | | |
По картинкам | | | | | | | | | | | | | | |
-
ПОНИМАНИЕ РЕЧИ
Выполнение 2-3 поручений в заданной последовательности.
Понимание сложноподчиненных предложений:
-
Лена потеряла карандаш, который был у Вовы. Чей это был карандаш?
-
Петя пошел в кино после того, как прочитал книгу. Что он сделал раньше: пошел в кино или прочитал книгу?
-
Собака бежит за мальчиком. Кто бежит первый?
-
СЛОВАРЬ. СЛОВОБРАЗОВАНИЕ.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
* старшая группа
а) назвать предметы по темам:
игрушки
посуда
мебель
одежда
обувь
части тела
животные
растения
люди разных профессий
б) назвать детенышей животных:
у кошки - у лошади - у собаки –
у белки - у свиньи - у овцы –
у тигра - у коровы -
г) у зайчат мама (зайчиха) подготовит. группа**
у слонят мама (слониха) у волчат мама (волчица)
у крольчат мама (крольчиха) у ослят мама (ослиха)
у верблюжат мама (верблюдица) у ежат мама (ежиха)
д) образование существительных с уменьшительно0ласкательными суффиксами
* старшая группа
собака - изба - лужа - колесо –
шапка - трава - болото - зверь –
окно - поле - пальто - метель –
ковер - гнездо - утюг - одеяло –
лоб - воробей - платье - голубь -
брат - часы - сосна - хлеб –
** подготовительная группа
е) назвать детали одежды:
детали обуви:
детали мебели:
ж) образование существительных от прилагательных: **
храбрый – храбрец смелый - грубый –
бедный - сильный - ловкий –
ГЛАГОЛ
а) Назвать действия: шьет вышивает вяжет
чистит подметает режет мнет отрывает
б) Кто как передвигается? щука ласточка
кузнечик змея рак (пятится)
в) Кто как голос подает? Котова свинья
собака тигр лягушка жук
ворона комар петух мышь
г) Образование глаголов с приставками: (подготовительная группа **)
Мальчик в дом (входит) из дома (выходит)
к дому (подходит) от дома (отходит)
вокруг дома (обходит) через дорогу (перебегает)
Через дорогу змея (переползает) заяц (перебегает)
Птица (перелетает) рыба – речку (переплывает)
д) глаголы с противоположным значением: (старшая группа*)
сел – встал оделся – разделся поднял – опустил
подготовительная группа **
наливает – выливает мусорит – убирает
приклеивает – отклеивает радуется – печалится
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
а) подобрать определения к словам:
соль (соленая) конфеты лимон
лук лиса небо
дома солнце погода
б) подбор антонимов:
Дерево высокое, а куст Медведь большой, а медвежонок
Река широкая, а ручеек Веревка толстая, а нитка
У коровы хвост длинный, а у зайца
Пушинка легкая, а камень Старик старый, а юноша
подготовительная группа**
горячий – холодный светлый – темный веселый – грустный
быстрый – медленный острый – тупой глубокий – мелкий
частый – редкий здоровый – больной твердый – мягкий
в) ** подг. Группа: образование относительных прилагательных:
Рукавички из кожи из меха из шерсти
Стакан из стекла стол из дерева
Ваза из хрусталя чашки из фарфора
Горка, покрытая льдом (какая?)
Кисель из клюквы лес, в котором растут только:
сосны липы дубы ясени
г) подг. группа**: образование притяжательных прилагательных:
Хвост чей? у собаки - у лисы - у рыбы -
Уши чьи? у овцы - у медведя - у рыси –
д) образование причастий: **
Какой получается картофель, если его жарят варят парят
сушат морозят тушат пекут
н) сравнительная степень прилагательных: **
длиннее короче толще тоньше выше
слаще горче кислее тяжелее легче
ОБРАЗОВАНИЕ РОДСТВЕННЫХ И СЛОЖНЫХ СЛОВ
(подготовительная группа**)
а) пыль сосет – (пылесос) молоко возит –
мясо рубит - сок выжимает –
листья падают - огонь тушит –
б) девочка с голубыми глазами (голубоглазая)
девочка с черными волосами (черноволосая)
дом в три этажа (трехэтажный)
машина, которая снег убирает (снегоуборочная)
яблоко с тонкой кожей (тонкокожее)
в) подобрать родственные слова к словам:
медведь –
мыло –
зима –
-
ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
старшая группа*
а) образование множ. Числа существ. В именит. Падеже:
стол - дерево - ухо - воробей –
лист окно- стул - рукав –
пень - лев - глаз - рот –
подг. группа** письмо - гнездо - зерно –
крыло - сын - перо - колесо –
прут - весло - улей - сук –
б) изменение по падежам существительных в един. и множ. числе:
в) согласование прилагательных с существительными:
шар голубой чашка голубая платье голубое
глаза ведро машина двери
г) согласование прилагательных с существительными множественного числа в различных падежах (на материале детенышей животных):
Кто у кого? (маленькие мышата, пуховые крольчата)
Кого нет?
Кому лакомства?
Кто с кем?
Заботится о ком?
д) согласование числительных ОДИН, ОДНО, ОДНА, ОДИН с существительными:
(одно) ведро (один) мальчик (одна) девочка (одни) сапоги
пальто кубик дверь ножницы
е) согласование числительных ДВЕ, ДВА, ПЯТЬ с существительными:
палец ведро
козы олень
** подготовительная группа
ж) согласование числительных с существительными и прилагательными:
(2,10): сладкий арбуз
вкусное пирожное
деревянные санки (1-5):
острые ножницы (1-5)
з) употребление предлогов в речи: старшая группа*
в на под с у к
из из-под из-за между около
и) характеристика употребляемых предложений:
к) последовательность слов в предложении: (соответствует норме, отличается от нормы)
л) характер сложноподчиненных предложений: **
Мне нужен карандаш, потому что я буду рисовать.
Петя по утрам делает зарядку …
Чтобы починить сломанные часы, …
Если не знает букв …
Если затупился нож …
Куры бегут к кормушке, когда …
-
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ (подготовительная группа**):
Составление рассказа:
По серии сюжетных картинок:
По сюжетной картинке:
Описание игрушки:
Пересказ прочитанного текста (ответить на вопросы по содержанию и пересказать):
УТОЧНЕННЫЙ ДИАГНОЗ: