Блочно –модульная технология построения исторического содержания курса истории
Модуль - это узел, в котором учебное содержание и технология овладения им, объединены в одно целое.
При изучении материала крупными блоками необходимы условия:
1. Четкая организация всего учебного процесса;
2. Постановка целей и задач обучения для всего блока;
3. Сочетание словесных, наглядных методов;
4. Широкое вовлечение учащихся в различные виды самостоятельной деятельности;
5. Комбинированный способ контроля: письменный ответ, устное изложение, взаимоконтроль;
6. Вера учителя в способности ученика.
В каждом крупном блоке тем выделяется несколько модулей :
1 модуль (1-2 урока) – устное изложение учителем основных вопросов тем, раскрытие узловых понятий;
2 модуль (3-5 уроков) – самостоятельные и практические работы, где учащиеся под руководством учителя работают с различными источниками информации, прорабатывают материалы тем, обсуждают, дискутируют. На этом этапе провожу уроки-практикумы, конференции, игры, презентации;
3 модуль (1-2 урока) – повторение и обобщение темы.
4 модуль (1-2 урока) – контроль знаний учащихся по всей теме .
Общий план проведения блочно - модульного урока 1) Тема модуля разбита на семь учебных элементов - графа №1. 2) На работу с каждым учебным элементом отводится определенное время- графа №2. Учащиеся должны помнить о времени, ценить время, отведенное уроку. 3) К каждому поставлена цель и разработаны задания по изучению учебного материала – графа №3, 4) а в графе №4 даются рекомендации по усвоению учащимися учебного материала (виды деятельности учащегося, которые представляют формы работы, способы добывания знаний, в результате чего учащийся овладевает различными приемами самообразовательной работы
Опора урока
№
Время
1
Учебный материал с указанием задания
5мин
Руководство по усвоению знаний
Оценочный лист
Фамилия
Имя
Блок -1
ученика
Блок -2
Блок -3
Блок -4
Блок -5
Блок -6
Блок -7
Итог
Оценка
Несколько приемов работы, наиболее продуктивных при использовании блочно-модульной технологии на уроках истории.
Работа с текстом
- Аналитик
- Это работа ученика с хрестоматией и другими дополнительными материалами. Необходимо продумать задание для того, чтобы работа выполнялась не механически, а творчески.
- Пример:
- Урок «Итоги Второй мировой войны». На каждую парту дается материал о численности населения основных государств-участников войны, численности армий, данные о военной технике, о потерях среди мирного населения и на фронтах. И задание –« Проанализируйте имеющиеся данные. Напишите небольшой очерк и сами дайте ему название»
Рейтинг-лист
№
Фамилия, Имя
1
Б
Петрова Мария
2
Р
Сидоров
Иван
Д
Т
К
В
З
У
С
Б - базовые вопросы (15 баллов)
Р – реферат (10 баллов)
Д – доклад (15 баллов)
Т - тест (составление-4 балла)
К –кроссворд (составление -10 баллов)
В – викторина ( за 1 место- 20 баллов, 2-место-15 баллов,3-место-10 баллов)
З - задачи (решение исторических задач от 4 до 10 баллов)
У – устные ответы на уроках (по факту)
С – общая сумма баллов
Рейтинг позволяет всесторонне проследить учебную деятельность учащихся и добиться качественных итоговых результатов.
Схема из пяти строчек - синквэйн
Существительное
Прилагательное
Прилагательное
Глагол
Глагол
Глагол
Ключевая фраза
Существительное
Пример:
( История России. 10 класс )
Владимир Мономах
Великий, мудрый
Объединял, преобразовывал, строил
Приостановил усобицу на Руси
Реформатор
Урок – модуль Тема: Россия в 17 веке. (10 класс) Обеспечение: учебник А.Н.Сахарова «История России»
- Технологическая карта (одна на парту). Содержание технологической карты:
- 1. Составьте тест:
- А) на соотнесение информации
- Б) исключение лишнего
- В) восстановление хронологической цепочки
- 2.К разделам «Царь Михаил Федорович» и «Царь Алексей Михайлович» сформулируйте вопросы к тексту. Начинающиеся со слов:
- А) «Кто…?»; «Что…?» (2 вопроса)
- Б) «Почему…?» (1 вопрос)
- В) «Сравните … ?» (1 вопрос)
3. Выполните следующие задания:
А) Продолжите фразу: «Бояская Дума – это …»
Б) Бояре+ окольничие+ думные дворяне+ думные дьяки=
В) Дайте приказам современные называния министерств и ведомств:
Ямской приказ – министерство связи
Разбойничий приказ –
Челобитный приказ –
Посольский приказ –
4. По каким признакам сгруппированы следующие люди?
Феодалы из думных + московские чины + городовые дворяне +боярские дети =
Стрельцы + городовые казаки + пушкари =
Солдатские + рейтарские + драгунские полки =
5.Продолжите предложения:
«Я считаю, что государственный строй в России в 17 веке…
Потому, что…
Я могу доказать это тем, что…
Исходя из этого, я делаю вывод, что…»
6. Заполните таблицу:
Судебник 1497г.
Судебник 1550г.
Ограничение выхода крестьян
Соборное уложение 1649г
Выплата пожилого
Использование на занятиях блочно-модульной технологии, построение урока от ученика, вовлечение каждого участника учебно-воспитательного процесса в деятельность по овладению новых знаний, посильная нагрузка и дозированность домашнего задания все это отражается на качестве преподавании истории и уровне обученности.