СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Блочно-поурочно-зачетная система в преподавании истории

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Блочно-поурочно-зачетная система в преподавании истории»

муниципальное образование Щербиновский район

станица Старощербиновская


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1 им. Ляпидевского

муниципального образования Щербиновский район

станица Старощербиновская









Авторское описание педагогического опыта.

Блочно-поурочно-зачётная система в преподавании истории





Составил преподаватель

истории и обществознания

высшей категории МБОУ СОШ № 1

Сергиенко В.А.


















ст. Старощербиновская

2024 год.

Блочно-поурочно-зачетная система.


I. ВВЕДЕНИЕ.


I. Цели:

1. Формирование логического мышления;

2. Умение воспринимать и обрабатывать учебный материал, строить логические цепочки;

3. Сравнивать материал, анализировать и синтезировать его;

4. Обосновывать свой ответ;

5. Формирование активной жизненной позиции;

6. Воспитание через предмет любви к Родине.

II. Свойства:

1. Позволяет воспринимать материал зрительно, ауди и моторно;

2. Приучает классифицировать материал по сложности и по объему информации;

3. Умение работать самостоятельно;

4. Дает возможность углубить межпредметные связи.

III. Преимущества:

1. Приобщает учащихся к навыкам научной работы (анализ-синтез текста, его классификация, логическая обработка и т.д.);

2. Позволяет систематизировать знания;

3. Требует умения обосновывать и отстаивать свою точку зрения;

4. Позволяет применять ранее полученные знания для самостоятельной работы с новым материалом;

5. Умение обращаться к раннее изученному материалу при работе с новым;

6. Открывает широкие возможности для дифференцированного обучения во всех структурных подразделениях системы с использованием новых ИКТ.

IV. Мультимидийные объекты:

- таблицы;

- опорные схемы;

- карты;

- словари терминов;

- иллюстрации;

- фотографии;

- макеты и поделки;

- DVD;

- презентации.

- 2 -

V. Содержание элементов блока:

- опорные схемы;

- разноуровневые задания;

- зачеты: тестовые, письменные, устные, групповые, индивидуальные.

VI. Дополнительные элементы системы:

- научно-исследовательские работы;

- рефераты;

- доклады;

- сообщения;

- презентации.

VII. Модели блочной системы:

1. Урок-конференция;

2. Урок-семинар;

3. Урок-диспут;

4. Урок-лекция;

5. Урок с применением игровых форм.

VIII. Особенности восприятия блочной системы:

1. Тщательная проработка учителем разноуровневых домашних и дополнительных заданий;

2. Блочное изложение материала;

3. Изучается все, что записано (постоянное повторение учебного материала);

4. Материал приспосабливается к уровню аудитории, что позволяет дифференцировать его между классами;

5. Позволяет ученику заниматься самообразованием;

6. Раскрывает интеллектуальный и творческий потенциал учащихся.


II. СТРУКТУРА БЛОЧНО-ПОУРОЧНО-ЗАЧЕТНОЙ СИСТЕМЫ.


Преподавание истории в старших классах должно быть направлено на закрепление и углубление знаний учащихся по истории России и мира с древнейших времен до наших дней, на выработку навыков работы с тестами, которые в последнее время практикуются на вступительных экзаменах в вузах.

Изучение истории в старших классах основано мною на блочно-поурочно-зачетной системе. Блочная подача материала дает возможность учащимся во-первых, проследить взаимосвязь различных разделов наук о истории; во-вторых, представить материал по сквозной теме в единстве; в-третьих,

- 3 -

формирует логическое мышление и позволяет сравнивать материал, анализировать и синтезировать его; в-четвертых, прививает умение воспринимать и обрабатывать учебный материал, строить логические цепочки. При этом высвобождается время для совершенствования структурирования текста учащимися.

Свойства блочно-поурочно-зачетной системы позволяют учащимся воспринимать материал зрительно, ауди и моторно; приучают классифицировать материал по сложности, значимости и по объему информации, дают возможность подготовить школьников к выпускным экзаменам в форме ЕГЭ.

Структура блочно-поурочно-зачетной системы:

1. Строго подобранный учебный материал;

2. Продуманная логическая цепочка;

3. Опорная схема;

4. Изложение материала;

5. Закрепление материала;

6. Предзачетная подготовка;

7. Проверка знаний в форме зачета.

Ознакомление учащихся с условиями обучения происходит в начале учебного года. Необходимо рассказать ученикам о том, что проверка их знаний и умений будет проводится с помощью тематических зачетов, о системе оценивания зачетов и об условиях выставления годовых оценок. Также ученики должны знать, что в самом начале изучения каждой темы им будет предъявлен список вопросов блока, которые они должны знать, для того чтобы успешно справиться с зачетом.

Вместе с тем нужно отметить, что правила оценивания зачетов и выставления итоговой оценки будут выдерживаться строго по отношению ко всем ученикам – и самым сильным и самым слабым.


III. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ БЛОЧНО-ПОУРОЧНО-ЗАЧЕТНОЙ СИСТЕМЫ.


Для того, чтобы успешно работать по блочно-поурочно-зачетной системе в старшем звене, необходимо учащихся готовить с пятого класса. В пятом классе школьники учатся составлять развернутый план и выбирать главное из большого объема учебного материала. В шестом и седьмом классе учащиеся работают с таблицами, учатся их составлять и обрабатывать,

- 4 -

делать выводы, при изучении некоторых тем учителем используется опорная схема и элементы блока. Ребята учатся строить логические цепочки. Обязательно необходимо уделять внимание на закрепление уже полученных навыков и умений учащимися. В восьмом классе учащиеся должны знать, что любой учебный материал – это взаимосвязь важнейших событий и фактов, представлений, суждений и понятий. Связи и отношения этих элементов определяют логическую структуру материала. Одно и то же содержание учебника можно представить в разных логических структурах. Для учащихся важно четко представлять эту структуру: систематизированные знания легче усваиваются, прочнее удерживаются в памяти, легче используются как орудия познания. Этот тип переноса знаний, как утверждают психологи, сердцевина педагогического процесса. Структуре удобно придать наглядный характер с помощью структурно-логических схем. Каждый логический элемент схемы представляется в виде прямоугольника с соответствующим названием. Прямоугольники соединены стрелками в соответствии с логической связью элементов. Схема должна быть простой, легко обозримой; для этого ее не следует перегружать второстепенным материалом. Логическая схема помогает учителю оптимизировать структуру учебного материала, увидеть тему в ее существенных связях и отношениях, устранить второстепенный и дублирующий материал, не сковывая творчество учителя. Поэтому в восьмом классе школьники учатся составлять структурно-логические цепочки и схемы. Каждая схема включает основной учебный материал урока и может быть использована как опорный конспект при объяснении нового или пройденного материала, закреплении и обобщении, при подготовке учащимися домашнего задания. Структурно-логические схемы можно дополнять демонстрационными материалами в виде карт, таблиц, рисунков, интерактивных презентаций. На этом этапе обучения мною используются элементы зачетной системы в форме тестовых заданий.

В старшем звене процесс обучения построен так, чтобы были задействованы все элементы блочно-поурочно-зачетной системы, начиная от строго подобранного учебного материала и заканчивая предзачетной подготовкой и зачетным уроком. Причем вопросы зачета объявляются учащимся в начале изучения каждой темы. Зачеты могут проводиться как в устной, так и в письменной форме.

Более подробно хочется остановиться на изучении нового материала. Действия учителя при введении нового материала должны быть ориентированы на решении двух задач:


- 5 -

1. Добиться от всех учеников достижения обязательных результатов обучения.

2. Обеспечить возможность учащимся достигнуть повышенного уровня подготовки, развития их способностей.

Эти взаимосвязанные цели определяют мою работу по блочно-поурочно-зачетной системе. Блочная подача материала позволяет мне более экономно и целесообразно расходовать учебное время. Идея блочного планирования состоит в том, что материал нескольких мелких тем объединяется в более крупные порции, излагается на уроке единым блоком, и затем весь этот блок отрабатывается в ходе практических работ, контрольных работ и зачетов. Но экономия времени и усилия учащихся становятся больше, когда я применяю дифференцированный подход к излагаемому материалу. Например, при изучении правления Ивана Грозного я даю задание составить блок более сильным ребятам, а сам работаю со слабыми учащимися. Это позволяет уделить больше внимания тем ребятам, у которых не получается структурировать текст и заодно проверить их уровень знаний по пройденной теме. Кроме этого при составлении блока учебное время экономится за счет отказа от излишней детализации обоснований.

После изложения учебного материала крупным блоком, его закрепление провожу либо по всему блоку, либо отрабатываю последовательно каждую небольшую порцию материала.


IV. РАБОТА С ПОДВИЖНЫМИ ГРУППАМИ УЧЕНИКОВ.


Как уже было отмечено выше, блочно-поурочно-зачетная система позволяет проводить дифференцированное обучение учащихся на уроке. Для этого формируются три подвижные группы – тех, кто уже овладел материалом на обязательном уровне и стремится к дополнительному, углубленному изучению истории; тех, кто уже практически овладел материалом на обязательном уровне и тех, кто еще его не достиг.

Почему эти группы подвижные? Да потому, что ученик, сегодня не владеющий основными знаниями и умениями, завтра может достигнуть обязательного уровня подготовки по изучающемуся материалу. Тем самым он как бы перейдет в другую группу. То есть, говоря о подвижных группах, я подразумеваю, что их состав может меняться от урока к уроку. Например, по результатам выполнения проверочной работы, домашнего задания, обучающей самостоятельной работы учащихся на предшествующем этапе


- 6 -

урока, по информации о достижении уровня обязательной подготовки, полученный по любым другим каналам обратной связи.

Методика работы с подвижными группами может быть различной. Разный материал имеет свою специфику. Кроме этого, очень много зависит от конкретных условий, сложившихся в классе на текущий момент. Приведу лишь некоторые примеры о способах работы с учащимися в разных ситуациях.

1. Пусть учитель изложил определенный фрагмент темы в ходе совместной работы с классом, провел первичное закрепление материала и небольшую проверочную работу по выполнению заданий обязательного уровня. К этому моменту некоторые ученики овладевают обязательными умениями и могут перейти к заданиям повышенного уровня. Но, как правило, значительная часть учащихся еще не усвоила материал, не овладела в полной мере обязательными умениями. В этом случае учитель может предложить небольшой группе учащихся самостоятельную работу на более высоком уровне, а основное внимание направить на остальных. Например, для I группы учащихся дается задание сравнить внешнюю политику России времен Ивана Грозного и периода 30-80-х гг. XVII в. Вопросы для сравнения учащиеся придумывают сами. Для II группы школьников предлагается задание самостоятельно составить блок по следующим вопросам:

1). Основные задачи внешней политики России в XVII в.

2). Охарактеризуйте причины, ход и итоги войны России с Польшей и

Турцией.

3). Вечный мир России с Польшей.

Задание для III группы учащихся. Составить развернутый план, опираясь на текст учебника.

2. Иногда предлагая ученикам задание, только рекомендую, а не жестко предписываю им, с какой группой они должны в данный момент работать. Ученики, как правило, следуют этим рекомендациям, так как слабые заинтересованы в подготовке к благополучной сдаче зачета или другого вида проверки знаний, а сильные в выполнении более интересных и престижных заданий. В то же время разрешение самому выбирать на каком уровне работать повышает ответственность ученика, приучает его к правильной самооценке своих возможностей.


V. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ЗАЧЕТОВ.


Содержание зачетов охватывает подлежащий усвоению материал всех

- 7 -

вопросов блока. Оно тесно связано с содержанием учебников по истории России с древнейших времен до наших дней.

Каждый зачет состоит из двух частей: обязательной и дополнительной. Обязательная часть зачета нацелена на проверку достижения обязательного уровня усвоения материала. Она и составляет содержание тематического зачета и по ее выполнению определяется сдал учащийся или не сдал его.

Дополнительная часть зачета направлена на проверку овладения темой на повышенном уровне. Ее выполнение позволяет ученику получить дополнительно одну из оценок «4» или «5». Основное назначение дополнительной части – дифференцировать учащихся по уровню их подготовки, а также стимулировать школьников, которым хорошо дается предмет.


VI. ПРОВЕДЕНИЕ ТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАЧЕТОВ.


Зачеты проводятся по материалу каждого блока. Лишь в этом случае достигается достаточно полная проверка усвоения материала курса на обязательном уровне. Кроме того, если проводить зачеты от случая к случаю, то они не будут оказывать дисциплинирующего влияния на учащихся.

Зачеты сдаются всеми учениками и проводятся на уроке. Желательно спланировать работу так, чтобы после зачета оставалось время для ликвидации обнаруженных недочетов.

Зачеты могут проводиться в различной форме. Если они проводятся письменно, то его организация напоминает обычную контрольную работу: ученик получает задание, выполняет его в отведенное время и сдает учителю на проверку. Отличие зачета от контрольной работы состоит лишь в его содержании и необходимости его пересдачи в случае отрицательного результата.

При устной форме зачета учащийся, как на устном экзамене, получив задание, некоторое время готовится к ответу по нему. При необходимости учитель задает учащимся дополнительные вопросы. Кроме этого, по устной форме зачета можно привлекать сильных ребят для проверки уровня знаний у остальных учащихся. Для проверки объективности выставления оценок сильными ребятами, учитель выборочно опрашивает любого учащегося уже получившего отметку и если отметка не подтверждается, то наказывается снижением отметки тот учащийся, который принимал зачет.

Иногда среди учеников класса встречаются настолько слабые


- 8 -

учащиеся, которым не под силу подготовиться, и сразу сдать всю тему, а гораздо легче сдавать ее по частям. Поэтому можно учителю применять в классе в целом тематический зачет, для самых слабых учеников разделить материал темы на части и разрешить этим детям сдавать зачет отдельными порциями.


VII. ПЕРЕСДАЧА ЗАЧЕТА.


Если ученик не получил положительную отметку за зачет, то он должен этот зачет пересдать. Пересдаются все вопросы зачета, и даже те, которые учащийся хорошо знает.

Очень важно провести пересдачу зачета как можно скорее, чтобы долги учащихся не накапливались и не затрудняли изучение дальнейшего материала. Обычно для пересдачи зачета ребятам отводится неделя. Если в установленный срок зачет не пересдается, то двойка выставляется в журнал.


VIII. СДАЧА ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ.


Более подробно надо упомянуть и о ходе практических работ. Задача практических работ является закреплением навыков учащимися при составлении таблиц и презентаций по культуре России с древнейших времен до наших дней. Практические работы в зачеты не входят, но учащиеся обязаны показать уровень своих знаний по данной теме, при собеседовании с учителем или же решив тест.

Итоговое оценивание школьника (за четверть, полугодие, год) непосредственно зависит от результатов сдачи проверочных контрольных работ, практических работ и зачетов. Положительная итоговая оценка выставляется ученику в том и только в том случае, если все зачеты за этот период обучения им сданы. Если по каким-либо причинам ученик к концу четверти или же полугодия не смог сдать все зачеты, то рекомендуется его не аттестовать за данную четверть или полугодие до тех пор, пока он не погасит свою задолженность.

Наглядно с блочно-поурочно-зачетной системой можно познакомиться посмотрев презентацию, которая прилагается к описанию данного педагогического опыта.




- 9 -