СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Блиц-криг "Земноводные"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итоговый урок

Просмотр содержимого документа
«Блиц-криг "Земноводные"»






Заключительный урок по теме « ЗЕМНОВОДНЫЕ».


Учитель биологии МБОУ СОШ № 12

Челокьян Людмила Николаевна

с. Новоалексеевского,

Белореченского района,

Краснодарского края.



« В защиту незаслуженно

гонимых»





Альфред Брем : «Издревле и до наших дней ни одно

семейство животных не вызывало в

людях такого всеобщего отвращения,

ни одно не преследовалось столь

беспощадно, но и столь несправедливо,

как семейство жаб…»









Цели:Расширить знания по теме,выяснить значение

земноводных на основе изученного материала.


Задача обучения:к концу урока учащиеся должны знать

значение амфибий,связывая его со строе-

нием и поведением.


Задачи развития:развитие познавательного интереса через

реализацию межпредметных связей, этимоло

гию терминов;дальнейшее развитие мышления

посредством решения проблемных задач,

ответов на проблемные вопросы.


Задачи воспитания:экологическое воспитание.


Формы работы:а) парная(актуализация знаний);

б)общеклассная(эвристическая беседа);

в)индивидуальная(закрепление).


Методы:словесные(эвристическая беседа с элементами самосто

ятельной работы), наглядно-образные(иллюстрации),

ТСО.


Организация деятельности на уроке:развивающее повторение

(актуализация знаний); изучение нового материала;

рефлексия.


Выявление уровня усвоения нового материала:

разделить перечисленные значения на

положительные и отрицательные .




Ход урока:ЗЕМНОВОДНЫЕ.Даже ваша реакция на это слово


свидетельствует о том, что это необычные животные.У одних они


вызывают брезгливость, другие их безжалостно истребляют.Их


преследуют и дети, и взрослые. Я беру на себя задачу защитить


земноводных, оправдать их в глазах людей.


За что же люди не любят лягушек и им подобных?


Давайте перечислим ассоциации которые возникают у нас при


соприкосновении с этими животными:скользкие

холодные

страшные

мерзкие

неожиданно прыгают

из-за них бывают бородавки.


А ЧТО МЫ О НИХ ЗНАЕМ ?


ЗЕМНОВОДНЫЕ (2800видов)

Бесхвостые Хвостатые Безногие

лягушки тритоны червяги

жабы саламандры

жерлянки

.


Земноводные были пионерами во всём, что касалось жизни в


воздушной среде, на суше.



Среда обитания- комплекс окружающих условий.



АМФИБИИ – ДВОЯКОДЫШАЩИЕ.


Характеристика

Среды обитания


Вода


Суша

1.Плотность среды

Высокая

Невысокая

2.Доступность О2

Количество О2-невелико и может существенно меняться в зависимости от условий

О2-составная часть воздуха,его количест

во постоянно, а дос

тупность неограни

ченна

3.Вес тела в среде

Сила тяжести уравновешивается архимедовой силой

Вес тела определяется силой тяжести

4.Испарения с поверхности тела

Испарения нет, избыток влаги

Существенное испарение,особенно при высокой темпиратуре

5.Темпиратурный режим

Колебания t0в ограниченных пределах

Существенные колебания t0 как в течение суток,так и в разные сезоны года


6.Прозрачность среды(видимость)

Небольшая

Большая















ТЕСТ.

1.На приспособленность лягушки к обитанию в воде

указывает:а) короткое тело лишенное хвоста;

б) заострённая клиновидная голова;

в) перепонка на задних конечностях.

2.На приспособленность лягушки к наземному образу жизни

указывает:а)широкое туловище;

б)наличие конечностей;

в)клиновидная голова.

3.Слизь,выделяемая кожными железами,предохраняет

от высыхания.Кроме того слизь:

а)помогает добывать пищу;

б)помогает передвигаться в воде;

в)защищает организм от бактерий.

4.У земноводных есть подвижные веки.Это является:

а)приспособлением к жизни в воде;

б)признаком хорошего зрения;

в)приспособлением к наземному образу жизни.

5.Долго находясь под водой,лягушка не погибает,хотя у неё

и нет жабр,потому что:

а)органом дыхания у лягушки является кожа,

богатая кровеносными сосудами;

б)расходует запас воздуха,находящийся в лёгких;

в)жизненные процессы в организме резко

понижаются.

6.При движении лягушки основную роль играет:

а)передняя пара ног;

б)задняя пара ног;

в)обе пары ног.

7.При движении в воде:

а)плавает вперёд,отталкиваясь задними лапами;

б)задние конечности обеспечивают всплытие ;

в)задние конечности управляют положением тела

в воде.

Ответы: 1-в,2-б,3-в,4-в,5-а,6-б,7-а


Как дышат земноводные,почему они получили такое название?


При помощи лёгких:воздух при помощи ротового дна

нагнетается в ноздри(хоаны). Такой спо

соб дыхания, из-за отсутствия грудной

клетки.


Посредством кожи в воде:лишённые кожного дыхания,

живут около 3-4 дней,тогда как лишён

ные лёгочного 20-40 дней.


При t0 +25-300 совершают-110-120 дыхательных движений;

при понижении t0до +150- 76 движений;

t0 +5 -оцепенение.

+400 – 32 движения- гибель !


Сколько лет живут амфибии?

Травяные лягушки - 16-18 лет.

Квакши -22 года.

Тритоны -30 лет.

Серые жабы -36 лет.

Саламандры - 43 года.


Амфибии первыми из наземных животных приобрели голосовой аппарат. Кому-то они мешают спать, кого-то наво

дят на размышления о смысле жизни.А по разнообразию голо

сов лягушки могут соперничать с птицами.


Глаза лягушек часто называют удивительными.Почему?

Во-первых, их масса в 2 раза превышает массу мозга!

Во-вторых, глаза участвуют в проглатывании пищи.

В-третьих, принцип работы лягушачьего глаза используется при создании радиолокационных устройств(способны видеть только движущиеся предметы).


БИОЛОГИЯ ТЕХ НИКА


БИОНИКА


Язык прикреплён у лягушки «шиворот-навыворот»-недалеко от подбородка и покрыт клейкой слизью. Язык молниеносно выскакивает изо рта.У итальянской саламандры достигает жертвы всего за одну долю секунды, у жабы-аги за 0,03сек.

Лягушки достигают жертвы где угодно: перед собой, над собой и даже могут скакнуть вверх и лететь спиной вниз.Прыгают они уже с открытым ртом.Попадает добыча в рот целиком,хотя у лягушки на нёбе верхней челюсти более ста зубов(это костные бугорки).Пища смачивается слюной.


Сердечных сокращений 40-50 раз в минуту.Порция крови обегает тело за 7-11 секунд.


Орган слуха- барабанная перепонка и слуховая косточка-стремечко.


Земноводные – холоднокровные животные, темпиратура их тела зависит от темпиратуры окружающей среды.



Чем отличаются жабы от лягушек?

1. У жаб кожа сухая, у лягушек- влажная.

2.Способ передвижения .Жабы мелкими прыжками(задние ноги короткие и слабые), а лягушки большими прыжками до 7 м. и

вверх до 1,5м.

3.Глаза.У лягушек зрачок круглый, у жаб – горизонтальный, а у чесночницы – вертикальный.

4.Икра.У лягушек собрана в комки, а у жаб вытянуты в шнуры.



ЗНАЧЕНИЕ ЗЕМНОВОДНЫХ.


- Служат пищей для многих животных и человека.

- Они сами питаются разнообразными

организмами(насекомыми, слизнями, червями, могут съесть

даже маленьких птенцов).

- Слизь кожных выделений содержит ядовитые

вещества(батрахотоксины).У филомедузы это вещество в 11

раз сильнее чем морфин, а у колумбийской лягушки –древо

лаза Кокоа яд в 20 раз сильнее кураре.Это используют и охотники, и медики, и колдуны, и домохозяйки(для хранения молока).

- Служат объектом для науки, классическим подопытным животным(памятники лягушкам есть в Париже и Токио.

- Многих представителей земноводных держат в аквариумах

и террариумах – для красоты.


А что Вам говорят такие словосочетания, как

«Царевна-Лягушка», или «Лягушка-путешественница».

«Дюймовочка» или «Поднятая целина», где дед Щукарь

решил накормить колхозников французским деликатесом-

супом из лягушачьих лапок?

А сказка-притча о двух лягушках попавших в крынку с молоком?


А теперь внимательно послушайте.

У лягушки есть одно качество, которое нам очень и очень

интересно именно с точки зрения бионики и именно в 21 веке.Пока мы его не можем использовать, но какие неограниченные возможности для расселения человека это открыло бы в перспективе! Это принцип кожного дыхания.

Ведь необязательно человеку менять кожу, можно использовать полупроницаемые мембраны для извлечения

растворённого кислорода для подводных жителей-АКВАНАВТОВ.


БАТРАХАНТРОПОС

ЛЯГУШКАЧЕЛОВЕК


АКВАЛАНГИСТ

Ласты, способ плавания по-лягушачьи.


Надел на себя комбинезон из специального полимера- вперёд, а точнее бултых, завоёвывать Мировой океан.


И ещё. Если посадить лягушку в таз с горячей водой-

она немедленно выпрыгнет.

Если посадить в холодную и нагревать - лягушка

сварится даже не осознав этого.


Экологи –учёные предупреждают человека об опасности постепенного умирания в отравленной окружающей среде.


А теперь я хочу знать , смогла ли я развенчать Ваши

ассоциации возникшие в самом начале урока?


Попрошу составить синквейн –это краткая

запись основной,изучаемой проблемы.Состоит из пяти строк. Например:

1.Понятие(1 слово) 1. СПИД

2.Прилагательные(2 слова) 2.опасный,смертельный.

3.Глаголы(3слова) 3.калечит,уродует,разру

шает.

4.предложение(из 4хслов) 4.распространяется из-за

невежества .

5.существительное 5. боль




У меня получилось так:


1.Понятие - Земноводные

2.Прилагательные - удивительные,полезные

3.Глаголы - помогают,учат,украшают

4.Предложение - следует исследовать из-за

перспективы

5.Существительное - индикатор


Спасибо за урок!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!